Конспект урока "Государственные реформы Петра I"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Разработка урока по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Государственные реформы Петра I" | 635.43 КБ |
презентация "Государственные реформы ПетраI@ | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории в 7 классе.
Тема урока: Государственные реформы Петра I
Цели урока: _ Раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I
Задачи урока:
Образовательная: Определить цель и итоги реформирования государственного управления.
Развивающая: Раскрытие умений и навыков аналитического мышления, сравнения с другой эпохой
Воспитательная: развитие чувства патриотизма и толерантности.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковый, работа в группе
Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII века"", иллюстрации, настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, презентация «Реформы Петра I»
Технологическая карта урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопре- деление к деятельности (1-2 минуты) | Здравствуйте ребята. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему. | самоопределение, коммуникативные | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 минут) | Выявление уровня знаний: - индивидуальный контроль в виде тестирование по «Северной войне» (приложение 1) и самопроверка учащимися | Выполнение теста и самопроверка по заданным учителем критериям | Логические – анализ объектов с целью выявления признаков, осознание того, что усвоено |
3. Постановка учебной задачи (2-3 минуты) | Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации Вступительное слово учителя. Зачитывает строки о Петре I "Сей шкипер был тот шкипер славный, О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? ( О Петре 1 и его реформах, преобразованиях) Учитель: Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока? Запись темы на доске: «Государственные реформы ПетраI»слайд 1. Формулирование целей и задач урока Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого. Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке. | Ученики предлагают варианты ответа формулируют тему урока Ученики записывают тему в тетрадь Формулирование целей и задач урока учениками | инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, целеполагание, формулирование познавательной цели, коммуникативные |
4.Построение проекта выхода из затруднения (18 минут) | 1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы – слайд 2 ) Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления). 2. Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 2-3 человека Группа 1. Сенат (приложение 2) слайд 3-4 - Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы. 1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции 2) Как решались дела в Сенате? 3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления? Построение схемы слайд 5 Группа 2. Коллегии (приложение 3) слайд 7-8 Вопросы: - Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.
Построение схемы слайд 9 Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 4,5) слайд 10-11 - Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы? -С какой целью был издан Табели о рангах? - Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами? -К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника? -Какое обеспечение получали остальные дети? - В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен? Группа 4. Церковная реформа слайд 12 Поработайте с учебником на с. 118-119 и ответьте на вопросы: 1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами? 2) Кто входил в неё? 3) Какова роль императора в этой коллегии? 4) Кто руководил Синодом? 5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу? Построение схемы слайд 13 Группа 5. Административная реформа(приложение 6) слайд 14-15 -Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд 16 Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 18 Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока | опираясь на схему ученики формулируют ответ ученики предлагают варианты ответов чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы Работа с картами, учебником. Построение схемы запись схемы в тетрадь формулирование вариантов ответа учениками | Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и схемой |
5. Первичное закрепление (3 минуты) | Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия. Слайд 18 Вставьте пропущенные термины: 1. Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления 2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний) 3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод) | предложение вариантов ответа учащимися | Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по (10 минут) | Учитель организует деятельность по применению новых знаний Задание: заполните таблицу. Слайд 19 Таблица заполняется учениками на интерактивной доске | Ученик самостоятельно заполняет таблицу и проверяет правильность заполнения | Контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
7. Рефлексия (3-4 минуты) | Учитель организует рефлексию: -Вы узнали новое на уроке? - Тема, которую мы разобрали на уроке, тебе понятна? - Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Ученик поднимает зеленую (все понял) или красную (ничего не понял) карточки Ученик поднимает смайлик соответствующий его настроению | Умение выражать свои мысли, рефлексия |
Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20 (1 минута) |
Приложение 1.
Тест по теме «Северная война».
1. Основание Санкт-Петербурга относится:
а) к 1709 г.; б) к 1714 г.; в) к 1703 г.; г) к 1721 г.
2. Битва близ деревни Лесной произошла:
а) в 1706 г.; б) в 1705 г.; в) в 1703 г.; г) в 1712 г.; д) в 1708
3. В результате Прутского похода
а) Россия утвердилась на Азовском море
б.) Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии
в.) крепость Азов перешла к России
г.) ускорилось завершение Северной войны
4. Расположите события Северной войны в хронологической последовательности:
а.) Ништадтский мир б). битва у острова Гренгам в) взятие крепости Шлиссельбург г) Полтавская битва.
5. К чему привела победа России в Северной войне?
а) к выходу к берегам северного моря
б) к укреплению международного авторитета России
в)к господству на Черном море
г) к потере Швецией независимости.
6.Северная война 1700-1721 гг. завершилась подписанием:
а) Полянского перемирия; в) Вечного мира;
б) Столбовского мира; г) Ништадского мира.
7. Россия стала империей:
а) в 1654 г. после воссоединения Украины и России;
б) в 1613 г., когда Земский собор выбрал на российский трон Михаила Романова;
в) после успешной Полтавской баталии в Северной войне;
г) после заключения Ништадтского мира 1721 г., когда Петр I был провозглашен императором.
Приложение 2
…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.
(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)
Приложение 3
Генеральный регламент, 1720г.
Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.
И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.
(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)
Приложение 4
Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.
- Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.
- Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <…>
Приложение 5
Табель о рангах, 1722 г.
Класс | Гражданские чины | Военные чины | Морские чины | Придворные чины |
I | | Генерал-фельдмаршал | Генерал-адмирал | – |
II | Действительный Тайный Советник | Генерал от кавалерии; | Адмирал | Обер-камергер; |
III | Тайный Советник | Генерал-лейтенант | Вице-адмирал | Гофмаршал; |
IV | Действительный Статский Советник | Генерал-майор | Контр-адмирал | Камергер |
V | Статский Советник | Бригадир | Капитан-командор | Церемониймейстер |
VI | Коллежский Советник; | Полковник | Капитан 1-го ранга | Камер-фурьер |
VII | Надворный Советник | Подполковник | Капитан 2-го ранга | Камер-фурьер |
VIII | Коллежский асессор | Майор | Капитан-лейтенант | – |
IX | Титулярный советник | Капитан; | Лейтенант | Камер-юнкер |
X | Коллежский секретарь | Штабс-капитан; | Мичман | – |
XI | Корабельный секретарь | – | – | – |
XII | Губернский секретарь | Поручик | Мичман | – |
XIII | Провинциальный секретарь; | Подпоручик; | Мичман | – |
XIV | Коллежский регистратор | Прапорщик | – | – |
Приложение 6
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕФОРМЫ ПЕТРА I Презентация учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Юркиной Светланы Анатольевны
Государственное управление России в XVII в. Царь Земские соборы Патриарх Боярская дума Приказы Местное управление Уезды (воеводы) Волости и станы
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1699 – Боярскую думу заменили Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в « Консилию министров» 1711 - создан Правительствующий сенат
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Функции Сената: - Законодательная -Распорядительная -Судебная -Контролировал работу государственного аппарата в центре и на местах
Государственное управление после реформ Петра I . Царь ( с 1721 г. император) Сенат с 1711 г . генерал-прокурор
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕГИИ 1718-1720 – создание коллегий Коллегии – центральные государственные учреждения введенные Петром I вместо приказов. Основной принцип функционирования коллегиальность.
Название коллегии Функции коллегии Коллегия иностранных дел Внешняя политика Воинская Сухопутной армией Юстиц-коллегия Гражданским и уголовным судом Берг-коллегия Горно-заводской промышленностью Мануфактур-коллегия Мануфактурной промышленностью Духовная коллегия (Правительствую-щий Синод Управление церковными делами
ВОПРОС: В чем состояли отличия коллегий от приказов ?
Государственное управление после реформ Петра I . Царь ( с 1721 г. император) Сенат с 1711 г . генерал-прокурор Коллегии с 1718 г. Военная Адмиралтейская Иностранных дел Камер-коллегия Штатс-контр-коллегия Ревизион-коллегия Мануфактур-коллегия Берг-коллегия Коммерц-коллегия Юстиц-коллегия Вотчиннная
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 г. – принятие Табели о рангах. Служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином, чины с 14 по 9 класс давали личное дворянство. Это давало возможность продвигаться по служебной лестнице вне зависимости от сословной принадлежности
УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 г – издан указ о единонаследии Вопрос: В чьих интересах был издан указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 1721 г – управление церковными делами передано в Святейший Синод, состав и решения которого утверждались царем. Таким образом российский император стал фактически главой Русской православной церкви Патриарх Андриан. Копия с парсуны 1696 г.
Государственное управление после реформ Петра I . Царь ( с 1721 г. император) Синод с 1721 г обер-прокурор Сенат с 1711 г . генерал-прокурор Коллегии с 1718 г. Военная Адмиралтейская Иностранных дел Камер-коллегия Штатс-контр-коллегия Ревизион-коллегия Мануфактур-коллегия Берг-коллегия Коммерц-коллегия Юстиц-коллегия Вотчиннная
Губернская реформа
Реформа местного управления 1708 г . – страна была разделена на 8 губерний ( на Московскую, Ингерманландскую , Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую губернии). Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российским государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города. И по тому... именному указу те губернии и к ним принадлежащие города в Ближней канцелярии расписаны и табели за подписанием его, государевой, руки, начальствующим тех губерний которые прилучились быть в армии розданы... Указ Петра I . Не ранее 3 февраля 1709 .
Государственное управление после реформ Петра I . Царь ( с 1721 г. император) Синод с 1721 г обер-прокурор Сенат с 1711 г . генерал-прокурор Коллегии с 1718 г. Местное управление Губернии с 1708 г провинции уезды Военная Адмиралтейская Иностранных дел Камер-коллегия Штатс-контр-коллегия Ревизион-коллегия Мануфактур-коллегия Берг-коллегия Коммерц-коллегия Юстиц-коллегия Вотчиннная
Итоги реформ : -Произошла бюрократизация управления -Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным -Церковь превратилась в государственное учреждение -Произошло окончательное установление абсолютизма
Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12_____________коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ___________ . Проверь себя коллегий губерний
Заполни таблицу Название реформы Старые органы управления Новые органы управления Значение преобразования Реформа высших органов власти Местное управление Церковная реформа
Домашнее задание § 15, вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Реформы Петра Первого"
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме "Реформы Петра I"...
Конспект урока "Реформы Петра I"
Тема : "Реформы Петра I"...
План-конспект урока "Реформы Петра Первого"
Урок истории 7 класс....
План-конспект урока по истории на тему: "Реформы Петра I в экономике".
План-конспект по теме Петровских преобразования предназначен для 7 класса, урока изучения нового материала, рассчитан на 2 часа....
Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"
рассказать о модернизации государственной системы России...
Конспект урока "Реформы Петра I".
Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС, с использованием ИКТ. Может быть полезен при подготовке уроков в 7 классе....
Конспект урока "Реформы Петра I"
конспект открытого урока по истории в 7 классе по теме "Реформы Петра 1"...