Индивидуальная рабочая программа по курсу обществознания (ОВЗ)
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Неустроева Оксана Ивановна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_plan.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

им.Константинова И.И.-ДэлэгээтУйбаан»

МР «Амгинский улус (район)

"Рассмотрено»                   «Согласовано»                                        «Утверждаю»        

На заседании МО

гуманитарного цикла         зам.директора по УВР                           Директор школы

Протокол №1                      ____________/Слепцова И.С./            ___________ /Никифоров А.И/

«29» августа 2017 г.          «29 » августа 2017 г.                                    «30 » августа 2017 г.                

        

                                Индивидуальная рабочая программа  по курсу

обществознания

для ученика с ОВЗ

(9  класс)

срок реализации 2017-2018 гг.

Принято на заседании

педагогического совета,

протокол №1

"___"_________2017 г.

Учитель: Неустроева Оксана Ивановна

2016-2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

         Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию А.И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  

         По результатом территориальной психолого-медико-педагогического обследования «Обучающийся с ОВЗ» (273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. Ст.2, п.16)

2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

             Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.

            Особенности психического развития детей, занимающихся по индивидуальным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

            Таким образом, курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

             Индивидуальная рабочая программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

             В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Цели

           Преподавание обществоведческого курса для детей, занимающихся по индивидуальной рабочей программе, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

            Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ. 

           Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Для достижения целей ставятся следующие задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

3. Место учебного предмета в учебном плане школы

            Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, и рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Особенность учащегося

         Данилов Илья ученик  9 класса. По результатом территориальной психолого-медико-педагогического обследования установлен статус «Обучающийся с ОВЗ» (273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. Ст.2, п.16) нуждается в создании специальных образовательных условий. Смешанное специфическое расстройство школьных навыков.

        На момент окончания предыдущего  учебного года Илья учился по курсу Обществознания 8 класс на «3».  В целом он успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки ученика позволяет начать освоение курса. Но только во время урока научить излагать свои мысли используя   обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4. Учебно-методическое обеспечение

        Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплекс по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях.

        Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию, и представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Учебники:

  • Кравченко А. И. , Певцова Е .А. Обществознание. Учебники для 9 класса. ООО ТИД «Русское слово»

       По федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющее государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год по предметной линии «Обществознание» был исключен из списка федерального перечня  учебники А.И. Кравченко, вправе использоваться в течении  пяти лет в образовательной  деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа.   По   приказу Министерства образования и науки  Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581.

3.3. Отличительные особенности программы по сравнению с примерной программой

          Рабочая программа по предмету «Обществознание» не имеет отличительных особенностей по изменению количества часов, изменению последовательности изучения разделов по сравнению с Примерной программой.

Темы даны в соответствии с содержанием учебников:

  • Кравченко А. И. , Певцова Е А. Обществознание. Учебники для 9 класса. ООО ТИД «Русское слово».

    Календарно-тематический план соответствует с рабочей программой другими учащимися и не требует изменений. Критерий оценивания для этого ученика облегченная и даются задания средней сложности.

Методы работы с учеником:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения;
  • Методы изложения новых знаний;
  • Методы повторения, закрепления знаний;
  • Методы применения знаний;
  • Методы контроля.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

В результате изучения обществознания в 9 классе ученик должен:

Знать:

  • влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
  • причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
  • факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
  • сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
  • политические режимы: понятие, типы и формы;
  • понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
  • основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
  • основные признаки политических партий, функции и роль;
  • роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
  • историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
  • понятие, структуру конституции;
  • правовое регулирование имущественных отношений;
  • предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
  • основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
  • многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;
  • что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;
  • объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;
  • что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;
  • функции науки, классификацию наук.

  • Уметь:
  • анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
  • уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;
  • объяснять особенности политических режимов;
  • объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
  • сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
  • объяснять сущность разделения властей;
  • называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
  • характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
  • давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
  • анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
  • характеризовать систему местного самоуправления;
  • характеризовать духовную жизнь человека и общества;
  • анализировать привычки, манеры людей;
  • объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;
  • анализировать формы культуры;
  • сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;
  • анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;
  • разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 ч.)

Наименование тем разделов

Количество часов

Введение

1

1

Политическая власть

10

2

Человек и его права

12

3

Духовная сфера общества

7

Контрольные работы

4

Итоговое повторение

1

Итого

35

     Введение 1 ч.

Политическая сфера (10 час)

      Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности.

      Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.  

      Внутренние и внешние функции государства.  Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.  

      Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.  Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.  

       Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

       Человек и его права (12 час)

       Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

        Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

       Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

       Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

       Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

      Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ.           Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

      Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

      Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.  Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

       Сфера духовной культуры (7 час)

       Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

       Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

        Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Критерии оценок знаний, умений и навыков учащегося при ответе на вопросы.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;
  • имеет развитию речь и хорошо владеет терминологией по предмету;
  • умеет делать выводы, опираясь на основные факты;
  • способен задавать разъясняющие вопросы, понимать противоречие между идеями.

Оценка «4»:

  • дает правильный ответ, но допускает неточности;
  • имеет развитую речь, но терминологией владеет слабо;
  • умеет делать выводы, но не опирается на факты;
  • не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются.

Оценка «3»:

  • допускает 1–2 ошибки;
  • речь не развита, не владеет терминологией по предмету;
  • упускает важные факты и многие выводы делает неправильно;
  • вопросы задает неудачно или только с помощью учителя; противоречия не выделяет.

Оценка «2»:

  • обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;
  • речь не развита, терминологией не владеет;
  • не может приводить и сопоставлять факты соответствующие рассматриваемой проблеме, не умеет выделять ключевые проблемы;
  • не способен задать вопросы даже с помощью учителя; не понимает противоречий.

Оценка «1»:

  • ставится при полном незнании ответа на поставленные вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...