Доклад "Методические резервы учителя на уроках обществознания"
методическая разработка по обществознанию на тему

Терехова Майя Анатольевна

Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания. Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изучены новые аспекты модернизации обществоведческого образования и определено влияние познавательных интересов в процессе обучения обществознанию. Во второй главе описаны методические резервы учителя на уроках обществознания, задания, мотивирующие познавательную деятельность, приведены примеры нетрадиционных уроков по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_metodicheskie_rezervy.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МОУ «Кобяйская СОШ агроэкологического направления имени Е.Е.Эверстова»

Методические резервы учителя на уроках обществознания

Учитель истории и обществознания Терехова М.А.

Кобяй 2008

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………..3-4

I. Теоретическая  часть

1.1. Модернизация обществоведческого образования………………………………5-9

1.2. Развитие познавательных интересов на уроках обществознания…………...10-12

II. Методические резервы учителя на уроках обществознания.

2.1. Задания, мотивирующие познавательную деятельность…………………….13-20

2.2. Нетрадиционные уроки по обществознанию…………………………………21-37

Заключение……………………………………………………………………………...38

Использованная литература……………………………………………………………39

Введение.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать перед учащимися различные аспекты взаимодействия людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, а также регулирующие эти отношения социальные нормы.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые должны получить общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально-одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания.

Задачи:

-    Изучить новые аспекты модернизации обществоведческого образования.

- Определить влияние познавательных интересов в процессе обучения обществознанию.

-    Описать методические резервы учителя на уроках обществознания.

-    описать задания, мотивирующие познавательную деятельность.

-    привести примеры нетрадиционных уроков по обществознанию.

Объект исследования: Новое содержание обществоведческого образования.

Предмет исследования: Методические резервы учителя на уроках обществознания.

Теоретико – методологическая исследованность темы: Методические исследования по вопросам развития познавательной деятельности, умений учащихся при изучении истории отражены в работах И.Я.Лернера, Г.И.Годера, П.В.Горы, Г.М.Донского, Н.И.Запорожец и др.  Попытки охарактеризовать реформируемое школьное историческое образование, не отторгая методических достижений предшествующих десятилетий сделаны в публикациях Е.Е.Вяземского, О.Ю.Стреловой, М.В.Коротковой и М.Т.Студеникина. В серии книг «Энциклопедия образовательных технологий» Г.К.Селевко представлены технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, технологии развивающего образования. Подходы к разработке стандарта социально-гуманитарного (обществоведческого) образования,  изменения целей, содержания и методов обучения разработаны Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой, О.В.Кишенковой.    

Практическая значимость: Возможность использования в практике другими учителями методических разработок автора.

Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изучены новые аспекты модернизации обществоведческого образования и определено влияние познавательных интересов в процессе обучения обществознанию. Во второй главе описаны методические резервы учителя на уроках обществознания, задания, мотивирующие познавательную деятельность, приведены примеры нетрадиционных уроков по обществознанию.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки — это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан. Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества. Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

- овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

- развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

- усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

- приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

- овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9. В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

- воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

- овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

-приобретение основ компетентности:

        - в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

        - в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

       - в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

       - в сфере трудовой деятельности;

       - в сфере массовой коммуникации.[1] 

        В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Обществознание». Новизна федерального компонента состоит, во-первых, в том, что в нем дано развернутое определение целей обществоведческого образования. Изменение целей этого учебного предмета на современном этапе  происходит с учетом задач модернизации образования .Это означает прежде всего повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и одновременное усиление практической направленности обучения. Поэтому в новом стандарте сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должны быть направлены учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса. Определены также и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

        Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

        Во-вторых, существенно изменился обязательный минимум содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования, с учетом изменений, имевших место в обществе за истекшие со времени утверждения предыдущего обязательного минимума пять лет, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

        Стандарт для основной школы дает возможность воплотить его содержание в учебных материалах, соответствующих возрастным особенностям учащихся раннего и старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.) Соответственно все содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.п.) могут быть раскрыты как для младших (на элементарном уровне), так и для старших (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной подготовки).

        В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания.

        В-третьих, в рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», зафиксирован деятельностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которых применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий, а с другой – формируются непосредственно на уроках.         

В-четвертых, усилена практическая направленность обществоведческого образования посредством его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенно уровня компетентности:

  1. В семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
  2. В сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами работников, совмещающих работу с учебой);
  3. В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
  4. В сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий).
  5. В сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции представляют собой неотъемлемую часть гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

Практическая направленность  воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку учащихся к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина).

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые должны получить общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально-одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в разработку и реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

        Важным подспорьем для реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданного в последние годы комплекса познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно - деятельностную специфику нового обществоведческого курса, опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Пособия, включающие отобранные на основе научно-педагогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач  другие дидактические материалы, ориентированные  на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения обществознанию. Учитель на уроке превращается из посредника между учебником и учеником в организатора полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.

        Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснения учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов и словарей, использования видеофильмов и других средств обучения. Принятие стандарта означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, зафиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи – дело учителя. Документ не связывает руки учителю также и в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления.[2]

Интерес (финансовый, политический, эстетический и др.) — главный двигатель развития личности, социальной группы, государства, этносов, человечества. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

Познавательный интерес — главный двигатель познания. Определяющее влияние познавательных интересов в процессе обучения осознавалось передовыми дидактами и методистами и в дореволюционное время. Аморфный интерес отличается неосознанностью, пассивностью, склонностью к репродуктивной деятельности. В этом случае для учеников любимые предметы те, где не надо напрягаться. Для не существует любимых или нелюбимых тем и разделов. Их знания не выходят за рамки программы. На уроках истории они готовы слушать занимательные рассказы и смотреть видеофильмы. Стоит только учителю повысить планку учебных требований к подобным заданиям, как интерес к ним резко падает. Широкий интерес характеризуется разнообразием предметной направленности. Познавательная деятельность отличается инициативой, сосредоточенностью, эмоциональной взволнованностью. Учащиеся с широким интересом — любознательные дилетанты. Их кругозор широк, но знания поверхностны и могут таковыми остаться, если один из предметов их интереса не превысит и не станет стержневым. Стержневой интерес отличается глубиной и локальностью предметной направленности (история, история флота, флот в русско-японской войне и т.п.). Он является ведущим мотивом учения. Такие ученики стремятся в избранной сфере далеко выйти за рамки источников информации, стремятся посвятить предмету часть свободного времени. Локальность интереса позволяет ученику совершенствовать на его основе теоретические знания, учебные и познавательные умения.

