Конспект урока Государственность
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Абрахов Александр Михайлович

Данный урок является продолжением урока по теме «Государство» и позволяет на конкретных примерах разобрать понятия государственность, формы государственного устройства суверенитет, субъект федерации. Более глубокое осмысление данных понятий может пригодиться выпускникам при написании эссе на ЕГЭ по обществознанию по разделу «Политология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_gosudarstvennost.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

«Государственность»

(тема урока)

ФИО (полностью): Абрахов Александр Михайлович

Место работы: ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школа-интернат»

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: обществознание

Класс: 11

Тема и номер урока в теме: Урок № 48 «Государственность»

Базовый учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание : Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень - М. :Просвещение, 2016.

Цель урока: Закрепить и расширить общественно-историческое представление о празднике (27 сентября – День Государственности  Республики Саха (Якутия). Дать элементарные сведения о понятиях «государственность»,«суверенитет» и «федеративное государство».

Задачи:

Образовательные:

способствовать усвоению основных понятий урока;

научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.

Развивающие:

формирование социокультурных ценностей, развитие навыков самостоятельной работы; способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;

развивать толерантные взаимоотношения в обществе, умение находить компромиссы и разрешать конфликтные ситуации;

Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания;

способствовать воспитанию гражданской ответственности;

развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для РФ; применение на практике способов решения конфликтов.

Ожидаемые результаты:

- личностные:

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

-метапредметные:

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других обучающихся, эффективно разрешать конфликты;

ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.

-предметные:

сформируют представления о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; произойдёт осмысление понятий: конфликт, межличностный конфликт, социальный конфликт, компромисс, арбитраж, конфронтация.

Практические:

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию;

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные.

Виды самостоятельной работы, направленные на формирование УУД, виды контроля достижений метапредметных и предметных результатов: работа с раздаточным материалом по заданиям, составление таблицы, решение проблемных ситуаций, задания с кратким ответом, работа с терминами и понятиями.

Понятия: суверенитет, государственность

ФОП: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Межпредметные связи:

- филология

- история Якутии

- история

Литература для учителя:

  1. История Якутии в лицах. В.И. Пестерев
  2. Гражданская война в Якутии.
  3. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632-1990. А.А. Калашников

Электронные ресурсы:

  1. https://yakutiamedia.ru/news/625625/

2. http://www.indsever.ru/?module=articles&action=view&id=4799

3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18560

4. http://ponjatija.ru/node/9661

5. википедия

Презентация

Слайд №1

  1. Мотивация к учебной деятельности(4-5 минут).

Здравствуйте товарищи кадеты! На предыдущем уроке нами была изучена тема «Государство»  исходя из этого, наш сегодняшний урок будет посвящен дню Государственности.

Перед тем как начать урок, предлагаю провести эксперимент (на столе стоит  бутылка с водой, землей и песком и встряхиваем, потом сразу ставим на стол)

-Каким словом можно обрисовать ситуацию внутри бутылки?

         - Хаос.

- Запомните этот момент, мы вернемся к нему в конце урока.

Слайд № 2 – Аммосов, Барахов, Ойуунский.

- Назовите пожалуйста, имена  политических деятелей, которых вы видите на экране?

Ученик : Аммосов, Барахов, Ойуунский

-В какой период истории Якутии они руководили нашей республикой? Ученик: Гражданская война

-Что можно считать одним из главных достижений деятельности М. К. Аммосова, П. А. Ойуунского и И. Н. Барахова?

Ученик: отцы-основатели Якутской АССР

-Какой праздник мы отмечаем  ежегодно 27 апреля?

Ученик: 27 апреля День Республики Саха (Якутия)

Слайд № 3 – День Республики

- Благодаря стараниям отцов-основателей якутской государственности,

наша республика получила статус автономной, то есть право самостоятельно решать очень многие вопросы.

Так было до1990 года.

- Какие события происходили в СССР в конце 1980-х начале 1990-х годов?

Ученик: политический и экономический кризисы. Начало распада СССР

Слайд № 4 (12 июня, День России)

-Что такое суверенитет?

Ученик: Суверенитет — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Слайд № 5 (Суверенитет, медведь)

- В августе 1990 г. прозвучала знаменитая фраза Бориса Ельцина.

Слайд № 6 (Б. Н. Ельцин)

- И как следствие начался так называемый «Парад суверенитетов»

Слайд № 7 (флаги Республик)

- Декларацию о государственном суверенитете  наша республика приняла 27 сентября 1990 года.

Слайд № 8 (День суверенитета. М. Е. Николаев)

-Затем произошел распад СССР

Слайд № 9 (Распад СССР)

- И настали очень непростые для всей России времена: глубочайшие экономический и политический кризисы, стремительное ухудшение криминогенной ситуации, работники годами не получали зарплату, небывалый рост смертности и падение рождаемости, этот этап  в истории  часто называют «Лихие 90-е».

Слайд № 10 ( Лихие 90-е)

-И в это сложное время наша республика  делает первые шаги в роли суверенного государства. Одним из них стало принятие конституции.

Слайд № 11 (Конституция РС (Я))

- Так продолжалось до 2000-х годов.

Слайды № 12 -15 (Е.А. Борисов. Ил Дархан)

-Как вы думаете, почему в 1990 году мы добились получения суверенитета, а в 2009 году мы от него отказались? В чем заключается суть дела?  Предлагаю разобраться в формах государственного устройства. Какое государственное устройство у России? 

Ученик: федеративная форма устройства.

Слайды № 16- 18 (субъект федерации)

-Вывод: то есть суть дела заключается в форме государственного устройства России, которая является ФЕДЕРАЦИЕЙ.

То есть призыв Конституционного суда РФ был правильным или неправильным?

Ученик: да, требование Конституционного суда РФ было правомерным.

Теперь предлагаю разобрать термины «Государство» и «Государственность». 

Слайды № 19- 20 (Государственность)

         

- Можем ли мы поставить между этими терминами знак «Равно»?

         Ученик: нет, не можем.

- Как вы считаете, является ли Республика Саха (Якутия) государством?

Ученик: нет, является политическим  образованием.

Слайд № 21 (День государственности)

-Являлись ли мы когда-либо суверенным то есть независимым государством?

Ученик: да ,с 1990 по 2009 гг.

Как вы думаете, наличие суверенитета в это время сыграло ли какую-нибудь роль?

Может ли быть такое, что наличие суверенитета у нашей республики и у многих других субъектов РФ стало одним из инструментов преодоления этого очень сложного периода в Истории России?

Ученик: вполне возможно что так и было.

С 2009 года наша республика  является политическим образованием, имеющим ряд признаков государства, но не имеющим государственного суверенитета, то есть субъектом Российской Федерации.

Как вы думаете, почему  федеративная форма государственного устройства оказалась для нас наиболее приемлемой?  (риторический вопрос)

А ответ таков: данная форма государственного устройства является результатом исторического развития, исторического выбора, она сложилась  в силу традиций и особенностей.

На сегодняшний день  наша республика является частью одной большой страны, одного государства и единого историко-культурного пространства.

И очень символично, что наш урок проходит в стенах мультимедийного исторического парка «Россия -моя история».

Как вы думаете, сумели ли Россия в целом и Республика Саха (Якутия) преодолеть кризис 1990-х годов?

Ученик: да, кризис был преодолен.

(Возвращаемся  к  бутылке с водой, землей и песком)

А теперь мы возвращаемся к нашему эксперименту. Какова была ситуация внутри бутылки в начале урока? (хаос) что понадобилось для установления порядка? (спокойствие и время). Возможно, именно наличие суверенитета поселило в умах и сердцах спокойствие и дало нам время для установления порядка.

Как вы считаете, можем ли мы говорить о наличии государственности в нашей республике и почему? ( можем, потому что государственность – это состояние развития нации или другого крупного общественного образования, сумевшего создать собственное государство)

        

А что нам дает наличие государственности в данное время?

В случае возникновения какой-либо кризисной ситуации мы уверены что с большей долей вероятности мы сумеем её преодолеть.

Может ли кто-нибудь или что-нибудь отнять у нас государственность?

Ученик: нет, государственность отнять не могут.

Где  находится государственность, что её никто или ничто не может отнять?

Ученик: в наших сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Конспект урока ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" ФГОС

Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Задачи:Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать позна...

План-конспект урока"Государственный строй стран мира" 10 класс

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока....

План-конспект урока"Государственный строй стран мира" 10 класс

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока....