Практикум по теме "Личность и общество" 8 класс
тренажёр по обществознанию (8 класс)
Практикум по теме "Личность и общество" предназначен для учителей и учащихся 8 класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к программе и курсу предмета "Обществознание. 8 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Представлен в виде тренировочных тестов для подготовки к ОГЭ по обществознанию по разделу "Личность и общество" в 2-х вариантах с ответами и являются хорошим средством для закрепления обучающимися данного раздела обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_lichnost_i_obshchestvo.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
А 1. Человек как один из людей:
1. Индивид 2. Индивидуальность 3. Гражданин 4. Личность
А 2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
1. Адаптация 2. Индивидуализация 3. Интеграция 4.дезинтеграция
А 3. Верны ли суждения о социализации?
А. К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека.
Б. Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:
1. Указ 2. Право 3. Закон 4. Обычай
А 5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1. Резкого скачка в развитии общества 2. Эволюции
3. Революции 4. Глобальной проблемы развития общества
А 6. Верны ли суждения о глобализации?
А. Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества.
Б. Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 7. Индустриальное общество характеризует:
1. Развитие крупного машиностроения 2. Накопление знаний
3. Преобладание сферы услуг над производством товаров 4. Натуральное хозяйство
А 8. Верны ли суждения об обществе?
А. Общество – часть мира, отличающаяся от природы.
Б. Общество имеет сложную структуру.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 9. Верны ли суждения об информационной революции?
А. Информационная революция в ХХ веке завершилась.
Б. Примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей
Интернетом.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 10. Верны ли суждения об экологических проблемах?
А. Экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами.
Б. Развитие техники и технологии не может влиять на экологическую ситуацию в стране.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая
сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Производство 2. Торговля 3. Религия 4. Обмен 5. Потребление
В 2. Какие из приведенных ниже примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
1. Преобладание сельскохозяйственного производства.
2. Преобладание сферы услуг над производством товаров.
3. Высокая роль творческого потенциала людей.
4. Рост численности городского населения.
5. Промышленный переворот.
6. Главный фактор производства – информационные технологии.
В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика (составьте пары)
1. Индивид А. человек, как носитель определенных свойств, качеств, которые
общество признает важными.
2. Индивидуальность Б. отдельный представитель человечества
3. Личность В. признаки, свойственные конкретному человеку.
Вариант 2
А 1. Характеристика человека в обществе:
1. Индивид 2. Индивидуальность 3. Гражданин 4. Личность
А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения в группе:
1. Адаптация 2. Индивидуализация 3. Интеграция 4. Дезинтеграция
А 3. Верны ли суждения о мировоззрении?
А. Разнообразие мировоззрений обогащает общество.
Б. Мировоззрение – это одновременно продукт и выражение духовной личности.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
1. Взгляды философов 2. Накопленные обществом знания
3. Составленные государством законы 4. Проживание основной массы населения в деревне
А 5. Традиция праздновать новый год как социальная нормы имеет форму:
1. Дозволения 2. Предписания 3. Запрета 4. Закона
А 6. Верны ли суждения о реформе?
А. реформа – это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.
Б. Чаще всего реформы проводят верхи общества.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 7. В политическую сферу жизни общества входит:
1. Производство 2. Религия 3. Нация 4. Власть
А 8. Верны ли суждения о социализации?
А. Семья составляет формальное окружение человека.
Б. К агентам социализации относят только самое ближайшее окружение человека.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 9. Верны ли суждения об обществе?
А. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания.
Б. Общество состоит из больших и малых групп.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 10. Верны ли суждения о глобальных проблемах7
А. Решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества.
Б. Глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга»
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера».
Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Искусство 2. Архитектура 3. Религия 4. Нравственность 5. Закон 6. Наука
В 2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества7
1. Господство общинных принципов
2. Важная роль религии и армии
3. Государственный контроль над технологическими изменениями
4. Урбанизация
5. Научно-техническая революция
6. Натуральное хозяйство
В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика (составьте пары)
1. Эволюция А. радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в
развитии природы, общества или познания
2. Революции Б. преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны
общественной жизни (экономики), порядков (институтов, учреждений)
3. Реформа В. процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и
обществе
Работа с текстом
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
- Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
- Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
- (задание повышенной сложности; по выбору)
В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
- (задание повышенной сложности; по выбору)
Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Работа с текстом
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
- Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
- Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
- (задание повышенной сложности; по выбору)
В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
- (задание повышенной сложности; по выбору)
Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Ключ
Вариант 1 Вариант 2
А 1. 1 А 1. 2
А 2. 3 А 2. 1
А 3. 3 А 3. 3
А 4. 4 А 4. 4
А 5. 2 А 5. 1
А 6. 1 А 6. 2
А 7. 3 А 7. 4
А 8. 3 А 8. 4
А 9. 2 А 9. 3
А 10. 4 А 10. 3
В 1. 3 В 1. 5
В 2. 2,3,6 В2. 1,2,6
В 3. 1Б, 2В, 3А В 3. 1В, 2А, 3Б
Текст:
1.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Даны правильные ответы два вопроса | 2 |
Даны правильные ответ на один вопрос | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Даны правильные ответы на три вопроса | 2 |
Даны правильные ответы на любые два вопроса | 1 |
Дан правильный ответ на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведены два примера | 3 |
Приведён один пример | 2 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
5. 6.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента) | 2 |
Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент). ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов) | 1 |
Дан только правильный ответ. ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент). ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Работа с текстом
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;
2) социальные нормы и ожидания окружающих;
3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;
4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
- Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
Должны быть даны ответы на два вопроса:
1. Ответ на первый вопрос: автор характеризует социализацию какдвусторонний, разнонаправленный процесс, в ходе которого усваиваются и развиваются определённые качества личности.
2. Ответ на второй вопрос: методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше.
Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках.
- Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
Должны быть даны ответы на три вопроса:
1. Ответ на первый вопрос: социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей.
2. Ответ на второй вопрос: правовые нормы.
3. Ответ на третий вопрос: автор приводит примеры моральных (нравственных) норм.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
- Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:
1. Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля.
2. Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами.
- (задание повышенной сложности; по выбору)
В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
В правильном ответе должны быть указаны качества и даны соответствующие пояснения, например:
1) патриотизм (важно, чтобы человек любил своё Отечество, гордился его традициями, работал на его процветание);
2) ответственность за свои поступки (необходимо, чтобы граждане уважали законы страны и соблюдали их, осознанно относились к своим действиям, понимали и оценивали их последствия).
Могут быть указаны другие качества, приведены иные пояснения.
- (задание повышенной сложности; по выбору)
Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Могут быть приведены следующие обоснования(аргументы):
1) социализация не сводится к абсолютной стандартизации. Она требует выполнения тех правил и норм, без соблюдения которых будут нарушены права и интересы других людей;
2) школьники с учётом своей индивидуальности усваивают основы культуры своего общества, поэтому социализация происходит успешно.
Могут быть приведены другие обоснования (аргументы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"
Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....
Практикум по литературе в 8 классе (А.С. Пушкин)
Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Три ключа"....
Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить ...
Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.
Пояснительная записка Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...
Практикум по обществознанию в 10 классе
Практикум по обществознанию в 10 классе по разделу "Экономика", два вида разноуровневых теста по два варианта с ответами...
Урок практикум по теме "Атмосфера"6 класс
урок-практикум...
Урок - практикум по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
Предложенный план-конспект урока-практикума по химии 9 класс "Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли" с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории "Nova Архимед...