По степени устойчивости интерес бывает ситуативным, относительно устойчивым и устойчивым.

Ситуативный интерес возникает как реакция на новизну, яркость, неожиданность, проблемность. Он требует постоянного подкрепления извне, без чего быстро угасает, не оставляя следа в структуре личности.

Относительно устойчивый интерес является результатом действия всего комплекса стимулирующих средств обучения. Длительность его воздействия выходит за рамки урока, но он также нуждается во внешних побудителях.

В устойчивом познавательном интересе преобладает внутренняя мотивация. На высшей стадии развития он превращается в духовную потребность, когда ученик уже не может не заниматься данным предметом, не посвящать ему часть свободного времени, не следить за новинками по интересующей теме.

Кандидат педагогических наук Российского государственного педагогического университета Санкт-Петербурга О.Б.Островский указывает, что задачу формирования познавательного интереса к истории следует дифференцировать. В обычных классах достаточно постоянно создавая на уроках ситуативный интерес, формировать положительную интеллектуально-эмоциональную установку на восприятие предмета. В гуманитарных классах следует ставить задачу формирования относительно устойчивого интереса у всех школьников и устойчивого у наиболее способных из них.

Познавательный интерес выполняет три основных функции:

1) средство (стимул) обучения;

2) мотив учебной деятельности;

3) устойчивая черта личности.

Познавательный интерес — самый мощный мотив и основа учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, и нуждается во внешних стимулах.

Основные мотивы познавательного интереса:

- широкие социальные мотивы (зависят от реальных чувств и переживаний познания законов социума, в котором он находится);

- мотив интеллектуально-духовной радости (показатель эмоционального восприятия с преобладанием конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим);

- мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника;

- мотив общения при устойчивом познавательном интересе, общение с людьми, знающими и исследующими данную тему, ведут к совершенствованию знаний и умений;

- мотив «нравится учителю», чаще всего характеризует повышенный интерес к предмету, высоком профессионализме учителя, который способен поддерживать, стимулировать познавательный интерес.

Решающее значение имеет содержание учебного материала. Это обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества:

- занимательность, новизна, яркость, парадоксальность;

- отстранение — рассмотрение известного с новой, неожиданной точки зрения;

- нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание;

- научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки.

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

- высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью: уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на сознании своего интеллектуального и духовного роста;

- систематическое поощрение творческой активности. Непременная стимуляция высокой оценки познавательной активности слабых учеников;

- создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим «наказанием» является индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение индивидуальной творческой работы;

- учет индивидуальных познавательных интересов и склонностей каждого школьника, зон его ближайшего и актуального развития;

- создание атмосферы коллективизма, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом;

- объективность учителя в выставлении оценок.[3] 

Методисты рекомендуют менять деятельность учащихся на уроке четыре-семь раз, используя для этого различные способы изложения материала и разнообразные задания. Однако в практике преподавания среднего учителя  эта рекомендация чаще всего так и остается рекомендацией. «Сухая теория», философские рассуждения, малопонятные правовые определения, длинный перечень исторических событий и дат, данные социологической статистики, набор упрощенных формул из экономической теории и т.д. и т.п., именно таким зачастую представляют себе обществознание не только многие ученики, но и некоторые учителя предметники – преподаватели обществоведческих дисциплин.

Однако давно применяются и успешно зарекомендовали себя методы, которые помогают разнообразить уроки и подвести учащихся к более глубокому и серьезному освоению предмета.  Более того, особенности развития современной образовательной и информационной среды настоятельно требуют пополнения методического резерва уроков обществоведческого цикла.

Как известно, заключительным этапом поэтапного изучения учебного материала является выполнение обобщающих и практических заданий. Это могут быть познавательные  задачи, тесты, кроссворды, составление таблиц, эссе или письмо, творческие задания и т.д. Я стараюсь подбирать занимательные, новые для учащихся формы заданий.

Например, составление краткой характеристики явления для заключительного оценочного суждения может быть в форме пятистрочий-синквейнов.

        Правила построения пятистрочий-синквейнов (от фр. Cinq – пять):

  1. в первой строчке указывается тема (имя). Для этого обычно используется существительное.
  2. во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы.
  3. в третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  4. четвертая строчка – это четыре слова, показывающие отношение автора к теме, его чувства.
  5. последняя строчка – одно слово, по сути синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Например, задание составить синквейн к таким понятиям как «право» и «государство». Наиболее удачный пример:

  1. Право
  2. Справедливое и равное
  3. Ограничивает, охраняет, защищает
  4. Права человека естественны и неотъемлемы.
  5. Закон.
  1. Государство
  2. Сильное и властное
  3. Охраняет, объединяет, помогает
  4. Государство защищает своих граждан.
  5. Страна.

«Черный ящик»

Такой тип задания в форме игры можно использовать на итоговом повторении. В «черный ящик» (коробку) можно положить предметы и вещи, которые являются ответами к заданиям. По теме «Деньги» предлагаются такие варианты заданий:

  1. Во времена «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах в ящиках. А в нашем «черном ящике» находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки.    (соль)
  2. 4 августа 1662г в Москве произошло восстание, причиной которого стало недовольство населения денежным экспериментом царя Алексея Михайловича. В ящике находится то, что поможет вам назвать это событие.

       (медная монета, Медный бунт).

  1. Название этого предмета связано с историей древнеримского храма. И хотя давно ушло в прошлое все, что связано с Великой Римской империей, но название сохранилось.  (монета)
  2. Впервые они появились в древнем Китае. Они произвели большое впечатление на европейских путешественников. Марко Поло писал, что это новый способ достижения той цели, к которой всегда стремились алхимики. В 1690г их выпустили в обращение в Северной Америке, а в 1769г., при Екатерине II , - в России.      (бумажные деньги)
  3. И как только его не называют: и сокращенно (двумя буквами), и оценивая его цвет, и сравнивая с известным овощем. До недавнего времени он был желанным, но сейчас несколько уступил пальму первенства более молодому собрату. О чем идет речь?       (о долларе)

Циклические анаграммы

В циклических анаграммах буквы располагаются по кругу. Для решения циклической анаграммы необходимо найти методом перебора нужный размер шага (через одну, две, три и т.д. буквы). Об этом будет свидетельствовать обнаружение фрагмента знакомого термина. Например, в приведенном ниже примере это может быть «берали». Опознав по фрагменту слово «либерализм», решающий убеждается в том, что он на верном пути. Затем он проверяет, нет ли в анаграмме лишних букв, и объявляет о своем решении

Задание:

 

Ответ:

«Матрица»

За красивым названием «терминологические матрицы» скрывается самый, пожалуй, простой тип кроссворда. В сетке, заполненной буквами, необходимо найти спрятанный термин, представленный определением близким, но не тождественным определению, предложенному в учебнике.

