Анализ открытого урока для конкурса "Учитель года-2015" по обществознанию за 6 класс по теме "Гражданин-Отечества достойный сын".
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации  была так же оказана помощь завучем школы Кочергиной  Еленой Николаевной.

Урок по теме  "Гражданин - Отечества достойный сын"  проводился на  шестом классе кадетской школы.

Вам предложена разработка самого урока, презентация к уроку, а так же и анализ проведенного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_grazhdanin-otechestva_.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Усова Светлана Фёдоровна, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

Анализ открытого урока обществознания в 6 классе по теме  «Гражданин-Отечества достойный сын», разработанного для участия в конкурсе «Учитель года-2015»

Представляю вашему вниманию   анализ урока обществознания в 6 классе по теме «Гражданин-Отечества достойный сын».

Урок предполагает использование различных современных технологий: здоровьесберегающей, игрового обучения, информационной, технологии проблемного обучения, групповой.

Тип урока: изучение нового материала в форме виртуального путешествия

Форма урока: фронтальная

УМК: программа по обществознанию 6-9 классы для общеобразовательных  школ Л.Н.Боголюбова, учебник «Обществознание» 6 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова

Тема урока: «Гражданин-Отечества достойный сын»

Цель урока: Объяснить понятия «гражданин», его социального статуса, его конституционных прав и обязанностей.

Основные задачи:

1.Образовательная: На конкретных примерах раскрыть понятия «гражданин», «достойный сын Отечества», «обыватель», и познакомить учащихся с правами и обязанностями граждан РФ.

 На конкретных примерах раскрыть понятия «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами.

2.Развивающая: развивать мышление, способности анализировать, выводить суждения, научить рассуждать, овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.
3Личностные: формировать представление о   социальном статусе   гражданина, о возможностях и долге; развивать уважение к правам других граждан 

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст (пословицы), картины, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству, любви к Родине и гордости за историю ее народа.

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, 40 магнитов, материал для практической работы: карточки-кластеры для парты, таблички со словами в конвертах, восковые таблички и палочки-стили 19 штук; накидка для Конституции; мантия с треуголкой и энциклопедией;

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

- фронтальная (общеклассная);

-Групповая (работа в парах)

-Индивидуальная (работа со словами)

Ожидаемые результаты:

 В ходе урока ученики смогут 

-дать определение понятию «Гражданин», «достойный сын Отечества»

знать права и обязанности;

Развить умения и навыки работы в малых группах; высказывать свою точку зрения;

анализировать, обобщать, вживаться в образ;

Используемые технологии:

Информационная;

Игровая;

Групповая;

Проблемная;

Критического мышления;

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По источнику знаний:

Словесный (вступительное слово учителя);

Наглядный (презентация);

Практический (работа с Энциклопедией и дидактическим материалом)

 2.В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся использовались методы Объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя) и частично-поисковый.

Кроме того, использовались метапредметные связи по истории и обществознанию.

Урок состоит из следующих   этапов:

I этап. Начало урока. Организационный момент. На рабочих столах имеется весь необходимых дидактический материал, оборудование.

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Ожидаемый результат: готовность обучающихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

II этап. Введение в тему. Этап целеполагания и мотивации, включает педагогические приёмы: приветствие учителем на греческом, и с поднятием руки и наклоном головы, создания интриги с написанием слова на табличке, и поиска решения проблемы, что означает это слово, и наконец, к постепенному формулированию темы предстоящего урока «Гражданин-Отечества достойный сын», постановки проблемных вопросов: Кто такой гражданин? Всякого ли гражданина можно считать достойным сыном Отечества?

III этап. Изучение нового материала.  На этом этапе применялась технология информационная, проблемная, и игровая.

Цель: подготовка к изучению новой темы, актуализация   знаний   учащихся о возникновении понятия гражданин в Древней Греции, в России, подведение учащихся к первоначальному осмыслению понятия гражданин.  

Ожидаемый результат: учащиеся   вспомнят   материал 5 класса, и   смогут   ответить на вопросы: В каком государстве в древности возникло данное понятие? Кого считали гражданами? Что мог гражданин и не гражданин?

Педагогический приём: фронтальная беседа, работа с источником, через ролевую игру.

Виртуальное путешествие началось   с остановки под названием «Историческая», на которой шестиклассники благодаря межпредметным связям, вспомнили в каком государстве древнего мира возникло понятие «гражданин», кого называли гражданами, кто мог участвовать в управлении государством.

Из Древней Греции виртуально переместились в Россию 19 века, и используя приемы: ролевой и работу с источником - энциклопедией, познакомились с происхождением и толкованием слова «гражданин», «почетный гражданин».

Используя мультимедийное оборудование, обратили   на ключевые составляющие данного слова: постоянное население, подчинение законам, права, обязанности, и рассуждая первично познакомились с понятием «гражданин».

Для лучшего усвоения материала, с учетом возраста учащихся-, был использован метод иллюстративный (наглядный), чтобы в доступной форме донести информацию о некоторых правах и обязанностях граждан; использован   элемент ролевой технологии: в гости была приглашена   сама госпожа Конституция.

Для большей активизации учащихся использовался    прием фронтальной беседы.

В доступной форме   на примере сказок рассматривались некоторые права   граждан РФ.

С целью закрепления полученных   знаний о правах, познакомились   и с обязанностями.  Ученикам   была предложена работа в мини группах с наглядным материалом: карточками с правами и обязанностями: разделить обязанности и права на две группы.  Ученики   озвучили обязанности, и рассуждали   почему важно   их выполнять.  В результате ученики смогли   ответить на первый вопрос урока: «Кто такой гражданин?»

Учитывая процессы активизации и спада активности на уроке, использовалась здоровьесберегающая технология: физкультминутка, которая   была   связана с темой урока.

Кто по улице идет?  Необычный пешеход. (шагают)

(рукой как бы считаем) У него пятьсот имен

(вращаем плечами) На заводе слесарь он

В яслях он-родитель (на носочки встали)

В кинотеатре –зритель (присели)

А пришел на стадион- (шагает)

И уже болельщик он (хлопает в ладоши)

Он кому-то сын и внук (встали на носочки и присели)

Для кого-то близкий друг (обнять себя)

Он мечтатель в дни весны (вертеть головой)

Он военный в час войны (маршируем)

И всегда, везде и всюду гражданин своей страны (маршируем)

Ответ на второй вопрос, поставленный в начале урока «Кто такой достойный гражданин?» был найден в ходе обсуждения русских пословиц, примеров, подобранных специально к уроку. На этом этапе урока применялась   технология критического мышления.

Для формирование социальной активности кадетам был   задан вопрос: «Что может   сделать каждый из кадетов как гражданин страны?»

IV этап. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и пути их решения.

Ожидаемый результат: умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Использовался   педагогический приём недосказанного предложения. Ученики   продолжили предложение, передав флажок, высказав свое суждение «Достойный сын своего Отечества, это тот, кто…».

В конце урока   ребята   оценили   свою деятельность   на лестнице успеха:

Синий –работа не получилась, не доволен собой

Зеленый-работал хорошо, но могу лучше;

Красный-я доволен своей работой на уроке.

И логическим завершением урока   исполнение   Гимна кадетов.

Урок   прошел на позитивном  уровне, получился, все поставленные цели были достигнуты.

Конспект  открытого   урока  по обществознанию в 6 классе по теме:«Гражданин - Отечества достойный сын»

Ход урока

мысли

I.Орг.момент: 

класс подготовлен на 15 учеников (8 парт)

Восковые досочки, палочки стили по количеству учеников;

Таблички  со словами, магниты;

Накидка для Конституции;

Мантия и на голову с кисточками шапка для энциклопедиста;

ноутбук, проектор, экран;

……………………………………………………………………………

Приветствую класс, судей, коллег. Представляюсь. Приглашаю совершить виртуальное путешествие.

(Звучит музыка сиртаки, на экране греческие пейжажи…школа)

II. Введение в тему: 

приветствую учеников на греческом языке:

«ХАЙРЕТЭ ПАЙДОС! Здравствуйте дети!

КАЛОЙ КАЙ АГАТОЙ! Прекрасные и совершенные!

Сообщаю, что находятся в древнегреческой школе на уроке, где будут учиться писать. Предлагаю написать слово, которое читаем.

ПОЛИТЭС

Что означает данное слово?

Как можно узнать, что означает слово?

Предлагаю зайти в поисковик, выполнить алгоритм действий, и перевести слово.

На экране слово «гражданин». Добавляю еще три слова и произношу название  тему предстоящего урока : «Гражданин - Отечества достойный сын»

-Кто такой гражданин?

-Всякого ли гражданина можно считать достойным сыном Отечества?

III.Изучение материала:

1.

-Какая связь между словом гражданином, которое мы с вами написали и темой урока?

-Кого считали в Греции гражданами?

-Что мог делать гражданин в своем государстве?

-Неграждане участвовали в управлении государством?

Подвожу  к мысли. Что побывали на исторической остановке, и предлагаю узнать о происхождении слова гражданин в России и значении, и остановиться на энциклопедической  остановке.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2.Энциклопедисту предлагаю разъяснить вопрос происхождения слова и само толкование слова.

Прикрепляю на доску таблички со словами: гражданин, постоянное население, подчиняется законам РФ, права, обязанности.

Разбираем слова на табличках. Рассуждаем. Как только подходим к словам права и обязанности, предлагаю продолжить путешествие и встретиться с еще одним героем-Конституцией.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3.Конституция представляется и сообщает о себе данные.

-Что такое права?  

Подвожу к мысли, что это то, что они могут делать. Прикрепляю табличку со словом «МОГУ»

-Можно ли делать все, что захочется?

Предлагаю посмотреть на экран и познакомиться с некоторыми правами граждан, и определить о каких правах идет речь. После каждого сюжета, ребята обсуждают, называют право, и прикрепляю на доску в столбик последовательно таблички со словами:

Жизнь

Свобода

Жилище

Труд

Материнство и детство, семья

Образование

Отдых

……………………………………………………………………………………………………………………..

Сообщаю и об обязанностях.

-Что такое обязанности?

 Рассуждают, прикрепляю табличку со словом «должен. Предлагаю посмотреть   на экран и отгадать о какой обязанности идет речь. По мере отгадывания, прикрепляем таблички в последовательности с обязанностями:

Беречь памятники истории и культуры

Соблюдать Конституцию и другие законы

Бережно относиться к природным богатствам

Платить налоги

Защитить отечество

…………………………………………………………………………………………………………………………

-Кто же такой гражданин РФ? Или (Кого можно считать гражданином Российской Федерации?

Добавляю про возраст, паспорт, о полноте прав и обязанностей с 18 лет, и о законных представителях. И это не все права и обязанности, направляю к конституции ко 2 главе.

 Физкультминутка.

Кто по улице идёт? (маршируем)

 Необычный пешеход

 У него пятьсот имён:(делаем движения рукой, как бы считая )

 На заводе  слесарь он, (одной рукой изображаем как держим болт, другой как бы забиваем)

 В яслях он – (присаживаемся)

 Родитель,      (встаем)

 В кинотеатре – (присядаем)

 Зритель.

 А пришёл на стадион – (маршируем)

 И уже болельщик он.

 Он кому-то

 Сын и внук,  (тянемся руками вверх, затем приседаем вниз)

 Для кого-то

 Близкий друг.(обнимаем себя)

 Он мечтатель  (вертим головой)

 В дни весны.

 Он военный  (маршируем)

 В час войны.

 И всегда, везде и всюду

 Гражданин

 Своей страны.

.

……………………………………………………………………………………………………………………..

IV.Подвожу к мысли, что необходимо выяснить, кто же такой достойный гражданин. Предлагаю отправиться прямо к ним. Предлагаю посмотреть пословицы на экране.

Что мне с него - было б мне хорошо

Моя хата с краю, я ничего не знаю

После меня хоть потоп

Мне хоть свет гори, только бы я был жив

Не постою не за что, а постою только за себя

После меня хоть трава не расти

Мое дело сторона

Пословицы появляются по одной.  

-Что объединяет все эти пословицы?

-О ком думают герои этих пословиц?

-О ком они только заботятся?

-Какую позицию занимают в обычной жизни? (если несправедливость, то…)

-Волнует ли судьба своего Отечества?

-Интересует ли их, что происходит в государстве, в котором они проживают?

-Можно ли таких людей назвать достойными  гражданами?       

                                                                                                                        Таких людей  назовем   обывателями.

…………………………………………………………………………………………………………………………..

Предлагаю оценить другие факты.    Гражданский долг.

             Рассказываю, что во время Великой Отечественной  войны, взрослое население встало на защиту страны, но и дети так же не остались в стороне, помогали на заводах.

              В мирное время есть место подвигу: Салехард. Подросток 13 лет Павел Кривощеков спас утопающего. Сам погиб; Дима Филюшин.13 лет. Нижегородская область. Спас из пожара 3 маленьких детей. Орден Мужества.

           Беслан.Школа.1 сентября. Захват заложников. Андрей Туркин погиб, прикрыв собственным телом гранату, спасая заложников.

           Говорю. Что жизнь не только подвиги. Примеров много. Школа 4. Волонтеры….Учится… Кормушки….Перевел…Уступил место…Не остался в стороне. Сделал что-то полезное для общества, для кого-то то, а в целом и для государства. Совершил свой гражданский долг.

         -  А вот вы кадеты, что можете сделать как граждане для страны? А может быть вы уже тоже что-то делаете.(рассказывают о кодексе, о добрых поступках)

IV.Подведение итогов:

-Кто такой гражданин?

-Что объединяет все перечисленные примеры?

- О ком заботятся граждане?

-Какую позицию занимают данные граждане в обычной жизни?

-Волнует ли судьба своего Отечества?   Патриот

-Интересует ли их, что происходит в государстве, в котором они проживают?

Досказывают предложение:

- Достойный сын своего Отечества, это тот, кто…

V.Рефлексия

Оценивают свою деятельность

VI. Почетный гражданин Пахтушкин Станислав Иванович. Кадеты исполняют гимн кадетов.

VII. Орг.момент. Благодарю за внимание. Завершаю урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.

Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX век...

Урок-общественный смотр знаний по обществознанию 5 класс

Цели урока: повторить изученный материал за курс обществознания 5 класса, проверить полученные знания, умения и навыкиОборудование: раздаточный материал для оформления проекта, презентация с заданиями...

Презентация к уроку-общественному смотру знаний по обществознанию 5 класс

Цели урока: повторить изученный материал за курс обществознания 5 класса, проверить полученные знания, умения и навыкиОборудование: раздаточный материал для оформления проекта, презентация с заданиями...

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс.

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс....

Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.  Осуществляется работа с раз...

Технологическая карта урока по теме: "Человек - личность", Обществознание, 6 класс

В ТК так же присутствует приложения - схема и кроссворд по теме....