Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»
план-конспект урока по обществознанию на тему
Тема игры: «Знатоки права».
Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: игра по станциям с использованием карточек-заданий.
6-7 класс. 6 учащихся по 2 команды. Ведущие учащиеся 8 класса.
Игровая форма наиболее приемлемая форма среди детей 6-7 классов. Во время игры развивается чувство сотрудничества и соперничества, приобретает личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, лидерство, равенство, подчинение, преданность. Из всех рассматриваемых форм организации работы для учащихся 6-7- ых классов наиболее целесообразно, предпочтительно использование именно игровую деятельности, поскольку это имеет ряд преимуществ:
- формирование изначального интереса к теме при помощи несложных заданий и действий, занимательное обучение дает стимул к развитию познавательной деятельности;
- возможность самостоятельной инициативной работы всех категориям учащихся как в вопросе формулирования новых знаний, так и в дальнейшем их анализе, что позволяет не только механически запомнить информацию, но и осознать ее как свое достижение;
- развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков у обучающихся;
- такая форма работы позволяет «расти» не только учащимся и их учебным интересам, задаткам и умениям, но и непосредственно учителю, который, готовясь к проведению подобных уроков, перерабатывает и анализирует дополнительные материалы, выводит наиболее эффективную формулу работы с детьми.
Повысить мотивацию к запоминанию важных фактов, усвоить новые модели поведения. Поиск необходимых сведений, фактов, их сравнение, мнений, которые позволяют найти правильное решение, формируя интеллектуальные умения и навыки детей.
Помимо этого, большое значение для усвоения материала имеет развитие коммуникативных навыков, поскольку именно с помощью общения учащиеся достигают решения обучающих и развивающих задач. И функция учителя – построить урок таким образом, чтобы каждый ученик смог успешно достичь поставленных цели и задач. Поэтому внимание было уделено таким коммуникативным навыкам, как: поощрение активного общения в группе, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, освобождение от ответственности за неуспехи, стремление к инициативности в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок игра Знатоки права 6-7 классы | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
на тему: «Проектирование активных методов обучения
на уроках обществознания и права»
Тема: Знатоки права
Цели: способствовать пониманию учащимися того, что важной частью нашей жизни является правопорядок, что законы играют огромную роль в обществе; воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам, свободам, законам.
Учебная литература: Конституция РФ; А.И.Кравченко. Е.А.Певцова. Обществознание, 6 класс. М, ≪Русское слово≫. 2006.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД ТУРНИРА
Учитель Сегодня у нас проходит турнир знатоков права. Состязаться сегодня будут команды. Встречаем наших участников! (Входят участники.) Давайте познакомимся. (Название команды, эмблема) Команды за правильные ответы будут получать жетоны, а в конце турнира мы их сосчитаем и подведём итоги. (На экране появляется план игры.)
I станция. Разминка (блиц-вопросы)
II станция. ≪В поисках истины≫ (исправьте ошибки в тексте)
III станция. ≪Источники права≫ (расставьте правильно)
IV станция. ≪Права и обязанности граждан РФ≫ (исправьте ошибки)
V станция. ≪Мораль и право≫ (исправьте ошибки в сравнительной таблице)
VI станция. ≪Объясните выражения≫
VII станция. ≪Проступок или преступление≫ (заполните таблицу)
VIII станция. ≪Прогулка по городу≫ (вставьте пропущенные слова)
IX станция. ≪Кроссворд наоборот≫ (дайте определения понятиям)
Станция. РАЗМИНКА
Итак, начнем наш турнир. Разминка — команды по очереди отвечают на вопросы и получают
жетоны за правильные ответы (в ходе турнира на экран выводятся правильные ответы).
1. Важнейший институт общества, призванный обеспечивать порядок и организовать жизнь людей. (Государство)
2. Когда появились первые государства? (5–6 тыс. лет назад)
3. Как называется город-государство? (Полис)
4. Обязательные платежи государству с физических и юридических лиц. (Налоги)
5. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях. (Суверенитет)
6. Люди, имеющие правовые отношения с государством. (Граждане)
7. Политическая и правовая принадлежность человека к числу граждан государства. (Гражданство)
8. Официальный знак государства, который представлен на флагах, деньгах, печатях. (Герб )
9. Система взаимосвязанных юридических норм, которые являются обязательными для всех.
