Качество и уровень жизни
творческая работа учащихся

Морозюк Анна Николаевна

Работа для НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Западное окружное управление образования

Департамента образования г. Москвы

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 37

Влияние государства на качество и уровень жизни населения на примере СССР.

Секция: социально-экономическая

Работа  ученицы 9-Г класса

Доброрадных Полины Олеговны

Научный руководитель –

учитель истории и обществознания Морозюк Анна Николаевна

Москва

2010

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Качество жизни, уровень жизни…………………………………….4

§1 Уровень жизни…………………………………………………………………4

§2 Качество жизни………………………………………………………………..7

Глава 2 Анализ влияния государства………………………………………..11

§1Концепция в теории…………………………………………………………..11

§2 Концепция на практике………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………….17


Введение

Актуальность исследования

По мере того как сегодняшние проблемы становятся острее, мы все внимательнее вглядываемся в прошлое - относительно недавнее. Мы помним, что в том, почти уже легендарном, прошлом мы строили заводы, дороги, электростанции и БАМ. В той прошлой стране не было бедных, дети ходили в школы, детские сады и кружки по интересам. У родителей была стабильная работа, а у детей - блестящее будущее. Для того чтобы построить по настоящему сильное государство мы должны помнить и изучать опыт предыдущих поколений, учится на их ошибках и использовать лучшее, что было придумано.

Гипотеза: Качество жизни зависит не только от уровня жизни, но и от предоставляемых государством благ в обмен на уплаченные налоги.

Объект исследования: Качество жизни и уровень жизни

Предмет исследования:  Влияние государства на качество и уровень жизни населения

Цель работы: Исследование влияния государства на зависимость качества жизни от уровня жизни

Задачи исследования:

Глава 1

§1 Уровень жизни

Уровень жизни — это уровень благосостояния или  уровень материального благополучия человека, который характеризуется объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

В определении уровня жизни часто ошибочно используют такие понятия (индикаторы) качества жизни как здоровье, образование, питание, жилищные условия, условия труда и отдыха, и проч.

Чтобы понять смысл термина уровень жизни, нужно детально разобрать его определение. Рассматривая его, мы сразу сталкиваемся с таким понятием, как доход на душу населения.

Доход на душу населения – это показатель экономического благосостояния страны, измеряющий среднестатистический доход, получаемый отдельно взятым лицом в стране за год.  Вычисляется он из национального дохода, поделенного на численность населения.  В свою очередь национальный доход – это сумма всех доходов, полученных гражданами страны.

Проблема уровня доходов была существенной на всех этапах развития российского общества. Так, в 1946 году разрыв между 10% трудящихся с высокими доходами и 10% с самыми низкими доходами составлял 7,24 раза, в 1956 году – 4,44 раза,  1996 – 3,26 раза, в начале 80-х годов – примерно в 3 раза.[1]

В середине 80-х процесс выравнивания доходов был прерван, и началась стремительная дифференциация населения. В 1989 году децильный[1] коэффициент составил 5:1, 1991 году -5,35:1, в 1992 году – 8,2:1 , в 1993 году – 11,2:1, в 1994 году – 14:1.[2]

Пример дохода на душу населения: мужчина, работающий строителем, зарабатывает 20000 рублей в месяц, владелец ресторана 500000 рублей, а безработный получает пособие  2 412 рублей. Суммируем их доходы, и получается 522412 рублей, делим на количество человек, то есть 3, и получаем приблизительно 174137. Как видно, цифра не соответствует действительности, так как разброс доходов очень велик.              

Таким образом, доход на душу населения, хотя и является одной из основных, главнейших черт  уровня жизни, не является абсолютно достоверным показателем благосостояния населения, так как не учитывает расслоение общества по уровню доходов. Однако при делении на большое количество людей он становится более-менее похожим на доход среднего класса. С его помощью удаётся сглаживать уровень жизни населения и имитировать средний или высокий уровень жизни за счёт доходов среднего класса и богачей. Подобные сглаживания не дают точного представления о делении населения на классы и их проблемах.

Самым проблемным слоем являются люди, которые находятся за чертой бедности. Черта бедности определяется значением минимальной потребительской корзины. Человек, который получает доход ниже цены минимальной потребительской корзины, то есть прожиточного минимума (в год или в месяц соответственно) считается бедным. 

Бедность - крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности.

На сегодняшний день прожиточный минимум является основой для:

  • оценки уровня жизни и определения черты бедности;
  • определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения;
  • установления минимального размера месячной заработной платы, минимального размера пенсии и базовых социальных выплат.

Потребительская корзина - это минимальный, стандартизированный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения средних цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Государственным Комитетом по Статистике (Госкомстатом) РФ и Международным Валютным Фондом (МВФ) было определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 407 наименований товаров и услуг. В расчете объема потребления на одного человека в год учитывается возраст и трудоспособность. Таким образом, существует разделение населения на три группы: трудоспособное население, пенсионеры и дети. В зависимости от потребности одной или двух групп в каких-либо товарах и услугах норма либо увеличивается, либо уменьшается. Например, пенсионерам необходимы лекарства больше, чем остальным двум группам населения. Другой пример – ребенок быстро растёт, оттого ему нужно чаще покупать новую одежду и обувь, чем, допустим, пенсионеру или взрослому, трудоспособному человеку.

В минимальную потребительскую корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц и прочее. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.[3]

В состав продовольственной корзины входит 21 наименование основных продуктов, в процентном соотношении от общей суммы минимальной потребительское корзины — это около 60%. Остальные 40% составляют расходы на непродовольственные товары (коммунальные услуги, использование транспорта, покупка одежды, обуви, лекарств, средств гигиены).

Если же обратиться к мировому опыту, то структура прожиточного минимума должна не приравниваться к стоимости минимальной потребительской корзины, а как минимум удваиваться. Такие рекомендации указываются в Программе развития ООН (ПРООН).[4]

§2 Качество жизни

 Уровень жизни является важным показателем, но преувеличивать его роль не стоит. Человек нуждается не только в еде и воде, но и в развлечениях, здравоохранении, образовании, безопасности и проч.Доказательством этому может служить пришедшее к нам из древности крылатое выражение – «Хлеба и зрелищ». Для обобщения вышеперечисленных показателей существует понятие качество жизни.

Качество жизни – это система показателей, отражающих благополучие населения, а также уровень удовлетворения его потребностей.

Потребность -  это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности являются материальными далеко не всегда. Человек – творец. А значит, высокое качество жизни подразумевает под собой также и наличие возможностей для самореализации и самовыражения.

Наиболее часто используемым методом определения качества жизни является определение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Индекс развития человеческого потенциала содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями.

К важнейшим парадигмам относятся:[5]

  • Продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
  • Равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;
  • Устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям не только нынешним, но и будущим поколениям
  • Расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями

При подсчёте ИРЧП учитываются три вида показателей:[6]

  • Индекс ожидаемой продолжительности жизни.

Ожидаемая продолжительность жизни обозначает среднее количество лет предстоящей жизни человека, достигшего определённого возраста.

Минимальный возраст-25, максимальный-85 лет.

  • Индекс уровня образования

Индекс на 2/3 состоит из грамотности взрослого населения (0%-100%) и на 1/3из совокупной доли учащихся среди населения возрастом менее 24 лет (0%-100%).

  • Индекс уровня жизни

Уровень жизни - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

Колеблется в пределах от 100 долларов ППС до 40000 долларов ППС.

ППС - паритет покупательной способности – соотношение между двумя или несколькими валютами по их покупательной способности к определённому набору товаров и услуг.

ИРЧП вычисляется делением суммы всех вышеперечисленных индексов на 3.

