Календарно-тематическое планирование по обществознанию 11 класса
календарно-тематическое планирование по обществознанию (11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания 11 класса включает изучение 3 тем. Тема «Человек и экономика» дает представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, дает представление о мировой экономике, исследует положения человека в системе экономических отношений. Вторая тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни» продолжает знакомить учащихся политическим сознанием и политическим поведением человека, рассматривает особенности демографической ситуации в современной России. Третья тема «Человек и закон» знакомит учащихся с современными подходами к пониманию права, характеризует отдельные отрасли права, определяет способы международной защиты прав человека.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ, авторской программы для 10-11 классов по обществознанию, базовый уровень, Москва: «Просвещение» 2008 года под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова. Программа соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для полной средней школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 11 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет во втором концентре обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.
УЧЕБНИК
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2010.
Цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часа. Рабочая программа рассчитана с применением ресурсосберегающих технологий.
Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2007
ПРОГРАММА
11 класс (68ч)
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (23 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (21 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
— критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— анализ современных общественных явлений и событий;
— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
— написание творческих работ по социальным дисциплинам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного материала | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы |
Введение | 1 ч. | ||
Раздел 1. Человек и экономика | 23 ч. | 1 ч. | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | 1 ч. | ||
Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни | 15 ч | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 1 ч. | ||
Раздел 3 Человек и закон | 21 ч. | 6 ч. | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» | 1 ч. | ||
Взгляд в будущее. Постиндустриальное (информационное) общество | 2 ч. | ||
Итоговое тестирование | 2 ч. | 2 ч. | |
Резерв | 4 ч. | ||
Итого | 68 ч. | 5 ч. | 7 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы, темы, количество часов Тип урока | Понятия, термины | Элементы содержания | Элементы дополнительные | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Оборудование | Домашнее задание | Дата-план | Дата – факт | ||||||||
Введение. Что изучает курс «Обществознание» (1 час) | ||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (23 часа) | ||||||||||||||||||
2-3 | Уроки 2-3. Экономика как наука. Экономика как хозяйство Урок-анализ | Экономика, измерители экономической деятельности, ВВП, ВНП, экономический выбор, микроэкономика, макроэкономика. | Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. | Влияние глобализации на развитие экономики | Знать основы экономической науки, измерители экономической деятельности Уметь: решать познавательные задачи, составлять развернутый план, анализировать источник, раскрывать на примерах изученные теоретические положения | Устный опрос | Схема «Общественные потребности», документы к параграфу | §1, вопросы и задания к параграфу | ||||||||||
4-5 | Уроки 4-5. Экономический рост. Экономическое развитие Урок-практикум | Экономический рост, экономическое развитие, факторы роста, ИЧР, экономический цикл, экстенсивный и интенсивный пути развития. | Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономический цикл | Теория Кондратьева | Знать сущность и особенности экономического роста и развития. Уметь: решать познавательные задачи, анализировать источники, приводить аргументы, систематизировать материал в виде схемы-кластера, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах | Решение экономических задач | Таблица «Этапы экономических клипов» | §2, задание 3,4 Анализ документа стр. 28-29 | ||||||||||
6-7 | Уроки 6-7. Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия Урок лекция с элементами дискуссии | Виды, структуру рынка, инфраструктуру рынка, факторы спроса и предложения, законы рынка | Рынок и его роль в экономической жизни. Спрос и предложение. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Современный рынок. | Проблемы становления рыночной экономики | Знать сущность рыночных отношений в экономике. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Устный опрос | Схема «Рыночная структура и инфраструктура» | §3, вопросы и задания Эссе «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция» Л.Эрхард | ||||||||||
8-9 | Урок 8-9. Фирмы в экономике. Факторы производства Урок лабораторного типа | Факторы и факторные доходы, виды и формы налогов, | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | Знать основы экономики производства. Уметь решать практические и познавательные задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники. | Тестовый опрос | Таблица «Факторы производства и факторные доходы» | § 4, анализ документа. Вопросы и задания к параграфу | ||||||||||
10-11 | Уроки 10-11. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые основы предпринимательства Урок анализ с элементами деловой игры | Предпринимательство, свободная экономическая деятельность, ООО, акционерные общества, унитарные предприятия | Экономика предприятия. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | Экономическая политика Российской Федерации | Знать правовые основы предпринимательской деятельности Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами. Систематизировать материал в форме сравнительной таблицы | Устный опрос | Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности | §5, задания .1, 3 Эссе «Предприниматель-это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой» П. Друкер. | ||||||||||