(Право)
Станция. «В ПОИСКАХ ИСТИНЫ»
А теперь займёмся поиском истины. Вам необходимо исправить ошибки в предложениях и сдать листочки ведущим. (ошибки выделены курсивом).
Российская федерация — Россия есть демократическое конфедеративное правовое государство с монархической формой правления. (См. гл. 1, ст. 1 Конституции.)
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность общества. (См. гл. 1, ст. 2 Конституции.)
Станция. «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»
Источниками наших знаний по праву являются нормативно- правовые акты. Расставьте правильно источники по значимости и листочки сдайте ведущим.
Федеральные законы (2)
Указы Президента (3)
Конституция (1)__
Постановления правительства (4)
Правовые акты органов местного самоуправления (5)
Станция. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ»
Мы как граждане России имеем огромное количество прав, но нет прав без обязанностей.
А знаете ли вы свои права и обязанности ? Исправьте ошибки и сдайте листочки ведущим. (Права выделены курсивом, обязанности – подчеркнуты)
Права | Обязанности |
Платить налоги | Получать образование |
Быть свободным | Соблюдать законы |
Защищать Родину | Трудиться |
Избирать | Охранять природу |
Станция. « МОРАЛЬ И ПРАВО»
Огромную роль в нашей жизни играют как правовые, так и моральные нормы. Можете ли вы отличить их друг от друга? Исправьте ошибки в таблице и поясните свой ответ. (Команды отвечают по очереди.)
Ответ
Вопросы | Мораль | Право |
Определение | Особая форма общественного сознания | Совокупность общественных норм |
Когда возникли? | До образования государства | После образования государства |
Кто устанавливает нормы морали и права и наказывает за их нарушение? | Общество | Государство |
Станция. «ВЫРАЖЕНИЯ»
Много мудрых слов сказано о законах ещё в древние времена. Попробуйте и вы поразмыслить над высказываниями великих людей. Объясните смысл выражений.
≪Законы обязаны своей силой нравам≫. Клод Адриан Гельвеций
≪Законы, как и дома, опираются друг на друга≫. Эдмунд Бёрк
≪По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим, и малым≫. Гораций
Станция. «ПРОСТУПОК ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ?»
При изучении правовой сферы мы часто употребляем понятия — преступление и проступок.
Давайте сравним эти два правонарушения и заполним таблицу.
Команды отвечают по очереди, выбирая правонарушения по порядку из списка, таблица заполняется. Проступки отмечены курсивом.
проступок | преступление |
Убийство, распитие спиртных напитков в общественных местах, похищение человека, хулиганство, превышение скорости движения, вымогательство, кража, нецензурная брань.
Команды отвечают на вопросы:
Чем отличается проступок от преступления?
Какие санкции применяются в случае совершения проступка, преступления?
Станция. «ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ»
А теперь мы отправляемся на прогулку по городу. Будьте внимательны, вам необходимо вставить в текст пропущенные слова.
Ребята приехали в город. Здесь очень оживлённое движение, поэтому правопорядок на улице осуществляет …(ДПС). А вот охраной общественного порядка и обеспечением личной и имущественной безопасности занимается …(полиция). Вот это солидное здание …(прокуратура) – здесь наблюдают за правильным исполнением законов. Ребята знают, что те граждане, кому исполняется 14 лет, обязательно должны посетить следующее здание, где находится …(паспортно-визовая служба). Наконец, ребята добрались до здания …(суда), где они могут ознакомиться с процессом осуществления правосудия.
Станция. «КРОССВОРД НАОБОРОТ»
Решать кроссворды мы умеем, а сможем ли мы давать определения к уже разгаданному кроссворду?
1. | Н | о | р | м | а | ||||
2. | О | б | ы | ч | а | и | |||
3. | Т | а | б | у | |||||
4. | А | д | в | о | к | а | т | ||
5. | Р | е | ц | и | д | и | в | ||
6. | И | с | к | ||||||
7. | У | к | а | з | |||||
8. | С | т | а | т | ь | я |
Учитель. Но вот пришло время подвести итоги нашей игры. (Подсчитываются жетоны каждой команды, определяются победители.)
