СМИ: между властью и гражданским обществом
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СМИ:между властью и гражданским обществом | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Побединская СОШ»
Урок обществознания в 11 классе
Тема: «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»
Учитель истории и
обществознания
Щербакова Н.А.
2011г.
Цели и задачи:
- Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество;
- Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;
- Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;
- В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть.
- Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с интересными людьми приглашенные на урок и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в группах); усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.
Основные понятия:
политическая идеология, средства массовой информации, политическая пропаганда, коммуникация, общественное мнение, политическое манипулирование.
Оборудование:
- Учебник. Л.Н.Боголюбов. Обществознание, 11 класс. М.;Просвещение, 2009.
- Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс.М.; Просвещение. 2008.
- Раздаточный материал.
- Рабочие листы для учащихся
- Мультимедийная презентация.333.ppt
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок практикум
Этапы урока:
- сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.
- Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
- Ознакомление с новым материалом.
- осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
- Подведение итогов урока.
- Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
План изучения нового материала
- Что такое СМИ?
- Место и функции СМИ в современной политической жизни.
- Роль СМИ в формировании политического сознания.
- Морально- правовое регулирование деятельности СМИ.
Эпиграфы:
Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе.
Сэмюэл Батлер
Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее.
Томас Джефферсон
Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее.
1 этап. Мотивация. Постановка проблемы.
Игра «Испорченный телефон».
Предлагается провести игру «Испорченный телефон». Сидящим на первых партах дается информация, которую они должны запомнить и быстро передать другому ученику.
Текст сообщения: «Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество – это мы. Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».
После того как учитель представил классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона».
Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность?
Учитель обращает внимание на то, что именно информации, ее влиянию на человека и будет посвящен урок.
Учащиеся должны понять, что результаты игры полностью зависят от конкретных действий участников, которые не корректно передали информацию, спешили, не все запомнили. Обсуждение результатов игры позволяет перейти к следующему этапу урока – постановке проблемы.
Постановка проблемы
Слайды 1-4.
Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие- либо ограничения или нет? Что такое факт и мнение? Как человеку сделать свой выбор? Попробуем ответить на эти вопросы.
2 этап. Работа с понятиями Приложение 1
Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).
Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.
В узком смысле информация- совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.
В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)
Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений ((Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990))
- способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)
Гражданское общество – сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
- непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
Задание 1. ( рабочий лист) Дать своё определение:
Информация – это
Средства массовой информации - это
Четвертая власть» - это
Задание 2.(рабочий лист) Виды СМИ. Слайд 5.
Один из отцов американской демократии, президент США Томас Джефферсон, почти 200 лет назад писал: « Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее». Что имел виду Томас Джефферсон, говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество?
Задание 3.(рабочий лист)
Слайд 6. Функции СМИ. Работа с текстом учебника (Боголюбов), стр 168, абзац 2. Приведите примеры.
Слайд 7.
Наиболее распространённые СМИ – радио, ТВ, пресса.Между ними существует разделение труда: радио- что случилось, ТВ – как случилось, пресса- почему.
Слайд 8. Результаты соц. опроса
Слайд 9. СМИ (средства массовой информации) влияют на наш свободный выбор. Если нас уважают, то игра ведётся по правилам, в результате мы (граждане) становимся силой – активными участниками событий, процессов.
А если нас не уважают? Если нами манипулируют? В таком случае мы – марионетки. Как научиться, самому уважать себя?
Работа с текстом учебника «Глобальный мир» стр. 194. Как происходит манипулирование?
- кампании давления на власть
- устраивают «скандалы века»
- искажают события, умалчивают.
Как в сомнительной ситуации сделать свой свободный, осознанный выбор.
Задание 4. Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов, в чем польза и вред, которые могут принести СМИ. В результате таблица может быть заполнена таким образом:
ПОЛЬЗА СМИ | ВРЕД СМИ |
1. Полезная, объективная информация. | 1. Дает предвзятую, неполную или искаженную информацию. |
2. Воспитывает нравственные качества. | 2. Пропагандирует жестокость и насилие. |
3. Развивает личность. | 3. Вмешивается в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных актеров, музыкантов и т. д. |
4. Формирует общественное мнение. | 4. Развращает людей. |
5. Развлекает. | 5. Наносят вред здоровью. |
После обсуждения учащиеся делают вывод и записывают его в тетради.
ВЫВОД: Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может. Выход – критическое осмысление информации.
Работа с прессой. Сравнение газетных статей.
Слайд 10. Характер информации, предоставляемой СМИ. Принципы отбора.
Слайды 11-14. Задание: выборы мирового лидера.
Краткие хаpактеpистики кандидатов:
- 1) Связан с политиками, уличенными в мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 бокалов мартини.
- 2) Дважды вышибали со службы, имеет привычку спать до полудня, в институте был уличен в употреблении опиума, каждый вечер выпивает бутылку виски.
- 3) Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не куpит, ни в каких матримониальных связях не замечен.