Как мы можем видеть, определение ИРЧП охватывает довольно широкую область индикаторов и является стандартизированным методом определения качества жизни. Однако невозможно охватить и оценить все составляющие понятия «качество жизни», существует огромное количество индикаторов. Каждый из нас может решать, какие индикаторы важнее, а какие не нужны вовсе. Можно составить множество вариаций, соответствующих субъективному распределению важности между теми или иными индикаторами.

Индикатор – это доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию. Индикаторами являются многие явления, в той или иной степени оказывающие влияние на нашу жизнь.

Индикаторы качества жизни делятся на две группы: объективные и субъективные.

Объективные отражают такие величины как миграция населения, смертность, состояние окружающей среды, преступность, система образования и прочие явления качественного характера.

Совокупность объективных свойств включает:

Материальную (физическую, вещественную) базу для существования человека. В нее входят: состояние окружающей среды, материально-технические условия труда, быт, организация досуга, получение образования, а также используемые товары и услуги, в том числе уровень развития здравоохранения.

Политические условия существования человека, включающие его правовую и социальную защищенность, предоставляемые конституционные гарантии.

Экономические условия существования человека, включающие состояние производства, эффективность экономических институтов, состояние энергетических и сырьевых запасов государства.

Нравственную обстановку в обществе.

Возможность творческого самовыражения, самореализации личности, свободу выбора вида социальной деятельности, жизненной позиции, стиля мышления и поведения, наличие права на собственное мнение.

Список этих свойств не замкнут, и может быть расширен.

Также существуют субъективные величины, то есть субъективные оценки процессов и явлений различными слоями общества, мнения отдельно взятых людей.

На мой взгляд, субъективные показатели не могут достоверно отражать качество жизни, так как зависят от особенностей каждого субъекта. Другими словами, каждый человек имеет отличительные особенности, влияющие на отношение к каким-либо обстоятельствам. Например, многие из нас сталкивались с таким явлением как очередь. Для наглядности ситуации возьмём молодого человека, опаздывающего на встречу и 76летнюю сплетницу бабу Нюру. Сразу становится понятно, что молодой человек будет огорчён и раздражён наличием очереди. В свою очередь баба Нюра воспримет её, как возможность поделится с остальными своим отношением ко всему окружающему миру, то есть будет обрадована. Данная, абсолютно жизненная ситуация подтверждает вышеизложенное утверждение, основанное прежде всего на невозможности количественного определения субъективных индикаторов в настоящее время.

Субъективные оценки не являются решающими измерителями прогресса и достижений в качестве жизни. Тем не менее, если число считающих себя несчастливыми растет, то это может привести к различным формам социального расслоения и, в свою очередь, повлиять на качество жизни остальной части населения. Потому как субъективные и объективные индикаторы взаимозависимы. Например, недовольство может вызвать всплеск преступности. А всплеск преступности, в свою очередь, страх.

Глава 2

§1 Концепция в теории

В капиталистическом обществе уровень жизни является неотъемлемой частью качества жизни, так как жизнь человека основана на потреблении. Уровень дохода является определяющей возможности удовлетворять свои не только материальные потребности,  но также духовные и социальные.

В социалистическом же обществе доход не оказывает такое сильное влияние на качество жизни, так как многие духовные и социальные потребности человек может удовлетворять либо бесплатно, либо за символическую плату.

Ранее мной уже было сказано о том, что концепций качества жизни может быть сколько угодно. Также много может быть и трактовок понятия качества жизни.

Сейчас мне бы хотелось представить вам мою концепцию.

Если уровень жизни - это уровень материального благосостояния и потребления, то качество жизни – это возвращение полученных государством от гражданина денег ему обратно в виде каких-либо благ. Такими благами может быть как наличие еды в магазинах, так и выплаты материнского капитала при рождении ребенка, выдача гражданам муниципального жилья, и так далее. К примеру, среднестатистический немец, достигая определенного возраста, выходит на пенсию. Её размер обычно достаточно вели, что позволяет пенсионеру путешествовать. Эта возможность в какой-то степени является его качеством жизни. То есть деньги, которые он платил государству в виде прямых и скрытых налогов, возвращаются к нему высокой пенсией.

