Презентации "Эмпирический и теоретический уровни научного познания"
презентация к уроку по естествознанию (10 класс)

Щукина Елена Александровна

Презентация к уроку  естествознания  по учебнику О.С. Габриеляна  для тем: "Эмпирический уровень научного познания"  и "Теоретический уровень научного познания".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмпирический уровень научного познания. О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, Бог изобретатель ... А. С. Пушкин

Слайд 2

Формы познания научное ненаучное эмпирический теоретический обыденное художественное мифологическое религиозное

Слайд 3

Научное познание. Эмпирический уровень Теоретический уровень наблюдение эксперимент гипотезы законы теории моделирование

Слайд 4

Наблюдение – это целенаправленный процесс восприятия объектов действительности для выявления их существенных свойств. Сначала выделяют предмет наблюдения , а затем формулируют цель наблюдения . Наблюдение может быть непосредственным (воспринимается непосредственно органами чувств) и опосредованным (с использованием приборов). В процессе наблюдения складываются представления о материальном мире, явлениях, свойствах объектов. . Основные понятия.

Слайд 5

Наблюдение.

Слайд 6

Науки / законы Наблюдения Законы Авторы Физика Химия Биология География Астрономия Оформите таблицу «Наблюдения, которые послужили основой открытия важнейших законов в естественных науках».

Слайд 7

Эксперимент – это метод познания, который используется для исследования объектов и явлений в специально созданных для этого условиях. С помощью эксперимента формулируется вывод . Эксперимент может быть исследовательским (цель: выявление закономерностей, свойств объектов, зависимостей между величинами) и фундаментальным (благодаря им появляются новые научные теории). Эксперимент подтверждает или опровергает гипотезу («предположение»). Основные понятия.

Слайд 8

« Бесполезны и полны ошибок те науки, которые не родились из эксперимента, матери всех фактов, и которые нельзя свести к одному ясному эксперименту» Леонардо да Винчи Р. Декарт сформулировал теорию о всепроникающей среде, мировом эфире. А.А. Майкельсон и Э.У. Морли ставили цель в ходе эксперимента подтвердить гипотезу, но эксперимент опроверг её Проверочный эксперимент

Слайд 9

Р. Декарт А . А. Майкельсон

Слайд 10

Опыт: к 1 мл раствора карбоната калия добавить 1 мл раствора соляной кислоты. Предположите и подтвердите в ходе эксперимента продукты реакции, признаки реакции.

Слайд 11

Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в создании и исследовании реальных объектов. Каждая естественная наука использует свои материальные модели, которые помогают зрительно представить реальное природное явление или объект. В модели копируются только самые важные признаки и свойства объекта и опускаются несущественные детали. Основные понятия.

Слайд 12

Модели

Слайд 13

Работа в группах по 4 человека. Соберите модель глаза человека. Соберите модель молекулы бутана. Соберите модель уха человека. Соберите модель молекулы изобутана. Соберите модель « Летающий пропеллер». Соберите модель.

Слайд 14

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины…» В. И. Ленин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т еоретический уровень научного познания О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, Бог изобретатель ... А. С. Пушкин

Слайд 2

Формы познания научное ненаучное эмпирический теоретический обыденное художественное мифологическое религиозное

Слайд 3

Научное познание. Эмпирический уровень Теоретический уровень наблюдение эксперимент гипотезы законы теории моделирование

Слайд 4

Гипотеза - есть предугадывание чего-либо, например, предугадывание природы (сущности) явлений Закон – есть необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает необходимые связи между предметами, их составными элементами, между свойствами предметов и свойствами внутри них. Теория – система понятий, принципов и законов, позволяющих достаточно полно описывать определённый круг явлений. Теории можно условно разделить на фундаментальные и частные . Теоретический уровень научного познания.

Слайд 5

Моделирование - основной метод познания на теоретическом уровне. (Идеальные модели - в основе теорий и законов: «идеальный газ», планетарная модель атома. Модели – аналоги.) Моделирование на теоретическом уровне познания.

Слайд 6

Соотнесите тип модели и закон (закономерность), который она позволила выявить. Задание. Тип модели Закон (закономерность) 1 Аналогия А. Сходство характера механических и электромагнитных колебаний. 2 Идеальная Б. Мониторинг окружающей среды. В. Законы классической механики И. Ньютона. 3 Математическая Г. Теория электромагнитного поля.

Слайд 7

Мысленный эксперимент –познавательный процесс, воссоздающий ситуацию реального эксперимента и осуществляемый с помощью идеальной модели . Идеальная модель – мысленно представляемая система, которая отображает особенности и свойства реального объекта, явления или процесса, изучение которого даёт новую информацию об этом объекте, явлении, процессе. Пожарный насос Герона Александрийского. Моделирование на теоретическом уровне познания.

Слайд 8

Приведите примеры мысленного эксперимента, который послужил основой для важнейших открытий в естественных науках. Задание.

Слайд 9

Математическое моделирование - замена исходного объекта его математической моделью и в дальнейшем изучение её с помощью математических методов, в том числе с использованием компьютера. Характер и роль математического моделирования менялись по мере развития математики. М. В. Ломоносов - сторонник внедрения математического моделирования. Теоретический уровень научного познания.

Слайд 10

Задание.

Слайд 11

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины…» В. И. Ленин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы научного познания.

1 урок в 10 классе.  Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

презентация "Методы научного познания и физическая картина мира"

Методы научного познания и физическая картина мира к лекции "Физика в познании"...