        Этот тип задания мобилизирует зрительную память и комбинаторские способности ученика, что благотворно сказывается на усвоении термина в его правильном написании. Варьирование определения термина очень важно, поскольку это расширяет опыт работы ученика с термином, позволяет перейти от зазубривания к активному пониманию. Составление таких заданий по силам большинству учеников, а создание таких матриц увлекает иногда даже больше, чем их решение.

        Задание: найдите и выделите в матрице следующие понятия:

  1. социальный слой общества.
  2. Место человека в социальной структуре общества
  3. Авторитет, сложившийся в общественном мнении.
  4. Экономическое и социальное состояние людей имеющих минимальное количество денег, образования, власти.
  5. Способ поведения в связи со своим статусом.
  6. Образ, созданный статусными символами, правами, обязанностями и ролью.

Схема «Местное самоуправление»

Задание: Составить правильную схему органов местного самоуправления.

Учащиеся должны установить правильную связь, соподчиненность органов местного самоуправления на примере своего села и улуса.

Траектория социальной мобильности

Задание: Опишите траекторию социальной мобильности какого-либо человека. Это можно сделать в форме диаграммы или графика. Вертикальное деление – изменения статусов, горизонтальное деление – годы жизни.

Например, был составлен график социальной мобильности В.А.Штырова . У него получилась только восходящая социальная мобильность начиная с рождения до выборов на должность президента РС(Я).

1953г- родился в поселке Хандыга Томпонского района.

1970г- окончил школу

1975г- окончил ДПИ

1975г- мастер на строительстве объектов в Удачном

1986г- первый зам. Вилюйгэсстроя

1986г- зам. зав. Отделом строительства Якутского обкома КПСС

1991г- министр строительства и инвестиций РС(Я)

1991г- Вице-Президент РС(Я)

1991г- Председатель Правительства Якутии

1995г- Президент компании «Алроса»

1997г- депутат Гос собрания Ил Тумен РС(Я)

2001г- Президент РС(Я)

           

Можно сделать траекторию социальной мобильности литературных героев, других известных личностей, тех, у которых была не только восходящая, но была и нисходящая мобильность. Кроме этого учащимся предлагается определить и каналы социальной мобильности.

Схема «Национально-государственное устройство»

Задание:

С помощью кругов и точек сделайте схематичный рисунок трех форм национально-государственного устройства.

               Федерация                                Унитарное                            Конфедерация

                                                            государство

Познавательные задачи к теме «Отрасли права»

  1. Сантехник школы Сидоров был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде учинил в общежитии, где проживал, дебош. Законно ли решение директора школы?
  2. Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить DVD, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен на половину, поскольку согласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как рабочий день пенсионера – 8 часов. Разрешите данную ситуацию.
  3. 16-летний Петров развел рядом с домом Филиппова костер, от которого во дворе загорелись забор и хозяйственные постройки. Кто будет нести ответственность за данное правонарушение?
  4. Отец Коли стал приходить с работы мрачнее тучи. Однажды вечером он признался: «Я стал безработным». С отраслью какого права необходимо ознакомиться отцу Коли, чтобы определить для себя перспективу на ближайшее время в связи с ликвидацией предприятия?

           Крестословица

В игре может принимать участие весь класс,  разбившись на пары (объединяются

учащиеся, сидящие за одной партой). Для игры понадобится листок в клетку. Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинным (не менее 5 букв, причем каждая буква записывается в отдельной клетке). Затем каждый по очереди пишет  слово, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали или по вертикали (по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений.

     Предположим, изучается тема «Политические партии». Первый участник записал по горизонтали слово «черносотенцы». Второй пишет по вертикали слово «монархисты», записывая себе одно очко и т.д. Когда заканчивается время, подсчитываются очки, определяется победитель в паре и победитель в классе. Игра развивает смекалку, память, внимание, позволяет осуществить терминологическое повторение материала.

        

Исторический снежный ком

В игре могут участвовать как несколько учеников, так и весь класс. Задается тема,

например: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо героя, относящегося к данной теме, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, затем назвать слово, словосочетание, имя, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова первого и второго участников, добавляя свое: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва». Новый участник увеличивает ряд новым словом «Засадный полк». В конце концов получается длинный ряд, относящийся К определенной исторической теме. Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.

Методическая помощь при организации игры:

Игра пройдет более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тогда тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходя из игры, садится на свое место. Цепочка быстро редеет, оставшиеся игроки остаются в центре внимания. Учителю необязательно нужно запоминать всю цепочку. Можно попросить одного из учащихся записывать образовавшуюся цепочку, и его задача - первым заявить, что сделана ошибка. Учитель может находиться рядом с этим учеником - это поможет ему осуществлять контроль над ситуацией. Чтобы усилить дидактическую функцию, первое слово может назвать учитель: во-первых, он может задать сложное, важное слово, например: «Тохтамыш», повторив которое много раз, учащиеся смогут хорошо запомнить его; во-вторых, учитель становится непосредственным участником игры, сближается с учениками, создавая атмосферу сотрудничества. Ребята, которые не участвуют в игре, должны записывать и следить за правильностью цепочки. Один из учащихся может записывать слова на доске. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записанные на доске слова видны только учителю и выбывшим из игры. А потом вместе с классом просматривает цепочку, определяет взаимосвязь ее слов.

Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т. д.

Опытные педагоги пытаются разнообразить формы организации уроков и переходят от традиционных, стандартных к нетрадиционным, нестандартным. Подтверждением тому служит наметившаяся в последнее время тенденция к детализации имеющихся типов уроков:

I.Уроков в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра и т.д.

II.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: изобретательство, интервью, репортаж и т.д.

