Методическая разработка "Интерактивные технологии на уроках обществознания"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Об интерактивных технологиях на уроках обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Павловский техникум народных художественных промыслов России»

Методическая разработка

по дисциплине «Обществознание»

Тема разработки: «Применение интерактивных технологий

на уроках обществознания»

Выполнил:

преподаватель истории

ГБОУ СПО «Павловский техникум

народных художественных

промыслов России»

г.Павлово

Павловского района

Ястребов

Сергей Вячеславович

Павлово

2014 г.

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»

Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. Масштабы и темпы преобразований общественно-экономических отношений в мире XXI века таковы, что дальнейший прогресс в обществе возможен только на основе знаний. Основоположник теории стоимости, создаваемой знаниями, Т.Сакайя отмечал: «что мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями». Именно по этой причине современное общество называют инновационным: Innovation Driven Society.

В современном историческом образовании можно выделить следующие черты:

  • гуманистическая ориентация школьного исторического образования, связанная с учетом и удовлетворением потребностей обучающихся;
  • истории, как учебному предмету, принадлежит главная роль в воспитании патриотизма.
  • фундаментальность в преподавании истории, выражающаяся в формировании ценностного отношения к историческим фактам;
  • ориентация учебного процесса не только на знание программного материала, но и на самопознание.

Инновации в образовании – естественное и необходимое условие развития общества, в соответствии с постоянно меняющимися его потребностями. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, они – с другой - несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего. Особый интерес представляют инновации, связанные с разработкой и внедрением технологий, способствующих реализовывать право учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Многолетний опыт преподавания истории все более убеждает нас в том, что изучение истории важно осуществлять без навязывания учащимся единственно правильного мировоззрения, избегать монолога и отдавать приоритет диалогу, руководствоваться принципами успешности, избегать формального учета успеваемости, не только преподносить фактические знания, но и учить приемам анализа и синтеза, доказательства и сопоставления, а также умениям выражать свою оценку событий.

Одним из направлений инновационной работы, наряду с изменением содержания образования и изменением содержания учебно-воспитательного процесса, является изменение технологи обучения.

Технологическая сторона обучения выявляет эффективность системы, выражается в освоении и использовании инновационных технологий в образовательном процессе, направленных, прежде всего, на личностно-ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся, дифференциацию обучения, формирование оценочных суждений школьников, включение отдельных учеников, наиболее подготовленных и мотивированных, в учебно-исследовательскую работу и т.д.

Далее хотелось бы остановиться подробнее на некоторых наиболее эффективных технологиях, которые применимы в преподавании истории. Это технология адаптивной школы, проектная технология, модульная технология, технология формирования понятий, информационные технологии, критическое мышление, интерактивная технология и т.д.

Сегодня определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.

Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации и пр.

Интерактивное обучение – это освоение учеником опыта (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом. Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки классно-урочной системы (связанной с жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и пр.), необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией.

Их можно разделить на невербальные и вербальные.

К невербальным относятся:

  • акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
  • визуальные: выражение лица (заинтересованное, отстраненное – если в данный момент вы целенаправленно избегаете взаимодействия, желая спровоцировать детей на большую самостоятельность), позы и движения (располагающие к собеседованию), контакт глаз(взгляд на собеседника, уход от прямого взгляда и др.);
  • тактильные: расстояние (далекое – близкое, по-разному действующее на интенсивность контакта), прикосновения (одобряющие, успокаивающие, гасящие агрессивность).

Среди вербальных приемов интерактивного обучения психологи выделяют:

  • умение задавать открытые вопросы (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);
  • выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказать и «правильные» и «неправильные» точки зрения, не боясь, что их одернут, остановят и т. д.;
  • готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающим понять, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие прекращалось, с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т. д.;
  • ведение заметок, помогающих отслеживать ход занятия, его кульминацию, результативность.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения ( анализ, синтез, постановка целей и пр.)

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

 Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания в старших классах:

  • В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
  • Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.
  • Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.
  • Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
  • Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.
  • Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.

В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока, но наиболее результативными являются семинары, лабораторные и практические работы. Оптимальным способом организации такого урока является пространство тренинга.

Пример занятия

Тема: Основа конституционного права

Цели: познакомить обучающихся с основным законом страны; научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан; работать над формированием понятийного аппарата; развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; продолжить формирование навыков работы в группе.

 Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ».

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

ХОД УРОКА

Записывается тема урока.

1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?

Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал

2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?

Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.

3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра «Неизвестная страна».

Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)

Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.

«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Задание:

  1. Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
  2. Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
  3. Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
  4. Вопрос учителя:
  • «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
  • Права выделите зеленым цветом:
  • личные
  • политические
  • социально-экономические
  • культурные
  • Обязанности выделите красным цветом
  • Что бы вы дополнили к перечням?
  • Являются ли они всеобщими?
  • Другие вопросы.
  1. Работа с Конституцией.

Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.

Вопросы группам:

1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?

Ответы обучающихся:

ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

 4. Мини-лекция.

1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.

Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.

5. Возвращение к началу урока.

Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.

6. Рефлексия.

Вопросы учителя:

  1. У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
  2. Кому было некомфортно на уроке? Почему?
  3. Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
  4. Кого можно выделить.
  5.  7. Домашнее задание

§ 7.7, подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.

P.S. На данном занятии использованы все стили обучения:

  • визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
  • аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
  • кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
  • эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках обществознания и права.

В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования: Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методи...

статья Компетентностный подход на основе информационно-коммуникативных технологий на уроках обществознания

Статья посвящена использованию компетентностного подхода на основе информационно-коммуникативных  технологий на уроках обществознания. Тема является актуальной в связи с переходом к Федеральным г...

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инте...

Доклад "Методические резервы учителя на уроках обществознания"

Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания. Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изуч...

Доклад "Методические резервы учителя на уроках обществознания"

Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания. Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изуч...

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....