Методическая разработка по курсу: Обществознание. 5 класс. Тема: Свободное время.
методическая разработка по обществознанию (5 класс)
Как правильно распределить свободное время? Непростая задача даже для умудренного годами старика. Как же важно с детства научиться правильно организовывать своё время. Ведь время - самый важный капитал, который даётся маленькому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Свободное время. Обществознание 5 кл. | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по курсу обществознание 5 класс.
Тема: «Свободное время».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: осознание и первичное закрепление понятий: время и свободное время.
Задачи урока:
1. Образовательная: сформировать у обучающихся представление о времени и свободном времени и о его рациональном использовании.
2. Развивающая: развить умение работать с информацией, отбирать и преобразовывать ее, представлять информацию в различном виде, применять теоретические знания на практике.
3. Воспитательная: научиться ценить время, воспитание чувства ответственности, воспитание культуры общения и культуры труда.
Планируемые результаты:
1. Предметные (знания, умения, представления):
- понимать и объяснять понятия «время», «свободное время», «хобби», научиться планировать свое время, выбирая для себя главные направления деятельности.
2. Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- познавательные - научиться самостоятельно вести поиск нужной информации, отбирать и преобразовывать информацию, излагать содержание прочитанного или прослушанного, делать выводы;
- регулятивные – ставить цели, задачи, уметь планировать свою деятельность;
- коммуникативные – уметь работать коллективно и в малой группе, устно и письменно выражать свои мысли и мнения, принимать позиции других.
3. Личностные (личностные УУД) - формирование познавательных интересов и мотивов, воспитание трудолюбия и уважения к ценности любого труда, рационального использования рабочего времени.
Методы обучения: частично- поисковый (самостоятельная деятельность обучающихся до урока).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2017; настенные часы; компьютер и проектор; презентация «О пользе и вреде телевизора»; макеты самолетов и различных лодок; пакет с рабочим (текстовым) материалом для работы в группах;
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся.
Учащиеся владеют:
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;
- совместно с учителем преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную.
• познавательными УУД:
- под руководством учителя собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы;
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения.
• личностными УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||||||||||
1. | Организационный момент | Проверка готовности обучающихся к уроку. | Настраиваются на урок | Организуют свою учебную деятельность | |||||||||||
2. | Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач. | Учитель показывает анимационный клип на песню «Тик – так». (прослушивание) - Попробуйте её определить. О чём содержание песни? (о времени) - А что такое время? - Где можно найти точное определение понятия? - О чем мы будем говорить на уроке? Обсуждает и формулирует вместе с обучающимися цели. Мы узнаем, как рационально использовать свое время, чтобы успевать сделать все: работать, отдыхать, и с пользой использовать свое свободное время. | Отвечают на поставленные вопросы: 1.Знакомятся с понятием «время» по словарю В.И. Даля; 2.Мы будем говорить о времени (о том, что такое время, о времени, которое мы тратим на дела и на отдых, о том, как разные люди распределяют своё время, об отношении людей к времени) Записывают дату в тетради, определяют тему и цель урока. | Знакомятся с понятием «время» по словарю В.И. Даля | Осознают значимость для себя каждой цели в списке целей и задач | Слушают и понимают речь других, участвуют в коллективном обсуждении вопросов | Ставят для себя учебные задачи и цели | ||||||||
3. | Актуализация | Организация обучающихся на повторение знаний о единицах времени. Откройте учебник на стр.86, рубрика «Вспомни». Прочтите изложенный материал. Ответьте на вопросы: - Какие единицы времени существуют? - Расположите их в порядке возрастания | Повторяют единицы измерения времени: минута, секунда, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие. Выстраивают их в порядке возрастания, сравнивая их. | Выполняют практическую работу по написанию единиц времени | Оценивают значимость для себя усваиваемого материала | Взаимодействуют с учителем; формулируют собственное мнение; ведут диалог с одноклассниками. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи в соответствии со своими потребностями. | ||||||||