III.Уроки — мудрости, уроки — откровения.

IV.Уроки пресс-конференции, аукционы, панорамы.

V.Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, Ученый совет и др.

VI.Уроки-мероприятия: урок-путешествие, экскурсия в прошлое и т.д.

VII.Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка.

VIII.Интегрированные уроки.

Существуют и другие виды классификации типов уроков.

        В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания.

Приведем некоторые примеры типов уроков.

Тема: Урок-аукцион в 11 классе.

Цель:1. Повторение, обобщение и закрепление учебного материала в форме игры.

2. Подведение итогов изучения блока и контроль знаний учащихся.

3. Закрепление основных понятий.

4. Учащиеся должны ознакомиться с процедурой проведения аукциона, использования кредита под     определённый процент.

Оборудование:

- карточка – номер (14штук)

- журнал учёта движения лицевых счётов участников аукциона

- журнал учёта движения денежных средств на лицевом счёте банка.

- лицевой счёт участника аукциона

- сводная оценочная таблица

- условные деньги

- Гонг или молоток

- таблички «Банк», «Арбитражная комиссия».

- бейджики «Банкир», «Кассир», «Ассистент»

На доске: Аукцион

1 тур.- Открытый лот «Конкретный вопрос»

2 тур – Полузакрытый лот «Область экономических знаний»

3 тур – Закрытый лот «Неизвестный вопрос»

Ход урока:

Учитель: Добрый день! Сегодня мы с целью повторения обобщения и закрепления пройденного материала проведём урок-аукцион, где вы ознакомитесь с процедурой проведения аукциона и использования кредита под определённый процент.

На сегодняшнем аукционе свои услуги предоставит банк, внимательно наблюдать

за ходом игры аукциона будет арбитражная комиссия.

Перед началом аукциона участники получают в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых в размере 1000 рублей. Это означает, что

в конце аукциона его участники, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 рб.

Расписываясь в банковской книге «Выдача кредитов», участники одновременно получают номер участника аукциона. Правильный ответ на купленный в ходе торгов вопрос приносит участнику аукциона определённый доход.

Учащиеся «берут кредит» в «банке»

Правила игры:

  1. Аудитории задается конкретный вопрос.
  2. Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
  3. Первоначальная цена лота – 100 рб. Торговый (аукционный) шаг – 100 рб.
  4. Называя свою цену, участник должен поднять карточку со своим номером.
  5. Участник, купивший лот, выплачивает в банк сумму, за которую он выкупил данный лот.
  6. За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке.
  7. Если участник аукциона неверно ответил на поставленный вопрос, то он выплачивает в банк штраф в сумме 100 рб.
  8. Если у участника закончились деньги, то он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 рб. Под 50% годовых.
  9. За некорректное поведение на аукционе штраф 100 рб.
  10. Правильность ответа определяет ведущий либо, в спорных случаях, арбитражная комиссия

Критерии оценок:

- если участник зарабатывает свыше 4000 рб, то он оценивается на «5»

- от 3000-4000 рб – «4»

- от 2000 до 3000 рб – «3»

- оценочные показатели банковских служащих, арбитражной комиссии и ассистента оговариваются контрактом с ведущим аукциона.  

1тур. Открытый лот «Конкретный вопрос»

Данный тур будет проводиться по правилам

1. Аудитории задается конкретный вопрос.

2. Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.


лота

ЛОТ (вопрос аукциона)

Сумма

 вознагр.

1

 Что такое экономика? (наука о выборе общества в условиях ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей)

500

2

Как называется желание и возможности людей покупать тот или иной товар?

(спрос)

500

3

Что такое государственный бюджет? (сводный план доходов и расходов государства за год)

1000

4

Как называется совокупность федерального, республиканских, районных, поселковых бюджетов? (консолидированный бюджет)

1500

5

Как называется финансовая ситуация, при которой расходы государства покрывают доходы государства (дефицит бюджета)

1500

6

Назовите триаду экономических вопросов (что? Как? Для кого производить?)

1500

7

Назовите основные факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательство)

2000

8

Что утверждает закон спроса и предложения? (чем выше цена товара, тем меньше величина спроса, и больше величина предложения)

2000

9

Назовите цены на факторы производства (рента, зар/плата, %, прибыль)

2000

2 тур. Полузакрытый лот «Область экономических знаний»

В этом туре на продажу выставляется неконкретный вопрос, а лишь называется определённая область знаний по рыночной экономике. Участник же узнает точную формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лот, то есть после уплаты максимально высокой цены из всех предлагаемых в ходе торгов.

№ лота


ЛОТ (вопрос)


Возн

1

Из области валютного обращения

Что такое конвертируемая валюта?

2000

2

Денежная единица Японии (иена)

2000

3

Из области банковского дела

Как называют деньги или ценные бумаги, вложенные в банк? (депозит)

2000

4

Что такое маржа? ( прибыль банков)

2000

5

Из области денег

Что такое эмиссия? (выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков)

2000

6

Как называется ситуация в экономике, когда рост цен в стране более 50% в месяц? (гиперинфляция)

2000

7

Из области налогового обращения

Подоходный налог на физических лиц и налог га прибыль с юридических лиц – это прямые или косвенные налоги? (прямые)

2000

3тур. Закрытый лот «Неизвестный вопрос»

В этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области

 экономических знаний будет в этом лоте. Правила те же, но цена выше. Вопрос

 формулируется после того, как кто-либо из участников купит этот вопрос.

№ лота

ЛОТ (вопрос)

Возна

гражд.

1

Что такое предложение? (желание и способность продавцов предоставлять товар для продажи на рынок)

3000

2

Что такое вексель? (долговая расписка, где указаны сумма, срок и место возврата кредита)

3000

3

Назовите вид кредита, при котором в кредит выдается дорогостоящая техника с последующим выкупом? (лизинг)

3000

4

Как называется ценная бумага, дающая право на получение дивидендов? (акция)

3000

Подведём итоги:

Давайте, господа, подведём итоги нашего аукциона. Служащие банка рассчитают лицевые

счета участников аукциона и объявят результаты, а тем временем я напоминаю критерии оценок.

Критерии оценок:- если участник зарабатывает свыше 4000 рб, то он оценивается на «5»

- от 3000-4000 рб – «4»;      - от 2000 до 3000 рб – «3»           Таковы результаты:

Самый высокий доход…….рб. у ………

Самый активный участник аукциона……….