Раздаточный материал.
≪В поисках истины≫.
- Российская федерация — Россия есть демократическое конфедеративное правовое государство с монархической формой правления. (См. гл. 1, ст. 1 Конституции.)
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность общества. (См. гл. 1, ст. 2 Конституции.)
≪Источники права≫.
Федеральные законы
Указы Президента
Конституция
Постановления правительства
Правовые акты органов местного самоуправления.
≪Права и обязанности граждан РФ≫.
Права | Обязанности |
Платить налоги | Получать образование |
Быть свободным | Соблюдать законы |
Защищать Родину | Трудиться |
Избирать | Охранять природу |
≪Проступок или преступление≫ .
проступок | преступление |
Убийство, распитие спиртных напитков в общественных местах, похищение человека, хулиганство, превышение скорости движения, вымогательство, кража, нецензурная брань.
≪Прогулка по городу≫ .
Ребята приехали в город. Здесь очень оживлённое движение, поэтому правопорядок на улице осуществляет …(1). А вот охраной общественного порядка и обеспечением личной и имущественной безопасности занимается …(2). Вот это солидное здание …(3) – здесь наблюдают за правильным исполнением законов. Ребята знают, что те граждане, кому исполняется 14 лет, обязательно должны посетить следующее здание, где находится …(4). Наконец, ребята добрались до здания …(5), где они могут ознакомиться с процессом осуществления правосудия.
≪Кроссворд наоборот≫
1. | Н | о | р | м | а | |||
2. | О | б | ы | ч | а | и | ||
3. | Т | а | б | у | ||||
4. | А | д | в | о | к | а | т | |
5. | Р | е | ц | и | д | и | в | |
6. | И | с | к | |||||
7. | У | к | а | з |
Итоговая работа
на тему: «Проектирование активных методов обучения
на уроках обществознания и права»
- Тема внеклассного мероприятия: Знатоки права
- Тема игры: «Знатоки права».
- Что проводилось?
Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: игра по станциям с использованием карточек-заданий.
- В каком классе? Сколько детей участвовало?
6-7 класс. 6 учащихся по 2 команды. Ведущие учащиеся 8 класса.
- Почему выбрана именно эта форма работы?
Игровая форма наиболее приемлемая форма среди детей 6-7 классов. Во время игры развивается чувство сотрудничества и соперничества, приобретает личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, лидерство, равенство, подчинение, преданность. Из всех рассматриваемых форм организации работы для учащихся 6-7- ых классов наиболее целесообразно, предпочтительно использование именно игровую деятельности, поскольку это имеет ряд преимуществ:
- формирование изначального интереса к теме при помощи несложных заданий и действий, занимательное обучение дает стимул к развитию познавательной деятельности;
- возможность самостоятельной инициативной работы всех категориям учащихся как в вопросе формулирования новых знаний, так и в дальнейшем их анализе, что позволяет не только механически запомнить информацию, но и осознать ее как свое достижение;
- развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков у обучающихся;
- такая форма работы позволяет «расти» не только учащимся и их учебным интересам, задаткам и умениям, но и непосредственно учителю, который, готовясь к проведению подобных уроков, перерабатывает и анализирует дополнительные материалы, выводит наиболее эффективную формулу работы с детьми.
- Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки вы планировали развивать?
Повысить мотивацию к запоминанию важных фактов, усвоить новые модели поведения. Поиск необходимых сведений, фактов, их сравнение, мнений, которые позволяют найти правильное решение, формируя интеллектуальные умения и навыки детей.
Помимо этого, большое значение для усвоения материала имеет развитие коммуникативных навыков, поскольку именно с помощью общения учащиеся достигают решения обучающих и развивающих задач. И функция учителя – построить урок таким образом, чтобы каждый ученик смог успешно достичь поставленных цели и задач. Поэтому внимание было уделено таким коммуникативным навыкам, как: поощрение активного общения в группе, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, освобождение от ответственности за неуспехи, стремление к инициативности в группе.
- Было ли предварительное задание, подготавливающее к работе? Опишите его кратко.
Состязание проходит между двумя командами. Придумать название команды, эмблему.
