"Профессиональное самоопределение и особенности рынка труда Удмуртской Республики"
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Курс расчитан для учащихся старшей школы, целью которого является формирование правильного поведения на рынке труда, учитывая региональные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie_i_osobennosti_rynka_truda_udmurtskoy_respubliki.doc | 560.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Профессиональное самоопределение и особенности рынка труда Удмуртской Республики» является элементом регионального компонента. Курс призван содействовать профессиональному самоопределению обучаемых, развитию способностей понимания реалий современной жизни, определять свой профессиональный путь с учетом рынка труда, критически осмысливать ситуацию и принимать решения.
Учебный курс способствует обеспечению наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- освоение систематизированных знаний и формирование целостного представления о технологии профессиональной деятельности и карьеры;
- формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе на основе сформированных компетенций технологической культуры;
- обеспечение равных возможностей обучающихся для их последующего образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка.
Реализация данных целей предполагается посредством решения следующих задач:
- освоение знаний о научной организации производства и труда, путях построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- воспитания ответственного отношения к труду и результатам труда;
- подготовку к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, готовности к продолжению обучения в системе профессионального непрерывного образования;
- дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями региона.
Данный курс рассчитан на 17 часов. В данном курсе интегрируются предмет обществознания и технология.
Содержание курса
Курс «Профессиональное самоопределение и особенности рынка труда Удмуртской Республики» и его роль в подготовке обучающихся к выбору профессии. Цель и задачи курса. Его структура и место в учебном плане. Связь курса с другими учебными дисциплинами. Методология преподавания курса.
Предмет курса. Основные понятия о труде. Труд – целесообразная деятельность человека. Составные элементы труда: предмет труда, средства труда, рабочая сила. Понятия рынка. Разновидности рынков.
Понятие «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов».
Вещественные и личные факторы производства: их взаимосвязь и роль в повышении эффективности производства. Рабочая сила, как совокупность способностей человека, позволяющих в процессе конкретной трудовой деятельности. Специфика рабочей силы, необходимость ее формирования для конкретного вида деятельности.
Трудовые ресурсы как рабочая сила, рассматриваемая в совокупности с ее носителем – трудоспособным населением. Количественный аспект трудовых ресурсов. Определение понятия «трудовые ресурсы». Активная и пассивная часть трудовых ресурсов.
Рынок труда как составной элемент трудовых ресурсов и трудоспособного населения региона в целом. Уточнение и расширение понятия рынка труда как определенной системы отношений по поводу купли-продажи специфического товара рабочая сила на основе спроса и предложения. Взаимоотношения на рынке труда продавца (работополучателя) и покупателя (работодателя).
Типология рынка труда. Критерии типологии. Основные типы рынка труда: открытый, скрытый, гибкий, жесткий, формирующийся, развитый, свободный и т.д.
Экономический аспект занятости как сложной категории, которая выражает общественные отношения по поводу включения человека в общественно-полезную деятельность. Исторический аспект проблемы занятости населения: эволюции понятия «занятости».
Понятие «занятость» в соответствии с законодательством Российской Федерации. Безработные граждане: понятие и порядок их формирования. Политика государства в области занятости населения на современном этапе.
Структура занятости населения. Факторы, оказывающие влияние на структуру занятости. Показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда: уровень безработицы, коэффициент напряженности, показатели длительности безработицы, их сущность, проблемы определения и тенденции изменения. Существующие подходы к оценке ситуации на рынке труда.
Необходимые условия для становления и нормального функционирования рынка труда: свобода предложения рабочей силы, свобода спроса на рабочую силу, свобода легитимных доходов при условии соблюдения минимального гарантируемого государством их уровня.
Факторы, оказывающие влияние на формирование и функционирование регионального и местного рынка труда. Группа экономических факторов. Социально-политические факторы. Демографические факторы. Миграция населения.
Прогнозирование рынка труда региона и района. Проблемы прогнозирования масштабов и структуры рынка труда. Факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании масштабов и структуры рынка труда.
Программы содействия занятости населения. Основные цели, принципы и задачи разработки программ содействия занятости населения. Структура программы. Содержание отдельных разделов программы.
Государственная служба занятости населения. Обязанности и права государственной службы занятости. Основные цели и задачи. Социально-экономический механизм управления рынком труда и населением региона: его структура и специфика функционирования.
Трудовой и образовательный потенциал работников: динамика численности, среднего возраста, средней заработной платы, уровни образования работников. Факторы снижения престижа рабочих профессий у молодежи. Соотношение спроса и предложения по основным специальностям СПО, ВПО. Факторы, влияющие на диспропорции образования и рынка труда.
Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональных карьер. Профессиональное становление. Карьерные стратегии. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой. Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности профессиональной карьеры. Способы построения профессиональной карьеры.
Особенности трудоустройства на рынке труда Удмуртской Республики. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, использование личных связей, объявлений о вакансиях на улицах. Роль рекламы при трудоустройстве на работу.
Вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Техника завершения разговора. Документы, необходимые при приеме на работу. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути предотвращения конфликтных ситуаций. Типичные причины отказа в приеме на работу. Способы саморегуляции при разрешении конфликтных ситуаций.
Понятие презентации и самопрезентации. Понятия «резюме» и «портфолио». Структура, требования к составлению резюме и портфолио.
Этапы проектирования профессиональной карьеры: исследование - диагностика, проблематизация, целеполагание, форматирование проекта, предварительная социализация – презентация проекта. Самооценка и внешняя оценка проекта. Технология презентации проекта.
Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии: анализ рынков труда и образовательных услуг, особенностей обучения интересующему спектру специальностей; востребованность и характеристика трудовой деятельности потенциальных выпускников соответствующих учебных заведений, интервью с носителями интересующих профессий; анализ материалов СМИ, посвященных проблемам продолжения образования, профессиональной деятельности, достижения профессионального успеха. Основные способы получения первичной информации: интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ текста (художественный текст, исторический источник). Сбор информации для теоретической части исследования.
Определение проблемного поля. Постановка цели и задач для ее реализации. Выделение ценностных ориентаций и ведущих мотивов для выполнения проекта. Учет профессиональной пригодности. Составление плана работы над проектом. Обработка информации для теоретической части проекта. Структура. Таблицы и схемы. Сортировка. Способы анализа собранной информации.
Подготовка и оформление проекта.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Знать/понимать:
-особенности труда как товара;
- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»;
-деятельность продавцов и покупателей на рынке труда;
-закон предложения на рынке труда;
- формирование заработной платы на рынке труда;
-факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда;
-что такое безработица;
- проблемы труда в современных социально-экономических условиях Удмуртской Республики;
- возможности социальной защиты населения на рынке труда региона;
- понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
- сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
- основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.
Уметь:
- получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- строить план реализации карьеры;
- составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства;
- составлять ответы на возможные вопросы работодателя.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- рационального поведения на рынке труда;
- оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Тип, форма урока | Содержание | Требования к знаниям и умениям | Форма контроля | Дата проведения | |
По плану | Факт | ||||||
1 | Предмет, содержание и задачи курса |
| Курс «Профессиональное самоопределение и особенности рынка труда Удмуртской Республики» и его роль в подготовке обучающихся к выбору профессии. Цель и задачи курса. Его структура и место в учебном плане. Связь курса с другими учебными дисциплинами. Методология преподавания курса. Предмет курса. Основные понятия о труде. Труд – целесообразная деятельность человека. Составные элементы труда: предмет труда, средства труда, рабочая сила. Понятия рынка. Разновидности рынков. | -особенности труда как товара; - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - строить план реализации карьеры; - составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустрой-ства; - составлять ответы на возможные вопросы работодателя. | Устный опрос | ||
2-3 | Сущность рынка труда | Понятие «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов». Вещественные и личные факторы производства: их взаимосвязь и роль в повышении эффективности производства. Рабочая сила, как совокупность способностей человека, позволяющих в процессе конкретной трудовой деятельности. Специфика рабочей силы, необходимость ее формирования для конкретного вида деятельности. Трудовые ресурсы как рабочая сила, рассматриваемая в совокупности с ее носителем – трудоспособным населением. Количественный аспект трудовых ресурсов. Определение понятия «трудовые ресурсы». Активная и пассивная часть трудовых ресурсов. | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»; | Тест | |||
