Урок "Гражданин - Отечества достойный сын"
методическая разработка по обществознанию
Разработка урока по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 86.5 КБ |
rabochiy_list_1.doc | 1.03 МБ |
grazhdanin_-_otechestva_dostoynyy_syn.ppt | 2.92 МБ |
grazhdanin_-_otechestva_dostoynyy_syn_2.ppt | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНИН – ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН
Цель: |
|
Задачи: |
|
План урока: |
|
Основные понятия: | Гражданин, патриотизм, Отечество, права и обязанности гражданина, гражданский поступок |
Тип урока: | Урок формирования новых знаний. |
Домашнее задание: | § 17, кроссворд |
Проблемный вопрос: Составить собирательный образ гражданина.
Мотивация: В самом сердце нашей страны на Красной площади стоит памятник, на пьедестале которого надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
За что же Россия оказала уважение этим людям?
Почему в памяти народной Кузьма Минин остался гражданином своего Отечества?
Мы будем вести разговор о том, кого можно назвать достойным гражданином Отечества.
Сегодня на уроке мы создаем собирательный образ гражданина, т.е. выделяем характерные черты гражданина.
Ребята мы с вами будем работать по следующему плану: объясним значение понятия гражданин, узнаем подробнее о правах и обязанностях граждан РФ, выясним, какой поступок можно назвать гражданским.
Ход урока
1. Кого называют гражданином.
Существуют понятия – подданный и гражданин. Чем различаются эти слова?
Сколько интересных версий у нас прозвучало. Сейчас мы с вами проверим их правильность.
В прошлом все жители нашей страны назывались подданными царя. Слово подданный произошло от слова поддавать, т.е. подчиняться.
Подданный – значит подчиненный царю, государю.
Подданные имели различные обязанности, но права их были ограничены.
Напротив, слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.
Слово гражданин нам известно из истории Древней Греции и Рима, напомним друг другу его значение.
Каждый ли житель Афин мог назвать себя гражданином? Какими правами обладали граждане Афинского государства в отличие от не граждан?
Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании.
Главное различие между гражданами и не гражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.
Попробуем сформулировать современное значение слова «гражданин».
Приведите примеры словосочетаний, которые включают слово «гражданин».
– Постепенно у нас начинает вырисовываться образ гражданина.
Кто такой гражданин? Что у нас получилось? Проверим.
Узнаем, так кто же такой гражданин.
Словарь: гражданин – это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам, пользуется его защитой, имеет права и обязанности.
2. Права и обязанности граждан России.
Мы выяснили, что гражданин – это человек, который обладает правами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь основным законом нашего государства.
– Конституцией Российской Федерации
Это закон государства, который определяет, как устроено общество и государство.
Работа с выдержками некоторых статей Конституции РФ.
Как человек становится ГРАЖДАНИНОМ? Что значит получить гражданство?
Мы получаем гражданство с момента рождения. Для того чтобы стать законным гражданином своей страны нужен документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». Граждане, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ, обязаны получить паспорт.
Какие важнейшие права человека и гражданина вы можете назвать?
право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести.
– Лягушка-путешественница, отправившись в путешествие,
воспользовалась своим правом …(свободно передвигаться)
– Буратино отправился в школу, чтобы воспользоваться своим правом на …
– Какое право Колобка нарушила Лиса, съев его? (Право на жизнь)
– Заперев Буратино в тёмном чулане, Мальвина совсем забыла, что Буратино имеет право на … (свободу).
РАБОТА С КОНСТИТУЦИЕЙ.
Какие еще права человека и гражданина указаны в статьях Конституции РФ? Что нового вы узнали?
Почему в Конституции РФ отдельно указаны права человека и права гражданина? Чем отличаются они отличаются?
Для того чтобы быть гражданином, человек должен обладать политическими правами. Участия в делах государства.
Граждане могут:
1) Избирать и быть избранными в органы государственной власти
Можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела?
Каким же тогда способом граждане России могут выразить свою волю?
1способ: участие в управлении через своих представителей, избранных в представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание, в Государственную Думу.
2способ: участие путем голосования по наиболее важным государственным вопросам, которые выносятся на референдум – всенародный опрос. Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на поставленный вопрос. После подсчета всех ответов за и против определяется воля большинства.
Когда будут проходить ближайшие выборы?
Кого будут избирать граждане?
Кто сейчас является президентом Российской Федерации?
2) Равный доступ к государственным должностям.
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
3) Участвовать в работе суда в качестве присяжного заседателя.
4) Граждане могут обращаться в государственные органы.
Жалобы на ущемление прав, предложения по государственным вопросам.
Откройте Конституцию РФ, найдите статью 6 и прочитайте.
О чём говорится в этой статье?
Основные обязанности гражданина России
Наряду с правами каждый гражданин имеет и обязанности по отношению к государству.
• Соблюдать Конституцию и законы России, уважать права и свободы
других людей
• Защищать Отечество
• Платить налоги
• Охранять природу и окружающую среду
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
– В чем значение обязанности гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?
– В чем состоит значение обязанности гражданина защищать свое Отечество?
– Почему необходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?
Как вы думаете почему важно быть гражданином?
Посмотрите видеоролик.
Гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены политическими правами. Российской государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.
3. Итак, каждый человек с момента рождения является гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.
Примеры равнодушия из жизни:
Жара. Плавится асфальт. Пожилая женщина с полными сумками медленно движется по тротуару... Она падает. Сумки разлетаются в разные стороны. Прохожие равнодушно проходят мимо. Это потом доктор вынесет вердикт — её можно было спасти, если бы вызвали «Скорую» чуть раньше. Она пролежала на солнцепёке долгие минуты, которые стали последними в её жизни…
Я хочу привести слова академика, исследователя древнерусской литературы Дм. Сергеевича Лихачева
«Если человек равнодушен ко всему тому, что его окружает,
он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев.
Слайд: Почему этих людей можно назвать гражданами? В чем заключается их подвиг? Почему память о них навсегда останется в наших сердцах?
Понятие гражданин тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.
А правильно ли, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли «балаболкой».
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
– Как характеризует этот поступок простого деревенского паренька Пашку?
– Все ли могут поступить так, как герой рассказа? Каждый ли способен на подобный поступок? А почему?
– Какие чувства заставили его совершить этот поступок.
В экстремальной ситуации проявились лучшие качества этого человека.
Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?
Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Как вы думаете, что такое гражданский поступок? (Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества). Таких примеров в истории много.
В наше время тоже совершаются поступки достойные истинного гражданина.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы главной задачей было вывести из-под удара детей.
Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.
Вместе с доктором Рошалем под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.
После «Норд – Оста» Леониду Рошалю была вручена премия «Национальный герой». Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004 г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.
– Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?
Во всех приведенных примерах гражданином выступает взрослый человек. А ребенок, школьник, может совершить гражданский поступок?
Примеры гражданских поступков.
- Ребёнок вошёл в горящую избу и спас троих малышей. Житель Нижегородской области Дима Филюшин может стать одним из самых юных кавалеров ордена Мужества. Он вынес из горящего дома трёх маленьких детей. Пожарные и власти Лукояновского района, где живёт Дима, направили представление на его награждение в Москву.
Какие качества личности помогли Диме Филюшину совершить такой поступок? Ответ ученика: мужество, отзывчивость к чужим бедам.
– Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?
1) Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.
2) Молодые люди участвуют в восстановлении храма.
– Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?
За образец поведения мы с вами можем взять жизнь и деятельность граждан, которые внесли огромный вклад в развитие нашего родного города Мурманска. Их имена увековечены на аллее почетных граждан.
– Алексей Алексеевич Киселев
– Виталий Сергеевич Маслов почетный полярник, заслуженный работник Морского флота России, инициатор воссоздания в России праздников славянской письменности и культуры, писатель, который воспевал красоту русского Севера.
– Виктория Владиславовна Чачина
III. Закрепление материала.
Портрет гражданина
Гражданин – человек, который
любит__________________________________
переживает______________________________
действует_______________________________
протестует______________________________
Таким образом, Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны – это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составить собирательный образ гражданина ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
План урока: Кого называют гражданином Права и обязанности граждан РФ Гражданский поступок
1. Кого называют гражданином Путешествие в прошлое Чем различаются понятия Подданный Гражданин от древнеславянского горожанин, слово связано с правами и свободами от слова поддавать, т.е. подчиняться
1. Кого называют гражданином Гражданин – человек, который 1) принадлежит к постоянному населению данного государства; 2) подчиняется его законам; 3) пользуется его защитой; 4) имеет права и обязанности. Древняя Греция право участвовать в управлении делами государства
Права и обязанности граждан РФ
Какие важнейшие права человека и гражданина вы можете назвать? Конституция Российской Федерации
Чтобы быть гражданином, человек должен обладать политическими правами. В Конституции РФ отдельно говорится о правах человека и гражданина. Чем отличаются права человека и гражданина? 2. Права и обязанности граждан России
Права гражданина РФ Равный доступ к государственным должностям. Участвовать в работе суда в качестве присяжного заседателя. Избирать и быть избранными в органы государственной власти Граждане могут обращаться в государственные органы. 1 2 3 4
Обязанности граждан РФ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3. Гражданский поступок Почему этого человека можно назвать гражданином своего Отечества? Какой подвиг он совершил?
Патриот – это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый к любым подвигам во имя интересов своей Родины. Достойный гражданин - это патриот
Гражданский поступок - это действия, которые совершаются на благо Отечества, приносят пользу людям, стране, обществу.
Составить собирательный образ гражданина ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный урок "Гражданин-Отечества достойный сын!"
Открытый урок по обществознанию в 6 классе с презентацией.В нем даются такие понятия как Гражданин, гражданственность, патриот. Расширяются знания о государственной символики России и Адыгеи....
Проект «Что такое гражданин? Отечества достойный сын!»
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Учебная дисциплина «инос...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»
Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....
Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"
Данное мероприятие позволило школьникам приобрести базовые навыки, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...
Анализ открытого урока для конкурса "Учитель года-2015" по обществознанию за 6 класс по теме "Гражданин-Отечества достойный сын".
Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации была так же оказана помощь завучем школы Кочерги...
Открытый урок по обществознанию в 6 классе по теме "Гражданин-Отечества достойный сын" для конкурса "Учитель года-2015"
Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации была так же оказана помощь завучем школы Кочерги...
Презентация к уроку обществознания "Гражданин - Отечества достойный сын".
Данную презентацию можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....