Методическая разработка по обществознанию в 6 классе "Семьей дорожить-счастливым быть"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)
Учащиеся осваивают понятие "семья", рассматривают виды семей, обязанности членов семей, значение семьи в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semey_dorozhit-_schastlivym_byt.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальная цель: развитие социально – компетентной личности
Тема урока: Семьей дорожить – счастливым быть.
Стратегическая цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции
Задачи:
- Показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества, а так же нравственную ценность семейных отношений.
- Развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно- следственного анализа, исследование несложных реальных связей и зависимостей, анализ изучаемого объекта, поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую, оценка своих учебных достижений и поведения для корректировки)
- Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей
УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой, учебник «Введение в обществознание» 6 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
Тип урока: объяснение нового материала
Методы обучения: информационно- коммуникационные, эвристические, игровые, проектные
Способы обучения: фронтальные, групповые
Оборудование: Медиапроектор, компьютер, дидактические карточки
Предварительные индивидуальные проектные задания:
- Ты пригласила на свое день рождение 8 друзей. Составь меню и рассчитай стоимость праздничного обеда.
- Составь презентацию с загадками «Роль техники в быту»
- Обсуди с родителями и составь «Правила ведения хозяйства»
- Перечисли и напиши домочадцев (Свекровь, золовка, невестка, тесть, сват, сватья, деверь, сноха и др.)
- Подготовь сообщение «Большуха»
- Подбери и выучи стихотворение о семье.
- Составь свою родословную и расскажи.
Информационные ресурсы:
- http://community.livejournal.com/presentasii/
- http://www.pinewoodland.net/anna/ppt_presents.htm
- http://myfamilyschool.narod.ru/myfileslibraryrus.html
- http://schools.perm.ru
- http://pedsovet.org
- www.nanya.ru
- www.7ya.ru.
Содержание урока
1. Мотивационный этап
Слайд №1
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Какое у вас сегодня настроение? А вот я немного волнуюсь, потому что задумала урок, на котором хочу предложить вам стать исследователями по теме «Семьей дорожить - счастливым быть». А какой получится урок, зависит от вас и от нашей работы.
- Давайте начнем. Посмотрите, записано слово «исследователь». Что значит исследовать? Идти по следу, исследовать, значит понять, установить истину, получить знания. Попытаемся определить три – четыре способа умственной деятельности, которые каждому из вас сегодня нужно проявлять (на слайде появляются: думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить) Можно я добавлю – быть устремленным. Без устремленности и воли можно забросить дело на полпути.
- Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый из вас мысленно сказал себе: «Сегодня мне нужно будет….» Пауза.
Спасибо! А теперь проведем разминку наших сил и возможностей.
Слайд №2
Упражнение «Презентация мира»
- У меня в руках? Правильно матрешка. Я привезла её в подарок дочери из столицы нашей Родины Москвы. Предлагаю, по - очереди передавая Матрешку друг другу, взглянуть на неё и отыскать в этом предмете весь спектр пользы и ценности для людей, все достоинства и особенности, подумать, с чем ассоциируется у вас тот предмет. И выразить свою мысль одним- двумя предложениями. Так у нас получится устная презентация.
(Матрешка – русская деревянная кукла. Символ России. В восемнадцатом веке имя Матрена было очень распространенным, в его основе лежит латинское имя матрона - знатная женщина. Матрешка - она же «мать» многочисленного семейства, достойная, добрая женщина. Это символ семьи, многодетности. Матрешка – это тепло, уют в доме, хранительница и оберег. Существует поверье, что если внутрь Матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. А еще мне кажется, что матрешка напоминает процесс получения знаний. С каждым днем, с каждым уроком мы получаем новые знания и они укладываются в нашей голове, как куклы в матрешке.)
2. Учебно – деятельностный этап
Слайд №3
Наше исследование мне хотелось бы начать с притчи.
-Притча «Почему одному плохо?»
Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет.
- Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:
- Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
- Можешь отдыхать сколько хочешь.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:
- Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
- Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос.
- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка.
В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой – попить, третий - поиграть, а девочка и рада.
