Конспект урока "Общество как сложная система"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Урок обществознания в 10 классе по учебнику (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лезебникова, М.В.Телюкина) 2014 г.
Цель урока - рассмотреть общество как сложную динамическую систему, знать особенности социальной системы, социальные институты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общество как сложная система | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»
Тема урока "Общество как сложная система"
Цель урока - рассмотреть общество как сложную динамическую систему, знать особенности социальной системы, социальные институты.
Планируемые результаты
Предметные
Уметь описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества.
Метапредметные
Усваивать основы работы с текстом по теме «Общество как сложная динамическая система»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: общество, система, подсистема, социальная структура, социальный институт.
Личностные
Умение осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Тип урока: комбинированный
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах; частично-поисковая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, метод моральных дилемм и дискуссий, самостоятельный поиск.
Приёмы обучения: ответы на вопросы учителя, по содержанию материалов учебника, по просмотру презентации и фильма; чтение материалов учебника; словарная работа; составление кластера.
Педагогические технологии: Информационно-коммуникативные, технологии критического мышления.
Оборудование урока: Телевизор, ноутбук, колонки
Учебные материалы:
1. Учебник обществознания 10 класс (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лезебникова, М.В.Телюкина) 2014 г.
2. Репин А.И. Обществознание 10 класс. Проверочные работы.
3. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Тетрадь-тренажёр 10 класс. Пособие для подготовки к ЕГЭ.
4. Презентация "Общество как сложная динамическая система"
5. Видеопрезентация "Общество как сложная динамическая система"
Интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки
План урока №1
1. Проверка домашнего задания по теме "Общество"
2. Проблемный диспут "Что такое система, виды систем"
3. Рисуем кластер "Виды систем"
4. Формулируем тему и задачи урока
5. Запись темы урока в тетрадь
6. Изучаем структуру темы
7. Какие подсистемы общества мы знаем?
8. Рисуем кластер "Подсистемы общества"
9. Характеризуем экономическую подсистему.
10. Работа с кластером: выделяем системы, подсистемы, элементы систем.
11. Самостоятельно читаем раздел «Особенности социальной системы» с.19 и составляем простой план текста.
12. Превращаем план в тезисы и записываем их в тетрадь.
13. Просмотр видеопрезентации «Общество как сложная динамическая система»
14. Отвечаем на вопросы учебника с.27 (1-3)
15. Подводим итоги урока
16. Запись домашнего задания.
План урока №2
1. Просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система»
2. Проверяем домашнее задание
3. Выполняем практикум
4. Читаем практические выводы
5. Подводим итоги урока
6. Записываем домашнее задание
Ход урока №1
1. Мотивация к учебной деятельности
Проверяем домашнее задание
Работа с учебником: вопросы на с.17
2. Актуализация знаний
Ребята, как вы понимаете слово "Система"? В каких случаях мы используем это слово? Возможно, вам известны словосочетания этого слова.
Ответы: солнечная система, кровеносная система, нервная система, система образования, экономическая система и т.п.
Действительно, в жизни встречается немало примеров со словом система. Например, человек - очень сложная биологическая система. Что включает эта система? (органы, кости, мышцы, нервы). А вот примером механической системы может являться обычный будильник. Эта механическая система включает в себя различные металлические детали, шестерёнки, стрелки, корпус и т.п. И все эти части занимая необходимое положение и должным образом взаимодействуя, представляют собой сложную механическую систему. Когда будильник работает, все части подвижны, он показывает точное время и вовремя звенит, то мы говорим, что в нем присутствует хорошая функциональная система.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что система это ...... (ответы детей)
В переводе с греческого "система" означает целое, то есть нечто состоящее из различных взаимосвязанных элементов или частей.
Рисую на доске кластер "Виды систем"
Какие виды систем мы можем назвать?
Ответы: техническая, биологическая, социальная.
Приведите примеры этих систем.
1. Техническая система: машина, компьютер
2. Биологическая система: человек, животные, насекомые.
