Методическая разработка внеурочного мероприятия: «Политические символы современной России»
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)
Форма внеурочного мероприятия – занятие - игра - аукцион (8-9 класс)
Цели и задачи внеурочного мероприятия:
- В форме игры закрепить и актуализировать изучаемый материал по теме «Политические символы современной России; в форме эффективного поиска подхода к решению поставленной задачи, в том числе, путем вовлечения учащихся в игровую деятельность, способствовать воспитанию уважения к государственным символам Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.zanyatie-auktsion_politicheskie_simvoly_sovr._rossii_uchitel_salnikova_g.d.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
(МАОУ СОШ №1)
_____________________________________________________________________________
Всероссийский педагогический конкурс
«СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Направление - воспитательная работа
Вид работы – разработка внеурочного занятия
Методическая разработка внеурочного мероприятия:
«Политические символы современной России»
Автор работы:
Сальникова Галина
Дмитриевна,
учитель истории и
обществознания
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Лабытнанги ЯНАО
г. Лабытнанги
2019 г
1
Методическая разработка внеурочного мероприятия:
«Политические символы современной России»
Форма внеурочного мероприятия – занятие - игра - аукцион
Цели и задачи внеурочного мероприятия:
- В форме игры закрепить и актуализировать изучаемый материал по теме «Политические символы современной России; в форме эффективного поиска подхода к решению поставленной задачи, в том числе, путем вовлечения учащихся в игровую деятельность, способствовать воспитанию уважения к государственным символам Российской Федерации;
- Ознакомиться с технологией проведения игры - аукциона, интегрировать знания, полученные на уроках истории, обществознания, экономики (предметные УУД);
- Развивать навыки в работе с первоисточниками, документами, умения формулировать и конкретизировать ответ на вопрос (метапредметные УУД);
- Воспитывать объективность в самооценке, стремление к здоровому соревнованию (личностные УУД).
Применяемые технологии: игровые технологии
Аудитория проведения внеурочного мероприятия: класс с социально - гуманитарной или социально-экономической направленностью профилизации (8,9 класс)
Время для проведения : 60 мин.
Средства проведения мероприятия :
Для проведения данного мероприятия необходимы следующие материалы:
- Карточки-номера участников аукциона
- Лицевой счет участника аукциона
- Обозначения рабочих мест (таблички), а также нагрудные бейджики для банковской группы, пресс-группы, ассистента, блокноты, перечень аукционных вопросов (лотов)
- Примерный перечень вопросов корреспондентам для проведения интервью.
- Призы для награждения победителей аукциона.
- Гонг - деревянный молоток и металлический диск
- Магнитофон – для музыкальных и рекламных пауз
- Компьютерная презентация-слайд с текстом: «Тема урока», «Цели и задачи урока»,
- «Критерии оценок»
- Бумажные банкноты, изготовленные на ксероксе- «мини- деньги»
1.Подготовительный этап подготовки к игре – аукциону
Учителю истории и обществознания или педагогу дополнительного образованния в первую очередь необходимо:
- Подготовить план проведения мероприятия, содержание, правила игры – аукциона;
- Продумать и подготовить вопросы и ответы для данной игры, обозначить перед обучающимися круг вопросов, выносимых на урок, подготовить список необходимой литературы;
- Подготовить материальное обеспечение внеклассного мероприятия;
- Провести инструктаж групп обеспечения мероприятия (банковской группы, пресс-группа, ассистент).
Ход занятия:
1.Вступительное слово ведущего
- Объявление темы, постановка целей (задач) , разъяснение правил, действующих в период занятия – аукциона. Распределение обучающихся по группам и рабочим местам, заранее оснащенным всем необходимым.
- Выдача денежных кредитов по журналу учета движения денежных средств. (ответственные.: банковская группа)
2. Основная часть
1 этап (тур)
- Разыгрываются вопросы, относящиеся к основной тематике мероприятия.
- Ведущий аукциона четко объявляет первый вопрос, объявляется денежное вознаграждение за правильный ответ на вопрос, например, 500 условных единиц.
