Нации и межнациональные отношения
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Урок обществознания в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_8_klass.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема «Нации и межнациональные отношения»

Цель урока:обеспечение условий для формирования толерантной личности, представления о том, что в современном мире существует многообразие наций, этносов, народов.

Задачи урока:научить видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;выявить  причины межнациональных конфликтов;воспитывать  чувство толерантности и уважения к другим нациям;

УУД Предметные

Знать  термины:   нация,   этнос,   племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость.

 Характеризовать межнациональное сотрудничество.

Метапредметные

Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать     конкретные     межнациональные конфликты.

Личностные

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Основные понятия урока: этнос, нация, национальность, межнациональный конфликт.

                                             Ход урока

I.  Повторение изученного материала.

Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:

возраст (дети, молодежь, пенсионеры);

национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);

доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).

Что определяет статус человека в обществе? (дается развернутый ответ по пятому пункту § 21 учебника)

Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                          ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

1) маргинал                                                            А) приобретенный

2) белорус                                                               Б) предписанный

3) предприниматель профкома

4) 25-летний человек

5) мать

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А

К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми  общностями. В принципе каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, уволнение, переселение и др.)

II.  Изучение нового материала

1. Нация – возникшая в процессе исторического развития солвокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура.

Такое оределение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическми, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос.

2. Формирование  наций.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по нацинальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.

Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:

этносоциальный организм и этникос.

Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.

Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.

Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации.

Кадр 3

В первобытном обществе людей объединяли род и племя.

Кадр 4

После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

 Кадр 5

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации.

Кадр 6  

Существуют две тенденции складывания наций:

1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.

Кадр 7

 2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Сформировали татарскую нацию.

Кадр 8

Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.

Кадр 9

Но  бывают исключения:

одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);

Кадр 10

несколько наций говорит на одном языке (сербы и  хорваты говорят на сербохорватском языке).

Кадр 11

 Нации развиваются по двум основным направлениям: дифференциация (нацинальная), интерграция (интернациональная).

Кадр 12

На протяжении формирования наций складавается национальное самосознание, которая определяется  исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.

Кадр 11

Нации характеризуются  общностью  территории, языка, экономики, культуры.

3. Межнациональные отношения  в современном мире.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают окорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям  два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.

В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.

      Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрер СС Гиммлера.

“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского  типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”

   Вопрос к классу: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса   расово неполноценных, тупых  людей; нуждается  в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)

       В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.

      Вопрос к классу: Какие межнацинальные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др.)

    Вопрос к классу: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? (после ответов учащихся учитель делает обобщения)

Причины межнациональных конфликтов:

территориальные споры;

неравенство социально-экономических условий;

ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций;

запреты занимать более высооплачивамую должность;

отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.

 Закрепление.

   В последнее   время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.

Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?                  

(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)

   Вопрос к классу: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.  (Ответ: стр. 132. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)

Итог урока.

Конституция РФ дает гарантию прав человека: права нацинального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден  к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое  выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: “Нацинальный характер моего народаОтвет: в ст.14, 26, 28, 66, 68, 69 зафиксированы права наций.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».

Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока  Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край  Респуб...

Нации и межнациональные отношения.

Урок обществознания, 8 класс. Представлена только презентация. Полная версия со всеми видеоприложениями по электронной почте: afanasieva_e_76@mail.ru...

нации и межнациональные отношения

Презентация "нации и межнациональные отношения"...

Презентация для урока в 10 классе по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"

Презентация для урока обзествознания в 10 классе "Нации и межнациональные отношения" наглядно и красочно раскрывает сложную и актуальную тему межнациональных конфликтов....

Нации и межнациональные отношения

Конспект урока по теме: " Нации и межнациональные конфликты. Пути их преодроления"  Урок для 10 класса общеобразовательной школы по обществознанию....

Презентация "Нации и межнациональные отношения" по обществознанию,10 класс

Презентация по обществознанию  "Нации и межнациональные отношения" для 10 класса.Можно использовать на уроках и для подготовки к ЕГЭ...