Рабочая программа по обществознанию для 6 кл.
рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 6 кл. с учетом изменений в содержании
Пояснительная записка, требования к результатам обучения, содержание предмета, место предмета, календарно-тематическое планирование. Программа соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvo_6_kl.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор _____________ Приказ №____ от «__» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР ______ «__» сентября 2019 г. | «Рассмотрено» на ШМО Протокол №__ «__»________2019 г. Руководитель ШМО ___________________ |
Рабочая программа по обществознанию
(предметная область – обществоведческие дисциплины)
(базовый уровень в соответствии с ФГОС ООО)
Составитель |
2019-2020 год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, рабочих программ по обществознанию к системе учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева, базисного учебного плана. Она полностью отражает уровень подготовки школьников.
Цели и задачи обучения
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
- формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- формирование способности к личному самоопределению (в том числе предпрофильному), самореализации, самоконтролю;
- освоение тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями получать из разнообразных источников социальную информацию, критически ее осмысливать, систематизировать, анализировать;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- выявление и развитие способностей обучающихся;
- приобретение основ обществоведческих знаний и умений
- овладение учащимися обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение учащимися компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);
- создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- усвоение обучающимися на информационном, практическом и эмоциональном уровнях идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод личности, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- освоение школьниками на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- овладение учащимися практическими навыками получения адаптированной социальной информации из различных источников, возможность осуществлять рефлексию личного социального опыта, актуальную социальную практику;
- предоставление возможности существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различных контекстах в процессе ориентировки в социальной информации;
- практическое освоение обучающимися конструктивных способов учебной и социальной коммуникаций, при которых достигается толерантное взаимоприятие партнера, воспитывается гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставление для практического освоения необходимой информации о возможностях и особенностях получения образования, перспективах допрофессиональной подготовки, рефлексии своих склонностей, способностей.
Содержание курса «Обществознание. 6 класс»
Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность – биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.
Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
Требования к результатам обучения
Изучение курса «Обществознание» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД).
Личностные результаты:
- Определение жизненных ценностей, мотивированность и н направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- Наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- Уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- Признание равноправия народов;
- Осознание важности семьи и семейных традиций;
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
- Осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
- познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятий.
- коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- понимать смысл обществоведческих терминов, понятий;
- характеризовать явления общественной жизни;
- иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- в ценностно-мотивационной сфере:
- осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
- понимать значение коммуникации в межличностном общении;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
- демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
- в сфере трудовой деятельности:
- осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение обществознания в 6 классе отведен 1 ч в неделю (всего 35 ч, включая 1 ч резервного времени). Каждая тема программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания.
Используемый учебно-методический комплект
- Обществознание. 6 класс. Учебник / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь / Сост. Л.Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. 6 класс. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018.
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М.: Просвещение, 2017.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
6 «А» | 6«Б» | 6 «В» | ||||
1 | Введение | 1 | ||||
Глава I. Загадка человека (12 ч) | ||||||
2-3 | Принадлежность к двум мирам | 2 | ||||
4-5 | Человек - личность | 2 | ||||
6-7 | Отрочество – особая пора | 2 | ||||
8-9 | Потребности и способности человека | 2 | ||||
10-11 | Если возможности ограничены | 2 | ||||
12 | Мир увлечений | 1 | ||||
13 | Практикум к теме I | 1 | ||||
Глава II. Человек и его деятельность (9 ч) | ||||||
14-15 | Деятельность человека | 2 | ||||
16-17 | Труд – основа жизни | 2 | ||||
18-19 | Учение – деятельность школьника | 2 | ||||
20-21 | Познание человеком мира и себя | 2 | ||||
22 | Практикум к теме II | 1 | ||||
Глава III. Человек среди людей (11 ч) | ||||||
23-24 | Отношения с окружающими | 2 | ||||
25-26 | Общение | 2 | ||||
27-28 | Человек в группе | 2 | ||||
29 | Отношения со сверстниками | 1 | ||||
30-31 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | ||||
32 | Семья и семейные отношения | 1 | ||||
33 | Практикум к теме III | 1 | ||||
34 | Итоговое обобщение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...