Рабочая программа учебного предмета Социология 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта); основных образовательных программ МБОУ СОШУИП № 3; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); учебного плана МБОУ СОШУИП № 3; годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год; авторской программы учителя истории и обществознания МБОУ СОШУИП №3 А.И. Ясенко «Основы социологии 10-11 класс».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Кравченко Введение в социологию. 10-11 класс.

Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_eup_sotsiologiya.doc470 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по элективному учебному предмету

«Социология»

10 – 11  класс

 

Составитель программы

А.И. Ясенко

г. Лабытнанги

2019

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта); основных образовательных программ МБОУ СОШУИП № 3; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); учебного плана МБОУ СОШУИП № 3; годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год; авторской программы учителя истории и обществознания МБОУ СОШУИП №3 А.И. Ясенко «Основы социологии 10-11 класс».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Кравченко Введение в социологию. 10-11 класс.

Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества.

Целью курса является формирование научного представления о социологическом подходе к личности, факторам формирования её социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов.

Исходя из целей учебного курса, ставятся следующие задачи:

  • дать учащимся представление о типологии массовых социальных движений, о формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структуре социальных организаций;
  • сформировать основы социологического анализа;
  • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;
  • воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм и толерантность.

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.

Курс «Социология» является интегративным, пересекающимся с курсами «Обществознание», «Всеобщая история», «История России».

Программа курса состоит из 10 разделов: 1) Социологическое знание, 2) Развитие общества, 3) Культура, 4) Социализация, 5) Социальный контроль, 6) Социальная структура, 7) Социальная стратификация, 8) Неравенство и бедность, 9) Социальная мобильность, 10) Человек в социальной группе - которые подразделяются на темы.

Формы проведения занятий, предусмотренные в курсе «Социология»: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль),  групповые.

Программа рассчитана на изучение в течение 69 часов учебного времени (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе), или в течении 70 часов (в 10 классе – 2 часа в неделю ).

        Программа дополнена списком литературы для учителя и учащихся, необходимым для качественного изучения настоящего элективного учебного предмета.

II. Планируемые предметные результатам освоения содержания элективного учебного предмета «Социология»

В результате изучения программы курса «Социология» учащиеся получают возможность:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
  • основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества.

III. Содержание элективного учебного предмета «Социология»

Раздел 1. «Социологическое знание (6 часов)

Предмет социологии. Методы исследования социологии.

Система научного знания. Место социологии в системе социально-гуманитарных, технических и естественных дисциплин.

Методы исследования социологии. Анкетирование, виды анкетирования. Интервьюирование.

Раздел 2. «Развитие общества» (8 часов)

Признаки общества. Типология признаков. Соотношение понятий «страна», «государство», «общество».

Типология обществ. Виды типологий. Дописьменные и письменные общества. Простые и сложные общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Эволюция общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерного развития.

Социальный прогресс. Прогресс и регресс. Формы прогресса. Социальные, экономические и политические реформы. Краткосрочные и долговременные революции. Понятие модернизации. Органическая и неорганическая модернизации.

Раздел 3. «Культура» (11 часов)

Понятие культуры. Соотношение культуры и цивилизованности.

Состав культуры. Понятие культурной динамики, культурная статика. Материальная и нематериальная культура. Сущность культурного комплекса. Культурный ареал. Культурное наследие и культурные универсалии.

Культурные нормы. Привычки и манеры. Сущность и значение этикета. Роль обычаев и традиций в жизни общества. Обряд, церемония, ритуал. Нравы и законы. Вкусы, мода и увлечения. Верования, знания и мифы. Кодекс чести.

Формы культуры. Элитарная (высокая) культура. Народная культура. Массовая (популярная) культура. Субкультура и контркультура. Культурное разнообразие.

Культурная динамика. Открытия и изобретения. Культурная диффузия. Селективность культуры. Культурный лаг и культурная трансмиссия.

Раздел 4. «Социализация» (8 часов)

Понятие социализации. Роль социализации в жизни общества и человека. Феральные люди.

Значение детства. Биологические предпосылки детства. Родительство как социальное явление. Факторы «удлинения» детства.

Юность. Ролевое бесправие тинэйджеров. Трудности социализации в юношеском возрасте.

Зрелый возраст. Границы зрелости.

Старость. Завершение активного периода социализации.

Агенты и виды социализации. Первичная и вторичная социализация.

Раздел 5. «Социальный контроль» (6 часов)

Понятие социального контроля. Элементы социального контроля. Социальные предписания.

Социальные нормы. Виды социальных норм. Функции социальных норм.

Социальные санкции. Формальные и неформальные санкции. Позитивные и негативные санкции.

Формы социального контроля. Внешний контроль. Внутренний контроль (самоконтроль). Общественное мнение.

Нежелательные формы общественного поведения. Девиантное поведение. Причины делинквентного поведения.

Раздел 6. «Социальная структура» (6 часов)

Общественное разделение труда. Специализация.

Статус личности. Статусный набор. Главный статус. Личный и социальный статусы. Несовпадение статусов. Приписываемый статус. Достигаемый статус. Смешенный статус.

Элементы статуса. Статусная роль. Статусные права и обязанности.Статусный диапазон. Статусные символы. Статусный образ. Статусная идентификация.

Раздел 7. «Социальный стратификация» (5 часов)

Слагаемые стратификации: доход, богатство, престиж, власть. Совокупный социально-экономический статус.

Классовая система. Типологии классов.

Средний класс. Профессионалы – ядро среднего класса. Роль среднего класса в жизни общества и государства.

Стратификация российского общества. От сословий к классам. Бесклассовое общество.  Советская коммунистическая номенклатура. Стратификация советского общества. Своеобразие российской стратификации.

Раздел 8. «Неравенство и бедность» (5 часов)

Измерение неравенства и бедности. Масштабы бедности. Порог бедности.

Уровень жизни. Уровни бедности. Абсолютная бедность. Относительная бедность.

Нищета и депривация.

Субкультура бедности.

Раздел 9. «Социальная мобильность» (7 часов)

Классификация мобильности. Межпоколенная и внутрипоколенная мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность.

Групповая и индивидуальная мобильность.

Структурная мобильность. Факторы структурной мобильности.

Каналы вертикальной мобильности. «Социальные лифты»: армия, церковь, школа, собственность, брак и семья.

Миграция. Виды миграции. Причины эмиграции. Последствия иммиграции.

Социальное закрытие.

Раздел 10. «Человек в социальной группе» (6 часов)

Понятие социальной группы. Социально значимые критерии. Виды социальных групп.

Малая группа. Характерные признаки малой группы. Исходные формы малых групп.  Диада и триада.

Семья. Жизненный цикл семьи. Современная семья. Особенности нуклеарной и многопоколенной семьи.

Этносы. Виды этносов. Характерные черты племени. Особенности народности как этноса. Нация – высшая форма этноса.

Межнациональные отношения. Разновидности межнациональных отношений. Причины межнациональных конфликтов.

Итоговое повторение (2 часа)


Приложение 1

Тематическое планирование элективного учебного предмета «Социология», 10-11 класс.


Раздел, тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Социологическое знание

4

2

Предмет социологии.

2

Система научного знания.

1

Методы исследования.

1

1

ПОУ. Социологическое знание.

1

2

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

6

2

Признаки общества.

1

Типология обществ.

2

Эволюция общества.

1

Социальный прогресс.

2

1

ПОУ. Развитие общества.

1

3

Культура

7

4

Понятие культуры.

1

Состав культуры.

1

Культурные нормы.

2

1

Формы культуры.

1

1

Субкультура и контркультура.

1

1

Культурная динамика.

1

ПОУ. Культура.

1

4

Социализация

7

1

Понятие социализации.

1

Значение детства.

1

Юность.

1

Зрелый возраст.

1

Старость.

1

Агенты социализации.

1

Виды социализации.

1

ПОУ. Социализация.

1

5

Социальный контроль

5

1

Понятие социального контроля.

1

Социальные нормы.

1

Социальные санкции.

1

Формы социального контроля.

1

Нежелательные формы общественного поведения.

1

ПОУ. Социальный контроль.

1

6

Социальная структура

5

1

Общественное разделение труда.

1

Статус личности.

1

Личный и социальный статус.

1

Приписываемый и достигаемый статус.

1

Элементы статуса.

1

ПОУ. Социальная структура.

1

7

Социальная стратификация

4

1

Слагаемые стратификации.

1

Классовая система.

1

Средний класс.

1

Стратификация российского общества.

1

ПОУ. Социальная стратификация.

1

8

Неравенство и бедность

4

1

Измерение неравенства и бедности.

