Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Программа предназначена для учителей корррекционных школ, работающих по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6a.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга
Принята решением педсовета Протокол от № 9 | «Утверждаю» Приказ от директор ГБОУ школы-интерната №9 ______________ Е.В. Матюхина | |
Рабочая программа
по обществознанию
6 класс «А»
2019 – 2020 учебный год
Учитель Осипова Оксана Валериевна
Санкт-Петербург
2019
Срок реализации 01.09.2019 – 25.05.2020
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Учебник «Обществознание» 6 класс. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И, Иванова Л.Ф. и др. / под ред. Боголюбова Л.Н. ,Ивановой Л.Ф. М.: «Просвещение», 2013 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерная программа по обществознанию. 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2012) (Стандарты второго поколения), рабочей программе по Обществознанию 5-9 классы. (Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014)
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
В 6-м классе содержание курса возвращает к изученному в прошлом году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни»
Цели и задачи учебного предмета:
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Программа адаптирована под категорию учащихся с НОДА, имеющих индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в
1) в сенсорно-перцептивной сфере в виде незрелости различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;
2) в психомоторной сфере в виде разбалансированности двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;
3) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
5) в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
С учетом перечисленных особенностей было составлено тематическое планирование и контрольно-диагностические задания. На уроках используется дифференцированная подборка заданий, использование разнообразных способов умственных и предметно практических действий для выполнения заданий.
Используемый учебно-методический комплект:
УМК для ученика | УМК для учителя |
Учебник. Обществознание. 6 класс. учеб. для общеобразоват. организаций Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Иванова Л. Ф., и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014 | Обществознание. 6 класс. учеб. для общеобразовательных организаций Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Иванова Л. Ф., и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014 Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD) Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2014. Виноградова Н. Ф., Н. Ф., Городецкая Н. И. Иванова Л. Ф., Т.Е. Лискова Обществознание Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014 Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. – М.: Просвещение, 2014 Обществознание. рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2016 |
Вид контроля | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Урок-практикум | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Терминологический диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
На уроках используются следующие типы, приемы и методы обучения
Основные типы уроков:
- Изучения и первичного закрепления новых знаний
- Урок комплексного применения новых учебных умений
- Урок контроля и оценки знаний
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок-практикум
Методы обучения:
I. По уровню познавательной активности:
- информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский метод (или объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
II. По источникам получения учебной информации:
- словесные, наглядные и практические методы
Приемы:
I. Словесной коммуникации:
- логическое осмысление, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, собенное значение факта.
II. Словесно-понятийного мышления:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания.
III. письменно-графические:
- составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словарей новых слов,
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
На каждом уроке уделяется особое внимание терминологии. Что позволяет систематизировать знания учащихся с НОДА, и , как следствие, вводится дополнительный вид контроля (1 раз в четверть) – терминологический диктант. Данный вид контроля проводится в соответствии с графиком проведения контрольных работ на каждую четверть. Сроки проведения имеют «плавающий» характер (т.к. не может быть несколько контрольных работ в один учебный день). В электронном журнале данный вид контроля имеет статус «Словарный диктант», в бумажном журнале – «Терминологический диктант» (т/д).
Термины, вынесенные на терминологический диктант
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1. Личность 2.Деятельность 3. Сознание 4. Общение 5. Карьера 6. Потребность 7. Привычка 8. Способности 9. Игра 10. Логика | 1. Межличностные отношения 2. Симпатия 3. Антипатия 3. Стереотип 4.Знакомство, 5. Приятельство, 6.Товарищество 7 Дружба | 1. Групповые нормы, 2.Лидер, 3. Манеры 4. Ритуал 6. Санкции 7. Общение 8. Конфликт, 9. Инцидент, 10 Сотрудничество, | 1. Компромисс, 2. Интеграция, 3. Нетерпимость 4. Ущерб 5. Мораль, 6. Фобия 7. Гуманизм 8. Принцип |
На уроках используются следующие виды контроля:
Текущий; тематический; итоговый
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Рабочая программа предмета «Обществознание» предполагает изучение разделов, выносимых на итоговую аттестацию в формате ЕГЭ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремление к укреплении исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности и важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
Метапредметные результаты:
- развитие способности сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- овладение умениями объяснять процессы и явления социальной действительности с научных позиций;
- развитие способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- развитие умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметные результаты в следующих сферах:
познавательной:
- формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для выполнения социальных ролей;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать с соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
ценностно-мотивационной:
- формирование побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
- приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
- знание особенностей труда как основного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества
коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию: умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
- понимание значение коммуникации в межличностном общении;
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на сознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями
Формируемые знания и умения ученика
- освоение знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;
- овладение умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоение учащимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правого государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе
Содержание учебного курса
Глава I. Человек в социальном измерении (12 часов)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей (10 часов)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни (8 часов)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (3 часов)
Критерии оценки устного ответа
Отметка за выполнение задания снижается на 1-3 балла, если в нем допущены соответственно существенные или несущественные ошибки
Существенные ошибки:
- неправильное использование терминологии;
- замена существенных признаков характеризуемых явлений и процессов;
- неправильное выполнение предусмотренных заданием способов учебно-познавательной деятельности;
- ошибки в основном учебном материале;
- неумение использовать различные источники социогуманитарной информации
Неущественные ошибки:
- погрешности изложения, речевые ошибки, не ведущие к искажению содержания;
- непоследовательное изложение;
- небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе;
- неправильное написание терминов, описки или говорки
Отметка не обязательно снижается при допущении недочета
Недочет – погрешность, указывающая либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:
- раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию. Факты и аргументы, определения
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (иллюстрации, диаграммы), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- допустил одну-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые легко исправил по замечанию учителя;
- кратко и точно ответил на особенно сложный вопрос
- подробно дополнил и исправил ответ другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т.д
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены незначительные пробелы, не искажающие содержание ответа;
- применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
- допущены несущественная ошибка, один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены несущественная ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:
- неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированное, аргументация слабая, речь бедная;
- материал частично усвоен, но умения не проявлены, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто главное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» выставляется, когда не усвоен материал темы, при полном незнании, непонимании ее основных положений, а также при отсутствии выполненного задания. При отказе ученика отвечать
Норма оценки тестовых заданий
. «5» выставляется при 90% правильных ответов;
«4» выставляется при 70% правильных ответов;
«3» выставляется при 50%– правильных ответов;
«2» ниже 50% – правильных ответов.
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
| 5 | ||
| 10 | ||
| 5 | ||
СОДЕРЖАНИЕ | |||
| 15 | ||
| 10 | ||
| 10 | ||
| 5 | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
| 10 | ||
| 5 | ||
| 10 | ||
| 5 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
Календарное поурочно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока Тип урока | Содержание Термины | Виды деятельности (элементы содержания и контроль) | Планируемые результаты | Комментарии учителя Оборудование к уроку | |||||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | |||||||
1 | 5.09 | 5.09 | Введение. Входной контроль Урок повторения и актуализации знаний | Знакомство новым предметом. Изучение вводной части учебника. | Учебник Рабочая тетрадь | ||||||
Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов) | |||||||||||
2 | 12.09 | 12.09 | Человек – личность. урок открытия нового знания | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности Термины Личность, сознание | Раскрытие на конкретных примерах смысла понятия «индивидуальность» Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | Научатся Понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт, работать в группах и парах
| Регулятивные: Умениие сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные:умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Оценивать собственные практические поступки, моральные качества, выявлять их динамику, описывать иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности, исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств, формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха, выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности, формулировать своей точки зрения на выбор пути достижения | Учебник Рабочая тетрадь Презентация «Человек, индивид, личность» Индивидуальные творческие задания «Биографии исторических личностей» | ||
3 | 19.09 | 19.09 | Человек – личность Урок комплексного применения новых учебных умений | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личность Термины Индивидуальность | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||||
4 | 26.09 | Человек познает мир. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека Термины | Характеристика особенностей познания человеком мира и самого себя Приведение примеров проявления различных способностей людей | Научатся Характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы
| Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
5 | 3.10 | Человек познает мир. Урок комплексного применения новых учебных умений | Самосознание, самооценка, способности. | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||
6 | 10.10 | Человек и его деятельность Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности Термины Привычка, деятельность, цель | Характеристика деятельности человека и ее отдельных видов Описание и иллюстрирование примерами различных мотивов деятельности | Научатся Формировать представление о деятельности человека Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
7 | 17.10 | Человек и его деятельность Урок комплексного применения новых учебных умений | Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности Термины Игра, учение, общение | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||
8 | 24.10 | Потребности человека Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства Термины Потребности, духовный мир | Характеристика и иллюстрирование примерами основных потребностей человека Описывание особых потребностей людей с ограниченными возможностями Исследование несложных практических ситуаций, связанных с духовным миром человека, его мыслей и чувств | Научатся: Раскрывать основные черты духовного мира человека Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
9 | Потребности человека. Урок комплексного применения новых учебных умений | Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства Термины Понятие, суждение, умозаключение, эмоции | жизненного успеха | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||
10 | На пути к жизненному успеху Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи | Характеристика и конкретизация примерами роли труда в достижении успеха в жизни Нахождение и извлечение информации о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни из адаптированных источников различного типа | Научатся: Определять понятие «образ жизни». Составляющие жизненного успеха Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||||
11 | На пути к жизненному успеху Урок комплексного применения новых учебных умений | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||||
12 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» урок-практикум | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме | Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности | Научатся: Определять что такое деятельность человека, его духовный мир Получат возможность научиться: Выполнять познавательные и практические задания | Сравнивать разные точки зрения; оцениватьсобственную учебную деятельность; сохранять мотивацию учебной деятельности | Дидактический раздаточный материал | |||||
13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» урок-практикум | ||||||||||
Человек среди людей (10 часов) | |||||||||||
14 | Межличностные отношения урок открытия нового знания | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание Термины Межличностные отношения, | Описание межличностных отношений и их отдельных видов Описание с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе Исследование практических ситуаций. в которых проявились | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений. Анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах Получат возможность научиться: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Регулятивные: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1. использование элементов причинно-следственного анализа; 2. исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6. подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; 8. выполнение в повседневной жизни этическихи правовых норм, экологических требований; 9. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. | Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, Умение общаться, осмысливать личный опыт участия в различных видах межличностных отношений | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||
15 | Межличностные отношения Урок комплексного применения новых учебных умений | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание Термины Симпатия, стереотип, антипатия, знакомство, приятельство, товарищество, дружба | солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||
16 | Человек в группе Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы Термины Групповые нормы | Описание больших и малых, формальных и неформальных групп Приведение примеров таких групп Характеристика и иллюстрация примерами групповых норм | Научатся: Определять, что такое культура общения; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Получат возможность научиться: Осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться понимание причин успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Художественные произведения (отрывки) | ||||||
17 | Человек в группе Урок комплексного применения новых учебных умений | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы Термины Лидер, манеры, ритуал, нормы, санкции | Описывание с опорой на примеры взаимодействия сотрудничества людей в обществе Исследование практических ситуаций. в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание Исследование практических ситуаций, связанных с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал Художественные произведения (отрывки) | |||||||
18 | Общение Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Термины Общение | Характеристика общения как взаимного делового и дружеского отношения людей Иллюстрирование с помощью примеров различных целей и средств общения Сравнение и сопоставление различных стилей общения Выявление на основе конкретных жизненных ситуаций особенностей общения со сверстниками, старшими и младшими | Научатся: Понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно Получат возможность научиться: Определять, что такое культура общения; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешной/неуспешной деятельности | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
19 | Общение Урок комплексного применения новых учебных умений | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Термины Речевое общение, неречевое общение | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||||||
20 | Конфликты в межличностных отношениях Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт Термины Конфликт | Описание сущности и причин возникновения межличностных конфликтов Характеристика вариантов поведения в конфликтных ситуациях Объяснение, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта | Научатся: Сохранять достоинство в конфликте Получат возможность научиться: Допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации, | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
21 | Конфликты в межличностных отношениях Урок комплексного применения новых учебных умений | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт Термины Сотрудничество, компромисс, инцидент, интеграция, нетерпимость | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||||||
22 | Практикум по теме «Человек среди людей» урок-практикум | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме | Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности | Научатся: Определять основные понятия к главе «Человек среди людей» Получат возможность научиться: Выполнять познавательные и практические задания | Сравнивать различные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность; сохранять мотивацию к учебной деятельности | Дидактический раздаточный материал | |||||
23 | Практикум по теме «Человек среди людей» урок-практикум | Дидактический раздаточный материал | |||||||||
Тема 4. Нравственные основы жизни (8 часов) | |||||||||||
24 | Человек славен добрыми делами урок открытия нового знания | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро Термины Добро | Характеристика и иллюстрирование примерами проявления добра Приведение примеров, иллюстрирующих | Научатся: Отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность» Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1.использование элементов причинно-следственного анализа; 2. исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуальногоряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6. подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. | Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||
25 | Человек славен добрыми делами Урок комплексного применения новых учебных умений | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро Термины Мораль, золотое правило морали | золоток правило морали | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||
26 | Будь смелым Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу Термины Фобия | Оценивание на конкретных примерах проявлений мужества, смелости, случаев преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях | Научатся: Определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения | Сохранять мотивацию к учебной деятельности, | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
27 | Будь смелым Урок комплексного применения новых учебных умений | Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу Термины Фобия | проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешной/неуспешной учебной деятельности | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||||
28 | Человек и человечность Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Термины Гуманизм | Раскрытие на примерах смысла понятия «человечность» Оценивание с позиции гуманизма конкретных поступков людей, писанных в СМИ и иных информационных источниках | Научиться: Строить свои взаимоотношения с другими людьми Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения | Проявлять способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчиво следовать в поведении моральным нормам т этическим требованиям | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | |||||
29 | Человек и человечность Урок комплексного применения новых учебных умений | Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Термины Принцип | Учебник Рабочая тетрадь Презентация Дидактический раздаточный материал | ||||||||
30 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» урок-практикум | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме | Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности | Научатся: Анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям Получат возможность научиться: Выполнять познавательные и практические задания | Определять свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешной деятельности | Раздаточный материал | |||||
31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» урок-практикум | Устные и письменные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме | Раздаточный материал | ||||||||
32 | Человек в социальном измерении урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений | Практические задания | Обобщение и закрепление полученных знаний и умений Развитие рефлексивных умений, способности к адекватной самооценке | Раздаточный материал | |||||||
33 | Человек среди людей урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений | Выполнение тестовых заданий | Раздаточный материал | ||||||||
34 | Проект «Идеальный человек» | Защита индивидуальных проектов | Раздаточный материал |
Лист корректировки рабочей программы
Для выполнения программы в 6 «А» классе были уплотнены следующие темы:
Планируемая дата | Фактическая дата | Номер урока | Тема урока | Тип урока | Причина | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...