Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Программа предназначена для учителей корррекционных школ, работающих по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6a.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Принята

решением педсовета

Протокол от  № 9

«Утверждаю»

Приказ от

директор ГБОУ школы-интерната №9

______________  Е.В. Матюхина 

Рабочая программа

по обществознанию

6 класс «А»

2019 – 2020 учебный год

Учитель  Осипова Оксана Валериевна

Санкт-Петербург

2019

Срок реализации  01.09.2019 – 25.05.2020

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Учебник «Обществознание» 6 класс. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И, Иванова Л.Ф. и др. / под ред. Боголюбова Л.Н. ,Ивановой Л.Ф. М.: «Просвещение», 2013 г.

Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы.  – М.: Просвещение, 2011.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  примерная программа по обществознанию. 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект -  М : Просвещение, 2012) (Стандарты второго поколения), рабочей  программе по Обществознанию 5-9 классы. (Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014)

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

В 6-м классе содержание курса возвращает к изученному в прошлом году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой  деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни»

Цели и задачи учебного предмета:

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

 • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

 • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Программа адаптирована под категорию учащихся с НОДА, имеющих  индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в

1) в сенсорно-перцептивной сфере в виде незрелости различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

2)  в психомоторной сфере в виде разбалансированности двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

3) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5)  в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

С учетом перечисленных особенностей было составлено тематическое планирование и контрольно-диагностические задания. На уроках  используется дифференцированная подборка заданий, использование разнообразных способов умственных и предметно практических действий для выполнения заданий.

Используемый учебно-методический комплект:

УМК для ученика

УМК для учителя

Учебник. Обществознание. 6 класс. учеб. для общеобразоват. организаций Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Иванова Л. Ф.,  и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.  – М.: Просвещение, 2014

 Обществознание. 6 класс. учеб. для общеобразовательных организаций Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Иванова Л. Ф.,  и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.  – М.: Просвещение, 2014

Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)

Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2014.

Виноградова Н. Ф., Н. Ф., Городецкая Н. И. Иванова Л. Ф., Т.Е. Лискова Обществознание Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014

Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. – М.: Просвещение, 2014

Обществознание. рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2016

Вид контроля

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование

1

1

1

1        

4

Урок-практикум

2

2

2

2

8

Терминологический диктант

1

1

1

1

4

На уроках используются следующие типы, приемы и методы обучения

Основные типы уроков:

  1. Изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Урок комплексного применения новых учебных умений
  3. Урок контроля и оценки знаний
  4. Урок обобщения и систематизации знаний
  5. Урок-практикум

Методы обучения:

I. По уровню познавательной активности:

 - информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский метод (или объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

II. По источникам получения учебной информации:

 -  словесные, наглядные и практические методы

Приемы:

I. Словесной коммуникации:

 - логическое осмысление, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, собенное значение факта.

II. Словесно-понятийного мышления:

 - анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания.

III. письменно-графические:

 - составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словарей новых слов,

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая

На каждом уроке уделяется особое внимание терминологии. Что позволяет систематизировать знания учащихся с НОДА, и , как следствие, вводится дополнительный вид контроля (1 раз в четверть) – терминологический диктант. Данный вид контроля проводится в соответствии с графиком проведения контрольных работ на каждую четверть. Сроки проведения имеют «плавающий» характер (т.к. не может быть несколько контрольных работ в один учебный день). В электронном журнале данный вид контроля имеет статус «Словарный диктант», в бумажном журнале – «Терминологический диктант» (т/д).

Термины, вынесенные на терминологический диктант

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1. Личность

2.Деятельность

3. Сознание

4. Общение

5. Карьера

6. Потребность

7. Привычка

8. Способности

9. Игра

10. Логика

1. Межличностные отношения

2. Симпатия

3. Антипатия

3. Стереотип

4.Знакомство,

5. Приятельство,

6.Товарищество

7 Дружба

1. Групповые нормы,

2.Лидер,

3. Манеры

4. Ритуал

6. Санкции

7. Общение

8. Конфликт,

9. Инцидент,

10 Сотрудничество,

1. Компромисс,

2. Интеграция,

3. Нетерпимость

4. Ущерб

5. Мораль,

6. Фобия

7. Гуманизм

8. Принцип

На уроках используются следующие виды контроля:

Текущий; тематический; итоговый

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

Рабочая программа предмета «Обществознание» предполагает изучение разделов, выносимых на итоговую аттестацию в формате ЕГЭ

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

 - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремление к укреплении исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности и важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.

