Нации и межнациональные отношения
план-конспект урока (10 класс) по теме
Конспект урока по теме: " Нации и межнациональные конфликты. Пути их преодроления" Урок для 10 класса общеобразовательной школы по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | 105.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Нации и межнациональные отношения.
Ф.И.О.учителя: Бернацкая О.А.
Предмет: Обществознание
Класс: 10
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы и методы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Активные методы обучения -анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, мозговой штурм, внеконтекстные операции с понятиями.
Цель урока: Формирование основных понятий по теме: «Нации и межнациональные отношения»
Задачи:
1. Сформировать основные понятия, соответствующие теме урока.
2. Продолжить развитие умений по выполнению различных типов заданий ЕГЭ.
3. Воспитание уважения к одноклассникам, мнению других людей.
Основные понятия и термины: Этнос, этническая общность, виды этнической общности, нации, национальные конфликты.
Содержательные элементы в соответствии с кодификатором ЕГЭ 2014: Социальные группы, этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Социальный конфликт.
Основные этапы организации учебной деятельности | Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2014. | Деятельность учителя | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Личностные | Регулятивная
| |||
Стадия вызова | Видео. О какой деликатной проблеме говорит президент? | Выдвигают предположения | Слушают мнения других учащихся | Развитие мотивации учения | Дополняют, уточняют | |
Стадия осмысления. Рефлексия | Задания направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Умение систематизировать и обобщать Информацию. Умение определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; Задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задание на обращение к социальным реалиям. Умение осуществлять поиск социальной информации в диаграмах. Задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Умение определять лишнее звено. Умение оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям | Чтобы выяснить особенности, причину межнациональных отношений, необходимо вспомнить как произошел процесс формирования каждой нации. Вернемся в Древний мир, перечислим самые ранние формы объединения людей, виды этнических общностей. Работа с текстом. Задание. Изобразите схематически процесс складывания нации. Процесс складывания нации. Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. Несколько родовых союзов составляют племя. Основу единства племени составляют кровнородственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет). Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровнородственными связями. Нация - высшая форма социально-этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации. Обобщающим понятием для этих видов объединения людей является понятие Этническая общность. Род Племя Народность Нация Назовите признаки, которые являются обобщающими для этнических общностей:
Этническая общность территория культура язык историческая память единство Сл. 3. Итак, формируем понятие Этническая общность- это совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка, исторической памятью, осознающая свое единство. Рабочий лист. Задание 1, 2. А10. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память? 1) профессиональной В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос». 1) Первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:_____________________. Проверяем устно ответы. В современном мире чаще используется понятие – Нация. Рабочий лист. Зад.3. Учебник стр.185. С5. Озвучиваем подходы и записываем самостоятельно понятие -Нация. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Проверяем и оцениваем. Рабочий лист. Зад.5. Проверяем и оцениваем. А11. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме. Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?
Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом существуют в нашей стране? Межнациональные отношения и межнациональные конфликты. Рабочий лист. Зад.6. 6. Напишите причины межнациональных конфликтов. Эконом. Соц. Историч. Полит. Культур. Рабочий лист. Зад.7. 7. Напишите пути и меры предотвращения межнациональных конфликтов. уважение нац.-культур.автономия толерантность международное право национ. политика Рабочий лист. Зад.8-10. Задания, оцениваемые в 1 балл. В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность». 1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности». 1) Род; 2) племя; 3) народность; 4) союз; 5) нация; 6) государство. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. А4. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры. Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей. 1) верно только А | Рассуждают об объединениях древних людей. Познают новую информацию. Применяют знания. Исследовательские навыки. Изучают диаграмму. Рассуждают, записывают. Применяют полученные знания. | Исправляют и дополняют версии друг друга Высказывают свои предположения. Слушают мнения одноклассников. Уважение мнения других учащихся. Высказывают свои варианты ответов. Выслушивают мнения других. | Сопоставляют мнения других с собственным Уважение мнения одноклассников. Развитие самосознания. | Сопоставляют версии и делают выводы Оценивают собственные версии и версии других учащихся. Самооценка. Анализ ответов одноклассников. Самооценка. Самооценка. |
Рабочий лист.
Задания. Оцениваемые в 1 балл.
1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
1) профессиональной
2) территориальной
3) демографической
4) этнической
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
1) Первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:_____________________.
3. Выпишите основные подходы в понимании понятия «Нация». Учебник стр.185.- 2 балла
4. Сформулируйте самостоятельно понятие «Нация»- 3 балла.
5. 1 балл.
Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.
Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?
- Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.
2) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.
6. Напишите причины межнациональных конфликтов-3 балла.
7. Напишите пути и меры предотвращения межнациональных конфликтов. – 3 балла.
Задания, оцениваемые в 1 балл.
8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».
1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.
9. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».
1) Род; 2) племя; 3) народность; 4) союз; 5) нация; 6) государство.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
10. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.
Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
Презентация к уроку обществознания 8 класс Нации и межнациональные отношения
Презентация Нации и межнациональные отношения...
Нации и межнациональные отношения.
Урок обществознания, 8 класс. Представлена только презентация. Полная версия со всеми видеоприложениями по электронной почте: afanasieva_e_76@mail.ru...
нации и межнациональные отношения
Презентация "нации и межнациональные отношения"...
Презентация для урока в 10 классе по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"
Презентация для урока обзествознания в 10 классе "Нации и межнациональные отношения" наглядно и красочно раскрывает сложную и актуальную тему межнациональных конфликтов....
Презентация "Нации и межнациональные отношения" по обществознанию,10 класс
Презентация по обществознанию "Нации и межнациональные отношения" для 10 класса.Можно использовать на уроках и для подготовки к ЕГЭ...
Тест. Нации и межнациональные отношения.
Текущий тест к уроку обществознания в 11 классе....