На этом аукцион объявляю закрытым! Спасибо за участие!

Урок-исследование в 11классе на тему: Маркетинговое исследование

Организация: Класс делится на группы «Маркетологов». Группам выдается маршрутный лист, где дана инструкция и задание провести маркетинговое исследование на предприятиях ПО «Кэскил», Парикмахерская, частных магазинах.

Цель: Изучить на практике структуру маркетинга, обучение навыкам маркетингового исследования.

Маршрут №___________________

Задание:

  1. Разработать структуру маркетинга ( по таблице).
  2. Произвести опрос покупателей ( 10 )
  3. Определить самые перспективные категории потребителей и наиболее эффективные способы, какими их можно заинтересовать
  4. Оформить свое маркетинговое исследование

Структура маркетинга

Правильные решения о товаре, его цене, месте сбыта и продвижении составляют такое сочетание элементов маркетинга, которое максимально соответствует нуждам потребителей.

Область решения

Компонент

Определение


Товар

Собственно товар

Совокупность свойств товара, услуги, человека или идеи, которые предлагаются для обмена

Товарный знак

Слова, буквы или цифры, которые можно произнести

Упаковка

Деятельность, которая охватывает проектирование и производство контейнера или обертки для товара

Услуги

Преимущества или удобства, которые предлагаются на продажу или предоставляются в связи с продажей товаров

Гарантия

Ответственность производителя за то, чтобы товар отвечал своему предназначению

Послепродажное обслуживание

Гарантийное обслуживание, которое удовлетворяет потребителя

Цена

Ценообразование

Деятельность, связанная с установлением цены на товар

Скидка

Снижение запрашиваемой цены на товар

Место (распределение)

Каналы распределения

Путь, который проходит товар от производителя к конечному потребителю

Процесс распределения

Реальное движение товаров от места производства к месту потребления

Продвижение

Реклама

Неличное общение, которое оплачено определенным торговым предприятием для продвижения товара или услуги

Личная продажа

Личное общение между продавцом и покупателем

Формирование благоприятного общественного мнения

Любой вид общения, направленный, прежде всего на создание престижа и хорошей репутации отдельного лица или организации.

Стимулирование сбыта

Любые виды деятельности, кроме рекламы, личной продажи и формирования благоприятного общественного мнения, которые стимулируют покупки потребителя и эффективность дилера.

Маркетинговое исследование проводится, чтобы узнать:

  1. Какие товары нужны покупателям;
  2. Каким формам, цветам, упаковкам, ценам и розничным торговым предприятиям отдают предпочтение потребители;
  3. Какие виды рекламы, формы общественных связей фирм, методы сбыта вероятнее всего понравятся потребителю

Проанализировав такую информацию, компании могут определить самые перспективные категории потребителей и наиболее эффективные способы, какими их можно заинтересовать.

Занятие на тему:  Бюджет сельской семьи.

Дьарык темата: Тыа дьиэ кэргэнин бюджета.

Сыала-соруга:

    -Сµ³´µ иитэр ыал бюджетын аа±арга µ³рэтии.

    - Сµ³´µ тыыннаах ыйаа²ынын та´ааран, т³´³ харчыга турарын бы´аарыы;

- Сылга  µµт туттарыытыттан т³´³ доход киирэрин бы´аарыы;

- Сылга эт-µµт а´ылыкка т³´³ харчы барарын  бы´аарыы;

- От тиэйиитин ³²³тµн т³л³бµрµн бы´аарыы;

- Дьиэни ититэргэ, сырдатарга, телефон ³²³л³рµн сыллаа±ы т³л³бµрµн бы´аарыы;

- Дьиэ кэргэн бигэ туруктаах буоларыгар бюджетын эрдэттэн аа±ынара ту´алаа±ын ³йд³тµµ.

Хаамыыта:

  1. Учуутал киирии тыла.

Дьиэ кэргэн бюджета диэн – дьиэ кэргэн ыйдаа5ы дохуотун уонна ороскуотун балансата буолар. Дьиэ кэргэн бюджетыттан кини социальнай-экономическай стату´а, оло±ун, µ³рэ±ин та´ыма, инвестиционнай кыа±а к³ст³р.

        Би´иги олорор б³´µ³лэкпитигэр дьон сµрµн дохуот киллэринэр суоллара - сµ³´µ иитэн, µµт туттаран, эт атыылаан барыс киллэринэллэрэ буолар.

        Би´иги бµгµ²²µ дьарыкпытыгар сµ³´µлээх дьиэ кэргэн бюджетын о²осторого сорох ороскуоттаах уонна дохуоттаах ыстатыйаларын ырыты´ан к³рµ³хпµт.

  1. Бастатан туран, сµ³´µ тыыннаах ыйаа²ынын та´ааран, т³´³ харчыга турарын бы´аарыахха. О±олор дьиэ±итигэр сµ³´µгµт икки кээмэйдэрин ылбыт буолуохтааххыт: лаппаахыларын икки ардыларын т³гµрµччµ эргиирин уонна сµнньµттэн кутуругар дылы у´унун. Ол кээмэйдэргитинэн бу таблицаны ту´анан сµ³´µ тыыннаах ыйаа´ынын бы´ааран баран, т³´³ харчыга турурын аа±абыт.

Уч.: Женя, саамай б³д³² сµ³´µгµт т³´³ харчыга турар эбитий?

Женя: __________

Уч.: Гриша, кµ´µн т³´³ идэ´элэнэ±итий?

Гриша:__________

Уч.: О±олор, Идэ´э±э барар сµ³´µлэргит харчытын сууммалаа² эрэ, т³´³ буолар эбитий? Галя, т³´³ буолла?

Галя:____________

3.  Уч.: Э´иги дьиэ кэргэ²²ит бары µµт туттараллар. Ыйдарынан т³´³ киилэ µµт туттарбыккытын бэлиэтэнэн кэлбит буулуохтааххыт. 1кг µµтµ ПО Кэскил хас солк тутарый? (20солк).

Сылга оччо±о µµт туттарыытыттан т³´³ доход киирэр эбитий?

О±олор.:____________

4. Уч.: Коля±а туспа сорудах бэриллибитэ, то±о диэтэххэ кини дьиэ кэргэнэ сµ³´µ ииппэт . Сылга т³´³ харчы барар эбитий эт-µµт а´ылыкка?

Коля: Би´иги ыйга µµккэ, арыыга ______солк ороскуоттубут, ол аата сылга _______буолар. Оттон ынах, сылгы, сибиинньэ этигэр сылга_______буолар.

Уч.: Коля, ол аата маама² хас ыйы бы´а µлэлээн эккэ харчы ³л³р³р эбитий? 4-5 ый, т³гµрµк сыл 1/3 µлэлээбит хамнаспыт эт атыытыгар барар эбит.

5. Уч.: Билигин дьиэ кэргэн ороскуоттаах чаа´ын к³рµ³ххэ Оттуур сир иэнин уонна нолуогун суруммуккут? Т³´³ буолар эбитий?

О±олор:____________

Аны от тиэйиитин ³²³тµн т³л³бµрµн бы´аатыахха. Би´иги б³´µ³лэкпитигэр трактордар от тиэйиилэрин т³л³бµрэ чаа´ынан дуу, километра´ынан дуу?

О±олор: Км-нан. 10 км-х сиргэ кэлэ-бара 1 ты´ солк.

Уч.: Ян, от тиэйтэриигэ т³´³ харчы барар эбитий?

Ян: Би´иги_________сирдээхпит. Уопсайа____оту тиэйтэрэбит, онно ______солк барар.

6. Уч.: Салгыы о±олор, дьиэни ититэргэ, сырдатарга, телефон ³²³л³рµн т³л³бµрµн к³рд³рµµлэрин сурунан кэлбит буулуохтааххыт. Газ, уот, телефон. Уопсай сууммата сыллаа±ы т³´³ буолла? / О±олор___/  Олус элбэх.

О±олор, µµт туттарыытын дохуота ити коммунальнай ороскуоту сабар дуо? Сабар. Онон, сµ³´µ тутар барыстаах эбит диэтэхпинэ, с³бµлэ´эр инигит.

Тµмµк:

Дьиэ кэргэн бюджетын сорох ыстатыйаларын ырытан к³рдµбµт, ордук сµ³´µ иитиигэ сы´ыаннаах дохуоту уонна ороскуоту. Манны та´ынан хас биирдии дьиэ кэргэн µбµн- харчытын сыала араас элбэх: дьиэ туттаа´ына, транспорт, дьиэ малын-салын атыыла´ыы уо.д.а. сµ³´µ иитиититтэнта´ынан о±уруот а´ын µµннэрэн, ону-маны о²орон, сир а´ын хомуйан атыылаан, балыктаан дохуот киллэринэллэр. Сорох ыаллар дохуоттарыттан мунньунуу о²остоллор. Аска-та²аска, араас нолуоктарга элбэх µп харчы барар.

        Дьиэ кэргэн бигэ туруктаах буоларыгар бюджетын эрдэттэн аа±ынара ту´алаа±ын би´иги бµгµ²²µ дьарыкпытыгар ³сс³ биирдэ чи²эттибит.

Тыа ыалын бюджета. ___________________________

Ха´аайыстыба±а сµ³´µ ахсаана:

КРС

барыта

Ынах

Борооску

ньирэй

Сылгы

Дьиэ кэргэн бюджетын дохуоттаах чаа´а.

1. Сµ³´µ тыыннаах ыйаа´ына:

М=(Р х В) / 50

Р- лаппахыларын икки ардыларын т³гµрµччµ эргиирэ, см;

В- сµнньµттэн кутуругар дылы у´уна, см.

Сµ³´µ т³´³ харчыга турара:

С=М х Ц

Ц- 1кг эт сыаната

Р

В

М

Сыаната

Ынах 1

Ынах 2

Ынах 3

Ынах 4

Борооску

Ты´а±ас (2 с)

Торбос

Бургунас (3-5с ынах)

Кунан (3-4с о±ус)

Сылгы 1

Сылгы 2

Барыта

2. ¥µт туттарыытын дохуота:

Ыам ыйа

Бэс ыйа

От ыйа

Атыр

дьах

ыйа

Бала±ан

ыйа

Барыта

(тонна)

Сыаната

(солк.)

Сууммата

(солк.)

3. Дьиэ кэргэ²²э хамнастаах µлэ´ит дохуота, пенсия:

Дьиэ кэргэн дьоно

1 ыйдаа±ы хамнас (пенсия)

1 сыллаа±ы

Ийэ (а±а)

Эбээ (э´ээ)


Барыта холбоон

Дьиэ кэргэн бюджетын ороскуоттаах чаа´а.

1. Оттуур сир иэнэ уонна нолуога:

1 га сир нолуога= 21,6 солк.


Оттуур сир

Аата

Иэнэ, га

Т³л³бµрэ

2. От тиэйиитин ³²³т³:

Трактор айанын км-ра оттуур сиргэ кэлэ-бара аа±ыллар.

Оттуур сир

Б³´µ³лэктэн ыраа±а

Км.

Трактор 10 км

айана

500 солк

Т³л³бµрэ

Барыта

3. Дьиэни ититэргэ, сырдатарга, телефон ³²³л³рµн т³л³бµрдэрэ:

Ыйдарынан

т³л³бµрдэр


£²³ к³рµ²нэрэ


I


II


III


IV


V


VI


VII


VIII


IX


X


XI


XII

Барыта

Солк.

Газ

Уот

Телефон

барыта

Тыа ыалын бюджета.(суоЬутэ суох)    ___________________________

Дьиэ кэргэ²²э хамнастаах µлэ´ит дохуота, пенсия:

Дьиэ кэргэн дьоно

1 ыйдаа±ы хамнас (пенсия)

1 сыллаа±ы

Ийэ (а±а)

Эбээ (э´ээ)


Барыта холбоон

Бородуукта±а ороскуот:

Бородуукта к³рµ²э

Сыаната

Ыйга

Сылга

¥µт

Ынах арыыта

Ынах этэ

180 солк- 1кг

Сылгы этэ

200 солк- 1кг

Дьиэни ититэргэ, сырдатарга, телефон ³²³л³рµн т³л³бµрдэрэ:

Ыйдарынан

т³л³бµрдэр


£²³ к³рµ²нэрэ


I


II


III


IV


V


VI


VII


VIII


IX


X


XI


XII

Барыта

Солк.

Газ

Уот

Телефон

барыта

 

        

Урок-игра «Экономический алфавит». Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.

Цель: Повторить и закрепить полученные знания по основам рыночной экономики.