12-13 | Уроки 12-13. Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга Урок исследование | Долгосрочный кредит, менеджмент, маркетинг | Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | Основные принципы, менеджмента. Основы маркетинга. | Знать слагаемые успеха в экономике. Уметь решать практические, познавательные задачи, составлять план-проект, анализировать документ | Пакет документов | § 6, анализ документа, план проект | |||||||||||
14-15 | Уроки 14-15. Экономика и государство. Экономические функции государства | Экономическая политика, общественные блага, фискальная политика, монетарная политика, правовое регулирование | Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоговая система в РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями | Общественные блага. Внешние эффекты Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики государства Кредитно-финансовая политика Виды налогов. Функции налогов. | Знать роль государства в экономике, способы его влияния на экономику страны. Уметь характеризовать основные экономические объекты, анализировать актуальную информацию об экономических явлениях, раскрывать на примерах теоретические положения. Оценивать события и явления экономической жизни. | Решение задач | Схема «Механизмы государственного регулирования рыночной экономики» | §7, задания 1,2,3, 4 (индивидуально – проект-исследование) | ||||||||||
16-17 | Уроки 16-17. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия Урок-исследование | Финансы, коммерческие банки, пенсионный фонд, инфляция | Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции | Может ли инфляция положительно влиять на экономику. | Знать понятия темы, структуру и функции банковской системы, других финансовых институтов, инфляцию ее виды, причины, последствия. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации. | Тестирование | Таблица «Виды инфляции» | § 8, задания 1-4, анализ документа Эссе: «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» Ф.Хайек. | ||||||||||
18-19 | Уроки 18-19. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости Урок-анализ | Рынок труда, заработная плата, занятость, фрикционная, структурная, циклическая безработицы. | Рынок труда. Безработица | Причины и экономические последствия безработицы Государственная политика в области занятости. | Знать: понятия темы, сущность рынка труда, факторы спроса и предложения на рынке труда, виды, причины и последствия безработицы. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники, оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Устный опрос | Таблица «Виды безработицы» | § 9, задания.4,3 (используя примеры из истории) | ||||||||||
20-21 | Уроки 20-21. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики Урок лабораторного типа | Мировая экономика, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, протекционизм, свободная торговля, квоты, глобальные проблемы. | Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. | Государственная политика в области международной торговли | Знать понятия темы, теории мировой экономики, основные тенденции государственной политики. Уметь решать практические задачи, анализировать источники, понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Тестовый контроль | Таблица «Глобальные проблемы» | § 11, вопросы и задания 1-4. | ||||||||||
22-23 | Урок 22-23. Человек в системе экономических отношении. Производительность труда Урок исследование | Потребители, рациональное поведение | Человек в системе экономических отношений. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя. | Рациональное ведение хозяйства | Знать понятия темы, основные законы и органы власти, защищающие права потребителя, принципы рационального поведения Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Устный опрос | Пакет документов | §11, задания .1-4 | ||||||||||
24 | Урок 24. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | Основные понятии темы | Экономика. Экономический рост и развитие. Правовые основы предпринимательской деятельности. Финансы и экономика. Занятость и безработица. Человек в системе экономических отношении. | Факторы, влияющие на производительность труда | Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знании собственные суждения и аргументы по определённым проблемам Писать творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | Семинар | Пакет с дидактическими материалами | |||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (15 часов) | ||||||||||||||||||
25-26 | Уроки 25-26. Свобода в деятельности человека Свобода и ответственность Урок исследования | Свобода, ответственность | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия | Гражданские качества личности | Знать и понимать взаимосвязь свободы и необходимости Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знании собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. Писать творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | Актуализация знаний | Документы | Проект «Свободное общество» | ||||||||||
27-28 | Уроки 27-28. Общественное сознание. Общественная психология и идеология Урок исследование | Сознание, общественная психология, общественное мнение, индивидуальное сознание | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Самосознание индивида и социальное поведение. | Сторонники различные точки зрения о сущности сознания | Знать понятия темы, структуру общественного сознания, его сущность и особенности, связь общественного и индивидуального сознания. Уметь выделять существенные признаки, закономерности развития социальных объектов, решать практические задачи, анализировать источники. Критически осмысливать полученную информацию | Устный опрос | Документы | § 13, вопросы и задания. Эссе «Сознание - то средство , вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия…» К.Ясперс | ||||||||||
