Гражданское общество
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Зотова Анна Валерьевна

Сценарий уроков  с  презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


ЗАНЯТИЕ: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Гёте

Каковы сами – таковы сани.

Русская пословица

Цели занятия:

  • учащиеся получают представление о гражданском обществе и его основных элементах;
  • учащиеся закрепляют навыки участия в дискуссии;
  • учащиеся развивают умения сравнительного анализа и обобщения;
  • учащиеся понимают сложность и важность процесса формирования гражданского общества в России.

Основные понятия:

  • гражданское общество,
  • политические партии,
  • общественные организации,
  • группы интересов.

Методические рекомендации:

  1. Мотивация.

1.1.Анализ репродукции. Какие ассоциации возникают с этой репродукцией.

1.2. Анализ песни

1.3.Проблема: Стало притчей во языцех, что гражданского общества в России нет, никогда не было и в обозримом будущем не будет.

Учащиеся формируют три группы. Деление на группы (тест «ногами»).

1 группа  "Государство"

2 группа "Демократия"

3 группа "Парламентаризм"

2. В начале занятия ставится несколько вопросов:

  • Что такое гражданское общество? Каковы признаки гражданского общества?
  • Что такое правовое государство? Каковы признаки правового государства?
  • В чем разница между гражданским обществом и правовым государством?
  • На примере каких государств можно говорить о сложившемся гражданском обществе и почему?

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут пользоваться учебными пособиями, справочниками и словарями.

3. Анализ текста  в группах.

4. Дискуссия по данной проблеме - каждый желающий выдвигает свои тезисы, а остальные их обсуждают, находят противоречия, предлагают контраргументы (это также может делать и учитель).

Правила ведения дискуссии - выступающий должен стараться уложиться в отведенное время, его основные тезисы должны быть четко выделены, никто не должен прерывать выступления, в полемике следует вести себя корректно и не допускать нападок на личность.

Каждая группа готовит свое выступление на "круглом столе" по теме "Гражданское общество в современной России".

1 группа готовит выступление в поддержку тезиса о существовании в современной России гражданского общества.

2 группа опровергает данный тезис

3 группа задумывается над вопросом об идеальной модели гражданского общества и с этой позиции вступает в дискуссию с аргументами против или в поддержку позиций предыдущих групп.

Несколько учащихся не принимают участия в дискуссии, но внимательно наблюдают за ее ходом, отмечая степень обоснованности высказанных точек зрения (подкрепление фактами и доказательствами), широту круга вовлеченных в дискуссию, наиболее удачные вопросы, а также выявляют попытки увести дискуссию от темы, отсутствие заинтересованности, прерывание выступающих, монополизацию дискуссии, нападки на личность и т.п.

В заключение занятия не только выясняются черты гражданского общества, но и обсуждается характер состоявшейся дискуссии.

Варианты занятия:

  • можно рассмотреть умение правильного ведения
  • дискуссии в качестве одного из элементов гражданского общества с использованием позитивных и негативных примеров ведения дискуссии из современной политической жизни;
  • часть занятия можно посвятить лекции учителя о различном понимании гражданского общества и этапов его становления, проведя затем дискуссию по данному теоретическому материалу;
  • задания можно давать как индивидуально, так и по группам;
  • дискуссию можно провести по любой другой теме обществознания.



Предварительный просмотр:


ЗАНЯТИЕ 2 : ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Гёте

Каковы сами – таковы сани.

Русская пословица

Цели занятия:

  • учащиеся получают представление о гражданском обществе и его основных элементах;
  • учащиеся закрепляют навыки участия в дискуссии;
  • учащиеся развивают умения сравнительного анализа и обобщения;
  • учащиеся понимают сложность и важность процесса формирования гражданского общества в России.

Основные понятия:

  • гражданское общество,
  • политические партии,
  • общественные организации,
  • группы интересов.

Методические рекомендации:

  1. Мотивация.

1.1.Проблема: Стало притчей во языцех, что гражданского общества в России нет, никогда не было и в обозримом будущем не будет.

Учащиеся сформировали  три группы. Деление на группы (тест «ногами»).

1 группа  "Государство"

2 группа "Демократия"

3 группа "Парламентаризм"

2.  Дискуссия по данной проблеме - каждый желающий выдвигает свои тезисы, а остальные их обсуждают, находят противоречия, предлагают контраргументы (это также может делать и учитель).

Правила ведения дискуссии - выступающий должен стараться уложиться в отведенное время, его основные тезисы должны быть четко выделены, никто не должен прерывать выступления, в полемике следует вести себя корректно и не допускать нападок на личность.

Каждая группа готовит свое выступление на "круглом столе" по теме "Гражданское общество в современной России".

1 группа готовит выступление в поддержку тезиса о существовании в современной России 4.

2 группа опровергает данный тезис

3 группа задумывается над вопросом об идеальной модели гражданского общества и с этой позиции вступает в дискуссию с аргументами против или в поддержку позиций предыдущих групп.

Несколько учащихся не принимают участия в дискуссии, но внимательно наблюдают за ее ходом, отмечая степень обоснованности высказанных точек зрения (подкрепление фактами и доказательствами), широту круга вовлеченных в дискуссию, наиболее удачные вопросы, а также выявляют попытки увести дискуссию от темы, отсутствие заинтересованности, прерывание выступающих, монополизацию дискуссии, нападки на личность и т.п.

3. Анализ текста  в группах.

4. Работа с учебником п.3 &18

Определите, каким образом осуществляется общественный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью публичной власти.

5. Творческое задание в группах

1 гр .- Придумайте символ и девиз гражданского общества;

  2 гр -  символ и девиз   правового государства;

3 гр.- проанализируйте стихотворение (С чем, по мнению авторов,  несовместимо гражданское общество?  Какими качествами должен обладать человек в гражданском обществе?)

Д/З   на выбор

1.Составить развернутый план- ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство».

2. Напишите эссе  :

« В согласном стаде волк не страшен»(народная пословица)

« Зрелость народа – это его готовность идти на жертвы ради свободы, это его способность отказаться от благ и привилегий ради своих прав как человека» NN

«Народ, ценящий привилегии выше принципов, быстро теряет и то, и другое» Дуайт Эйзенхауэр



Предварительный просмотр:

Ода Российскому гражданскому обществу

Алексей Тамбовцев

 Уж напишу я восхваление  нашему  гражданскому  обществу!

 Пусть еще недозревшей

 Но  уже нас окрыляющее и вдохновляющее....

 Что имеет большое значение  в эпоху  наступления  реакции

 и  тихих реформ

 Громко  дверью не хлопнешь

 И не крикнешь: товарищ смелее  вперед

 А нужно  кирпич за кирпичиком   складывать дом

 Ни чета Перестройке один Горбачева

 Или громким   реформам  Гайдара

 Тут все посложней и интересней

 Тем не  менее  восславим  наше  Гражданское общество!

 Пусть оно корни пускает повсюду!

 И в орбиту  свою  втягивает  больше   людей

 Пусть  правозащитники  лично   Федотов

 Помогают всем  тем неумехам

 Которые не знают   как организоваться

 И дать   отпор  произволу

 Исходящее  иногда от вороватых людей

 Независимо  от  того  где они работают

 Будь это  частное лицо  но обнаглевшее

 Или чиновник  на государственной службе

 Кто б   что б не говорил

 Пусть развивается наше гражданское общество!

 И мы не оставались  бы в стороне

 Втягивались бы в общее дело

 Только   чтобы дело  не дошло до погромов

 И прочих не приятных  вещей

 А то у нас  сразу  крики  вместо толковых речей

 А ведь помимо деловитости   нужна и риторика

 А у нас  с этим  совсем не порядок

 А лидеры такие  нужны  позарез

 Пусть процветает наше гражданское общество!