- Первоначальная стартовая цена – 100 у.е. Аукционный шаг согласно правилам - 100 у.е.
- Ведущий аукциона обращается к участникам аукциона: «Кто желает купить объявленный лот, т.е. право ответа на прозвучавший вопрос? (участники поднимают свою карточку – номер) Аукционист предлагает: «Кто больше?» (если не будет желающих купить объявленный лот, то он снимается до окончания аукциона, в конце аукциона он может прозвучать вторично)
- По окончанию торгов по первому лоту участник, выкупивший его, отвечает на поставленный вопрос. В случае правильного ответа участник аукциона получает объявленное вознаграждение (бумажные мини – деньги) Если участник аукциона неверно ответил на вопрос, то он, согласно правилам игры выплачивает штраф – 100 у.е., а вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, выплаченные за этот лот (вопрос) участнику аукциона, неправильно ответившему на него, не возвращаются.
- Затем подобным образом разыгрываются последующие лоты (вопросы).
- По завершении торгов первого тура, ведущий подводит итоги, привлекает при этом банковскую группу, представляет пресс-группе взять интервью у всех участников игры-аукциона.
- Затем объявляется музыкальная рекламная пауза.
2 этап (тур)
- Ведущий аукциона (учитель) объявляет начало торгов второго тура по той же схеме (использованный в первом туре)
- По группе вопросов можно применить новую форму торгов – полузакрытый лот (неизвестный вопрос по объявленной теме, разделу). В этом случае участники аукциона не знают конкретного вопроса. Цена вознаграждения за правильный ответ возрастает, правила остаются прежними. Например, ведущий объявляет: «Предлагается к торгам неизвестный вопрос, а участник, выкупивший лот, отвечает на прозвучавший вопрос», и далее, согласно правилам, либо вознаграждение (если ответ правильный), либо штраф.
- Завершив торги второго тура, ведущий аукциона организует подведение его итогов по схеме, примененной в первом туре с определением победителя игры – аукциона.
- Ведущий может предложить всем участникам аукциона разыграть закрытый лот – «Черный ящик» с неизвестным вопросом из названной темы.
- Выигравший торг получает право ответа на этот вопрос. Озвучивает его и после определенной паузы (возможно, музыкальной) – примерно 1 -2 минуты – дает ответ. Вознаграждение осуществляется в соответствии с правилами.
3 .Заключительный этап
- Обсуждение с учащимися результатов игры- аукциона:
- Выяснить, понравилась ли им такая форма проведения занятия, насколько она была эффективна ждя приобретения знаний по тематике (рефлексия);
- Собрать карты самоконтроля и предложений учащихся;
- Подвести итоги внеурочного мероприятия (рефлексия);
- Проанализировать совместно с учащимися выполнение задач мероприятия;
- Разобрать сложные и важные вопросы и те вопросы, на которые ученики не смогли дать ответы;
- Уточнить и дать необходимые ответы, учащиеся запишут их в рабочие тетради, побывав затем, на следующий день, на уроке.
- Объявить обучающимся результаты игры и дать оценку действиям играющих.
Приложение 1
Правила игры - аукциона
- Аудитории задается конкретный вопрос
- Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов
- Первоначальная цена лота – 100 у.е. Торговый (аукционный) шаг – 100 у.е.
- Называя свою цену, участник должен поднять карточку со своим номером.
- Участник, купивший лот, выплачивает в банке сумму, за которую он выкупил данный лот.
- За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке.
- Если участник аукциона неверно ответил на поставленный вопрос, то он выплачивает в банке штраф в сумме 100 у.е. а этот вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, выплаченные за этот вопрос, участнику не возвращаются.
- Если у участника закончились деньги, то он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 у.е. под 50% годовых.
- За некорректное поведение на аукционе штраф -100 у.е. (некорректность поведения оценивается ведущим аукциона)
- Критерии оценок:
- Если участник заработал свыше 6000 у.е., то он оценивается на «отлично» с выставлением оценки в классный журнал (при желании, на последующих уроках):
- от 3000 до 5999 – оценка «хорошо»
- от 1000 до 2999 – оценка «удовлетворительно»
- оценочные показатели банковской группы. работников пресс – центра и ассистента оговариваются контрактом с ведущим аукциона.
11. Правильность ответа определяет ведущий аукциона (учитель) либо, в спорных случаях, экспертная комиссия.
Приложение 2
Примерные вопросы для проведения игры – аукциона по теме:
««Политические символы современной России»
№ п/п | Вопрос аукциона | Сумма вознаграждения за правильный ответ (у.е.) |
1 | Кому принадлежит идея создания бело-сине-красного триколора? | 100 |
2 | В Российской империи в середине XIX века параллельно существовало два флага: национальный «де-юре» и национальный «де-факто», причём предпочтения населения повсеместно отдавались последнему. Опишите цветовую гамму этих флагов:? | 200 |
3 | Какой русский царь и когда закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи? | 300 |
4 | До какого периода начала XX века существовал в качестве государственного бело-сине-красный флаг? | 200 |
5 | Когда исторический флаг России становится вновь официальным флагом Российской Федерации | 200 |
6 | Когда, какого числа и месяца отмечается День государственного флага России? | 200 |
7 | Что такое герб и каково происхождение этого слова? | 300 (150+150) |
8 | Из какой страны был заимствован двуглавый орел? | 100 |
9 | При каком царе стал использоваться герб с двуглавым орлом? | 100 |
10 | В гербах каких странах используется орел? | 500 |
11 | Опишите как выглядел большой государственный герб Российской империи ? | 500 |
12 | Когда он был принят в Российской империи как официальный герб? | 200 |
13 | Что держит в лапах Государственный орёл на государственном гербе Российской империи? | 200 |
14 | До какого периода данный герб просуществовал в нашем государстве после революции 1917 г.? | 200 |
15 | Когда и кем двуглавый орел был вновь утвержден Государственной Думой РФ? | 200 |
16 | Что такое гимн? | 100 |
17 | Каково происхождение слова «гимн»? | 200 |
18 | Когда появился первый официальный государственный гимн Российской империи и как он назывался? | 300 (150+150) |
19 | Когда был создан новый государственный гимн СССР и где он впервые прозвучал? | 300 (150+150) |
20 | Кто авторы музыки и слов советского гимна? | 200 (100+100) |
21 | Чье и какое произведение стало гимном государства в 1990 году? | 200 (100+100) |
22 | Когда был утвержден современный гимн РФ и кто его авторы? | 200 (100+100) |
23 | Какие чувства вызывает у вас звучание гимна? | 100 |
24. Вопрос: Что символизирует герб Московского княжества? (400 у.е.)
25.Вопрос: Какова история герба, изображенного на рисунке? Из какой страны он родом? (500 у.е.)
26. Соотнесите даты и названия создания гимнов в истории нашего государства:
А. Гимн Российской империи 1. 1944
Б. Гимн СССР 2. 2001
В. Гимн Российской Федерации 3. 1833
(300 у.е.:100+100+100)
27. Вопрос: Каково происхождение данного герба и кто изображен в его центре?
(300 у.е.: 150 +150)
Приложение 3
Ответы на вопросы игры - аукциона
№ п/п | Вопрос аукциона |
1 | Ответ: Петру 1, российскому императору |
2 | Ответ: В империи параллельно существовало два флага: чёрно-жёлто-белый — национальный «де-юре» и бело-сине-красный — национальный «де-факто», причём предпочтения населения повсеместно отдавались последнему. |
3 | Ответ: Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.
