Гражданское общество
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Сценарий уроков с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uroka_v_11_v_grazhdanskoe_obshchestvo.pdf | 1.04 МБ |
grazhd.obshchestvo_ur.1.docx | 19.52 КБ |
urok_2_gr.obshchestvo.docx | 19.59 КБ |
stihi.docx | 17.61 КБ |
analiz_politichsekoy_rechi.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Гёте
Каковы сами – таковы сани.
Русская пословица
Цели занятия:
- учащиеся получают представление о гражданском обществе и его основных элементах;
- учащиеся закрепляют навыки участия в дискуссии;
- учащиеся развивают умения сравнительного анализа и обобщения;
- учащиеся понимают сложность и важность процесса формирования гражданского общества в России.
Основные понятия:
- гражданское общество,
- политические партии,
- общественные организации,
- группы интересов.
Методические рекомендации:
- Мотивация.
1.1.Анализ репродукции. Какие ассоциации возникают с этой репродукцией.
1.2. Анализ песни
1.3.Проблема: Стало притчей во языцех, что гражданского общества в России нет, никогда не было и в обозримом будущем не будет.
Учащиеся формируют три группы. Деление на группы (тест «ногами»).
1 группа "Государство"
2 группа "Демократия"
3 группа "Парламентаризм"
2. В начале занятия ставится несколько вопросов:
- Что такое гражданское общество? Каковы признаки гражданского общества?
- Что такое правовое государство? Каковы признаки правового государства?
- В чем разница между гражданским обществом и правовым государством?
- На примере каких государств можно говорить о сложившемся гражданском обществе и почему?
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут пользоваться учебными пособиями, справочниками и словарями.
3. Анализ текста в группах.
4. Дискуссия по данной проблеме - каждый желающий выдвигает свои тезисы, а остальные их обсуждают, находят противоречия, предлагают контраргументы (это также может делать и учитель).
Правила ведения дискуссии - выступающий должен стараться уложиться в отведенное время, его основные тезисы должны быть четко выделены, никто не должен прерывать выступления, в полемике следует вести себя корректно и не допускать нападок на личность.
Каждая группа готовит свое выступление на "круглом столе" по теме "Гражданское общество в современной России".
1 группа готовит выступление в поддержку тезиса о существовании в современной России гражданского общества.
2 группа опровергает данный тезис
3 группа задумывается над вопросом об идеальной модели гражданского общества и с этой позиции вступает в дискуссию с аргументами против или в поддержку позиций предыдущих групп.
Несколько учащихся не принимают участия в дискуссии, но внимательно наблюдают за ее ходом, отмечая степень обоснованности высказанных точек зрения (подкрепление фактами и доказательствами), широту круга вовлеченных в дискуссию, наиболее удачные вопросы, а также выявляют попытки увести дискуссию от темы, отсутствие заинтересованности, прерывание выступающих, монополизацию дискуссии, нападки на личность и т.п.
В заключение занятия не только выясняются черты гражданского общества, но и обсуждается характер состоявшейся дискуссии.
Варианты занятия:
- можно рассмотреть умение правильного ведения
- дискуссии в качестве одного из элементов гражданского общества с использованием позитивных и негативных примеров ведения дискуссии из современной политической жизни;
- часть занятия можно посвятить лекции учителя о различном понимании гражданского общества и этапов его становления, проведя затем дискуссию по данному теоретическому материалу;
- задания можно давать как индивидуально, так и по группам;
- дискуссию можно провести по любой другой теме обществознания.
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 2 : ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Гёте
Каковы сами – таковы сани.
Русская пословица
Цели занятия:
- учащиеся получают представление о гражданском обществе и его основных элементах;
- учащиеся закрепляют навыки участия в дискуссии;
- учащиеся развивают умения сравнительного анализа и обобщения;
- учащиеся понимают сложность и важность процесса формирования гражданского общества в России.
Основные понятия:
- гражданское общество,
- политические партии,
- общественные организации,
- группы интересов.
Методические рекомендации:
- Мотивация.
1.1.Проблема: Стало притчей во языцех, что гражданского общества в России нет, никогда не было и в обозримом будущем не будет.
Учащиеся сформировали три группы. Деление на группы (тест «ногами»).
1 группа "Государство"
2 группа "Демократия"
3 группа "Парламентаризм"
2. Дискуссия по данной проблеме - каждый желающий выдвигает свои тезисы, а остальные их обсуждают, находят противоречия, предлагают контраргументы (это также может делать и учитель).
Правила ведения дискуссии - выступающий должен стараться уложиться в отведенное время, его основные тезисы должны быть четко выделены, никто не должен прерывать выступления, в полемике следует вести себя корректно и не допускать нападок на личность.
Каждая группа готовит свое выступление на "круглом столе" по теме "Гражданское общество в современной России".
1 группа готовит выступление в поддержку тезиса о существовании в современной России 4.
2 группа опровергает данный тезис
3 группа задумывается над вопросом об идеальной модели гражданского общества и с этой позиции вступает в дискуссию с аргументами против или в поддержку позиций предыдущих групп.
Несколько учащихся не принимают участия в дискуссии, но внимательно наблюдают за ее ходом, отмечая степень обоснованности высказанных точек зрения (подкрепление фактами и доказательствами), широту круга вовлеченных в дискуссию, наиболее удачные вопросы, а также выявляют попытки увести дискуссию от темы, отсутствие заинтересованности, прерывание выступающих, монополизацию дискуссии, нападки на личность и т.п.
3. Анализ текста в группах.
4. Работа с учебником п.3 &18
Определите, каким образом осуществляется общественный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью публичной власти.