29-30 | Уроки 29-30. Политическое сознание. Средства массовой информации и политическое сознание Урок-анализ | Идеология, либерализм, социализм, коммунизм, социал-демократия, фашизм | Политическая психология. Политическая идеология. Средства массовой информации в политической системе общества. | Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность | Знать понятия темы, многообразие форм политического поведения, сущность и особенности современного политического терроризма. Уметь решать практические задачи, анализировать источники. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни, писать творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах, сопоставлять и анализировать различные точки зрения | Устный опрос | Таблица «Политические идеологии» | §15, задания.1,2, анализ документа. | ||||||||||
31-32 | Уроки 31-32. Политическое поведение. Политический терроризм Урок-исследование | Политическое поведение, аффективное, терроризм | Человек в политической жизни. Политическое участие. Политический статус личности. Абсентеизм, его причины и опасность. | Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность | Знать и применять на практике изученные теоретические положения и понятия социальных наук. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, писать творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах, сопоставлять и анализировать различные точки зрения | Устный опрос | Документы | §15, з.1,2, анализ документа | ||||||||||
33-34 | Уроки 33-34. Политическая элита. Политическое лидерство Урок-исследование | Элита, политическое лидерство, харизма | Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. | Элиты - реальность или миф? | Знать признаки и сущность политических элит. Уметь решать практические, познавательны, проблемные задания, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники, использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Тестирование | Таблица «Типы лидерства» | § 16, Эссе: «Лидер действует открыто, босс - за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет» Т.Рузвельт. | ||||||||||
35-36 | Уроки 35-36. Демографическая ситуация в современной России Проблемы неполной семьи Урок – анализ с элементами деловой игры | Нуклеарная семья, инфантилизация подрастающего поколения | Демографическая ситуация в РФ | Тенденции развития семьи в современном мире.. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | Знать понятия темы, тенденции развития семьи, сущность демографической проблемы современной России. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации, использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. | Тестирование | Статистические данные | §17, зад.3 комплексно с анализом документа | ||||||||||
37-38 | Уроки 37-38. Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания межрелигиозного мира Урок-анализ | Религия, свобода совести | Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства | Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир | Знать понятия темы, Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Устный опрос | Презентация к уроку | §18, эссе В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет» Ф. Шиллер | ||||||||||
39 | Урок 39. Повторительно-обобщающий урок по теме»Проблемы социально-политической и духовной жизни» Урок исследования | Основные понятия по темам | Свобода в деятельности человека. Сознание: общественное, политическое сознания. Политическая элита. Демографическая ситуация. | Применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Тестирование | Дидактические задания | ||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (21 час) | ||||||||||||||||||
40-41 | Уроки 40-41. Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ Урок-практикум | Санкции, естественное право, права человека, позитивное право | Право в системе социальных норм. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Система российского права. Система российского права. | Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность | Знать понятия темы, стадии законотворческого процесса в РФ, механизмы правового регулирования. Уметь: решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Актуализация темы | Схема «Стадии принятия законов в РФ» | §19, вопросы к параграфу, задание .1 | ||||||||||
42-43 | Уроки 42-43. Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ Урок-практикум с элементами дискуссии | Гражданство, альтернативная воинская служба, налоги | Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения | Альтернативная гражданская служба: «за» и «против». | Знать понятия темы, права и обязанности гражданина, принципы гражданства, принципы альтернативной службы. Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике. Работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критически осмысливать полученную информацию | Устный опрос | Материалы Конституции РФ | §20, задание .1. Индивидуально: задание 4. | ||||||||||
44-45 | Уроки 44-45. Экологическое право. Способы защиты экологических прав Урок исследование. | Окружающая среда, антропогенный объект. Экологическое право, экологическое правонарушение | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы | Знать понятия темы, экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения., решать практические задачи. Применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники. | Тестовый контроль | Пакет с документами | §21, Эссе: «Если люди вновь захотят стать обезьянами им не хватит деревьев» Афоризм программы «Времечко» | ||||||||||
46-47 | Уроки 46-47. Гражданское право. Защита гражданских прав Урок-практикум с элементами проектирования | Гражданские правоотношения, субъекты и объекты гражданского права, дееспособность, правоспособность, имущественные и неимущественные права, авторское право, наследование | Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. | Право на интеллектуальную собственность. Наследование Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам. Работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критически осмысливать полученную информацию, работать с нормативными документами (Гражданский кодекс) | Устный опрос | Схема «Элементы гражданских правоотношений», «Гражданские правоотношения» | §22, задание к документу Мини-проект «Защитим свои права» | ||||||||||
48-49 | Уроки 48-49. Семейное право. Права и обязанности членов семьи Урок–практикум с элементами деловой игры | Семейное право, брак, алименты, опека, попечительство | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | Права и обязанности родителей и детей | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметь моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения Работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критически осмысливать полученную информацию Работать с нормативными документами | Решение правовых задач | Схема «Условия вступления в брак и его расторжение» | §23, задание 1-4 Мини-проект «Семейный Кодекс» | ||||||||||
50-51 | Уроки 50-51. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита населения Урок-практикум | Трудовые правоотношения, субъекты права, занятость, социальное обеспечение | Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. | Основные правила оформления резюме. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Порядок оказания платных образовательных услуг. | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Решение задач, тестирование | Пакет с документами | § 24, задание.2,3. Составить резюме | ||||||||||
52-53 | Уроки 52-53. Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс | Процессуальное право, правосудие, судопроизводство, арбитражный процесс, исполнительный лист. | Споры, порядок их рассмотрения. Гражданский процесс: основные правила и принципы. | Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс | Знать понятия темы, принципы гражданского процесса, стадии гражданского процесса, права участников процесса, особенности арбитражного процесса. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Устный опрос | Схема «Прохождение дела в суде» | §25, задание 3, (выполняется в виде схемы) | ||||||||||
54-55 | Уроки 54-55. Процессуальное право: уголовный процесс Судебное производство Урок-практикум | Уголовное судопроизводство, задержание, предварительное, дознание, присяжные заседатели | Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. | Меры процессуального принуждения Суд присяжных. | Знать понятия темы, права участников, особенности уголовного процесса Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами, критически оценивать информацию СМИ | Решение задач | Документы | §26, Задания .1,3,4 Эссе «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон». Солон | ||||||||||
56-57 | Уроки 56-57. Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство Урок-практикум | Штраф, протокол, административное наказание | Особенности административной юрисдикции. | Конституционное судопроизводство. | Знать понятия темы, права участников, особенности административного процесса и конституционного судопроизводства. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами, сравнивать. | Решение задач, проверка эссе | Документы | §27, задание. 1,2,4 эссе: «Мы должны стать рабами закона, чтобы стать свободными» Цицерон | ||||||||||
58-59 | Уроки 58-59. Международная защита прав человека | ЭКОСОС, ООН, Конвенция, международные правонарушения. | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | Проблема отмены смертной казни | Знать понятия темы, принципы права участников, особенности международной системы защиты прав человека Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Решение задач, проверка эссе | Презентация к уроку | §28, задание.1. | ||||||||||
60 | Урок 60. Повторно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» | Основные понятия темы | Современные подходы к пониманию права. Отрасли права. Процессуальный процесс | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Семинар | Дидактические материалы | ||||||||||||
61-62 | Уроки 61-62. Взгляд в будущее Постиндустриальное (информационное) общество Урок-прогноз с элементами проектирования | Международный терроризм, наркомафия, наркобизнес | Особенности современного мира. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | Знать понятия темы, черты постиндустриального общества и его проблемы. Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам Писать творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | Таблица «Информационное общество» | ||||||||||||
63-64 | Уроки 63-64 Уроки повторения по курсу «Обществознание» | Тестирование | ||||||||||||||||
65-68 | Уроки 65-68. Резерв | Итоговое повторение | Тестирование |
Дополнительная литература:
- Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: учеб. пособие. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000;
- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. – М.: Просвещение, 2008;
- Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999;
- Конституция РФ, РБ;
- Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. в 2 кн. – М.: Вите-Пресс, 2006.
- Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право. Краткий курс. – СПб: Питер, 2004;
- Мушинский В.О. Основы правоведения. – М.: Междунар. отнош., 1997;
- Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 10-11 кл.». – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2001;
- Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 кл. В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005;
- Поляков Л.В., Федоров В.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. – М.; Просвещение, 2008;
- Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Просвещение1995;
- Степанько С.Н. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008;
- Тавадов Г.Т. Политология: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
- Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под редакцией Л.Н. Боголюбова.- Москва: «Просвещение», 2004
- Т.А.Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-244945-1366733124.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332793-1383418154.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-148261-1353566513.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356056-1385567564.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-136147-1471869057.jpg)
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...