Терминология курса обществознания в 6 классе
занимательные факты по обществознанию (6 класс)
Содержащиеся термины составлены в соотеветствии с содержанием учебника, что позволит учителю организовать учебную деятельность шестиклассников в уроччное и внеурочное время.
Учебник: О.Б. Соболева, О.В. Иванов / Под ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана - Граф, 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvovedcheskie_terminy_za_kurs_obshchestvoznaniya_v_shestom_klasse.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществоведческие термины за курс обществознания в шестом классе
1) Отличительные черты человека? ( Прямохождение, разум, совместный труд, речь). Характеристика человека, как речь отражает его принадлежность к обществу. Таким образом, человек – существо общественное.
2) Версии происхождения человека – 1) человек сформировался в результате длительного процесса эволюции, человек создан Богом, человек – результат космических экспериментов и т.д., т.е фантастическая теория происхождения.
Происхождение человека
Версия | Суть версии |
Мифологическая | Люди произошли от высшего существа – первочеловека – или сотворены богами |
Библейская | Человек сотворен Богом |
Научная | Человек произошел в результате длительного процесса эволюции – медленного и постепенного развития |
Фантастическая | Человек создан разумными пришельцами из космоса |
3) Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков. Раса: европеоидная, негроидная, монголоидная.
В настоящее время европеоиды населяют практически обитаемую сушу, но до середины 15 века – начала Великих географических открытий – основной их ареал обитания включает Европу, Северную Африку, Переднюю и Среднюю Азии и Индию. В современной Европе представлены все расы, но численно преобладает среднеевропейский вариант (часто встречается у австрийцев, немцев, чехов, словаков, поляков, русских, украинцев). В целом же ее население очень смешанно, особенно в городах, вследствие переселений, смешанных браков и притока мигрантов из других регионов Земли. Монголоиды заселили все климатографические зоны (Северная, Центральная, Восточная, Юго-Восточная Азия, острова Тихого океана, Мадагаскар, Северная и Южная Америка). Негроиды также заселили почти все зоны обитаемой суши, за исключением Азии.
Неприязнь к людям другой расы недопустима, поскольку все люди равны, независимо от их физических особенностей. Необходимо уважать и толерантно относиться к представителям других рас.
Среда обитания человека
Естественная (природная) | Искусственная, созданная самим человеком | Общественная (социальная) |
Почва, вода, нижние слои атмосферы, растения, животные | Дома, одежда, бытовая техника, машины, мосты | Правила поведения людей по отношению друг к другу и к природе |
Сходство человека с животными: наделен инстинктами, обладает чувством самосохранения, может подражать другим, приспосабливается к внешней среде, заботиться о потомстве.
Отличия от животных: обладает разумом и речью, создает орудия труда, пользуется опытом предыдущего поколения и передает его следующему поколению, преобразует внешнюю среду, способен к творчеству, планирует свои действия.
Человек – живое существо, он обладает разумом, владеет речью, умеет изготовлять орудия труда и планировать свои действия.
Сознание- способность человека осознать окружающий мир, личные переживания, мысли, настроение, внутренний мир, собственные поступки, поведение (способность человека понять, почему он что-либо делает).
Самосознание – осознание человеком самого себя, своего поведения, способность нести ответственность за свои поступки. Бессознательное человека проявляется в оговорках, жестах, сновидениях, творчестве.
Познание – процесс приобретения новых знаний.
С помощью органов чувств (зрение, слух вкус, обоняние, осязание) человек получает информацию об окружающем мире. Познание с помощью органов чувств является формой чувственного познания. Средства чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. А при помощи рационального познания человек осмысливает получаемую с помощью органов чувств информацию. Средства: понятие, суждение, умозаключение.
Память – способность человека воспринимать, хранить, воспроизводить, распространять в своем сознании информацию.
Виды памяти: кратковременная, моторная (хранит движения), образная (хранит звуки, запахи, образы), долговременная, эмоциональная (хранит эмоции, переживания), словесно-логическая (хранит слова и фразы).
Эмоция – реакция человека на приятные или неприятные воздействия со стороны окружающего мира. (радость, горе, страх, отвращение, гнев, удивление, печаль, страх, вина, восторг, удовлетворение, смущение, сожаление, грусть, раздражение, обида, надежда).
Настроение – достаточно продолжительно эмоциональный процесс, образующий положительный или отрицательный фон деятельности человека.
Чувство – глубокое эмоциональное переживание, особое отношение к чему-либо.
Темперамент – особенности поведения человека, заложенные в нем от рождения. (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).