1

Уровень жизни.

1

Нищета и депривация.

1

Субкультура бедности.

1

ПОУ. Неравенство и бедность.

1

9

Социальная мобильность

6

1

Классификация мобильности.

1

Групповая и индивидуальная мобильность.

1

Структурная мобильность.

1

Каналы вертикальной мобильности.

1

Миграция.

1

Социальное закрытие.

1

ПОУ. Социальная мобильность.

1

10

Человек в социальной группе

5

1

Понятие социальной группы.

1

Малая группа.

1

Семья.

1

Этносы. Виды этносов.

1

Межнациональные отношения.

1

ПОУ. Человек в социальной группе

1

Итоговое повторение

2*

Итого

53

17

Всего

70 часов

* Проводится один урок итогового повторения, если курс изучается в 10 и 11 классе по 1 часу в неделю.


Приложение 2

Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету

«Социология» для 10-11 класса.

Дата проведения урока

Раздел, тема урока

КЭС (контрольный элемент содержания в соответствии с кодификатором ЕГЭ)

Коррекция

Раздел 1. Социологическое знание (6 ч.)

Предмет социологии.

Предмет социологии.

Система научного знания.

Методы исследования.

Методы исследования.

ПОУ. Социологическое знание.

Раздел 2. Развитие общества (8 ч.)

Признаки общества.

1.8

Типология обществ.

1.8

Типология обществ.

1.8

Эволюция общества.

1.8

Социальный прогресс.

1.8

Социальный прогресс.

1.8

Социальный прогресс.

1.8

ПОУ. Развитие общества.

Раздел 3. Культура (11 ч.)

Понятие культуры.

1.10

Состав культуры.

1.10

Культурные нормы.

1.10, 3.8

Культурные нормы.

1.10, 3.8

Культурные нормы.

1.10, 3.8

Формы культуры.

1.10

Формы культуры.

1.10

Субкультура и контркультура.

1.10

Субкультура и контркультура.

1.10

Культурная динамика.

1.10

ПОУ. Культура.

Раздел 4. Социализация (8 ч.)

Понятие социализации.

3.13

Значение детства.

3.13

Юность.

3.13

Зрелый возраст.

3.13

Старость.

3.13

Агенты социализации.

3.13

Виды социализации.

3.13

ПОУ. Социализация.

Раздел 5. Социальный контроль (6 ч.)

Понятие социального контроля.

3.9

Социальные нормы.

3.9

Социальные санкции.

3.9

Формы социального контроля.

3.9

Нежелательные формы общественного поведения.

3.9, 3.11

ПОУ. Социальный контроль.

Раздел 6. Социальная структура (6 ч.)

Общественное разделение труда.

Статус личности.

3.12

Личный и социальный статус.

3.12

Приписываемый и достигаемый статус.

3.12

Элементы статуса.

3.12

ПОУ. Социальная структура.

Раздел 7. Социальная стратификация (5 ч.)

Слагаемые стратификации.

3.1

Классовая система.

Средний класс.

Стратификация российского общества.

ПОУ. Социальная стратификация.

Раздел 8. Неравенство и бедность (5 ч.)

Измерение неравенства и бедности.

Уровень жизни.

Нищета и депривация.

Субкультура бедности.

ПОУ. Неравенство и бедность.

Раздел 9. Социальная мобильность (7 ч.)

Классификация мобильности.

3.1

Групповая и индивидуальная мобильность.

3.1

Структурная мобильность.

3.1

Каналы вертикальной мобильности.

3.1

Миграция.

3.1

Социальное закрытие.

ПОУ. Социальная мобильность.

Раздел 10. Человек в социальной группе (6 ч.)

Понятие социальной группы.

3.2

Малая группа.

3.2

Семья.

3.10

Этносы. Виды этносов.

3.4

Межнациональные отношения.

3.5

ПОУ. Человек в социальной группе

Итоговое повторение* (2 ч.)

Итого

70 часов

* Проводится один урок итогового повторения, если курс изучается в 10 и 11 классе по 1 часу в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» для 8 класса на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая  программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с  положениями Конституции Российской Федерации и федеральн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык 11 класс на 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предметаанглийский язык  11 а  классна  2018-2019 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура» 1 класс, начальное общее образование, на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравс...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура» 2 класс на 2018-2019 учебный год

Индивидуальное Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по физической культуре во 2 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообра...