Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
- Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 8 класс | 103.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕРВОМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«Согласовано» «30» августа 2018 г Заместитель директора по учебной работе _______________/И.С.Соболева/ | «Утверждаю» «31» августа 2018г Директор школы ______________/С.В. Иванова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: обществознание
Класс: 8
Всего часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Учитель истории
Парфенов Иван Витальевич
п.Первомайский , 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
- Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
- Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Примерная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- навыки смыслового чтения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
- Содержание программы учебного курса обществознания для 8 класса
Вводный урок (1 ч.)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава I. Личность и общество (6 ч.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Глава III. Экономика (14 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
- УМК
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
- Обществознание 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
Литература для учащихся:
- Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002.
- Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И.
- Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
- Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
- Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
- Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
- Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
- Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов
- с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
- Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
- Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
- Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
- Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Интернет- ресурсы:
- Авторские презентации
- Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть творческих учителей»
- VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
- edu.km.ru (методическая кубышка)
- history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию для 8 класса входят:
- учебники (в книжной и электронной форме);
- таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
- рабочие тетради;
- сборники заданий, электронные обучающие программы;
- справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
- книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
- программно-нормативные документы;
- тематическое планирование;
- предметные и курсовые методические пособия;
- методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
7. Требования к результатам обучения
Результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию явятся:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них на контрольные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Личность и общество | 6 | 1 |
3 | Сфера духовной культуры | 8 | 1 |
4 | Социальная сфера | 5 | 1 |
6 | Экономика | 14 | 1 |
6 | Итого: | 34 | 4 |
Тематическое планирование
№ | Тема, раздел | час | дата |
1 | Введение | 1 | |
2 | Что делает человека человеком? | 1 | |
3 | Человек, общество , природа | 1 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | |
5 | Развитие общества | 1 | |
6 | Как стать личностью | 1 | |
7 | Контрольная работа тема : Личность и общество | 1 | |
8 | Сфера духовной жизни | 1 | |
9 | Мораль | 1 | |
10 | Долг и совесть | 1 | |
11 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | |
12 | Образование | 1 | |
13 | Наука в современном обществе | 1 | |
14 | Религия как одна из форм культуры | 1 | |
15 | Контрольная работа тема : Сфера духовной культуры | 1 | |
16 | Социальная структура общества | 1 | |
17 | Социальные статусы и роли | 1 | |
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 | |
19 | Отклоняющееся поведение | 1 | |
20 | Контрольная работа тема : Социальная сфера | 1 | |
21 | Экономика и ее роль жизни общества | 1 | |
22 | Главные вопросы экономики | 1 | |
23 | Собственность | 1 | |
24 | Рыночная экономика | 1 | |
25 | Производство-основа экономики | 1 | |
26 | Предпринимательская деятельность | 1 | |
27 | Роль государства в экономике | 1 | |
28 | Распределение доходов | 1 | |
29 | Потребление | 1 | |
30 | Инфляция и семейная экономика | 1 | |
31 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | |
32 | Мировое хозяйство | 1 | |
33 | Международная торговля | 1 | |
34 | Контрольная работа тема : Экономическая сфера | 1 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала;
Контрольная работа№1 «Личность и общество». Вариант 1
Часть 1.
- К основным фазам становления личности не относится:
- Адаптация
- Социализация
- Интеграция
- Индивидуализация
- Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, является одним из определений:
- Человека
- Индивида
- Индивидуальности
- Личности
- В понятие общественных отношений не входит (ят):
- Взаимодействие двух людей
- Отношения между странами
- Взаимоотношения между гражданами РФ и районным судом
- Отношения между кошкой и ее хозяином
- К социальным нормам относятся:
- Любовь, дружба, религия
- Религия, право, мораль
- Традиции, мораль, экономика
- Право, экономика, религия
- Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется:
- Общественным регрессом
- Общественным прогрессом
- Революцией
- Реформой
Часть 2.
- Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
- Установите соответствие между конкретными агентами социализации и тем, как они влияют на формирование личности – опосредованно или непосредственно.
Агенты социализации
Влияние
А) армия
Б) церковь
В) семья
Г) СМИ
1) опосредованное влияние на формирование личности
2) непосредственное влияние на формирование личности
- Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Падеж можно менять, слов в списке больше.
«Словарь русского языка С.И.Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром _________(1) и _________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного ______(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть ________(4), и его формирование подчиняется всем природным __________(5). Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические ___________(6) (есть, пить, спать и пр.), должен защищать свое тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще существо социальное (иными словами – общественное)».
А) сознание Б) речь В) труд Г) закон Д) природа Е) потребность Ж) мышление
9. Прочтите приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста:
А) отражают факты
Б) выражают мнение
« (1) Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р.Робертсона, который в 1985 г. дал толкование данному понятию. (2) Центральной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необходимо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3) Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4) Сторонники глобализации возлагают на нее огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики, а другие – антиглобалисты – ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней».
Часть 3.
- Раскройте смысл высказывания, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При аргументации своей точки зрения используйте знания курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
На выбор:
А) «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И.Гёте)
Б) «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
Контрольная работа№1 «Личность и общество». Вариант 2
Часть 1.
- Самой общей характеристикой человека является термин:
- Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- Уникум
- При классификации потребностей человека не употребляется термин:
- Биологические потребности
- Духовные потребности
- Социальные потребности
- Личностные потребности
- Какое положение из указанных ниже не относится к общественным отношениям:
- Проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
- Проведение забастовки работниками предприятия
- Прогулка по лесу с собакой
- Оформление документов при приеме на работу
- К социальным регуляторам поведения человека в обществе не относится (ятся):
- Экономика
- Право
- Традиции, обычаи
- Мораль
- Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации – это:
- Идентификация
- Персонализация
- Глобализация
- Монополизация
Часть 2.
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».Дозволение, мораль, семья, запрет, традиции, право.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
- В приведенном списке указаны разнообразные потребности человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера материальных потребностей, а во вторую колонку – порядковые номера социальных потребностей:
- Общение с другими людьми
- Потребности в пище
- Потребность в красивой одежде
- Потребность в творчестве
А) материальные потребности
Б) социальные потребности
- Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Падеж можно менять, слов в списке больше.
«Общество возникло на определенном этапе развития _________(1). Оно – часть природы и вместе с тем качественно отличается от нее. Общество представляет собой сложную _________(2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Известны четыре сферы: экономическая, социальная, политическая и духовная. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя ________________(3) выполняет важную роль в жизни общества, все же ее основой является ______(4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. В то же время те же люди являются носителями форм общественного _________(5). Таким образом, все указанные __________(6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определенным обликом».
А) структура Б) природа В) политика Г) экономика Д) сфера Е) сознание Ж) свобода
9. Прочтите приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста:
А) отражают факты
Б) выражают мнение
« (1) Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р.Робертсона, который в 1985 г. дал толкование данному понятию. (2) Центральной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необходимо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3) Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4) Сторонники глобализации возлагают на нее огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики, а другие – антиглобалисты – ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней».
Часть 3.
- Раскройте смысл высказывания, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При аргументации своей точки зрения используйте знания курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
На выбор:
А) «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И.Гёте)
Б) «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
Ключ к тесту «Личность и общество»
Вариант 1
- 2
- 4
- 4
- 2
- 1
- Физиология
- 1121
- ЖБВДГЕ
- АББА
- эссе
Вариант 2
- 1
- 4
- 3
- 1
- 4
- Семья
- А-23 Б-14
- БАВГДЕ
- АББА
- эссе
Контрольная работа№2 тема «Сфера духовной культуры»
1 вариант
Часть А
A1. Быть личностью — значит:
1) быть как все
2) иметь яркую внешность
3) следить за модой
4) проявлять качества, важные для общества
А2. Понятие «моральный выбор» не характеризует:
1) общественное мнение
2) государственные законы
3) совесть
4) мнение окружающих
А3. Что является высшим проявлением гражданственности?
1) национализм
2) гуманизм
3) патриотизм
4) нравственность
А4. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»?
1) гуманизм
2) нравственность
3) ревность
4) любовь
А5. Система непреложных основ вероучения:
1) догматы
2) учение
3) правило
4) молитва
А6. Верны ли суждения о моральном долге: а) для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно; 6) для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения о самообразовании: а) основной источник самообразования — чтение, изучение литературы; б) самообразование заканчивается с завершением обучения в школе?
1) верно только а
2) верно только д
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. Верны ли суждения о культуре: а) первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом; б) культура создается природой?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения о науке: а) наука зародилась одновременно с появлением религии; б) современная наука выходит за рамки отдельных стран?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A10. Верны ли суждения о религии: а) религия регулирует поведение людей в обществе; б) религия дает самое точное представление о мире?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть B
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) скульптура
2) церковь
3) способности
4) орудия труда
5) картина
В2. Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются:
1) страна
2) религия
3) искусство
4) спорт
5) образование
6) личность
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
1) мораль
2) религия
3) совесть
А) способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль
Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия
В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям
Контрольная работа№2 тема «Сфера духовной культуры»
Вариант 2
Часть А
A1. Что является высшей моральной ценностью?