Обсуждение.
- А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод одним предложением.
- Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нем никто не заботится.
Слайд №4
Стихотворение Валентина Берестова читает Марина Н.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца своих дней
Останется тайной опорой твоей.
- Так что является опорой в нашей жизни?
Видеоклип «Губки бантиком»
- Действительно, если мама с папой рядом, то и незачем реветь.
Слайд №5
- Давайте поразмышляем, какую роль играет семья не только в жизни каждого человека, но общества, государства и даже целого мира на примере двух семей.
Слайд №6
- Адольф Гитлер? Что вы можете рассказать о нем?
Чудовище, психопат и убийца людей. Гитлер, фашистский диктатор, начавший войну, в которую было втянуто 61 государство, войну, которая унесла около 50 миллионов людей. Диктатор, основавший 14 тысяч концентрационных лагерей.
Слайд №7
В какой же семье вырос такой человек?
Отец Гитлера Алоис был садистом, который избивал свою собаку до тех пор, пока она не мочилась на ковре. Алоис Гитлер бил также своих детей и жену. В своей книге «Майн кампф» фюрер рассказывает, что родители хотели сделать и из него образованного человека, а он мечтал стать художником. Учился он плохо, педагогов называл обезьянами и тупицами. Он пытался учиться в двух реальных училищах, но так ни одно не закончил. Гитлер любил смотреть фильмы о смерти, казнях. Он вырос грубым и неотесанным, бил свою сестру. Основы насилия были заложены в семье. Наверное, не зря Гитлер побоялся предстать перед судом за свои злодеяния и покончил жизнь самоубийством.
- Словарик урока:
Садист – человек, склонный к насилию и получающий удовольствие от унижения и мучения других.
Фюрер- вождь, лидер
Слайд №8
- А что вы можете сказать об этом человеке?
Зоя Космодемьянская – юная партизанка, приняла мученическую смерть от фашистов в 1941 году, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Первая женщина, восемнадцатилетняя девочка, получившая такое звание. В какой же семье выросла легендарная Зоя?
Короткая, но яркая биография вмещается в несколько строчек. Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Тамбовской области. Мать, Любовь Тимофеевна, учительствовала в школе, отец, Анатолий Петрович, тоже учитель. Люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу и новой советской власти. Вскоре у них родился сын Александр. На трудные годы выпало детство Зои и Шуры. Страна еще не оправилась после гражданской войны. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Зоя и Шура хорошо учились в школе. Когда умер отец Зои, мама одна воспитывала детей. Семья переезжает в Москву. Зоя переходит в 10-й класс, а через несколько дней началась война.
Слайд №9
Зоя добровольно вступает в партизанский отряд разведчицей. При выполнении одного из заданий около села Петрищево, что под Москвой Зоя была схвачена фашистами и повергнута жестоким пыткам. Её избивали солдатскими ремнями, босую вывели на мороз и водили по снегу всю ночь. Измученную, с отмороженными руками и ногами Зою привели к виселице. Фашисты фотографировали такие изуверства. В последние секунды жизни, собрав силы, Зоя громко закричала: «Эй, Товарищи! Будьте смелее, бейте фашистов. Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ!». Долгое время фашисты не разрешали снимать труп и издевались над телом партизанки. Именем Зои названа одна из планет. Брат Александр, узнав о смерти сестры, после окончания танкового училища ушел на фронт. В 1945 году под Кенигсбергом, гвардии старший лейтенант танкист Александр пал смертью храбрых. Посмертно ему, как и сестре, присвоено звание Герой Советского Союза.
Слайд №10
- Две семьи, и какие разные дети. Мне хотелось бы услышать ваши мысли, ваши выводы.
- Ученые историки утверждают, что семья Гитлера была крайне не благополучной, что именно обстановка в семье повлияла на формирование характера Гитлера и заложила предпосылки к тому, он стал одним из самых ужасных тиранов 20 века.
Любовь Тимофеевна Космодемьянская вырастила двух Героев Советского союза, воспитывая детей она заложила в них верность и любовь к Отчизне. О своих детях она написала книгу «Зоя и Шура», чтобы вы читали и помнили о героях.