 В славном государстве российском

 Мы поняли!

 Из  Москвы все равно все решить

 Особенно в российской глубинке

 Где отсутствие   нормального   гражданского  общество

 Есть  настоящее бедствие

 И причиной многих глупых решений

 Все мы были бы рады тому

 Что  наконец обрели  то что хотели

 Но путь еще    долог….

 Идти и идти…

 А гражданское общество еще впереди

 Ныне и вовеки и присно  пусть будет Россия

 А гражданское   общество   ей  будет   подспорьем

 Слава  нам  всем!   И гражданскому   обществу

 Которое мы строим  и которое будет

Гражданское общество

Сергей Мальцев

     О гражданском обществе Карл Маркс писал так: «Именно рабство гражданского общества выглядит снаружи величайшей свободой, представляясь на поверхности полным развитием индивидуальной независимости, причем индивид считает собственной свободой разнузданное движение, не связанное более общественными связями и людьми отчужденных элементов его жизни, таких как собственность, промышленность, религия и т.д., в то время как на самом деле это полное развитие его рабства и бесчеловечности».

     Я попытался прояснить для себя это положение в стихах.

 С виду свобода

     По сути – распутство мещанское

 Такова природа

     Общества гражданского

 Вахлаки на сценах

     Орут и извиваются

 Это шоу-бизнесом

     Теперь называется

 Фильмы и книги

     Пустые и сусальные

 Дарят обществу

    Творцы либеральные

 Такая свобода

     Уловка плутократии

 Маскирующей рабство

     Мнимой демократией

 Равенство перед законом всех

     В ней провозглашается

 А гражданская война

     Вовсе исключается

 Но благоволит закон

     Ворам загребущим

 И суров нещадно он

     К людям неимущим

 Выборы проводят там

     Сплошь альтернативные

 Голосуйте, граждане,

     Если вы активные

 Протестуйте, сколько влезет

     Будет тот итог

 Что протест ваш вдохновенный

     Весь уйдет в свисток

 Останутся у власти

     Жирные коты

 Поглотят их пасти

     Светлые мечты

 Реформы их пустые

     Преследуют одно

 Финансовой удавкой

     Пустить народ на дно

 Потому война идет

     Под сенью демократии

 Между силами труда

     И властью плутократии

 Норовят меж ними влезть

     Либералы лживые

 И народу навязать

     Доводы фальшивые

 Проповедуют стихию

     Либералы те

 Дескать, это есть свобода

     Во всей полноте

 Дескать, логика и разум

     Не указка нам

 Государство тоже надо

     Выбросить как хлам

 Заживут тогда беспечно

      В обществе ином

 Толстосум и работяга,

     Взятый им в наем

 Бюрократов злых сразят

     Единеньем наповал    

 Те налоги сократят

     С прибыли на капитал

 Только выгода, какая

     В единенье том,

 Толстосуму и трудяге

     Не сойтись ни в чем



Предварительный просмотр:

Таблица №1 «Типы политической культуры по Элазару»

Типы политической культуры

Источник власти

Политические ценности

Задача государственной власти

Роль гражданина в государстве

Индивидуалистическая

Граждане

Свобода

Защита прав граждан

Свободный член общества

Государственная

(Этатистская)

Государство

Безопасность

Обеспечение законности и порядка

Выполняющий свои обязанности гражданин

Республиканская

(гражданский республиканизм)

Общество

Единство

Умножение общественного благосостояния

Активный член общества

Традиционалистская

Божественный промысел

Преемственность

Контроль за поведением граждан

Верноподданный

Схема №1 «Функции политических выступлений»

        

Таблица № 2 «Анализ политических речей»

 Автор речи

Основные понятия

Задачи выступления

Приводимые факты

Общественные ценности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское общество

Презентация к уроку обществознания для 8 класса...

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

СМИ: между властью и гражданским обществом

Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств...

"Демократия и гражданское общество".

Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...