§2 Концепция на практике

В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей. Фактически же после сращивания государственного аппарата и Всесоюзной Коммунистической Партии такой идеологией стала идеология КПСС – марксизм-ленинизм. 

Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Выпускалось большое количество научных статей и книг, являющихся толкованиями марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов, критика основ марксизма-ленинизма сурово пресекалась.

Свобода слова, выбора, собраний – всё это было недостижимой роскошью для советских людей. Примеров тому служит расстрел в Новочеркасске в 1962 году, когда на Новочеркасском электровозостроительном заводе имени Буденного из-за повышения цен и понижения расценок образовался стихийный митинг, который на следующий день продолжился в центре города. По данным КГБ в ходе митинга были расстреляны 24 человека, и приговорены к расстрелу ещё 9. Также в СССР люди фактически не имели доступа к  неофициальной информации. О происшествии в Новочеркасске почти никто так и не узнал.

Для того чтобы проще манипулировать людьми, было создано такое идеологическое клише, как советский образ жизни. К основным параметрам советского образа жизни, как правило, относят характерные для советской действительности труд (учёба — для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления советских граждан.

Советский образ жизни или образ советского человека навязывался людям. С самого детства в государственных учреждениях человеку внушалось, что советский образ жизни – единственно правильный, а также, что так живёт всё население страны. В большинстве случаев это работало, но были и так называемые диссиденты, то есть политически инакомыслящие люди. В большинстве случаев было три варианта развития событий. Диссидента либо отправляли в ссылку, либо расстреливали, либо высылали за границу. Диссиденты считались опасными, так как могли разрушить установки, которые находятся в головах людей.

Можно видеть, что такой немаловажный объективный индикатор качества жизни, как свобода был в СССР на низком уровне. Постоянная агитация и привитая с детства идеология сильно влияли на субъективные индикаторы качества жизни. Они помогали людям не замечать низкого уровня жизни и во многих случаях поддерживать власть.

Однако в предложенной мной концепции сказано, что государство возвращает полученные от населения деньги в виде социальных благ. В СССР такими благами были образование, здравоохранение, безопасность, жильё.

Безопасность в СССР.

Уровень преступности напрямую зависит от уровня коррумпированности силовых структур.

В СССР коррупция не получила такого широкого распространения как в настоящее время. На это есть несколько причин.

Во-первых, поступить в милицейский ВУЗ было нелегко. В первую очередь не принимались люди с нездоровой психикой, родственниками за границей, ранее судимые или имеющие судимых родственников, а также не состоящих в комсомоле.

Во-вторых, высшие чины имели недоступные многим слоям населения социальные блага, такие как: командировки за границу, госдачи, служебные машины, продукты на дом по спецраспределению, ателье, больницы и многое другое. Если становилось известно о взятке, работник немедленно терял все вышеназванные блага.

В-третьих, в СССР велась сильная пропаганда честности. Среди милиционеров немало было «идейных».

Всё это мешало распространению коррупции, а соответственно преступности. Милиционеры выполняли свою работу, обеспечивая людям безопасную жизнь.

 Порядок в сёлах и городах поддерживался не только милицией, но и всеми жителями. Особенно проявляли себя в этом пожилые люди. В каждом дворе, у каждого подъезда стояли лавочки, на которых сидели очень бдительные бабушки и внимательно следили за порядком. О каждом проступке или преступлении сообщалось участковому, который  в свою очередь, уведомлял об этом комсомольскую организацию. Люди боялись лишиться хорошего рабочего места из-за небольшого проступка, поэтому были очень осторожны.

Образование в СССР.

Практически всё время существования СССР длилась холодная война. СССР требовалось всё больше и больше образованных людей, учёных. Поэтому власти старались как можно больше повысить качество образования. Также это требовалось, чтобы одерживать победы в гонке вооружений.

В первую очередь стоит отметить:

  • Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся средних специальных заведений и студентов вузов и оказание им другой материальной помощи, равенство всех граждан СССР в получении образования
  • Обязательность образования для всех детей и подростков
  • Гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания
  •  Научный характер образования, постоянное его совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры
  • Светский характер образования, исключающий влияние религии.

Такая политика уже была залогом успеха развития научной деятельности. В отличие от настоящего времени каждый ученик, который имел хорошие знания и желание узнать ещё больше, и применить знания на практике имел доступ к образованию. Также о качестве образования свидетельствуют такие известные учёные как Сахаров, Королёв, Лебедев, Калашников и другие. 

Здравоохранение

По словам академика Евгения Чазова основными принципами строительства системы здравоохранения являются: организация предупреждения болезней (профилактика), первичное звено здравоохранения (участковый врач) и высокие технологии, повышение квалификации врачей-специалистов.

Действительно, в СССР скорее старались болезнь предупредить, чтобы не пришлось лечить. Таким образом, система диспансеризаций и осмотров сотрудников была развита. Квалифицированные кадры и высокие технологии были следствием хорошего образования.

Жильё

В 1961 году появилось понятие хрущёвка, то есть типовая крупнопанельная пятиэтажка.

В хрущёвки переезжают из бараков и коммуналок; квартиры-хрущёвки получают в компенсацию хозяева сносимых деревенских домов на городских окраинах и распределяемые на предприятия молодые специалисты с семьями. Квартиры даются даром, все эти дома муниципальные или ведомственные. Норма – 9 кв. м на человека.[7]

Заключение

В результате проведенного анализа мы получаем ряд выводов.

Зависимость качества жизни от уровня жизни очевидна. Но на примере социалистического общества мы показали, что роль государства в формировании качества жизни огромна и иногда нейтрализует влияние уровня жизни. Так, в СССР многим школьникам выдавались бесплатные путёвки в пионерлагеря.

Социалистический строй предполагает усреднение доходов и качества жизни, а также отсутствие конкуренции в сфере потребительских услуг.

К примеру, существует 5 заводов по производству телевизоров. Формально среди этих заводов существует конкуренция, а у человека возможность выбирать. На деле же суммарное количество произведённых телевизоров было недостаточным и человеку приходилось покупать то, что есть в наличии.

В СССР налоги взимались вне зависимости от пользования или не пользования государственными услугами.


[1] В.И. Жуков - «Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале»-108с.

[2] Там же.

[1]- Равный процентному отношению доходов 10% наиболее обеспеченных слоев населения к доходам 10% наименее обеспеченных

[3] http://rg.ru

[4] http://mojazarplata.kz

[5] Жуков В.И.- «Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» С-111

[6] Там же.

[7] Намедни 1961-1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организменный уровень жизни. Значение и роль в природе.

В презентации отражены основные моменты на которые следует обратить внимание учащихся во время урока....

Организменный уровень жизни, его роль в природе.

Презентация к уроку " Организменный уровень жизни, его роль в природе". Биология 11 класс. Первый урок по программе Пономаревой И. Н. , целью которого является  обобщение  и систем...

Качество и уровень обученности по предмету

Качество и уровень обученности по предмету за последние три года Средний балл [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5344395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height...

Реферат На тему: «Влияние развития физических качеств на уровень тренированности и физической работоспособности в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов (12-13лет)».

Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в це...

«Влияние развития физических качеств на уровень тренированности и физической работоспособности в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов (12-13лет)»

§Для повышения уровня тренированности игрока необходимо развивать физиологические функции организма,  которые  происходят в процессе развития физических качеств, что позволяет скорректироват...

Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )

К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...

технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...