Метапредметные результаты:

 - развитие способности сознательно организовывать  свою познавательную деятельность;

 - овладение умениями объяснять процессы и явления социальной действительности с научных позиций;

 - развитие способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей, свойственных подросткам;

 - овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 - развитие умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметные результаты в следующих сферах:

 познавательной:

 - формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;

 - знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;

 - знания, умения и ценностные установки, необходимые для выполнения социальных ролей;

 - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать с соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

ценностно-мотивационной:

 - формирование побудительной роли мотивов в деятельности человека;

 - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;

 - приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой:

 - знание особенностей труда как основного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 - понимание значения трудовой деятельности для личности и общества

коммуникативной:

  - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;

 - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию: умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

 - понимание значение коммуникации в межличностном общении;

 - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 - знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на сознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями

Формируемые знания и умения ученика
 - освоение знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;

 - овладение умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

 - освоение учащимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правого государства;

 - формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

Содержание учебного курса

Глава I. Человек в социальном измерении (12 часов)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к  жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей (10 часов)

Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».

Глава III. Нравственные основы жизни (8 часов)

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (3 часов)

Критерии оценки устного ответа

Отметка за выполнение задания снижается на 1-3 балла, если в нем допущены соответственно существенные или несущественные ошибки

Существенные ошибки:

 - неправильное использование терминологии;

 - замена существенных признаков характеризуемых  явлений и процессов;

 - неправильное выполнение предусмотренных заданием способов учебно-познавательной деятельности;

 - ошибки в основном учебном материале;

 - неумение использовать различные источники социогуманитарной информации

Неущественные ошибки:

 - погрешности изложения, речевые ошибки, не ведущие к искажению содержания;

 - непоследовательное изложение;

 - небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе;

 - неправильное написание терминов, описки или говорки

Отметка не обязательно снижается при допущении недочета

Недочет – погрешность, указывающая либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

 - раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

 - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию. Факты и аргументы, определения

 - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (иллюстрации, диаграммы), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;

 - продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;

 - отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

 - допустил одну-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые легко исправил по замечанию учителя;

 - кратко и точно ответил на особенно сложный вопрос

 - подробно дополнил и исправил ответ другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т.д

 Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

 - в изложении допущены незначительные пробелы, не искажающие содержание ответа;

 - применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

 - допущены несущественная ошибка, один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

 - допущены несущественная ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя

Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

 - неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

 - имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 - изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированное, аргументация слабая, речь бедная;

 - материал частично усвоен, но умения не проявлены, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

 - не раскрыто главное содержание учебного материала;

 - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

 - допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» выставляется, когда не усвоен материал темы, при полном незнании, непонимании ее основных положений, а также при отсутствии выполненного задания. При отказе ученика отвечать

Норма оценки тестовых заданий

. «5» выставляется при 90%  правильных ответов;

«4» выставляется при 70% правильных ответов;  

«3» выставляется при 50%– правильных ответов;

«2» ниже 50% – правильных ответов.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5

  • Минимальное количество – 10 слайдов

10

  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

15

  • Вставка графиков и таблиц

10

  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  • Слайды представлены в логической последовательности

5

  • Красивое оформление презентации

10

  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

Календарное поурочно-тематическое планирование  

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание

Термины

Виды деятельности (элементы содержания и контроль)

Планируемые результаты

Комментарии учителя

Оборудование к уроку

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

1

5.09

5.09

Введение. Входной контроль

Урок повторения и актуализации знаний

Знакомство новым предметом. Изучение вводной части учебника.

Учебник

Рабочая тетрадь

Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов)

2

12.09

12.09

Человек – личность.