Уинстон Черчиль (премьер – министр Англии);) Франклин Д. Рузвельт (32 – ой президент США); Адольф Гитлер, фюрер и канцлер Германии
Слайд 15. Учёные пришли к выводу, что ни одна политическая группа не добьётся политических успехов без доступа к СМИ.
Таким образом, СМИ способствуют сознательному участию граждан в политической жизни.У журналистов есть хорошее высказывание: «Если собака укусит человека, то это не новость, новость – когда человек укусит собаку».
Ученики отвечают на вопросы:
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какая информация, предоставляемая СМИ, является шокирующей?
Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?
Работа с документами, представленными в учебнике «Глобальный мир» стр. 198: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Р.Ф., Уголовный кодекс Р.Ф. Ответы на вопросы стр. 199.
Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ?
В чем состоит ответственность СМИ?
Как соотносится свобода поиска информации с защитой неприкосновенности частной жизни?
Представьте себе следующую ситуацию. По телевидению показали документальный фильм о нечеловеческом содержании и пытках людей, похищенных с целью выкупа. В фильме были подробно показаны издевательства и пытки, которым подвергались пленники. Эти кадры специально снимали бандиты, чтобы шантажировать родственников жертв. Показ фильма потряс всю страну и вызвал неоднозначную оценку у населения.
(Одни считали, что фильм очень полезен, так как способствует формированию негативного отношения людей к насилию, действиям бандитов, похищению людей. Другие резко осуждали показ этого фильма, так как трансляция по телевидению изощренных сцен насилия, страшных мучений людей, изуверских пыток является пропагандой насилия. К тому же у части телезрителей были случаи сердечных приступов, нервных срывов и расстройств, особенно у пожилых людей и детей (дети не спали по ночам, кричали, плакали и т.п.). Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Мнение людей разделились. Правительство стало получать множество писем. В одних письмах высказывались требования запретить показ подобных фильмов, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фильмы как предостережение для общества. Правительство должно решить, что рекомендовать телекомпаниям.
Задания группам:
Желтая шляпа (позитивный взгляд на проблему). Надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать. Мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творческим не связан. поддержка СМИ |
Черная шляпа (критика, взгляд на проблему под негативным углом). Мышление в черной шляпе воспринимает все в черном свете. Здесь нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. против показа подобных передач и публикации материалов в газете и журнале. |
Синяя шляпа (управление процессом, общая картина, cупершляпа, общий ход процесса - обзор, общее видение). Синяя шляпа управляет процессом мышления, позиция мудрости. (эксперты) выносят решение |
Каковы причины, вызывающие подчас кризис доверия россиян к СМИ?
. Фальсификация - нечестная игра (без правил). Что стоит за нечестной игрой? (корыстные цели, частные интересы политических сил, характер политической организации ведущей пропаганду, амбиции политических лидеров, выгода олигархов).
Каковы последствия нечестной игры? (DVD,фрагмент фильма, «Нацизм: предостережение истории». Последствия непредсказуемы: отравление индивидуального и массового сознания, культ вождя, геноцид, манипулирование поведением людей).
Каковы этические нормы для журналистов?
Основы журналистской этики
Хартия российских журналистов | Антизаповеди |
1.Не убей словом! | 1.После нас хоть потоп! |
2.Не навреди! | 2.Слово не воробей, а деньги! |
3. Правда и только правда, но-нелюбой ценой! | 3. Деньги – на кончике пера твоего! |
4.Береги журналистскую честь смолоду! | 4. Цель оправдывает средства! |
5.Доверяй, но проверяй! | 5. Не будь чистоплюем – смело копайся в грязном белье! |
6. Всегда проповедуй добро! | 6.Запретный плод всегда сладок: даешь «клубничку»! |
7. Возлюби читателя своего, как самого себя! | 7. ОБС - ценнейший источник информации! |
8. Не ищи в чужом горе сенсации! | 8. Чем скандальнее факты, тем больше тираж! |
9 .Будь гражданином и патриотом своего Отечества! | 9. Лучше вех жучков и рации наглый мальчик - папараций |
10. Помни о детях! | |
Кодекс чести журналиста | Заповеди жёлтой прессы |
На зло, порок и негатив о, журналист , направь свой объектив! | Желтая пресса не краснеет! Получить информацию – полдела. |
Будь честен, смел, всегда правдив. | Хорошо её поджарить - это дело! |
От всей души сказать хотим: неси добро, свети другим! | Бумага стерпит всё! На любую сенсацию – нездоровая реакция! |
В твоих статьях всегда PR лишь чистым только будет! | Чем чаще в суд, тем больше тираж! Доверяй – не проверяй! |
Служи не жёлтому тельцу – своей стране и людям! | Для нас «утка» - не шутка! Утром в газете вечером – на счёте! |
Правила честной игры: - уважай участников, будь объективен, правдив, честен, относись к людям гуманно, помни о благе общества, отвечай за свои слова и поступки | Запутанные темы не для нас. - проявляй решительность; - работай над собой; - из любой ситуации выходи достойно; - слушай голос собственной совести; |
15. Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование).
. Что должен уметь современный гражданин?
- критически осмысливать, оценивать информацию;
- отличать объективную информацию от искажённой;
- выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие, опираясь на научные знания;
- осуществлять самостоятельный анализ действительности;
- овладеть научными методами социального познания;
- через СМИ не воспринимать идеологию на веру;
Тема СМИ актуальна, прежде всего, для молодёжи, которая составляет едва ли не самую большую часть аудитории СМИ (особенно это касается телевидения, Интернета), и которая проявляет высокий интерес к профессии журналиста, телерепортёра, специалиста по PR технологиям и т.п.
Не секрет, что российские СМИ сейчас переживают своеобразный период: после отмены цензуры некоторые из них восприняли свободу за вседозволенность, забыв о социальной ответственности. Мы только учимся, демократии и ещё часто допускаем ошибки на этом пути, поэтому очень важно научиться не допускать их на уровне нравственных правил или исправлять их в рамках правового поля.
4 этап. Итоговая дискуссия.
Вопросы:
- Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения между властью и СМИ?
- В чем проявляется свобода, выбор и ответственность во взаимоотношениях личности, общества и СМИ?
- Изменилось ли ваше отношение к СМИ после этого урока? Если изменилось, то как?
- Какой эпиграф вы впишете сейчас, и что повлияло на ваш выбор?
Групповая творческая работа «Коллаж». Учащиеся составляют несколько групп и готовят свою молодежную «газету», используя предложенные учителем одинаковые издания. После выполнения работы группы представляют результат, обосновывая выбор материала и информации. Определение лучшей работы по критериям: содержание, профессионализм, эстетичность, соответствие заявленному направлению.
5 этап – заключение, домашнее задание § 20, 14 вопросы.Опережающее задание: подготовить аргументы по вопросу Интернет - «за» и «против».
П. 14 Обществознание
П. 20 Глобальный мир.
Задания в рабочем листе.
Выводы:
- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
- В свободном обществе должны существовать свободные СМИ, но это не значит, что не должно быть никаких ограничений. Законодательство Р.Ф. запрещает распространять информацию, разжигающую социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. СМИ не должно нарушать права человека и нравственные нормы общества.
VI. Рефлексия
«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).
Спасибо за урок. Удачи всем!
Социологический опрос. «Отношение к СМИ»
- Как часто вы
– смотрите телевизор
- читаете газеты
-слушаете радио
- выходите в Интернет.
- Что Вы предпочитаете смотреть:
- художественные фильмы
- развлекательные программы
- информационные программы
- спортивные программы.
- Можно ли доверять СМИ?
Социологический опрос. «Отношение к СМИ»
1. Как часто вы
– смотрите телевизор
- читаете газеты
-слушаете радио
- выходите в Интернет.
2.Что Вы предпочитаете смотреть:
- художественные фильмы
- развлекательные программы
- информационные программы
- спортивные программы.
- Можно ли доверять СМИ?
Социологический опрос. «Отношение к СМИ»
1.Как часто вы
– смотрите телевизор
- читаете газеты
-слушаете радио
- выходите в Интернет.
2.Что Вы предпочитаете смотреть:
- художественные фильмы
- развлекательные программы
- информационные программы
- спортивные программы.
- Можно ли доверять СМИ?
Рабочий лист учащегося по теме:
« Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»
Фамилия, имя учащегося___________________________________________________
Задание 1. Работа с понятиями.
На основе документов (Приложение 1) дайте свои определения понятий:
Информация – это __________________________________________________________
Средство массовой информации – это___________________________________________
Четвёртая власть – это________________________________________________________
Задание 2.
Составьте схему:
Виды СМИ
Задание 3. Функции СМИ.
Работа с текстом учебника (Боголюбов), стр. 168, абзац 2.
1._________________________ 2._________________________________
3._________________________ 4. _________________________________
5.__________________________ 6. ________________________________
Задание 4. Заполните таблицу. Приведите по 5 аргументов о пользе и вреде СМИ.
Польза СМИ | Вред СМИ |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Вывод:_______________________________________________________________________
Задание 5. Составьте правила честной игры.
Задание 6. Что должен уметь современный гражданин, чтобы не запутаться в потоке информации?
Задание 7. Выберите эпиграф.
1. Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе.
Сэмюэл Батлер
2. Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее.
Томас Джефферсон
3. Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее.
Задание 8. Подготовить аргументы по вопросу: Интернет: «за» и «против»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское общество
Презентация к уроку обществознания для 8 класса...
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...
методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"
Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...
Кластер "Конфликт между властью и народом"
Кластер может быть использован на уроке литературы в 7 классе при изучении "Песни про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова...
Классный час "Роль местной власти в жизни общества"
День местного самоуправления молодой праздник и отмечается 21 апреля. На классном часе рассказывается о роли местной власти в жизни общества....