Характер – набор устойчивых черт, которые проявляются в поведении человека. (эмоциональность, сдержанность, добродушие, замкнутость, чуткость, равнодушие, деликатность, грубость).
Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся условием его учебной и профессиональной деятельности.
Задатки – врожденные, устойчивые психические и физические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Талант – реализация в полной мере способностей к определенной деятельности.
Гениальность – высшая степень творческой одаренности, привнесение чего-то нового в какую-либо сферу деятельности.
Развитие способностей: ЗАДАТКИ + целеустремленность, воля, трудолюбие – СПОСОБНОСТИ + целеустремленность, воля, трудолюбие – ОДАРЕННОСТЬ + целеустремленность, воля, трудолюбие = ТАЛАНТ.
Каждый человек – индивид. Но индивид – один из многих. Людей друг от друга отличает набор биологических и социальных качеств, присущих только ему (индивидуальность). А Личностью мы называем полностью сформировавшегося человека, потому что у него уже есть свои взгляды, принципы, цели. Здесь стоит вспомнить пример с младенцем и взрослым. Почему мы не можем назвать младенца личностью? Индивид становится личностью в процессе воспитания, образования, сотрудничества с другими людьми.
Мотив – внутреннее побуждение к действию.
Поведение – активность человека, направленная на достижение какой-либо значимой для него цели. Поведение бывает произвольным, когда человек делает осознанный выбор, и непроизвольным, когда человек действует инстинктивно. Результат любого поступка – ответственность. Т.е., это может быть одобрение, порицание, уголовная ответственность.
Потребности – необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения. Помните, что существует пирамида потребностей. В самом низу пирамиды у нас стоят физиологические потребности, затем потребность в безопасности - духовные – социальные – индивидуальные). Почему потребности в пище, еде, воде стоят в самом низу по степени важности? (Потому что эти же потребности испытывают и животные, а человек – не только биологическое, но и социальное, разумное существо). И таким образом, человек должен стремиться к удовлетворению не только физиологических, но и духовных потребностей.
Интерес – устойчивое стремление человека или группы людей к чему-либо.
Деятельность – целеустремленная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей.
Цель деятельности – четкое представление о том, что человек хочет получить в результате своей деятельности.
Средства деятельности – то, с помощью чего человек осуществляет свою деятельность.
Виды деятельности: игра, учеба, труд, творчество. Что общего между этими видами? То, что во время деятельности люди общаются друг с другом, и то, что каждая деятельность имеет творческий характер.
Общение – взаимодействие между людьми в процессе совместной деятельности.
Виды общения: непосредственное, когда люди видят друг друга, и опосредованное, когда они общаются, не видя друг друга. Средства общения6 вербальные и невербальные.
Полемика – острый спор в обсуждении какого-либо вопроса.
Этикет – нормы и правила общения, принятые в обществе, определенный порядок поведения.
Мораль – это идеалы, традиции, нормы, регулирующие поведение человека во всех сферах его жизни и деятельности. Основная функция морали – регулировать поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества. «Золотое правило морали»: не делай другим того, чего не желаешь себе, и делай другим то, что хочешь, чтобы другие делали тебе.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Культура бывает материальной и духовной.
Язык – инструмент передачи духовных ценностей от одного поколения к другому.
Традиции – исторически сложившаяся и передаваемая из поколения в поколение форма деятельности и поведения людей.
Обряд – традиционное действие, сопровождающее важные моменты в жизни людей.
Толерантность – терпимость к чужим взглядам, мнениям, обычаям, поведению, образу жизни.
Религиозная вера – признание существования сверхъестественных сил (Бога), руководящих развитием мира и жизнью людей. Вера – обязательный признак любой религии.
Атеизм – взгляды человека, отрицающие существование Бога.
Свобода совести – это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Веротерпимость – уважительное отношение к людям других вероисповеданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Обществознание" - 9 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществозна...
презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса
Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...
Рабочая программа по курсу "обществознание"11 класс 2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС(базовый уровень)на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по курсу "обществознание" 10 класс.
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компоне...
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 класс По учебнику Л.Н. Боголюбова
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 классПо учебнику Л.Н. БоголюбоваНомер урокаНазвание урокаКол-во часовИзучаемые вопросыТребования к уровню подготовки уч-сяОсновные поняти...
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 8 класс
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 8 классНомер урокаНазвание темы урокаКол-во часовОсновные изучаемые вопросыТребования к уровню знаний уч-сяОсновные понятияВид контроляДатаП...
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс...