Рабочая программа элективного курса "Практическое обществознание"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Хасанова Неля Александровна

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к  ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_obshch_9_kl.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Ярковская средняя общеобразовательная школа»

«Дубровинская средняя общеобразовательная школа»                                                                                                  

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

_____ Кугаевская В.Р.

Протокол №              2018г.

«Согласовано»

методист

_____ Колчанова И.В.

«____»__________2018г.

«Утверждаю»

Директор школы

______ Щукина О.В.

Приказ № _171/1-ОД

от «31»_08._2018г..

Рабочая программа элективного курса    «Обществознание»

Практическое обществознание

Класс:  9

Учитель: Хасанова Найля Ахметалыевна

Количество часов по программе: 34 часа

2018

Пояснительная записка.

Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА.

Программа занятий состоит  из трех разделов:

  • Особенности ГИА по обществознанию.
  • Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
  • Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

                           Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Тематическое планирование

Тема

                  Количество часов

теория

практика

всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО

13

21

34

Содержание программы элективного курса.

Раздел, тема

Теория

Практика

Ведение

Введение. Обществознание  как знание и как наука.

 Различные виды источников.  

Способы описания и объяснения

обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,

определенные в государственном

 образовательном стандарте по

 обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приемы работы с различными документами.

 « Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ГИА 

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

 

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

2

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

 

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

4

Политика

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление –

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

5

ПРАВО

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы –

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами –

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений – 9 часов

6

КУЛЬТУРА

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура

(задание на анализ двух суждений) -.

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач

Тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Количество часов

план

факт

Входной контроль

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА

1

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

1

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

1

Глобальные проблемы человечества

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»

1

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»

1

Промежуточный контроль

Деятельность человека, ее основные виды

1

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

Решение заданий по теме «Человек» часть «С»

Тестирование по теме «Человек»

1

1

Экономика, ее роль в жизни общества

Рыночная экономика

1

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

Решение заданий части «С» по теме «Экономика»

Тестирование по теме «Экономика»

1

Социальная структура. Социальные отношения

Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

1

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

1

Решение заданий части «С» по теме «Политика»

Тестирование по теме «Политика»

1

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

Тестирование по теме        

1

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

1

Итоговый контроль.

1

ИТОГО:

34

                                   Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  клссовМ., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
  2. Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
  3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
  5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
  6. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
  7. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...