урок открытия нового знания

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности

Термины

Личность, сознание

Раскрытие на конкретных примерах смысла понятия «индивидуальность»

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности

Научатся Понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем        Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт, работать в группах и парах

 

Регулятивные:

Умениие сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Коммуникативные:

умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные:умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на использование    элементов   причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);              выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Оценивать собственные практические поступки, моральные  качества, выявлять их динамику, описывать иллюстрировать примерами

различные мотивы деятельности, исследовать несложные практические ситуации,

связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств, формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха, выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности, формулировать своей точки зрения на выбор пути достижения

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

«Человек, индивид, личность»

Индивидуальные творческие задания «Биографии исторических личностей»

3

19.09

19.09

Человек – личность 

Урок комплексного применения новых учебных умений

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личность

Термины

Индивидуальность

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

4

26.09

Человек познает мир.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека

Термины

Характеристика особенностей познания человеком мира и самого себя

Приведение примеров проявления различных способностей людей

Научатся Характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы

 

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

5

3.10

Человек познает мир.

Урок комплексного применения новых учебных умений

Самосознание, самооценка, способности.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

6

10.10

Человек и его деятельность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности

Термины

Привычка, деятельность, цель

Характеристика деятельности человека и ее отдельных видов

Описание и иллюстрирование примерами различных мотивов деятельности

Научатся Формировать представление о деятельности человека Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

7

17.10

Человек и его деятельность

Урок комплексного применения новых учебных умений

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности

Термины

Игра, учение, общение

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

8

24.10

Потребности человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

Термины

Потребности, духовный мир

Характеристика и иллюстрирование примерами основных потребностей человека

Описывание особых потребностей людей с ограниченными возможностями

Исследование несложных практических ситуаций, связанных с духовным миром человека, его мыслей и чувств

Научатся: Раскрывать основные черты духовного мира человека Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

9

Потребности человека.

Урок комплексного применения новых учебных умений

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

Термины

Понятие, суждение, умозаключение, эмоции

жизненного успеха

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

10

На пути к жизненному успеху

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи

Характеристика и конкретизация примерами роли труда в достижении успеха в жизни

Нахождение и извлечение информации о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни из адаптированных источников различного типа

Научатся: Определять понятие «образ жизни». Составляющие жизненного успеха   Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

11

На пути к жизненному успеху

Урок комплексного применения новых учебных умений

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

12

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

урок-практикум

Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме

Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием

проектной деятельности

Научатся: Определять что такое деятельность человека, его духовный мир Получат возможность научиться: Выполнять познавательные и практические задания

Сравнивать разные точки зрения; оцениватьсобственную учебную деятельность; сохранять мотивацию учебной деятельности

Дидактический раздаточный материал

13

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

урок-практикум

Человек среди людей (10 часов)

14

Межличностные отношения

урок открытия нового знания

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание

Термины

Межличностные отношения,

Описание межличностных отношений и их отдельных видов

Описание с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе

Исследование практических ситуаций. в которых проявились

Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений. Анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах Получат возможность научиться: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Регулятивные:

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Коммуникативные:                 умение объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1. использование    элементов   причинно-следственного анализа;

2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

8. выполнение в повседневной жизни этическихи правовых норм, экологических требований;         9. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, Умение общаться, осмысливать личный опыт участия в различных видах межличностных отношений

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

15

Межличностные отношения

Урок комплексного применения новых учебных умений

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание

Термины

Симпатия, стереотип, антипатия, знакомство, приятельство, товарищество, дружба

солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

16

Человек в группе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы

Термины

Групповые нормы

Описание больших и малых, формальных и неформальных групп

Приведение примеров таких групп

Характеристика и иллюстрация примерами групповых норм

Научатся: Определять, что такое культура общения; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Получат возможность научиться: Осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться понимание причин  успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

Художественные произведения (отрывки)

17

Человек в группе

Урок комплексного применения новых учебных умений

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы

Термины

Лидер, манеры, ритуал, нормы, санкции

Описывание с опорой на примеры взаимодействия  сотрудничества людей в обществе

Исследование практических ситуаций. в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Исследование практических ситуаций, связанных с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