4. | Предположения о способах достижения цели | Предлагается перечислить возможные способы достижения цели | Перечисляют разные способы: узнают информацию от учителя, работают с текстом учебника и иллюстрациями, Интернет-ресурсами, выполняют задания в тетради | Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач | |||||||||||
5 | Изучение нового материала. | 1. Предлагается обучающимся выполнить задания, подводящие их к новой теме. - Какие пословицы вы знаете о времени? - Как вы понимаете пословицу «Каждому делу - своё время»? 2. Ответьте на вопросы рубрики «Обсудим вместе», работая в парах. -Что было бы, если бы не захотели делать свою работу вовремя: машинисты поездов, учителя школ, актеры театра, работники электростанции? Речь идет о взрослых. Но организации своего времени человек учится с детства. 3.У восточных народов есть пословица «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». Попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени. Чтобы правильно распределять время, нужно определить, какие дела для тебя обязательны и более важны. 4. В течение дня каждый из вас делает много полезных и обязательных дел. И у вас остается свободное время. - Что такое свободное время? Прочтите пункт «Что такое свободное время». Сформулируйте и запишите в тетради определение. - Для чего человеку нужно свободное время? 5. Какие новые занятия появились в современном обществе, на которые вы можете потратить свое свободное время? Поработайте в группах по темам: «Телевизор», «Компьютер», «Телефон» приносят больше пользы или вреда? Обоснуйте свой ответ. Ребята, чем бы вы ни занимались в свободное время, главное, чтобы эти занятия приносили пользу, помогали вам развиваться и расширять кругозор. Прочтите текст из рубрики «Жил на свете человек». - Какое отношение имеет пример из жизни этого человека к теме урока? А еще было бы хорошо, если бы у вас появилось хобби. - Что такое хобби? - Закончите фразу: хобби- это… - Расскажите о своем хобби. Предлагается обучающимся рассказать, как они проводят свое свободное время | Рассказывают пословицы. Делают вывод, что всему своё время, есть время для обязательных дел – работы по дому, уроки, а есть свободное – для того чтобы отдыхать и использовать его по своему усмотрению. Обучающиеся обсуждают вопрос в парах и дают ответ: возможность аварий, нарушение ритма жизни общества, беспорядок Называют по важности: 1.учебные занятия 2. выполнение уроков 3. выполнение домашних обязанностей Дают ответы (это, когда ты все дела сделал и можно отдохнуть). Записывают в тетради: «Свободное время»- время, которое остается после выполнения обязательных дел Чтобы заняться чем-то интересным, для души. Обучающиеся называют разные занятия: работа на компьютере, просмотр телевизора, посещение музыкальной школы и др. Высказывают разные точки зрения по отношению к ним. Читают текст из рубрики «Жил на свете человек». Отвечают на вопрос. Известные люди в свободное время занимались полезным делом не только для себя, но и для общества. Обучающиеся заканчивают фразу: «хобби» – это увлечение чем-либо во время досуга, занятия для себя Рассказывают о своем хобби: вязание, вышивание, собирание марок, моделирование, плетение. | Применяют имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Извлекают информацию из текста и известную из других источников Рассуждают, делают выводы. Определяют приоритетные для себя дела Знакомятся с понятием «свободное время». Дают свое определение. Объясняют свой выбор Приводят аргументы «за» и «против» Делают вывод о том, что проводить своё свободное время с ними можно и нужно, но все должно быть в меру! Знакомятся с известными людьми
Знакомятся с увлечениями своих одноклассников в свободное время. | Оценивают важность соблюдения самодисциплины. Оценивают важность учебы и получения знаний Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Каждый определяет для себя пользу и вред телевизора, компьютера, телефона. Оценивают значимость знаний о выдающихся людях, как пример для подражания. Оценивают увлечения одноклассников, как возможность для себя заняться этим делом. | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. В коммуникации обмениваются информацией, достигают в нем взаимопонимание
Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают свою точку зрения, принимают позицию других.
