Практикум по литературе в 8 классе (А.С. Пушкин)
методическая разработка по теме

Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Три ключа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_literature_v_8_klasse_a.s._pushkin.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по анализу стихотворения в 8 классе.

А.С. Пушкин «Три ключа».

Предварительное домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Пушкина «Три ключа» и попытаться передать свое первое эмоциональное впечатление от  прочитанного.

Примечание: учащиеся знакомы с биографией поэта.

Начинаю урок с выразительного чтения и прошу высказать свои мысли по поводу данного стихотворения.

Первое восприятие ученика:

«А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее. В этом коротком, но емком стихотворении отражается вся суть человеческого бытия: бег жизни, бег времени.

Поэт грустит о своей прошедшей юности: она оказалась такой же быстрой, как ручей. Воспоминания о бурной молодости — светлые и радостные. Стремительность юных дней Пушкин передает словами «кипит, бежит, сверкая и журча». Свой источник вдохновения автор сравнивает с мифологическим «Кастальским ключом», он подобен движениям волн, которые то возносят человека к вершинам творчества, то убегают, оставляя разочарования. Человеку всегда хочется заглянуть в бесконечность. «Холодный ключ забвенья» пугает и остается загадкой, но всегда есть надежда, которая «жар сердца утолит».

Предлагаю ученикам провести небольшую исследовательскую работу», понаблюдать за текстом стихотворения. В ходе урока ребята заполняют дневник наблюдений.

  1. Формальный подход к анализу.

Работа по группам.

Задание: выписать из стихотворения существительные, обозначающие явления природы, отвлеченные понятия внутреннего, душевного мира героя (1-я группа); прилагательные  (2-я группа); глагольные формы (3-я группа)

Существительные

Прилагательные

Глагольные формы

степь (2 раза)

ключ (4 раза)

волною

вдохновенья

забвенья

жар

сердца

мирской

печальной

безбрежной

быстрый

мятежный

Кастальский

последний

холодный

пробились

кипит

бежит

сверкая

журча

поит

утолит

  1. Беседа по вопросам.

1) В каком значении употреблены существительные, обозначающие явления природы? (В переносном значении, выражают отвлеченные понятия жизненного пространства и соотносятся с понятиями, отражающими душевный мир героя.)

2) Какое слово из этой группы повторяется на протяжении всего стихотворения? (Слово «ключ», обозначающее источник жизни, рефреном проходит сквозь все стихотворение.)

З) Какую роль играют прилагательные в стихотворении? Какую оценочную характеристику они дают? (Это самая обширная группа слов. В зависимости от жизненного измерения меняется их оценочная характеристика.)

4) Как соотносятся понятия «холодный ключ» — «жар сердца»? (Противопоставлены лексически друг другу — лексическая антитеза.)

5) Каких глагольных форм больше: действия или состояния? (Даны глагольные формы действия. Действие идет по нарастающей и в конце — глагол в будущем времени.)

  1. Дневник наблюдений.

Идейно-образный уровень

(подстрочник)

Стилистический уровень

(подстрочник)

Фонетический уровень

(подстрочник)

1-я строка

«степь мирская» - пространство жизни, вмещающее и радость, и печаль, и счастье, и боль, и страдание, и любовь, и творчество.

Метафорический эпитет «В степи мирской, печальной и безбрежной» - подтверждение выдвинутого тезиса.

Ассонанс на [е], [о];

«изменчивый звук [йэ]- «светлое благовестие».

2-я строка

Жизнь протекает в трех измерениях.

Ключ - источник жизни.

Развернутая метафора: «Таинственно пробились три ключа».

Аллитерация на [р], ассонанс на [и]. «Р — один из вещих звуков». «И – звуковой лик изумления».

Звуки торжественно оповещают о зарождении новой жизни.

3-я,4-я строки

Быстрая мятежная юность, бурная, скоротечная, многообещающая, полная надежд.

Эпитет «быстрый, мятежный» передаёт бурю жизни на этом этапе. Градация «Кипит, бежит, сверкая и журча». Преобладают глагольные формы действия, а не состояния.

Ритм передаёт быстрый темп жизни.

Настроение: приподнято – торжественное.

5-я,6-я строки

Пора зрелости, творческого вдохновения.

«Кастальский ключ» - перифраз, обозначающий источник вдохновения. Мифологический образ богини Касталии, которую бог Аполлон

превратил в Кастальский водопад, ключ.

Замедленный ритм, торжественное настроение, ассонанс на [о], [и].

«О — звук восторга, торжествующее пространство».

7-я,8-я строки

Итог жизни

Антитеза: «холодный ключ» - «жар сердца». Метафорический эпитет «жар сердца» передаёт полноту жизни героя, носящего свою долю в пространство бытия.

Стихотворение написано астрофической строкой, нет деления на строфы, передаёт единство мысли, что особо характерно для философского размышления.

Подводя итог своим наблюдениям, ученики скажут, что в этом стихотворении лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неумолимо время, мечтает об идеалах житейского покоя.

Прошу еще раз выразительно прочитать стихотворение, учитывая все его особенности и все три уровня восприятия. Конечно же, стихотворение звучит по-другому, чем в начале урока. Ребята уже вдумались в каждую строку, понаблюдали за звуковой организацией, ритмом, строфикой, настроением героя, - всё это помогло в эмоциональном восприятии лирического произведения.

На дом задаю написать лирический анализ данного стихотворения, подумать над заглавием своей работы, которое отразило бы главную мысль размышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс.А.С.Пушкин

Презентация по теме: "Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме". Презентация содержит 14 слайдов, включающих текстовую информацию и иллюстративный материал по т...

Самостоятельная работа по литературе. 7 класс. А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Работа составлена для учащихся 7 класса. Изучая произведение Пушкина А.С. «Станционный смотритель», надо закрепить знания уч-ся о реалистических произведениях писателя, ввести и закрепить необходимое ...

Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"

Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....

урок литературы 6 класс "А.С. Пушкин "Дубровский".

Данный конспект и  презентация ознакомит с творчеством великого, гениального поэта и писателя А.С. Пушкиным. Вы узнаете о его творчестве в  совершенных образцах литературных произв...

О.Г. Черных. Практикум по литературе. 8 класс

Учитель-словесник найдет в пособии подробно разработанные материалы по темам уроков литературы в 8 классе. Задания и во­просы направлены на знание изучаемых произведений и биогра­фий авторов, представ...

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....