РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по обществознанию «Права на каждый день» для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

программа учебного курса "Права на каждый день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl._uchebnyy_kurs.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора ____ Е.А.Якуничева

«    » августа 2017 года        

Утверждено

Директор школы ______ И.Л. Саленкова

Приказ №181 от «01» сентября 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

 по  обществознанию

«Права на каждый день»

для      9    класса

 

Учитель: Ивлева Т. И.

Квалификационная категория: I

Программа рассмотрена  на  заседании  школьного МО учителей истории

Протокол №1 от «29» августа  2017 г.

Руководитель школьного МО  __________  (Ивлева Т.И.)

Содержание

1. Планируемые  результаты освоения  учебного предмета...….………. стр.4

2. Содержание  учебного предмета ……………………………………….стр.8          

3. Календарно-тематическое планирование …………...………………....стр.14

Рабочая программа разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

     

- авторской программы  Лаптевой М.Г.    

Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с основными нормами права, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
  • Развитие критического мышления учащихся применительно к реалиям нашей правовой жизни;
  • Воспитание ответственности за собственное благополучие и благополучие других людей;
  • Формирование умений вести дискуссию по правовым вопросам в области защиты своих прав (прав человека)


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире  профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести  диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных  проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение  правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  • формирование основ экологической культуры со ответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной  жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение отражения общественной жизни в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуаций;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при чинно-следственные  связи, строить логическое рассуждение, умозаключение , делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные  результаты

  • Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, политкультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов   адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Выпускник научится:

  • Оценивать правовые нормы, выявлять их отличия от моральных;
  • Понимать основные конституционные права в демократическом обществе;
  • Характеризовать права ребенка;
  • Уважать законы и бороться за свои права.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Выбирать и обобщать материал в ходе дискуссии;
  • Формулировать вопросы по предложенной проблеме (теме);
  • Делать выводы и формулировать пункты для Декларации прав человека (в соответствии с игровым сюжетом);
  • Уважительно относиться к мнению других в ходе дискуссии;
  • Принимать игровой сюжет и быстро включаться в игру.


Содержание курса:

Тема 1. Человек среди людей (2 час).

Человек – высшая степень развития живых организмов, субъект исторического прогресса.

Уникальность человека. Формирование обычаев, традиции, правил поведения. Мораль. Правовые нормы и их отличия от моральных.

Взаимосвязь морали и права.

Понятия: личность, индивид, общество, мораль, право.

Тема 2. Всеобщая Декларация прав человека (2 час)

Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения. Значение Всеобщей декларации прав человека.

Понятие: Декларация.

Тема 3. Дискуссия, как форма активизации деятельности в защиту прав человека (2ч)

Дискуссия как организация совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия общего решения. Дискуссия как возможность проявить свою потребность в признании и уважении.

Правила ведения дискуссии. Формы организации дискуссии: мозговые штурмы, дебаты, дискуссия “В аквариуме”, “Микрофон”, внутренний круг, “Гайд-парк”.

Личностные качества, необходимые для ведения дискуссии.

Понятия: дискуссия.

Тема 4. Основные (конституционные) права человека в демократическом обществе (16 часов)

4.1. Система прав и свобод человека (3 часа)

Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.

Конституционные права и свободы человека – база правового положения личности в государстве.

4.2. Личные (гражданские) права (3 часа)

Право на жизнь как первооснова всех других прав и свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода мысли, совести и религии. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища. Частная жизнь. Тайные переписки. Семейные и личные тайны.

Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государство.

Понятия: свобода совести, гражданские свободы.

4.3. Политические права (4 часа)

Взаимосвязи и различия гражданских и политических прав. Право на гражданство. Свобода слова. Идейные плюрализм. Права на свободное проведение мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управления делами государства. Избирательное право: активное и пассивное.

Понятия: Гражданство, Гражданин, поданный, ассоциация.

4.4. Социально- экономические права (3 часа)

Специфика экономических прав. Право собственности. Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы.

Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира.

Право на физическое и психическое здоровье. Право на медицинскую помощь.

Право на благоприятную окружающую среду. Экологические проблемы.

Защита отцовства, материнства, детства.

Понятия: достойный уровень жизни.

4.5. Культурные права (3 часа)

Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Свобода научных исследований и творческой деятельности.

Понятия: Культурные права, реституция культурных ценностей.

Тема 5. Права ребенка. Защита прав несовершеннолетних (5ч).

Отличия прав ребенка от прав взрослых. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права в школе и семье.

Правовой статут несовершеннолетнего. Правозащитные организации. Разнообразные формы защиты.

Понятия: правоспособность, дееспособность, декларация, конвенция.

Тема 6. Мировое сообщество на защите прав человека (3час)

Система мировой защиты прав человека. Источники права в этой сфере.

Международные организации в борьбе за права человека.

Понятия: международное право, ООН.

Тема 7.Юридическая ответственность несовершеннолетних (4ч).

Административная и дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность. Виды наказаний.

Календарно-тематический план

Дата

Урок №

Тема

Тема 1. Человек среди людей (2 час).

1

Уникальность человека. Формирование обычаев, традиции, правил поведения. Мораль.

2

 Правовые нормы и их отличия от моральных. Взаимосвязь морали и права.

Тема 2. Всеобщая Декларация прав человека (2 час)

3

Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека.

4

 Основные принципы и положения. Значение Всеобщей декларации прав человека.

Тема 3. Дискуссия, как форма активизации деятельности в защиту прав человека (2ч)

5

Дискуссия как организация совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия общего решения.

6

Правила ведения дискуссии. Формы организации дискуссии.

Тема 4. Основные (конституционные) права человека в демократическом обществе (16 часов).

7-9

 Система прав и свобод человека.

10-12

Личные (гражданские) права .

13-16

Политические права.

17-19

 Социально- экономические права.

20-22

Культурные права.

23-24

Права ребенка.

25-26

 Защита прав несовершеннолетних.

27

Разнообразные формы защиты.

28-29

Мировое сообщество на защите прав человека.

30

Международные организации в борьбе за права человека.

31-33

Юридическая ответственность несовершеннолетних.

34

 Виды наказаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета ПРАВО

Рабочая программа учебного предмета ПРАВО...

Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Право»  для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...

рабочие программы учебных курсов "ПРАВО"и "ЭКОНОМИКА" ФГОС-3 на 100 и 94 часа

рабочие программы учебных курсов "ПРАВО"и "ЭКОНОМИКА".Организация-разработчик- "Профессиональный лицей №49" г.Саратов 2012г....

Рабочая программа учебного предмета Право 7-9 класс

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Право» для 10 – 11 классов на 2021-2022 учебный год

Данная рабочая программа по учебному предмету «Право» для 10 – 11 класса составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:1. Федерального государственного ...

Рабочая программа учебного курса «Право. 10 класс»

Учебный курс «Право» рассчитан на 2 года и изучается в 10—11 классах общеобразовательной школы, в группах с углублѐнным изучением социально-экономических предметов — 68 часов в...

Рабочая программа учебного курса «Право. 11 класс»

Учебный курс «Право» рассчитан на 2 года и изучается в 10—11 классах общеобразовательной школы, в группах с углублѐнным изучением социально-экономических предметов — 68 часов в...