Обмениваются информацией, передают и принимают информацию от других. | Составляют план действий по решению проблемы. Самостоятельно выбирают более значимые для себя дела Соотносят свой выбор с результатом и оценивают его. Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, находят средства для ее осуществления | ||||||||
6. | Осознание и осмысление знаний | Организуется работа обучающихся с учебником. 1. Прочитайте по учебнику на стр. 86 примеры проведения свободного времени. 2. Рассмотрите иллюстрации. 3. Ответьте на вопрос: «Какие занятия этих ребят ты хотел бы повторить, а какие нет? Как вы думаете, кто из этих подростков с толком использовал свое свободное время? | Читают текст учебника, работают с иллюстрациями и отвечают на вопросы | Определяют рациональное использование свободного времени | Осознают важность с пользой для себя проводить время | Учитывают мнения других, стремятся к выработке общих выводов, полно передают другим необходимую информацию. | Оценивают правильность выполнения своих действий. | ||||||||
7. | Первичное закрепление знаний | Организуется работа с учебником, пункт «Картинная галерея». - Рассмотрите репродукции картин в учебнике на стр. 94-95 и расскажите, как проводили свободное время раньше и сейчас. Многое ли изменилось и почему произошли изменения? | Отвечают на вопросы, делают вывод о различных вариантах проведения свободного времени | Извлекают из текста необходимую информацию, объясняют причину разнообразия занятий. | Определяют для себя различия полезных дел в жизни и пустой траты времени | Формулируют и аргументируют свою позицию, принимают позиции других. | Оценивают результаты своей деятельности при работе над понятиями. | ||||||||
8. | Самопроверка | Отгадайте загадку: Весь век идет Ерёмушка: - Почему надо ценить время? - Что такое свободное время? - Как провести время с пользой? | Отвечают на вопросы | Делают выводы | Сопоставляют уровень усвоенных знаний | Принимают позицию других | Оценивают свои знания | ||||||||
9. | Рефлексия | И в завершении урока выполним упражнение «Плюс — минус интересно» (см. Приложение № 1) | Каждый ученик выражает свое отношение к уроку и теме. | Определяют важность для себя изученной темы. | Принимают позицию других | Сопоставляют результат урока с обозначенной целью. | |||||||||
10. | Информация о домашнем задании | Задание на выбор: 1. В тетради составьте список полезных дел на 1 день, на неделю. 2.Составьте свой режим дня. 3.Прочтите текст параграфа и ответьте на вопросы. 4. Проведите в семье социологическое исследование по тесту. Тест «Как вы проводите свободное время?» (см. Приложение № 2) | Выбирают вариант домашнего задания, записывают его. | Осознают для себя важность домашнего задания | Принимают позиции других | Определяют цель на домашнее задание |
Приложение № 1
Рабочий лист. Упражнение «Плюс — минус — интересно»
+ Записать все, что понравилось на уроке | - Записать все, что не понравилось на уроке | Интересно записать все любопытные факты, о которых узнал на уроке |
Приложение № 2
Тест «Как вы проводите свободное время?»
Из каждой позиции надо выбрать один вариант.
1. а) У вас сломался телевизор, и вы спокойно ждете мастера, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени;
б) У вас сломался телевизор, и вы сразу же находите способ починить его, так как не можете без него обойтись ни единого дня.
2. а) Вы можете назвать три книги, которые недавно прочли или собираетесь прочесть;
б) Вы еще не знаете, что будете читать, так как определенных планов нет.
3. а) У вас есть хобби: вы собираете марки, или увлекаетесь фотографией, или…;
б) Любимое ваше занятие — растянуться на диване или провести вечер в ближайшем кафе;
4. а) Вы любите природу, прогулки по лесу, пользуетесь малейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию;
б) Хождение пешком не доставляет вам никакого удовольствия, лучше лишний раз проехать на автобусе или автомобиле.
