Материал к внеклассному мероприятию "Политический турнир "Избранный"(по основам избирательного права для учащихся 9-11 классов)
методическая разработка по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Мелузова Светлана Вениаминовна

Дидактический материал и презентация к внеклассному мероприятию для учащихся 9-11 классов по основным вопросам избирательного права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskiy_turnir.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Политический турнир «Избранный» (по итогам изучения темы: «Избирательное право»). Методическая разработка для учащихся 9-11 классов.

Цели:

  1. Способствовать развитию правовой культуры учащихся, гражданственности и социальной активности;
  2. Создать условия для реализации учащимися знаний в области избирательного права в конкретных жизненных ситуациях.
  3. Формировать гражданское самосознание, дух состязательности, умение работать в коллективе.

Оснащение: мультимедийная установка, электронная презентация игры, карточки-задания, ролик на тему: «Избирательное право».

Ход игры.

Просмотр ролика на тему: «Избирательное право»

Ведущий: «Друзья, позвольте поприветствовать вас на нашем турнире эрудитов избирательного права. Совсем недалек тот день, когда вы перешагнете порог школы и, став немного взрослее, примете участие в очень важном политическом событии в жизни современного общества - выборах.
     Выборы - действительно важное событие для каждой страны, для всех ее граждан, ведь на них во многом определяется каким быть будущему. А ведь к каждому важному событию нужно готовиться заранее. Каждый из здесь присутствующих обладает определенным багажом правовых знаний и наверняка задумывался о таких понятиях как "гражданство", "ответственность", "права и обязанности". Сегодня каждый из нас станет зрителем или участником Турнира знатоков избирательного права", в процессе которого пополнит свои знания или будет иметь возможность их продемонстрировать.
     Прошу вас - поприветствуем наши команды! (аплодисменты)
     А теперь я представлю членов жюри ............. (ведущий представляет членов жюри, звучат аплодисменты).Итак, мы начинаем.

Первый конкурс нашего турнира называется «Блиц-опрос». Я буду поочерёдно задавать вопросы командам, в течение 30 секунд они должны на них ответить. Если какая-то  из команд затрудняется с ответом, ход переходит к следующей команде. Жюри оценивает каждый правильный ответ в 1 балл.

Вопросы для блица:

1.      Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).

2.      Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).

3.     Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов (избирательный участок).

4.      Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).

5.      Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).

6.      Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления (депутат).

7. Среди законов высшей юридической силой обладает (Конституция)

8. Сколько Конституций принималось в нашей стране (РСФСР, СССР, РФ) после Октября 1917года. (5)
9. Действующая Конституция РФ была принята… (1993)
10. Депутатам Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший какого возраста? (21 год)
11. Торжественный акт введения в должность вновь избранного президента, сопровождающиеся ритуальными действиями (инаугурация)
12.Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с какого возраста?  (18)
13.Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе … лет? (35)
14. Председатель Государственной Думы РФ (Нарышкин Сергей Евгеньевич)

      15.Как называется Нижняя палата Российского парламента? (Государственная Дума).
Жюри подводит итоги.

Ведущий: «Переходим ко второму туру нашего турнира. Он называется «Избиратель и закон» Каждый гражданин , собираясь  участвовать в выборах,  которые проводятся в стране должен знать избирательное законодательство России  и  командам необходимо  ответить на основные вопросы избирательного права.   Каждой команде выдается  опросный лист, состоящий из 10 вопросов.  Время на обдумывание -5 минут. За каждый правильный ответ жюри выставляет по 1 баллу.     Приложение № 1 .

Ведущий: «Переходим к третьему конкурсу, он называется: «История избирательного права».По правилам этого конкурса на обдумывание ответа каждой команде дается 1 минута. За каждый правильный и полный ответ дается по 2 балла. Задача команды дать правильный ответ раньше соперника. Отвечает капитан. Если ответ неправильный, отвечает другая команда. Если команды ответа не знают, могут принять участие в конкурсе зрители. За подсказки с команды снимается 1 балл.

  1. В этой стране первым и последним президентом был один и тот же человек (СССР, М.С. Горбачев)

  1. Царь, впервые даровавший народам Российской империи гражданские права и политические свободы (Николай II).

  1. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав. Перечислите эти категории (женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие).

  1. Немаловажную роль в истории Российского государства 16-17 вв. играли Земские Соборы. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Назовите имена трёх русских правителей, выбранных Земским Собором( 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов).

  1. Древние греки считали, что завладеть властью – трудное дело. А что они считали еще более трудным?(сохранить её за собой).
  2. Граф, государственный деятель, почетный член Петербургской Академиинаук. Был министром путей сообщения, министром финансов, а с 1903 г. –председателем правительства России. Под его руководством  был составлен Манифест 17 октября 1905 г. «О даровании основных гражданских свобод». (C.Ю.Витте).       

Жюри объявляет победителя и результаты за оба конкурса.

Ведущий: «Ни одни выборы не обходятся без наглядной агитации, политических дебатов , выпуска разных брошюр, публикаций информации о предвыборной компании . На уроках обществознания вы узнали какие правонарушения не должны допускаться в период избирательной компании, какие виды ответственности предусматриваются в случаях совершения правонарушения. Накануне игры вы получили задание – нарисовать плакаты  на тему «Правонарушения на выборах». Итак, мы переходим к четвёртому туру нашей борьбы. Он называется «Закон». Но прежде мне бы хотелось представить вашему вниманию сценку: «Правонарушения на выборах». Уважаемые зрители, предлагаю вам поучаствовать в нашем турнире и найти эти правонарушения».

Разыгрывается сценка. Приложение №2

По окончании конкурса жюри выставляет оценки. Оценивается творческий подход к заданию, а также правильно угаданные ошибки. Максимальное количество баллов-7.

Ведущий: «Ну, вот мы и подошли к последнему конкурсу. Это было домашнее задание по теме: «Если бы я был депутатом…». Задание выполнялось в произвольной форме, участники сами выбирали, как они будут раскрывать этот вопрос. Итак, я предоставляю слово капитанам команд».

Начинается 5-й конкурс «Домашнее задание». На защиту проекта командам отводиться 5-6 минут. Максимальное количество баллов-10.

Ведущий: « А сейчас я предоставляю слово председателю жюри…..».

Объявляются итоги турнира, называется победитель, происходит награждение команд.

Ведущий: «Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Сотвори Будущее сам! Каким будет это будущее, зависит только от нас. Я благодарю команды за участие! Всем спасибо».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ВОПРОС

ОТВЕТ

 БАЛ

ЛЫ

1.

Каким документом необходимо воспользоваться для получения избирательного бюллетеня?

2.

Что нужно делать, получив избирательный бюллетень?

3.

Вас попросил сосед проголосовать за него. Как Вы поступите?

4.

Как Вы поступите, если не найдете себя в списках для голосования?

5.

Можно ли помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?

6.

Можно ли советоваться с членами избирательной комиссии по поводу того, за кого голосовать?

7.

На какой срок избирается Президент РФ?

8.

Что такое пассивное избирательное право?

9.

Что означает фраза: « Избирательное право является всеобщим?»

10.

Что означают белый, синий и красный цвета на флаге России?

Общее количество баллов

       

                   

Приложение № 2

Сценка: «Правонарушения на выборах». Разыгрывают учащиеся 6 класса.

Используемая литература:

1. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред.  Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.

2. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.-       М., 2003.-240 с.

3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.

4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005

5. Пронькин В.Н. ,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с

6. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.

7.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией  О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.

8. Уставы ЕАО

9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

презентация по обществознанию "Основы избирательного права"

презентация по обществознанию "Основы избирательного права"...

программа элективного курса "Основы избирательного права"

Программа элективного курса "Основы избирательного права" (35 часов) для 10, 11 классов...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»

Объединение по интересам "Круб будующего избирателя" 1 год обучения 10-11 класс...

Сценарий выступления агитбригады на олимпиаде по основам избирательного права

Данная разработка мероприятия, как пример,  адресована в помощь обучающимся участвующим в постановке театрализованного представления на олимпиаде по избирательному законодательству....

Рабочая программа элективного курса "Основы избирательного права и избирательный процесс"

Данный курс предназначен для учащихся X – ХI классов основной школы и представляет собой  комплекс знаний, необходимых каждому гражданину РФ. Он формирует у учащихся представление о Ро...

Внеклассное мероприятие по теме:«Избирательное право и избирательный процесс» для учащихся 9 -11 классов «ВСЕ НА ВЫБОРЫ!»

Внеклассное мерприятие по теме "Избирательного права и избирательного процесса" для учащихся 9-11 класса "ВСЕ НА ВЫБОРЫ!" На этом мероприятии некоторым ученикам было дано задание п...