Организация: на доске начерчено игровое поле, в квадратах – буквы алфавита. Разноцветные магнитные фишки.

Правила игры: Класс делится на команды. Представители команд бросают кубик и делают ход выбранной фишкой. Ведущий задает вопрос команде, ответ на который начинается с «попавшей» буквы. При правильном ответе команда делает второй ход (бросив кубик), при неправильном ответе – переход хода.

Ю

А

Б

В

Г

Д

Е

Э

З

Ч

И

Ц

К

Х

Л

Ф

М

У

Т

С

Р

П

О

Н

Вопросы:

А.  1. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов. (акция)

2. Временное предоставление определенного имущества одного лица другому во временное пользование за определенную плату  (аренда)

Б. 1. Ситуация в экономике при которой желающие работать люди вынуждены длительное время искать приемлемое для них место работы  (безработица)

2. То, что ценится людьми и создается обменом. (богатство)

3. Предпринимательство  (бизнес)

В. 1. Совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных при помощи всех расположенных в стране факторов производства, вне зависимости от того, кому они принадлежат (валовой внутренний продукт)

2. Способ конкурентной борьбы, состоящий в том, что фирмы снижают цены почти до уровня затрат, стремясь вытеснить из отрасли тех конкурентов, которые наименее эффективны, т.е. производят товары с наивысшими затратами.

Г. 1. Инфляция с особенно высокими темпами роста цен (более 50% в месяц)  (гиперинфляция)

2. Сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. (гос.бюджет)

Д  1. Выплаты акционерам за счет той части прибылей фирмы, которая может быть получена ею в будущем за счет использования денег акционеров. (дивиденд)

  1. Лицо, обладающее местом на бирже, заключающее сделки от своего имени и за свой счет, а также производящее котировку, т.е. установление цены продавца и цены покупателя на товары и ценные бумаги. (дилер)
  2. Всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.  (деньги)

Е 1. Норма безработицы, при котором существует примерное равенство (баланс) между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников. (естественная безработица)

  1. Валюта стран европейского сообщества (евро)

З.  1. Величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени. ( заработная плата)

2. Механизм обмена национальных валют, основанный на установлении фиксированного веса золота, к которому приравнивалась бумажная денежная единица определенного номинала. (золотой стандарт)

И. 1. Постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная сила денежной единицы.  (инфляция)

2. тип экономического развития, обеспечиваемый за счет увеличения среднего объема продукции, получаемой от использования каждой единицы факторов производства (интенсивный рост)

К. 1. Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли продажи товаров.    (конкуренция)

2. Невидимые для налогоплательщика налоги, которые оплачиваются при покупке товаров и услуг.   (косвенные налоги )

Л. 1. вид кредита, при котором в кредит выдается дорогостоящая техника с последующим выкупом.  (лизинг)

2. Предоставление какого-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.  (льгота)

М.  1. Исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащих одному лицу, определенной группе лиц или государству. (монополия)

2. Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет.  (маклер)

Н.  1. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. (налоги)

2. Земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.  (недвижимость)

О   1. Аристотель впервые ввел понятие «экономика» еще в IV в д.н.э. От какого слова происходит это понятие?   ( «ойкос»- дом, хозяйство, «номос»- закон)

2. Ценная бумага, выпускаемая государством или предприятием, имеющая определенную номинальную стоимость, по которой она первоначально приобретается, и дающая право на последующее возмещение этой стоимости в установленный срок и на получение % или выигрыша.   (облигация)

П.   1. Количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.  (предложение)

2. специальный налог государства на товары, покупаемые за границей.   (пошлина)

3. такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.        (прожиточный минимум)

Р   1. Форма хозяйства, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.    (рынок)

2. Цена за использование землей, доход того, кто владеет землей.  (рента)

С.   1. Количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. (спрос)

2. Совпадение спада и инфляции экономического цикла.   (стагфляция)

Т.     1. Продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность и предназначенный для обмена.    (товар)

2. Одна из форм монополии, широко распространенный в США в нач. ХХв.  (трест)

У.    1. Результаты полезной деятельности, с помощью которых удовлетворяются те или иные потребности людей и общества.    (услуги)

Ф.   1. Предприниматель в Сельском хозяйстве.   (фермер)

2. Безработица, вызванная постоянными изменениями в размещении ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг.  (фрикционная)

Х.  1. Вид монополии, компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний и осуществляющая общее управление ими.  (холдинг)

Ц.   1. Денежное выражение стоимости товара.    (цена)

2.  Юридический документ, удостоверяющий право его владельца на долю в имуществе частной или государственной организации и соответственно на часть доходов от этого имущества.   (ценная бумага)

Ч. 1. Главная производительная сила общества.   (человек)

2. Минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны, в данный период времени, при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, т.е. обеспечить прожиточный минимум.    (черта бедности)  

Э. 1. Общее название организационных, юридических и материальных механизмов и процессов, обеспечивающих условия для удовлетворения основных потребностей человечества.   (экономика)

2. Тип экономического развития, который обеспечивается за счет увеличения объемов применяемых факторов производства, т.е. за счет увеличения их количества.  (экстенсивный рост)

Ю. Особая организация, обладающая рядом специфических признаков, которая может самостоятельно от своего имени участвовать в имущественном обороте, приобретать гражданские права и обязанности.  (юридическое лицо)

Урок - деловая игра «Избирательная кампания».10 класс

Цель:        Выработать умение отстаивать собственную точку зрения по политическим         вопросам;

Воспитание терпимости (толерантности) к чужой точке зрения.

Оборудование:

-Название, внешняя символика «партий».

-Проектор, экран.

-Урна для голосования.

-Бюллетени для голосования. (Избирательные бюллетени)

Подготовительная работа:

Класс делится на 4-5 групп (партий), которые должны подготовить к уроку основные положения программы партии, её название, внешнюю символику.

Ход урока:

У:         избирательные права составляют важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.

Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.

Основные правила: играющие должны выполнить задания каждого тура и набрать как можно больше очков («голосов избирателей»). Побеждает та «партия», которая наберёт к концу игры наибольшее количество очков-голосов. Электоратом, т.е. оценивать и выбирать будут уважаемые гости. За развитием событий следит пресса, которая тоже будет голосовать на выборах.

Игра состоит из 4 туров. За выполнение заданий команда получает 5 баллов-голосов избирателей. В конце игры суммируются заработанные очки избирателей, специальной комиссией.

Сначала партии представятся (название, эмблема, программа)

I тур. Финансирование избирательной кампании.

Сформулируйте список из четырёх источников финансирования вашей избирательной кампании.

Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию. Время на подготовку-3 минуты.

II тур. Тема избирательной кампании.

Сформулируйте основную тему и придумайте основной лозунг вашей избирательной кампании.  Время на подготовку-3 минуты.

III тур. Телереклама

Придумайте политическую рекламу, которую вы будете использовать в ходе избирательной кампании. И продемонстрируйте вашу политическую рекламу. 5 минут.

IV тур. Брифинг.

Брифинг – это краткая пресс-конференция. Пресса – журналисты подготовили для партий ряд вопросов, затрагивающих этические проблемы в ходе избирательной кампании.

Примерные вопросы Прессы:.

1. что вы предпримете, когда узнаете о том, что лидер соперничающей партии страдает хроническим заболеванием и систематически употребляет психотропные препараты?

2. что вы предпримете, если в газетах появится сообщение о том, что ваша партия как-то связана с криминальными структурами?

3.считайете ли вы, что лидеры вашей партии обязаны быть моральны устойчивыми личностями, хорошими семьянинами, придерживаться  ЗОЖ или это личный выбор каждого? Почему?

Подведение итогов.

- «комиссия» подсчитывает заработанные очки.

- в это же время идёт голосование, (урна для голосования)

- суммируются заработанные очки и итоги голосования.

- оглашение итогов выбора.

4.Материалы в СМИ какого характера вы считаете не этичными, и не будете на за что использовать против своих противников?

5. Представьте, что ваш самый близкий друг вступил в партию, соперничающей  с вашей партией, и даже оказался среди их лидеров. Окажется ли так, как говорят в народе: «Самый опасный враг – это бывший друг»?

Избирательный бюллетень:

Партия любителей РЭПа

Мы за ЗОЖ

Партия «Солнышко»

Молодежная партия

Партия Зеленых

Партии



Этапы

Партия любителей РЭПа

Мы за ЗОЖ

Партия «Солнышко»

Молодежная партия

Партия Зеленых

1

баллы

2

3

4

Итого баллов

Заключение.

        В результате работы над докладом сделаны следующие выводы:

-  В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Обществознание».

-   В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний.

-  Важным подспорьем для реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданного в последние годы комплекса познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно - деятельностную специфику нового обществоведческого курса, опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию.

-  Применяются и успешно зарекомендовали себя методы, которые помогают    разнообразить уроки и подвести учащихся к более глубокому и серьезному освоению предмета.  Более того, особенности развития современной образовательной и информационной среды настоятельно требуют пополнения методического резерва уроков обществоведческого цикла.

-  Курс экономической подготовки учащихся на уроках обществознания способствует формированию экономической культуры, получению функциональной экономической грамотности, изучению основ предпринимательства

 -    Разнообразие форм работы на уроках, нестандартные задания, активизирующие мыслительную деятельность детей, их самостоятельный поиск ответов на поставленные познавательные задачи, вопросы проблемного характера позволяют детям почувствовать свою значимость.

Использованная литература:

1. Концепция модернизации российского образования до 2010г. Федеральная программа развития образования.

2. Федеральный компонент государственного стандарта по обществознанию.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. -М.: Гуманит.изд.центрВЛАДОС, 2000.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005

5. Селевко Г.К. технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005

6. Методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : ВЛАДОС, 2002.  

7. Шкарлупина Г. Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания. Учебно-методическое пособие. Армавир.: 2003

8.  Сидорова И.В. Теория и методика обучения истории и обществознания в системе гуманитарного образования : учеб.-метод. пособие / И. В. Сидорова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мичур. гос. пед. ин-т". – Мичуринск : МГПИ, 2006.

9. Мотыгуллина Т.К. Инновационные технологии обучения в изучении истории и обществознания // Народное образование Якутии.- 2004.- №2

10. Пацев А. Зачем школьникам изучать обществознание ? // Народное образование.-2007.-№9

11. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.,Кишенкова О.В. Модернизация обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005.-№8

12. Алегсашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№9

13. Еременко А.Г. Актуальные проблемы преподавания новейшей отечественной истории и обществознания в свете разработки стандартов второго поколения. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2007.- №10

14. Шаповал В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- №3

15. Боголюбов Л.Н. О подходах к разработке стандарта социально – гуманитарного (обществоведческого) образования. // Преподавание истории и обществознания в школе.-2007.- №8

16. Проблемно – познавательные и практико – ориентированные задания к экономическому разделу обществоведческого курса. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005.- № 4

Интернет источники:

1. http://pravo.h10.ru/index.html

2. http://schoolart.narod.ru/ 

3. http://som.fsio.ru/subject.asp

4. http://www.cebe.sib.ru/

5. http://ps.1september.ru

Найдите начало термина и правильный маршрут для его дешифровки

И

Р

Е

Л

И

М

Б

А

З

Л

А

М

Л

либерализм

И

Р

Е

И

Б

Л

З

?

С     Т     П    Р    Е     С

С     Р     А    Т    И     Т

Т     Е     Б     А   Ж    И

А    Д     Н    О    С    М

Т     Р     О    Ь     Т    И

У    С     Л     Ь    Ж   Д

     

С¹    Т     П³    Р    Е    С

С²     Р     А    Т    И    Т

Т     Е    Б4     А   Ж    И6

А    Д     Н    О    С    М

Т     Р5    О    Ь     Т    И

У    С     Л     Ь    Ж   Д

     

Улусное собрание депутатов

Сельский сход

Глава администрации улуса

МО

«наслег»

МО

«Улус»

Наслежный совет депутатов

Глава администрации села

Администрация наслега

Администрация улуса

Администрация улуса

Глава администрации села

Наслежный совет депутатов

    МО

«наслег»

Глава администрации улуса

МО

«Улус»

Сельский сход

Улусное собрание депутатов

Администрация наслега


[1] «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

[2] Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, О.И.Кишенкова, Модернизация обществоведческого образования. Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-теоретический методический журнал. №8 2005, с.12-18

[3] Шкарлупина Г. Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания. Учебно-методическое пособие. Армавир.: 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Доклад "Методические резервы учителя на уроках обществознания"

Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания. Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изуч...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...