4-5 | Место рынка труда в рыночной системе | Рынок труда как составной элемент трудовых ресурсов и трудоспособного населения региона в целом. Уточнение и расширение понятия рынка труда как определенной системы отношений по поводу купли-продажи специфического товара рабочая сила на основе спроса и предложения. Взаимоотношения на рынке труда продавца (работополучателя) и покупателя (работодателя). Типология рынка труда. Критерии типологии. Основные типы рынка труда: открытый, скрытый, гибкий, жесткий, формирующийся, развитый, свободный и т.д. | Знать: -деятельность продавцов и покупателей на рынке труда; -закон предложения на рынке труда; - формирование заработной платы на рынке труда; -факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. - определение понятий «рынок труда», «работо-датель», «работник», «со-циальный заказ»; | Устный опрос | |||
6 | Занятость населения. | Экономический аспект занятости как сложной категории, которая выражает общественные отношения по поводу включения человека в общественно-полезную деятельность. Исторический аспект проблемы занятости населения: эволюции понятия «занятости». Понятие «занятость» в соответствии с законодательством Российской Федерации. Безработные граждане: понятие и порядок их формирования. Политика государства в области занятости населения на современном этапе. | Знать: -что такое безработица; - проблемы труда в современных социально-экономических условиях Удмуртской Республики; - возможности социальной защиты населения на рынке труда региона; | Практикум | |||
7 | Основные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда | Структура занятости населения. Факторы, оказывающие влияние на структуру занятости. Показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда: уровень безработицы, коэффициент напряженности, показатели длительности безработицы, их сущность, проблемы определения и тенденции изменения. Существующие подходы к оценке ситуации на рынке труда. | Знать: -что такое безработица; - проблемы труда в современных социально-экономических условиях Удмуртской Республики; - возможности социальной защиты населения на рынке труда региона; | Устный опрос | |||
8 | Условия необходимые для становления и функционирования рынка труда | Необходимые условия для становления и нормального функционирования рынка труда: свобода предложения рабочей силы, свобода спроса на рабочую силу, свобода легитимных доходов при условии соблюдения минимального гарантируемого государством их уровня. | Знать: -деятельность продавцов и покупателей на рынке труда; -закон предложения на рынке труда; - формирование заработной платы на рынке труда; -факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»; | Устный опрос | |||
9 | Факторы, влияющие на формирования и функционирования регионального и местного рынка труда | Факторы, оказывающие влияние на формирование и функционирование регионального и местного рынка труда. Группа экономических факторов. Социально-политические факторы. Демографические факторы. Миграция населения. | Знать: -деятельность продавцов и покупателей на рынке труда; -закон предложения на рынке труда; - формирование заработной платы на рынке труда; -факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»; | Устный опрос | |||
10 | Государственная служба занятости населения. | Государственная служба занятости населения. Обязанности и права государственной службы занятости. Основные цели и задачи. Социально-экономический механизм управления рынком труда и населением региона: его структура и специфика функционирования. | Знать: -что такое безработица; - проблемы труда в современных социально-экономических условиях Удмуртской Республики; - возможности социальной защиты населения на рынке труда региона; | Устный опрос | |||
11 | Региональный рынок труда и образование | Трудовой и образовательный потенциал работников: динамика численности, среднего возраста, средней заработной платы, уровни образования работников. Факторы снижения престижа рабочих профессий у молодежи. Соотношение спроса и предложения по основным специальностям СПО, ВПО. Факторы, влияющие на диспропорции образования и рынка труда. | Уметь: - получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства; - анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности; | Работа с различными источниками | |||
12 | Профессиональная карьера | Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональных карьер. Профессиональное становление. Карьерные стратегии. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой. Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности про-фессиональной карьеры. Способы построения профессиональной карьеры. Понятие самосознания. Понятие самооценки как условия успешности функционирования личности в профессиональной среде. Учет потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей в формировании себя в качестве специалиста. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры. | Знать: - понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения; - сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности; - основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и соб-ственных склонностей и потребностей. Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - строить план реализации карьеры; - составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустрой-ства; - составлять ответы на возможные вопросы работодателя. | Практикум | |||
13 | Технология трудоустройства | Особенности трудоустройства на рынке труда Удмуртской Республики. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, использование личных связей, объявлений о вакансиях на улицах. Роль рекламы при трудоустройстве на работу. Вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Техника завершения разговора. Документы, необходимые при приеме на работу. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути предотвращения конфликтных ситуаций. Типичные причины отказа в приеме на работу. Способы саморегуляции при разрешении конфликтных ситуаций. Понятие презентации и самопрезентации. Понятия «резюме» и «портфолио». Структура, требования к составлению резюме и портфолио. | Знать: - понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения; - сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности; - основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и соб-ственных склонностей и потребностей. Уметь: - получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства; - анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности; - соотносить этапы про-фессионального само-определения со своим уровнем готовности к вы-бору профессии; - строить план реализации карьеры; - составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения професси-онального образования и трудоустройства; - составлять ответы на возможные вопросы рабо-тодателя. | Проект «На рынке труда» | |||
14 | Технология проектирования профессиональной карьеры | Этапы проектирования профессиональной карьеры: исследование - диагностика, проблематизация, целеполагание, форматирование проекта, предварительная социализация – презентация проекта. Самооценка и внешняя оценка проекта. Технология презентации проекта. | Уметь: - получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства; - анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности; - соотносить этапы про-фессионального само-определения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - строить план реализации карьеры; - составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустрой-ства; - составлять ответы на возможные вопросы рабо-тодателя. | Проект | |||
15
| Исследовательский этапы работы
| Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии: анализ рынков труда и образовательных услуг, особенностей обучения интересующему спектру специальностей; востребованность и характеристика трудовой деятельности потенциальных выпускников соответствующих учебных заведений, интервью с носителями интересующих профессий; анализ материалов СМИ, посвященных проблемам продолжения образования, профессиональной деятельности, достижения профессионального успеха. Основные способы получения первичной информации: интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ текста (художественный текст, исторический источник). Сбор информации для теоретической части исследования. Определение проблемного поля. Постановка цели и задач для ее реализации. Выделение ценностных ориентаций и ведущих мотивов для выполнения проекта. Учет профессиональной пригодности. Составление плана работы над проектом. Обработка информации для теоретической части проекта. Структура. Таблицы и схемы. Сортировка. Способы анализа собранной информации. | Уметь: - получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства; - анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности; Уметь: - получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства; - анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности; | Проект | |||
16 | Форматирование проектной работы | Подготовка и оформление проекта. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; - рационального поведения на рынке труда; - оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для воз-можного продвижения и профессионального роста на рынке труда. | Проект | |||
17 | Презентация проектной работы. | Выбор вида и формы презентации. Структурирование содержания презентации. Подготовка к защите. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; - рационального поведения на рынке труда; - оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для воз-можного продвижения и профессионального роста на рынке труда. | Проект |
ИСТОЧНИКИ
М 152 Макарова М.Н. Образование и мир труда: стратегии социального воспроизводства в современном обществе: Монография.
https://proektoria.online/dashboard
http://docs.cntd.ru/document/428600471 (Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда
Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
Тренинг "Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда"
Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями....
Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» через формирование профессиональных компетенций.
Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» через формирование профессиональных компетенций....
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс лекций по дисциплине ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта п...
Рабочая программа курса "Профессиональное самоопределение. Потребности рынка труда НСО" 9 класс
Предлагаю рабочую программу курса "Профессиональное самоопределение" для обучающихся 9х классов....