Нации и межнациональные отношения
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Предварительный просмотр:
8 КЛАСС, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема «Нации и межнациональные отношения»
Цель урока:обеспечение условий для формирования толерантной личности, представления о том, что в современном мире существует многообразие наций, этносов, народов.
Задачи урока:научить видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;выявить причины межнациональных конфликтов;воспитывать чувство толерантности и уважения к другим нациям;
УУД Предметные
Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.
Характеризовать межнациональное сотрудничество.
Метапредметные
Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты.
Личностные
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Основные понятия урока: этнос, нация, национальность, межнациональный конфликт.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
Ответ: могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:
возраст (дети, молодежь, пенсионеры);
национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);
доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).
Что определяет статус человека в обществе? (дается развернутый ответ по пятому пункту § 21 учебника)
Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) предприниматель профкома
4) 25-летний человек
5) мать
Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А
К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. В принципе каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, уволнение, переселение и др.)
II. Изучение нового материала
1. Нация – возникшая в процессе исторического развития солвокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура.
Такое оределение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическми, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос.
2. Формирование наций.
В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по нацинальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.
Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:
этносоциальный организм и этникос.
Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.
Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.
Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации.
Кадр 3
В первобытном обществе людей объединяли род и племя.
Кадр 4
После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.
Кадр 5
Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации.
Кадр 6
Существуют две тенденции складывания наций:
1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.
Кадр 7
2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Сформировали татарскую нацию.
Кадр 8
Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.
Кадр 9
Но бывают исключения:
одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);
Кадр 10
несколько наций говорит на одном языке (сербы и хорваты говорят на сербохорватском языке).
Кадр 11
Нации развиваются по двум основным направлениям: дифференциация (нацинальная), интерграция (интернациональная).
Кадр 12
На протяжении формирования наций складавается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.
Кадр 11
Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.
3. Межнациональные отношения в современном мире.
Некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают окорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.
В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.
Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрер СС Гиммлера.
“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”
Вопрос к классу: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса расово неполноценных, тупых людей; нуждается в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)
В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.
Вопрос к классу: Какие межнацинальные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др.)
Вопрос к классу: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? (после ответов учащихся учитель делает обобщения)
Причины межнациональных конфликтов:
территориальные споры;
неравенство социально-экономических условий;
ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций;
запреты занимать более высооплачивамую должность;
отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.
Закрепление.
В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.
Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?
(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)
Вопрос к классу: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Ответ: стр. 132. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)
Итог урока.
Конституция РФ дает гарантию прав человека: права нацинального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.
Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: “Нацинальный характер моего народаОтвет: в ст.14, 26, 28, 66, 68, 69 зафиксированы права наций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
Презентация к уроку обществознания 8 класс Нации и межнациональные отношения
Презентация Нации и межнациональные отношения...
Нации и межнациональные отношения.
Урок обществознания, 8 класс. Представлена только презентация. Полная версия со всеми видеоприложениями по электронной почте: afanasieva_e_76@mail.ru...
нации и межнациональные отношения
Презентация "нации и межнациональные отношения"...
Презентация для урока в 10 классе по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"
Презентация для урока обзествознания в 10 классе "Нации и межнациональные отношения" наглядно и красочно раскрывает сложную и актуальную тему межнациональных конфликтов....
Нации и межнациональные отношения
Конспект урока по теме: " Нации и межнациональные конфликты. Пути их преодроления" Урок для 10 класса общеобразовательной школы по обществознанию....
Презентация "Нации и межнациональные отношения" по обществознанию,10 класс
Презентация по обществознанию "Нации и межнациональные отношения" для 10 класса.Можно использовать на уроках и для подготовки к ЕГЭ...