- Меняли ли расстановку мебели, рассаживание детей?
Да, расстановка мебели была изменена в связи с проведением игровой формы мероприятия. В классе для каждой станции (всего их – 9) были поставлены 5 парт каждая парта на 2 станции.
- Как было организовано начало работы (с помощью каких приемов или материалов)?
В начале урока дети были ознакомлены с правилами игры по станциям и поделены на команды. Команды за правильные ответы будут получать жетоны, а в конце турнира мы их сосчитаем и подведём итоги.
Учащиеся 8 класса стали ведущими. Им было дано разъяснение, какова их задача, и выданы жетоны.
- Краткое описание хода работы (как все прошло, какие идеи высказывались?)
Последовательно предлагается детям задания по отдельным станциям.
Станция. РАЗМИНКА
Итак, начнем наш турнир. Разминка — команды по очереди отвечают на вопросы и получают жетоны за правильные ответы.
Станция. «В ПОИСКАХ ИСТИНЫ»
А теперь займёмся поиском истины. Вам необходимо исправить ошибки в предложениях и сдать листочки ведущим.
Станция. «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»
Источниками наших знаний по праву являются нормативно- правовые акты. Расставьте правильно источники по значимости и листочки сдайте ведущим.
Станция. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ»
Мы как граждане России имеем огромное количество прав, но нет прав без обязанностей. А знаете ли вы свои права и обязанности ? Исправьте ошибки.
Станция. « МОРАЛЬ И ПРАВО»
Огромную роль в нашей жизни играют как правовые, так и моральные нормы. Можете ли вы отличить их друг от друга? Исправьте ошибки в таблице и поясните свой ответ.
Станция. «ВЫРАЖЕНИЯ»
Много мудрых слов сказано о законах ещё в древние времена. Попробуйте и вы поразмыслить над высказываниями великих людей. Объясните смысл выражений.
Станция. «ПРОСТУПОК ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ?»
При изучении правовой сферы мы часто употребляем понятия — преступление и проступок.
Давайте сравним эти два правонарушения и заполним таблицу.
Станция. «ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ»
А теперь мы отправляемся на прогулку по городу. Будьте внимательны, вам необходимо вставить в текст пропущенные слова.
Станция. «КРОССВОРД НАОБОРОТ»
Решать кроссворды мы умеем, а сможем ли мы давать определения к уже разгаданному кроссворду?
При выполнении задания команды усваивают новую информацию. В зависимости от успешности выполнения команда может набирать определенное количество баллов (жетонов).
- Как себя вели дети (активность, дисциплина)?
Дети вели себя активно, заинтересованно и живо обсуждали вопросы, высказывали различные точки зрения, приводили примеры из своей жизни. Дети понимают стоящую перед ними задачу и работают, как на обычном конкурсе.
- К каким выводам пришли дети?
К завершению мероприятия учитель подвел обобщающий вывод (в современном обществе нужно знать свои права и обязанности), задав вопросы и выслушав ответы детей («Ребята, о чем мы сегодня говорили?» (правах и обязанностях). Было указано, что нужно уважать права другого человека. Таким образом, выводы учащихся были прямо соотнесены с изначально поставленным планом.
- В заключение учитель прокомментировал ответы ребят, учитывая активность, правильность их высказываний, поблагодарил аудиторию за работу.
- Ваши рекомендации другим учителям.
Обращать особое внимание на гиперактивных, некоммуникабельных и неуспевающих детей, продумать заранее дополнительные способы их привлечения к общей работе.
Сочетать в работе активные и традиционные формы организации мероприятия.
Давать всем желающим возможность кратко и четко высказать свою точку зрения (по возможности), поощряя выступления молчаливых и малоактивных учеников.
Задания излагать в лаконичной и понятной форме с записью на доске (показом на слайде).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения на уроках обществознания.
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...
Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»). Проектирование активных методов обучения на уроках литературы.
1. Тема дискуссии и объект родился неожиданно, но готовились мы к ней особенно: в центре внимания - человеческие качества героя, а значит, и нас тоже. Именно эта ситуация – хорош ил...
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными....
Применение активных методов обучения на уроках обществознания
Использование АМО на уроках обществознания в рамках ФГОС...
методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"
В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь"....
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...