|
4 | Ответ: до апреля 1918 года, пока не был утвержден советской властью красный флаг в качестве национального российского флага |
5 | Ответ: 21 августа 1991 г. Верховный совет РСФСР постановил «считать исторический флаг России – полотнище из разновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой – официальным флагом РФ» |
6 | Ответ: День государственного флага России отмечается 21 августа |
7 | Ответ: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, официальных документах и т.д. Происхождение этого слова - от нем. – «наследство» |
8 | Ответ: двуглавый орел был заимствован из Византии |
9 | Ответ: при Иване III впервые стал использоваться герб с двуглавым орлом |
10 | Ответ: В гербах отдельных странах используется орел: Австрия, германия, Ирак, Испания, Польша, Сирия и др. Двуглавый орел –в гербах Албании и Сербии |
11 | Ответ: Большой государственный герб Российской империи (1882) представлял собой следующее: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. |
12 | Ответ: Был принят в Российской империи как официальный Герб в 1882 году при Александре III |
13 | Ответ: Государственный орёл держит золотые скипетр и державу |
14 | Ответ: Герб с двуглавым орлом просуществовал в нашем государстве до лета 1918 г. и позже заменен на герб с изображением серпа и молота на красном щите. |
15 | Ответ: Двуглавый орел был вновь утвержден Государственной Думой РФ в 1993 году Указои Президента Б.Н. Ельцина |
16 | Ответ: Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. |
17 | Ответ: Происхождение слова «гимн от древнегреч. –«гимено» - петь, прославлять |
18 | Ответ: Первый официальный государственный гимн Российской империи появился в 1833 г. и назывался «Боже, Царя храни» |
19 | Ответ: В 1944 году был создан новый государственный гимн СССР, который впервые прозвучал по радио в ночь на 01 января 1944 г. |
20 | Ответ: Авторы музыки и слов советского гимна – поэт С. Михалков, композитор –А. Александров. |
21 | Ответ: Гимном государства в 1990 году по решению Верховного Совета РСФСР стало произведение М. Глинки «Патриотическая песнь» |
22 | Ответ: В 1993 году был утвержден современный гимн РФ, его авторы - А. Александров и С. Михалков (изменен текст) |
23 | Ответ: (свободный ответ) |
24 | Ответ: На гербе Московского княжества изображен Георгий Победоносец, поражающий змея», символизировал борьбу Московского княжества с татаро-монгольским игом. |
25 | Ответ: появился в конце XV века. «Двуглавый византийский орел». -символизировал преемственность московского царства с Римской и Византийской империями, принят в царствование ИванаIII, будучи женатым на византийской принцессе Софье Палеолог |
26 | Ответ: А – 3, Б – 1, В -2 |
27 | Ответ: «Двуглавый орел с гербом Москвы на груди» . в его центре изображен Георгий Победоносец - символизирует преемственность со славным историческим прошлым, величие государства. |
Список литературы по теме «Государственные символы России»
Атамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф. и др. Герб и флаг России. X-XX века. – М., 1997.
Боевые знамена на Параде Победы 24 июня 1945 г. Каталог. – М., 1990.
Бойнович А.Д., Шабанов Ю.А., Купрюхин В.А., Патрикеев С.Б. Знаки и жетоны Российской империи. – СПб, 1994.
Васюков А.И., Горшков В.В., Колесников В.И., Чистяков М.М. Бумажные денежные знаки России и СССР. – СПб, 1993.
Вилинбахов Г.В. Флаги России // Наука и жизнь. 1990. № 12.
Вилинбахов Г.В. Родословная Российского орла // Родина. 1993. № 1.
Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец. – СПб., 1995.
Гайдуков П.Г. Медные русские монеты конца XIV-XVI веков. – М., 1993.
Государственная символика России / Под ред. С.И. Козленко. – М., 2002.
Дегтярев А.Я. История Российского флага (легенды, факты, споры). – М., 1994.
Дегтярев А.Я. История Российского флага. – М., 2000.
Драчук В.С. Рассказывает геральдика. – М., 1977.
Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. – М., 1993.
Каменцева Е.И. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
Клоков В.А.. Кружалов В.В. Государственные символы России. – М., 2002.
Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже царя храни…: История первого российского гимна. – М., 1998.
Лакиер В.И. Русская геральдика. – М., 1990.
Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Электроэнергетика России"
Тема урока: Электроэнергетика Цели: сформировать представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны. Задачи: Обучающая: углубление зна...
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II....
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III....
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Материал к внеклассному мероприятию "Политический турнир "Избранный"(по основам избирательного права для учащихся 9-11 классов)
Дидактический материал и презентация к внеклассному мероприятию для учащихся 9-11 классов по основным вопросам избирательного права....
Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».
Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....