3. Социальная система: общество.
Рисуем кластер в тетрадь.
Формулируем тему и цели урока
Сегодня мы продолжим изучение общества. Мы будем рассматривать общество как ..... (систему), как сложную динамическую систему.
Почему общество мы рассматриваем, как сложную динамическую систему?
В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Динамика предполагает развитие, движение, различные изменения, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Обратите внимание на кластер.
Характеризуя различные типы систем, мы отметили, что общество относится к …. (социальной системе). Что мы знаем о социальной системе? (ответы детей).
Формулируем задачи урока
Обратите внимание в учебнике на изучаемые разделы.
На уроке мы должны рассмотреть.... (социальную структуру общества, различные подсистемы, социальные институты).
Учитель записывает на доске и проговаривает классу тему урока: «Общество как сложная динамическая система»
3. Изучение нового материала
Общество имеет сложную структуру, оно представляет систему состоящую из различных элементов и подсистем.
- Какие подсистемы общества мы знаем?
экономическая подсистема
политическая подсистема
социальная подсистема
духовная подсистема
Каждая подсистема имеет свои признаки
Попробуйте охарактеризовать одну из подсистем.
1. Экономическая подсистема это: производство и распределение товаров и услуг, товарно-денежные отношения, финансы.
2. Политическая подсистема это: все органы государственной власти; законодательная, исполнительная и судебная, политические партии, общественные организации, профсоюзы.
3. Социальная подсистема это взаимосвязи и отношения социальных групп в обществе.
4. Духовная подсистема: культура, наука, образование, религия.
Все подсистемы общества тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.
Рассмотрим понятие системы наглядно
Рисуем кластер «Общество как система»
- Попробуем разобрать общество как систему, состоящую из подсистем и элементов подсистем.
- Возьмем политическую подсистему общества.
- Из каких элементов состоит эта подсистема?
(Органы гос. власти, политические партии, общественные организации, профсоюзы)
- Попробуйте самостоятельно охарактеризовать экономическую подсистему.
- Запишите, из каких элементов она состоит.
(деньги, производство товаров и услуг, производственные предприятия, участники экономических отношений.)
- Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Общество как система состоит из различных подсистем, каждая подсистема имеет свои элементы. Таким образом, общество представляет собой гигантскую суперсистему систем, где все элементы системы взаимосвязаны.
- Покажите на схеме, где расположены:
система, подсистемы, элементы подсистем.
- Кто является основным элементом системы?
(Человек)
- Допишите к выводу:
основным элементом подсистемы является человек
Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с разделом «Особенности социальной системы» с.18 и составить простой план текста
1. Сложный характер социальной системы
2. Наличие в составе системы разнокачественных элементов
3. Человек - основной элемент общественной системы
4. Постоянное изменение общественной системы
5. Интегративный характер системы как целого
6. Социальная система - самоуправляемая
7. Среда общества как системы
8. Функции общественной системы
Учитель предлагает превратить план в тезисы и записать их в тетрадь.
1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
2. Общество как система включает в себя разнокачественные элементы - материальные и идеальные.
3. Человек непременно включен в каждую из социальных систем.
4. Особенность человека составлять цели и выбирать средства их достижения делает социальные системы более подвижными, изменчивыми, как природные.
Учитель организует просмотр видеопрезентации по теме «Общество как сложная динамическая система»
https://www.youtube.com/watch?v=aq_vkZyD5cE
4. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Работа с учебником: отвечаем на вопросы с.27
1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные системы отличаются от природных?
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
5. Итоги урока. Рефлексия
На уроке мы узнали, что
- Общество представляет собой ……. (систему систем или суперсистему, состоящую из подсистем, общество это сложная динамическая система)
- Система означает …. (целое, состоящее из частей)
- Основными подсистемами общества являются ….......... (экономическая, политическая, социальная и духовная)
- Все подсистемы общества .... (друг с другом взаимосвязаны)
- Основным элементом общества как системы является .... (человек)
6. Домашнее задание
§ 2, знать особенности социальной системы, социальные институты. Вопросы для самопроверки 5-7 с.27. Задания 1-4 (тетрадь-тренажёр).
====================================================
Ход урока №2
1. Мотивация к учебной деятельности
- Просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система»
2. Актуализация знаний
Проверяем домашнее задание
Работа с учебником
Отвечаем на вопросы на с.27.
1. Что такое социальный институт?
- социальные институты это устойчивые формы организации совместной деятельности людей, для удовлетворения определенной социальной потребности.
2. Охарактеризуйте главные социальные институты.
- Например, институт семьи и брака отражает потребность в воспроизводстве рода. Политические институты, в первую очередь государство отражают потребность в безопасности и социальном порядке. Экономические институты, в первую очередь производство отражают потребность в средствах существования. Институты образования, науки и культуры – потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. Институт религии – потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
3. Каковы основные черты социального института?
- Социальный институт это прежде всего совокупность лиц занятых определенным видом деятельности с целью удовлетворения определённой значимой для общества потребности.
- Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, обычаев и традиций, регулирующих соответствующие типы поведения.
- Наличие учреждений снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.
Проверяем задания 1-4 из тетради-тренажёра
Задание 1
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Задание 2
Выпишите из текста параграфа не менее шести особенностей социальной системы.
Задание 3
Заполните пропуски в схеме "Подсистемы общества"
Задание 4
Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.
3. Изучение нового материала
Выполнение практической работы по теме «Общество, как сложная динамическая система»
1. Перечислите, что относится к основным сферам человеческой деятельности.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Заполните таблицу
Общество как система
Функции | Сущность |
Адаптация | |
Целедостижение | |
Поддержание образца | |
Интеграция |
3. Верны ли следующие суждения о понятии «Социальный институт»?
А) Социальный институт - это совокупность норм права
Б) Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности.
__ Верно только А __Оба варианта верны
__Верно только Б __Оба варианта неверны
4. Заполните таблицу
Потребности и институты.
Потребности | Институты |
В воспроизводстве рода | |
Политические институты (государство) | |
В средствах к существованию | |
Институт образования, науки и культуры. | |
В решении духовных проблем |
5. Укажите, какой новый институт возник в России в связи с реформами проводимыми в конце 20 века.
__Институт брака и семьи
__Институт парламентаризма
__Институт религии
__Институт государства
4. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Проверяем результаты практической работы
(индивидуальный опрос)
Чтение практических выводов с.26
5. Итоги урока. Рефлексия
Подводим итоги урока
На уроке мы узнали что...
- Общественные отношения это ...... (многообразные формы взаимодействия людей, связи возникающие между различными социальными группами (и внутри их)
- К социальным институтам общества относится ...... (Институт семьи и брака, школа, армия, производство, государство)
- Функцией социального института является процесс .... (социализации)
- Институциализация это процесс ....(закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института).
6. Домашнее задание
§ 2, анализ документа с.26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа " Сложные системы"
Прграмма содержит общие рекомендации, цели, задачи, примерное содержание, расчасовку, литературу...
реферат сущность автоматизации управления в сложных системах
Не можете найти в продаже нужную курсовую?Что можно написать на кружкеK = Kв · KV – коэффициент нагрузки; не имеют названий, а цифровые обозначения иллюстраций и таблиц не соответствуют 7 Выдвижение и...
Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"
Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную ...
Тесты по теме "Общество как сложная система" 2 варианта.
Тестовый контроль знаний учащихся по теме "Общество как сложная стстема"....
Технологическая карта урока "Общество как сложная система"
Ход урока "Общество как сложная система в формате технологической карты с максимальной детализацией учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация «Общество как сложная система»
Презентация к уроку обществознания в 10 классе «Общество как сложная система»...
Конспект урока «Все сложное не так уж сложно».
Конспект урока«Все сложное не так уж сложно»....