Тренинг "Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_professionalnogo_plana.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование профессионального
плана, его коррекция с учетом рынка труда

Цель: формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающегося общества.

О б е с п е ч е н и е: бланки для игры «Советчик».

Ход занятия

1. Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями.

Правила выбора профессии

• Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.

• Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

• Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

• Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

• Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).

• Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

• При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

• При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.

• Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладения профессией в совершенстве.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1) Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

2) Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, непрестижными.

3) Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

4) Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

5) Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

6) Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

7) Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

8) Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

9) Незнание или недооценивание своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

2. Игра «Советчик».

Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке. Всем дается задание: напротив каждой фамилии, включая собственную, проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку.

Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т. д. После того как зачитывается все по первому человеку, ведущий переходит ко второму и т. д.

Образец бланка для упражнения «Советчик»

Ф. И. О. всех
учащихся
в классе

Рекомендуемая
профессия

Рекомендуемое учебное заведение
после школы

1

2

3 и т. д.

3. Построение личного профессионального плана.

В тетради ответить на  в о п р о с ы:

1) Какие профессии будут нужны в ближайшем будущем?

2) Какой труд для тебя более важен: интересный или высокооплачиваемый?

3) Какие профессии ты знаешь?

4) О какой профессии ты мечтаешь?

5) Что ты будешь делать после школы?

6) Какие трудности тебя ожидают на пути к выбранной цели?

7) Как ты собираешься с ними справляться?

8) Какие индивидуальные особенности могут помешать приобретению желаемой профессии?

9) Как ты будешь работать над собой, чтобы решить внутренние трудности?

10) Какие профессии тебя привлекают, кроме выбранной?

11) Что ты делаешь, чтобы твоя мечта осуществилась?

4. Подведение итогов.

– К какому выводу вы пришли: стоит ли заранее обдумывать личный план своих профессиональных желаний?

– Что бы вы посоветовали «неудачникам» профессионального выбора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» через формирование профессиональных компетенций.

Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» через формирование профессиональных компетенций....

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Курс лекций по дисциплине ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА  для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта п...

Рабочая тетрадь по дисциплине ОГСЭ.05 Адаптация выпускников на рынке труда и профессиональная карьера для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

рабочая тетрадь предназначена для индивидуальной работы студента и повышения рейтинговой оценки в процессе освоения дисциплины и формирования общих компетенций...

Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Производство и технологии», 8 класс, «Рынок труда. Функции рынка труда. Мир профессий»

Цель: разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)»....