1) любовь к ближнему, к человеку
2) философские законы
3) религиозные заповеди
4) знания, накопленные человечеством
А2. Какое из понятий не соответствует понятию «зло»?
1) аморальность
2) деградация личности
3) безнравственность
4) гуманизм
А3. Понятие конкурентоспособности образования включает в себя:
1) увеличение количества изучаемых предметов в школе
2) открытие большого числа высших учебных заведений
3) соответствие качества образования современным требованиям
4) внедрение американских стандартов образования
А4. Отрицание существования Бога, духов, различных сверхъестественных сил:
1) сектантство
2) конфуцианство
3) монотеизм
4) атеизм
А5. Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно:
1) для религии
2) для науки
3) для морали
4) для искусства
А6. Верны ли суждения о морали: а) мораль регулирует поведение человека с позиции добра и зла; б) мораль регулирует деятельность людей через различные организации?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения о нравственности: а) философы считают, что нравственность бывает доброй и злой; б) нравственность — это забота человека не только о себе, но и о других людях?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. Верны ли суждения о духовной сфере жизни: а) духовная сфера жизни включает в себя мораль, право, религию; б) приобщаться к духовной сфере жизни можно различными способами?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения о свободе: а) свобода — это возможность делать выбор в сложном положении; б) свобода — это возможность поступать в соответствии со своими желаниями?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A10. Верны ли суждения о добре и зле: а) всегда быть добрым легко; б) зло часто прикрывается маской добра?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть B
B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) католичество
2) старообрядчество
3) православие
4) язычество
5) протестантство
В2. Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку?
1) проявлять инициативу
2) уметь доказывать свою конкурентоспособность
3) постоянно стремиться обновлять и применять свои знания
4) выполнять любые требования начальства
5) требовать повышения заработной платы
6) уметь пользоваться гражданскими правами
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
1) моральный долг
2) моральный выбор
3) «золотое правило морали»
А) решение, которое оценивает общественное мнение
Б) не делай другому того, чего себе не желаешь
В) сознательное предъявление требований к самому себе Ответы на тест по обществознанию Сфера духовной культуры для 8 класса
ОТВЕТЫ КР ДУХОВНАЯ СФЕРА 1 вариант
А1-4
А2-2
А3-3
А4-3
А5-1
А6-3
А7-1
А8-4
А9-2
А10-1
В1-3
В2-156
В3. 1В 2Б 3А
ОТВЕТЫ КР ДУХОВНАЯ СФЕРА 2 вариант
А1-1
А2-4
А3-3
А4-4
А5-2
А6-1
А7-3
А8-3
А9-3
А10-2
В1-4
В2-1236
В3. 1В 2А 3Б
Контрольная работа №3 тема «Социальная сфера»
1 Вариант.
- Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры социальных групп Признаки выделения социальных групп
А) банковские служащие 1) территориальный
Б) петербуржцы 2) профессиональный
В) избиратели 3) политический
Г) африканцы
Д) демократы
- Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус- это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.
- Социальная структура общества- это…
- строение общества в целом
- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп
- социальные связи; социальные институты, обеспечивающие социальные связи
- все перечисленное выше
4. Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:
1. класс 2. социальный слой 3. семья 4. трудовой коллектив 5. все перечисленное
- Социальная стратификация- это…
- теория перемещения людей из одного социального слоя в другой
- система признаков, определяющих социальную структуру
- представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям
- Что из перечисленного не относится к основным признакам нации:
1) национальный язык 2) национальность 3) общее гражданство
4) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу
- Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека:
1) национальность, квалификация; 2) социальное происхождение, национальность;
3) образование, квалификация
8.Оценка обществом должности, профессии, деятельности- это …
1) авторитет 2) социальный статус 3) престиж
9. Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальная роль»:
1) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус
2) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом
3) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести
себя человек в соответствии со своим статусом.
10. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
А. Участниками социальных отношений могут быть только отдельные личности.
Б. Социальные отношения устанавливаются между социальными группами и общностями.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
11. Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль
1) избирателя 2) военнослужащего по контракту 3) члена семьи 4) заемщика банка
12. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество.
Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.
- Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры 2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти 4) многообразие отношений собственности
14. Какие из перечисленных групп являются этническими?
- мужчины и женщины 2) менеджеры среднего звена 3) марийцы и удмурты 4)учителя и врачи
15. К этническим группам относятся:
- Подростки 2) народности 3) рабочие 4) фермеры
16. Одним из способов разрешения национального конфликта в демократическом обществе является:
1) предоставление компактно проживающим национальным меньшинством автономии и самоуправления
- переход к рыночным методам ведения хозяйства
- переход от многонациональных государств к однонациональным
- насильственное переселение народов в другие районы
- Социальный статус индивида, полученный от рождения, называется
1) Достигнутый 2) врожденный 3) предписанный 4) приобретенный
Контрольная работа №3 тема «Социальная сфера»
2 Вариант.
- Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?
1) москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы.
2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
3. Что включает в себя понятие «Социальная структура общества»:
1. классовую структуру общества
2. социально- профессиональную структуру общества
3. структуру населения 4. все указанное выше
- Соотнесите конкретные социальные общности и их типы.
Типы общностей Общности
1. социально- демографическая общность А. нации
2. кратковременные, немногочисленные общности Б. женщины, молодежь, пенсионеры
3. устойчивые, массовые общности В. болельщики хоккейной или
футбольной команды
- Этнос-это
1. любая социальная группа 2. национальное меньшинство
3. совокупность людей, проживающих на определенной территории, обладающих общими
чертами культуры и психики, сознанием своего единства.
- Основными признаками нации являются:
1. общность культуры 2. самосознание 3. менталитет 4. все выше перечисленное
- Социальный статус личности- это…
- имущественное положение человека
- совокупность юридических прав и обязанностей
- общепризнанное влияние какого- либо лица
- определенное положение в системе общественных отношений
- Оценка обществом конкретного человека, его качеств- это…
1) престиж 2) уважение 3) социальный статус 4) авторитет
- Какое понятие социального статуса является наиболее верным:
- социальный статус- это социальное положение человека в обществе
- социальный статус- это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей
- социальный статус- это положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы
- Какой признак, прежде всего, определяет принадлежность человека к большой социальной группе преподавателей?
1) величина доходов 2) уровень образования 3) профессия 4) положение в обществе
- Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликт- естественное закономерное явление общественной жизни.
Б. Одна из причин возникновения конфликтов- различие жизненных целей и установок людей, социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
- Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) производство товаров и услуг 1) экономическая
Б) отношения «отцов» и «детей» 2) социальная
В) межнациональный конфликт
Г) оказание банковских услуг
13. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для 13-летнего подростка?
1) избиратель 2) пользователь интернета 3) школьник 4) работник по найму
- Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, это
1) статус 2) страта 3) класс 4) нация
15. Социальная группа – это…
- группа людей, выделенных по социально значимым признакам;
- небольшая по численности группа людей, объединённых общими целями;
- объединение людей, основанное на браке или кровном родстве;
- группа живущих вместе родственников.
16. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?
- однородность, отсутствие дифференциации 2) общность политических убеждений
3)сходные черты поведения 4) единство уровня доходов
17. Установленные в обществе правила, образцы поведения в социологии называются:
- эталонами поведения 2) социальной нормой 3)стандартами поведения
4) общественным порядком
ОТВЕТЫ по теме «Социальная сфера». 8 класс
Вариант 1:
Ключ: 1- А-2 Б-1 В- 3 Г-1 Д-3; 2- 1; 3-4; 4- 5; 5-1; 6-4; 7- 2; 8- 1; 9-2; 10- 2;
11-3; 12-3; 13-1; 14-3; 15-2; 16-1; 17- 2
Вариант 2:
Ключ: 1- 4; 2- 1; 3-4; 4- 1-А, 2- В, 3- Б; 5- 3; 6-4; 7- 4; 8- 2; 9-2; 10-3; 11-3;
12- А-1, Б-2, В-2, Г-1; 13-2; 14-2; 15- 1; 16-3; 17- 2
Контрольная работа№4 по теме «Экономическая сфера общества»
Вариант 1
- Существуют различные понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»:
А) законы функционирования рынка информационных услуг
Б) оказание населению услуг в центре бытового обслуживания
В) расчет изменения спроса на моющие средства Г) прогноз развития добывающей промышленности
- Рынок спортивного инвентаря в стране поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкуренции отразился в данном примере:
А) совершенная конкуренция Б) монополия В) неполная конкуренция Г) олигополия
- Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства:
А) труд Б) товары
В) обмен Г) спрос
- Государственный бюджет – это планируемые государством на год:
А) объемы промышленного производства Б) расходы и доходы
В) народнохозяйственные пропорции Г) показатели роста экономики
- В государстве производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики:
А) традиционной Б) рыночной
В) командной Г) смешанной
- Что относится преимущественно к экономической сфере общества:
А) потребление духовных ценностей Б) распределение материальных благ
В) создание правовых норм Г) обмен культурными достижениями
- К косвенным налогам относится:
А) налог на прибыль Б) акциз
В) подоходный налог Г) налог на имущество
- В стране все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс:
А) приватизации Б) национализации
В) монополизации Г) стандартизации
- Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет:
А) цены снизятся Б) цены останутся неизменными
В) цены возрастут Г) произойдет инфляционный скачок цен
- Гражданка А. обнаружила что, коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц – до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
А) конкуренция Б) инфляция
В) перепроизводство Г) безработица
- Отличительной чертой рыночной экономики является:
А) централизованное распределение ресурсов Б) свободное ценообразование
В) введение подоходного налога Г) товарный дефицит
- Ниже приведен перечень налогов. Все они за исключением одного, являются косвенными.
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизный сбор; 3) таможенная пошлина; 4) налог с продаж; 5) подоходный налог.
Найдите и выпишите номер налога, выпадающего из этого ряда.
- Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А) Традиционной экономической системе свойствен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.
Б) Командная экономическая система предполагает директивное распределение товаров производства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А) Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б) Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения об инфляции?
А) Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.
Б) Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Установите соответствие между примером и структурным элементом налога. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГА |
А) гражданин Б) заработная плата В) автомобиль Г) 13% Д) наследуемое имущество | 1) объект налога 2) субъект налога 3) ставка налога |
- Установите соответствие между факторами производства и видами доходов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ВИДЫ ДОХОДОВ | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) рента Б) заработная плата В) прибыль | 1) земля 2) труд 3) капитал |
- В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты различия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем – порядковые номера черт различия.
- Обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей;
- Директивное планирование выпуска товаров;
- Разрешение проблемы ограниченности ресурсов;
- Специализация отраслей хозяйства.
- В стране социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?»
Результаты опроса представлены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТА | % ОПРОШЕННЫХ | |
МУЖЧИНЫ | ЖЕНЩИНЫ | |
Муж | 17 | 15 |
Жена | 13 | 20 |
Тот, кто больше зарабатывает | 29 | 12 |
Все члены семьи сообща | 36 | 48 |
Не знаю | 5 | 5 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите буквы, под которыми они указаны.
А) Мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж, среди женщин более популярно, чем среди мужчин.
Б) Мнение о том, что все члены семьи должны сообща распоряжаться семейным бюджетом, наиболее популярно среди обеих групп опрошенных.
В) Мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен тот, кто больше зарабатывает, среди мужчин, более популярно, чем среди женщин.
Г) Мнение о том, что муж должен распоряжаться бюджетом, является наименее популярным среди всех опрошенных.
Д) Мнение о том, что жена должна распоряжаться бюджетом, является вторым по популярности среди опрошенных женщин.
Контрольная работа№4 по теме «Экономическая сфера общества»
Вариант 2
- Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как «науке»:
А) производство косметических средств Б) прогнозирование цен на энергоносители
В) продажа объектов недвижимости Г) постепенное обесценивание денег
- В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление отразилось в данном примере:
А) спрос Б) безработица
В) инфляция Г) монополия
- К основным факторам (ресурсам) производства относится:
А) капитал Б) торговля В) цена Г) спрос
- К расходной части государственного бюджета относится:
А) обслуживание государственного долга Б) государственная пошлина
В) акцизный сбор Г) подоходный налог
- Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики:
А) рыночной Б) традиционной
В) командной Г) конкурентной
- Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает:
А) создание духовных ценностей Б) обмен культурными достижениями
В) распределение материальных благ Г) сохранение традиций и обычаев
- К прямым налогам относится:
А) акциз Б) таможенная пошлина
В) налог на имущество Г) налог с продаж
- Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется:
А) приватизация Б) национализация
В) модернизация Г) социализация
- Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях снизится:
А) цены снизятся Б) цены останутся неизменными
В) цены возрастут Г) произойдет инфляционный скачок цен
- Гражданка А. обнаружила что, коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц – до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
А) инфляция Б)безработица
В) конкуренция Г) перепроизводство
- Цены на товары указывают, где больше спрос, туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики:
А) традиционной Б) командной
В) кризисной Г) рыночной
- Ниже приведен перечень налогов. Все они за исключением одного, являются косвенными.
1) налог на добавленную стоимость; 2)налог с продаж; 3) подоходный налог; 4) акцизный сбор; 5)таможенная пошлина
Найдите и выпишите номер налога, выпадающего из этого ряда.
- Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А) В рыночной экономической системе преобладает централизованное распределение ресурсов.
Б) В командной (плановой) экономике необходимый минимум жизненных благ гарантирован государством.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А) Частная собственность – необходимое условие рыночной экономики.
Б) Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения об инфляции?
А) Инфляция представляет собой не обоснованный повышением качества, рост цен на товары и услуги
Б) Инфляция связана с наличием в стране избыточного объема денежной массы – «лишних» денег, не обеспеченных товарами и услугами.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Установите соответствие между примером и структурным элементом налога. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГА |
А) 13% Б) наследуемое имущество В) автомобиль Г) гражданин Д) заработная плата | 1) объект налога 2) субъект налога 3) ставка налога |
- Установите соответствие между факторами производства и видами доходов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ВИДЫ ДОХОДОВ | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) заработная плата Б) прибыль В) рента | 1) земля 2) труд 3) капитал |
- В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты различия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем – порядковые номера черт различия.
- Разрешение проблемы ограниченности ресурсов;
- Специализация отраслей хозяйства;
- Обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей;
- Директивное планирование выпуска товаров.
- В стране социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?»
Результаты опроса представлены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТА | % ОПРОШЕННЫХ | |
МУЖЧИНЫ | ЖЕНЩИНЫ | |
Муж | 17 | 15 |
Жена | 13 | 20 |
Тот, кто больше зарабатывает | 29 | 12 |
Все члены семьи сообща | 36 | 48 |
Не знаю | 5 | 5 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите буквы, под которыми они указаны.
А) Мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж, среди женщин более популярно, чем среди мужчин.
Б) Мнение о том, что все члены семьи должны сообща распоряжаться семейным бюджетом, наиболее популярно среди обеих групп опрошенных.
В) Мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен тот, кто больше зарабатывает, среди мужчин, более популярно, чем среди женщин.
Г) Мнение о том, что муж должен распоряжаться бюджетом, является наименее популярным среди всех опрошенных.
Д) Мнение о том, что жена должна распоряжаться бюджетом, является вторым по популярности среди опрошенных женщин.
Критерии оценивания контрольной работы по теме «Экономическая сфера общества» в 8 классе
Вариант 1
№ задания | Ответ | Количество баллов |
1 | Б | 1 |
2 | Г | 1 |
3 | А | 1 |
4 | Б | 1 |
5 | В | 1 |
6 | Б | 1 |
7 | Б | 1 |
8 | В | 1 |
9 | А | 1 |
10 | Б | 1 |
11 | Б | 1 |
12 | 5 | 1 |
13 | 2 | 1 |
14 | 4 | 1 |
15 | 1 | 1 |
16 | А-2; Б-1; В-1; Г-3; Д-1 | 3 |
17 | А-1; Б2; В-3 | 2 |
18 | Сходство:3,4, Различие: 1,2 | 2 |
19 | БВД | 2 |
ИТОГ: | 24 балла |
Вариант 2
№ задания | Ответ | Количество баллов |
1 | Б | 1 |
2 | Г | 1 |
3 | А | 1 |
4 | А | 1 |
5 | В | 1 |
6 | В | 1 |
7 | В | 1 |
8 | А | 1 |
9 | В | 1 |
10 | А | 1 |
11 | Г | 1 |
12 | 3 | 1 |
13 | 2 | 1 |
14 | 3 | 1 |
15 | 3 | 1 |
16 | А-3, Б-1, В-1, Г-2, Д-1 | 3 |
17 | А-2,Б-3,В-1 | 2 |
18 | Сходство: 1,2 Различие: 3,4 | 2 |
19 | БВД | 2 |
ИТОГ: | 24 |
Критерии оценивания:
Оценка «5» - 22-24 баллов
Оценка «4» - 17-21 баллов
Оценка «3» - 12-16 баллов
Оценка «2» - 0-11 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...