Практикум по литературе в 8 классе (А.С. Пушкин)
методическая разработка по теме
Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Три ключа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_literature_v_8_klasse_a.s._pushkin.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по анализу стихотворения в 8 классе.
А.С. Пушкин «Три ключа».
Предварительное домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Пушкина «Три ключа» и попытаться передать свое первое эмоциональное впечатление от прочитанного.
Примечание: учащиеся знакомы с биографией поэта.
Начинаю урок с выразительного чтения и прошу высказать свои мысли по поводу данного стихотворения.
«А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее. В этом коротком, но емком стихотворении отражается вся суть человеческого бытия: бег жизни, бег времени.
Поэт грустит о своей прошедшей юности: она оказалась такой же быстрой, как ручей. Воспоминания о бурной молодости — светлые и радостные. Стремительность юных дней Пушкин передает словами «кипит, бежит, сверкая и журча». Свой источник вдохновения автор сравнивает с мифологическим «Кастальским ключом», он подобен движениям волн, которые то возносят человека к вершинам творчества, то убегают, оставляя разочарования. Человеку всегда хочется заглянуть в бесконечность. «Холодный ключ забвенья» пугает и остается загадкой, но всегда есть надежда, которая «жар сердца утолит».
Предлагаю ученикам провести небольшую исследовательскую работу», понаблюдать за текстом стихотворения. В ходе урока ребята заполняют дневник наблюдений.
- Формальный подход к анализу.
Работа по группам.
Задание: выписать из стихотворения существительные, обозначающие явления природы, отвлеченные понятия внутреннего, душевного мира героя (1-я группа); прилагательные (2-я группа); глагольные формы (3-я группа)
Существительные | Прилагательные | Глагольные формы |
степь (2 раза) ключ (4 раза) волною вдохновенья забвенья жар сердца | мирской печальной безбрежной быстрый мятежный Кастальский последний холодный | пробились кипит бежит сверкая журча поит утолит |
- Беседа по вопросам.
1) В каком значении употреблены существительные, обозначающие явления природы? (В переносном значении, выражают отвлеченные понятия жизненного пространства и соотносятся с понятиями, отражающими душевный мир героя.)
2) Какое слово из этой группы повторяется на протяжении всего стихотворения? (Слово «ключ», обозначающее источник жизни, рефреном проходит сквозь все стихотворение.)
З) Какую роль играют прилагательные в стихотворении? Какую оценочную характеристику они дают? (Это самая обширная группа слов. В зависимости от жизненного измерения меняется их оценочная характеристика.)
4) Как соотносятся понятия «холодный ключ» — «жар сердца»? (Противопоставлены лексически друг другу — лексическая антитеза.)
5) Каких глагольных форм больше: действия или состояния? (Даны глагольные формы действия. Действие идет по нарастающей и в конце — глагол в будущем времени.)
- Дневник наблюдений.
Идейно-образный уровень (подстрочник) | Стилистический уровень (подстрочник) | Фонетический уровень (подстрочник) |
1-я строка «степь мирская» - пространство жизни, вмещающее и радость, и печаль, и счастье, и боль, и страдание, и любовь, и творчество. | Метафорический эпитет «В степи мирской, печальной и безбрежной» - подтверждение выдвинутого тезиса. | Ассонанс на [е], [о]; «изменчивый звук [йэ]- «светлое благовестие». |
2-я строка Жизнь протекает в трех измерениях. Ключ - источник жизни. | Развернутая метафора: «Таинственно пробились три ключа». | Аллитерация на [р], ассонанс на [и]. «Р — один из вещих звуков». «И – звуковой лик изумления». Звуки торжественно оповещают о зарождении новой жизни. |
3-я,4-я строки Быстрая мятежная юность, бурная, скоротечная, многообещающая, полная надежд. | Эпитет «быстрый, мятежный» передаёт бурю жизни на этом этапе. Градация «Кипит, бежит, сверкая и журча». Преобладают глагольные формы действия, а не состояния. | Ритм передаёт быстрый темп жизни. Настроение: приподнято – торжественное. |
5-я,6-я строки Пора зрелости, творческого вдохновения. | «Кастальский ключ» - перифраз, обозначающий источник вдохновения. Мифологический образ богини Касталии, которую бог Аполлон превратил в Кастальский водопад, ключ. | Замедленный ритм, торжественное настроение, ассонанс на [о], [и]. «О — звук восторга, торжествующее пространство». |
7-я,8-я строки Итог жизни | Антитеза: «холодный ключ» - «жар сердца». Метафорический эпитет «жар сердца» передаёт полноту жизни героя, носящего свою долю в пространство бытия. | Стихотворение написано астрофической строкой, нет деления на строфы, передаёт единство мысли, что особо характерно для философского размышления. |
Подводя итог своим наблюдениям, ученики скажут, что в этом стихотворении лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неумолимо время, мечтает об идеалах житейского покоя.
Прошу еще раз выразительно прочитать стихотворение, учитывая все его особенности и все три уровня восприятия. Конечно же, стихотворение звучит по-другому, чем в начале урока. Ребята уже вдумались в каждую строку, понаблюдали за звуковой организацией, ритмом, строфикой, настроением героя, - всё это помогло в эмоциональном восприятии лирического произведения.
На дом задаю написать лирический анализ данного стихотворения, подумать над заглавием своей работы, которое отразило бы главную мысль размышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 5 класс.А.С.Пушкин
Презентация по теме: "Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме". Презентация содержит 14 слайдов, включающих текстовую информацию и иллюстративный материал по т...
Самостоятельная работа по литературе. 7 класс. А.С. Пушкин "Станционный смотритель"
Работа составлена для учащихся 7 класса. Изучая произведение Пушкина А.С. «Станционный смотритель», надо закрепить знания уч-ся о реалистических произведениях писателя, ввести и закрепить необходимое ...
Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"
Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....
урок литературы 6 класс "А.С. Пушкин "Дубровский".
Данный конспект и презентация ознакомит с творчеством великого, гениального поэта и писателя А.С. Пушкиным. Вы узнаете о его творчестве в совершенных образцах литературных произв...
О.Г. Черных. Практикум по литературе. 8 класс
Учитель-словесник найдет в пособии подробно разработанные материалы по темам уроков литературы в 8 классе. Задания и вопросы направлены на знание изучаемых произведений и биографий авторов, представ...
Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.
Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....