Художественные произведения (отрывки)

18

Общение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Термины

Общение

Характеристика общения как взаимного делового и дружеского отношения людей

Иллюстрирование с помощью примеров различных целей и средств общения

Сравнение и сопоставление различных стилей общения    Выявление на основе конкретных жизненных ситуаций особенностей общения со сверстниками, старшими и младшими

Научатся: Понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно Получат возможность научиться: Определять, что такое культура общения; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешной/неуспешной деятельности

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

19

Общение

Урок комплексного применения новых учебных умений

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Термины

Речевое общение, неречевое общение

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

20

Конфликты в межличностных отношениях

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Термины

Конфликт

Описание сущности и причин возникновения межличностных конфликтов

Характеристика вариантов поведения в конфликтных ситуациях

Объяснение, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта

Научатся: Сохранять достоинство в конфликте Получат возможность научиться: Допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить  к общему решению; задавать вопросы, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации,

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

21

Конфликты в межличностных отношениях

Урок комплексного применения новых учебных умений

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Термины

Сотрудничество, компромисс, инцидент, интеграция, нетерпимость

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

22

Практикум по теме «Человек среди людей»

урок-практикум

Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме

Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности

Научатся:

Определять основные понятия к главе

«Человек среди людей»

Получат возможность научиться:

Выполнять познавательные и практические задания

Сравнивать различные точки зрения,

оценивать собственную учебную деятельность; сохранять мотивацию к учебной деятельности

Дидактический раздаточный материал

23

Практикум по теме «Человек среди людей»

урок-практикум

Дидактический раздаточный материал

Тема 4. Нравственные основы жизни (8 часов)

24

Человек славен добрыми делами

урок открытия нового знания

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро

Термины

Добро

Характеристика и иллюстрирование примерами проявления добра

Приведение примеров, иллюстрирующих

Научатся:

Отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность»        Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные:                 умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1.использование    элементов   причинно-следственного анализа;

2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуальногоряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;             6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;                7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки

людей с точки зрения золотого правила морали

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

25

Человек славен добрыми делами

Урок комплексного применения новых учебных умений

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро

Термины

Мораль, золотое правило морали

золоток правило морали

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

26

Будь смелым

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу

Термины

Фобия

Оценивание на конкретных примерах проявлений мужества, смелости, случаев преодоления людьми страха в

критических и житейских ситуациях

Научатся:

Определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения

Сохранять мотивацию к учебной деятельности,

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

27

Будь смелым

Урок комплексного применения новых учебных умений

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу

Термины

Фобия

проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешной/неуспешной учебной деятельности

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический раздаточный материал

28

Человек и человечность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

Термины

Гуманизм

Раскрытие на примерах смысла понятия «человечность»

Оценивание с позиции гуманизма конкретных поступков людей, писанных в СМИ и иных информационных источниках

Научиться: Строить  свои взаимоотношения с другими  людьми Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, анализировать; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения

Проявлять способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчиво следовать в поведении моральным нормам т этическим требованиям

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический

раздаточный материал

29

Человек и человечность

Урок комплексного применения новых учебных умений

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

Термины

Принцип

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Дидактический

раздаточный материал

30

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

урок-практикум

Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме

Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности

Научатся: Анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям     Получат возможность научиться: Выполнять познавательные и практические задания

Определять свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешной деятельности

Раздаточный материал

31

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

урок-практикум

Устные и письменные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме

Раздаточный материал

32

Человек в социальном измерении

урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Практические задания

Обобщение и закрепление полученных знаний и умений

Развитие рефлексивных умений, способности к адекватной самооценке

Раздаточный материал

33

Человек среди людей урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Выполнение тестовых заданий

Раздаточный материал

34

Проект «Идеальный человек»

Защита индивидуальных проектов

Раздаточный материал

Лист корректировки рабочей программы

Для выполнения программы в 6 «А» классе  были уплотнены следующие темы:

Планируемая дата

Фактическая дата

Номер урока

Тема урока

Тип урока

Причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...