Вот так одна семья может воспитать убийцу, который перевернул весь мир, а другая героев, которые, не раздумывая, отдали жизнь за свою страну, за свое государство. В хорошей семье, хорошие дети растут.
Слайд №11
Все семьи разные. Вы тоже писали сочинение о своей семье. Вот только некоторые выдержки:
- Наша семья необыкновенная
- В нашем доме тепло и уютно, мы всегда помогаем друг другу.
- Мы любим справлять разные праздники семьей. Играем в «Русское лото». Вот такая у меня семья добрая и веселая.
- Но все равно я люблю свою семью, не смотря ни на что, и мне кажется, что моя семья самая лучшая.
- А наша семья самая большая, 10 человек.
- Наша семья лучше всех, я люблю свою семью, особенно маму, только жаль, что с нами нет папы.
- Вот такая наша семья дружная.
- Артем М. составил свою родословную. Давайте его послушаем.
Слайд №12
- В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные программы, фонды и центры социальной помощи. В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения
- Словарик урока:
Кодекс – (в переводе с лат. «книга») закон, регулирующий какую – либо отрасль.
Слайд №13
- Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее её членов. Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными.
- А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная)
- О домочадцах нам расскажет Илья Т.
Домочадцы- члены семьи, а так же их родственники, живущие с ними.
Свекровь – мать мужа
Свекор – мужнин отец
Золовка – сестра мужа
Тесть-отец жены
Теща – мать жены
Невестка – жена брата, жена сына
Сват – отец жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга
Сватья – мать жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга
Деверь – брат мужа
- В книге «Лад» писатель Василий Белов рассказывая о сельской семье, упоминает о «большухе». Давайте послушаем Лизу Ф.
Все руководство домашним хозяйством держала в руках Большуха – женщина, жена и мать. Она ведала ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Под её неусыпным надзором находилось все, что связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, баня и многое другое.
Слайд №14
- притча «Витязь на распутье»
Случилось это в Третьяковской галерее. Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь» Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать.
«А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной.
«Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой.
- От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно?
Слайд №15
Задание
- игра «Репка»
За основу сюжета игры берется сказка «Репка». Сюжет сказки остается без изменений, только должно выполнять следующее условие: бабушка, внучка, Жучка, кошка и мышка не спешат дедушке на помощь. При этом объясняют, почему они так поступают. А дедушке необходимо их уговорить, аргументируя, зачем нужно выдернуть репку. Детям раздаются роли.
- Вам никого не напоминают герои нашей сказки? Очень часто мы не откликаемся на призыв о помощи наших близких, тем самым, огорчая их.
Надо помнить, что совместный труд и ведение хозяйства помогают создать в семье теплые, дружественные отношения. В своих сочинениях вы написали о том, как распределены обязанности в ваших семьях и я очень рада, что вы помогаете своим родителям. Помните: от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Жизнь учит, если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Важно облегчить домашний труд, сделать жизнь комфортней. В этом нам помогают полезные предметы и бытовая техника.
- Свою презентацию с загадками нам покажет Сережа Ф.
Слайд №16
- Для нас с вами теперь норма: красивая и удобная мебель, телефоны, холодильники, телевизоры.
Слайд №17
- Все это нам необходимо, но каких- то еще сто лет назад нашим родственникам было тепло, уютно и комфортно в простой русской избе. А это лишний раз доказывает, что главное в семье теплые добрые отношения.
Слайд №18
Динамическая пауза клип «А ты меня любишь?»
- Вы прекрасно помните старуху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Они заботились о своём хозяйстве. В чем разница?
- Словарик урока:
Человека старательного, усердного в исполнении домашних дел, разумно бережливого называют рачительным хозяином.
- Рачительный хозяин учитывает доходы и рассчитывает расходы, заботится о порядке в доме. Настоящий хозяин всегда соизмеряет свои желания с имеющимися возможностями семьи, чтобы не оказаться у разбитого корыта.
Слайд №19
- Настоящий хозяин бережет свой дом.
Стихотворение Александра Роскова читает Марина Н.
Без хозяина дом – сирота,
И глядит сиротой на дорогу,
В каждой раме стоит пустота,
А за ней полумрак и тревога.
Дом и с фланга, и с тыла зарос
Лопухами, крапивой и дудкой,
Где хозяин сидел с самокруткой,
Там ступени гнилые вразброс.
На завалинке нету кота-
Атрибута добра и уюта.
Жизнь у дома повернута круто,
Без хозяина он – сирота.
Слайд №20
-С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений о том, как вести хозяйство и как вести себя.
Великий князь Владимир Мономах (1053- 1125 гг) написал «Поучение детям», в котором дает советы. А с XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений «Домострой» составленный священником Сильвестром.
- Вспомним, что мы сегодня исследователи. Давайте поработаем с этими историческими документами.
Задание в группах:
Карточки:
Прочитайте и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измени, если потребуется, эти правила на современный лад.
Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (XII век)
- В дому своем не ленитесь, чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
- Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело.
- А куда не пойдете, где не остановитесь, везде напойте и накормите просящего.
- Больше всего чтите гостей, если не можете одарить его, то угостите едой и питьем.
- Больного посетите, мертвого проводите, ведь все мы смертны.
- Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
- Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом.
- Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти.
- Весь порядок в дому, отрок мой, сам устанавливай, и сам порядок содержи, как я делал.
Из сборника поучений священника Сильвестра («Домострой» XVI век)
- И всякую бы еству, и мясную и грибную, жена сама бы знала и умела бы сделать
- Муж ли придет или гости всегда бы за рукоделием сидела жена. То ей честь и слава и мужу похвала.
- Стол, блюда, ложки и всякие ковши, воды согрев с утра, перемыти и вытерьти и высушить. А после обеда и вечерни также.
- Изба, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и в сенях и на крыльце- вымыть и вытереть, и вымести и выскресть- чтоб всегда было бы чисто.
- А если только жены или сыны не слушают и не внимают, и не боитца – надо плетью постегать, но побить не перед людьми, а наедине.
- А про всяку вину по уху не бити, ни кулаком, ни пинком, ни посохом, а то многие болезни могут приключиться. А плетью бережно бити: и разумно и больно и страшно.
- Огород и сад вести.
- А житницах был бы всякий запас и всякое жито: рожь, овес и пшеница и не сгноено и не затхло бы.
- А всему бы была мера и счет: сколько чево привезут – записати, сколько чево отдаст в расход или займы, тоже записати.
Слайд № 21
- В этих исторических документах основа экономики. В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон.
- Словарик урока:
Экономика – 1. правила ведения хозяйства.
2. наука о развитии хозяйства.
Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи.
- Ресурсы семьи, как правило, ограниченны, их не всегда достаточно для удовлетворения потребностей. Ученые утверждают, что семейное хозяйство нужно вести по правилам. Это позволяет экономить семейные ресурсы.
- С правилами ведения домашнего хозяйства нас познакомит Сережа. Семья у них большая 10 человек.
- Пример бережного расходования денежных сред нам предложит Алина К. (Меню праздничного обеда на 8 человек)
Слайд № 22
- Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением, (рассказывает весь класс)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
3.Рефлексивный этап
Слайд № 23
- Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали.
- Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым)
А что мешало? (неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память) Нам есть над чем работать на следующих уроках.
- Тема нашего урока «Семьей дорожить – счастливым быть» Как вы понимаете эту пословицу?
- Что я извлек с сегодняшнего урока?
- Домашнее задание на выбор:
- найдите и выпишите пословицы и поговорки о ведении домашнего хозяйства.
- найдите высказывания известных людей о семье
- составьте свою родословную
-Я с радостью хочу сообщить ваши оценки.
- Спасибо вам, вы очень помогли мне провести этот урок. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"
Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...
Методическая разработка для руководителей волонтерских объединений "Если хочешь быть здоров"
Цель мероприятия: создание условий для формирования установок на ценности здоровья, здорового образа жизни, чувства ответственности за укрепление и сохранение его, а также ком...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...
Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.
На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...