5. Творческое задание в группах
1 гр .- Придумайте символ и девиз гражданского общества;
2 гр - символ и девиз правового государства;
3 гр.- проанализируйте стихотворение (С чем, по мнению авторов, несовместимо гражданское общество? Какими качествами должен обладать человек в гражданском обществе?)
Д/З на выбор
1.Составить развернутый план- ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство».
2. Напишите эссе :
« В согласном стаде волк не страшен»(народная пословица)
« Зрелость народа – это его готовность идти на жертвы ради свободы, это его способность отказаться от благ и привилегий ради своих прав как человека» NN
«Народ, ценящий привилегии выше принципов, быстро теряет и то, и другое» Дуайт Эйзенхауэр
Предварительный просмотр:
Ода Российскому гражданскому обществу
Алексей Тамбовцев
Уж напишу я восхваление нашему гражданскому обществу!
Пусть еще недозревшей
Но уже нас окрыляющее и вдохновляющее....
Что имеет большое значение в эпоху наступления реакции
и тихих реформ
Громко дверью не хлопнешь
И не крикнешь: товарищ смелее вперед
А нужно кирпич за кирпичиком складывать дом
Ни чета Перестройке один Горбачева
Или громким реформам Гайдара
Тут все посложней и интересней
Тем не менее восславим наше Гражданское общество!
Пусть оно корни пускает повсюду!
И в орбиту свою втягивает больше людей
Пусть правозащитники лично Федотов
Помогают всем тем неумехам
Которые не знают как организоваться
И дать отпор произволу
Исходящее иногда от вороватых людей
Независимо от того где они работают
Будь это частное лицо но обнаглевшее
Или чиновник на государственной службе
Кто б что б не говорил
Пусть развивается наше гражданское общество!
И мы не оставались бы в стороне
Втягивались бы в общее дело
Только чтобы дело не дошло до погромов
И прочих не приятных вещей
А то у нас сразу крики вместо толковых речей
А ведь помимо деловитости нужна и риторика
А у нас с этим совсем не порядок
А лидеры такие нужны позарез
Пусть процветает наше гражданское общество!
В славном государстве российском
Мы поняли!
Из Москвы все равно все решить
Особенно в российской глубинке
Где отсутствие нормального гражданского общество
Есть настоящее бедствие
И причиной многих глупых решений
Все мы были бы рады тому
Что наконец обрели то что хотели
Но путь еще долог….
Идти и идти…
А гражданское общество еще впереди
Ныне и вовеки и присно пусть будет Россия
А гражданское общество ей будет подспорьем
Слава нам всем! И гражданскому обществу
Которое мы строим и которое будет
Гражданское общество
Сергей Мальцев
О гражданском обществе Карл Маркс писал так: «Именно рабство гражданского общества выглядит снаружи величайшей свободой, представляясь на поверхности полным развитием индивидуальной независимости, причем индивид считает собственной свободой разнузданное движение, не связанное более общественными связями и людьми отчужденных элементов его жизни, таких как собственность, промышленность, религия и т.д., в то время как на самом деле это полное развитие его рабства и бесчеловечности».
Я попытался прояснить для себя это положение в стихах.
С виду свобода
По сути – распутство мещанское
Такова природа
Общества гражданского
Вахлаки на сценах
Орут и извиваются
Это шоу-бизнесом
Теперь называется
Фильмы и книги
Пустые и сусальные
Дарят обществу
Творцы либеральные
Такая свобода
Уловка плутократии
Маскирующей рабство
Мнимой демократией
Равенство перед законом всех
В ней провозглашается
А гражданская война
Вовсе исключается
Но благоволит закон
Ворам загребущим
И суров нещадно он
К людям неимущим
Выборы проводят там
Сплошь альтернативные
Голосуйте, граждане,
Если вы активные
Протестуйте, сколько влезет
Будет тот итог
Что протест ваш вдохновенный
Весь уйдет в свисток
Останутся у власти
Жирные коты
Поглотят их пасти
Светлые мечты
Реформы их пустые
Преследуют одно
Финансовой удавкой
Пустить народ на дно
Потому война идет
Под сенью демократии
Между силами труда
И властью плутократии
Норовят меж ними влезть
Либералы лживые
И народу навязать
Доводы фальшивые
Проповедуют стихию
Либералы те
Дескать, это есть свобода
Во всей полноте
Дескать, логика и разум
Не указка нам
Государство тоже надо
Выбросить как хлам
Заживут тогда беспечно
В обществе ином
Толстосум и работяга,
Взятый им в наем
Бюрократов злых сразят
Единеньем наповал
Те налоги сократят
С прибыли на капитал
Только выгода, какая
В единенье том,
Толстосуму и трудяге
Не сойтись ни в чем
Предварительный просмотр:
Таблица №1 «Типы политической культуры по Элазару»
Типы политической культуры | Источник власти | Политические ценности | Задача государственной власти | Роль гражданина в государстве | |
Индивидуалистическая | Граждане | Свобода | Защита прав граждан | Свободный член общества | |
Государственная (Этатистская) | Государство | Безопасность | Обеспечение законности и порядка | Выполняющий свои обязанности гражданин | |
Республиканская (гражданский республиканизм) | Общество | Единство | Умножение общественного благосостояния | Активный член общества | |
Традиционалистская | Божественный промысел | Преемственность | Контроль за поведением граждан | Верноподданный |
Схема №1 «Функции политических выступлений»
Таблица № 2 «Анализ политических речей»
Автор речи | Основные понятия | Задачи выступления | Приводимые факты | Общественные ценности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское общество
Презентация к уроку обществознания для 8 класса...
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
СМИ: между властью и гражданским обществом
Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств...
"Демократия и гражданское общество".
Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...