5. а) Целый год вы без устали трудитесь, а когда начинаются каникулы, отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване;
б) Во время каникул вы предпочитаете путешествовать, посещать новые места.
6. а) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы знаете, что делать, так как планов уйма;
б) Если у вас выдался свободный день, вы не знаете, как его провести, ведь это произошло так неожиданно.
7. В воскресенье вам должны позвонить. Ожидая телефонный звонок, вы:
а) сидите перед телевизором или слушаете радио;
б) занимаетесь уборкой в квартире.
8. а) Дома вы играете в шахматы, домино и т. д.;
б) У вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.
9. а) Вы не испытываете никаких эмоций к человеку, который разводит почтовых голубей. Вам это безразлично;
б) Вы можете понять того, кто завел какое-либо животное и очень увлечен, заботясь о нем.
10. а) Свободное время для вас не проблема, у вас столько разных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь;
б) Свободное время вам в тягость, вам хочется, чтобы выходные поскорее прошли.
Результаты. За каждый выбранный вариант «а» при ответе на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 поставьте себе два балла. Точно так же присудите себе два балла, если вы выбрали вариант «б» при ответе на вопросы 5, 7, 9.
От 0 до 8 баллов. Свободное время вы проводите очень однообразно. Все же время от времени вам нужно проявлять силу воли. Вряд ли вы порадуете своих родителей и друзей, если на их вопрос о том, как вы хотите провести выходные, ответите: «А мне все равно».
От 10 до 14 баллов. Чтение — это замечательное занятие, но нельзя заниматься этим, сидя в кресле, бесконечно. Вам лучше было бы также заняться спортом.
От 16 до 20 баллов. Вы умеете пользоваться каждой минутой своего времени. У вас много забот. Слово «скука» вам незнакомо.
Если вы набрали 20 баллов, подумайте: остается ли у вас время на отдых- Проанализируйте результаты и сделайте вывод о том, насколько рационально и с пользой члены вашей семьи организуют своё время вообще и свободное время. Прочитайте советы психолога о том, как лучше организовать досуг.
Советы психолога по организации свободного времени
(к Приложению № 2)
- Займитесь каким-либо видом спорта. Помните, что умственный отдых — это основа получения серьезного багажа знаний и способ всестороннего развития.
- Уделите особое внимание распределению различных развлечений по временным промежуткам, т. е. каждой части досуга должны соответствовать свои время и место. Например, для интеллектуального досуга больше всего подходит время от 3 до 5 часов дня.
- Отправьтесь с родителями в увлекательное путешествие.
- Общайтесь с друзьями.
- Выберите время для посещения театра.
- Регулярно посещайте библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"
Целью урока является систематизация и осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений и навыков при выполнении...
Методическая разработка урока в 6 классе "Простое прошедшее время"
Данный материал содержит методическую разработку урока по английскому языку в 6 классе по УМК М.Ю Кауфманн...
Методическая разработка урока в 6 классе "Простое прошедшее время"
Данный материал содержит методическую разработку урока по английскому языку в 6 классе по УМК М.Ю Кауфманн...
Методическая разработка урока в 6 классе "Простое прошедшее время"
Данный материал содержит методическую разработку урока по английскому языку в 6 классе по УМК М.Ю Кауфманн...
Методическая разработка по русскому языку по теме "Прошедшее время глагола"
Конспект урока для 5 класса с использованием интерактивной доски....
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс
Разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию, в 8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....
урок немецкого языка в 8 классе Тема: «Свободное время» по учебнику И.Л.Бим «Шаги 2»
Продолжать формировать лексико-грамматические навыки и навыки разговорной речи по теме «Свободное время». Воспитывать интерес и толерантное отношение к занятиям других людей в свободное время....