Программа по учебному предмету «Обществознание», 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Варлапова Ольга Васильевна

Настоящая рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС СОО на основе Примерной образовательной программы среднего общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_varlapova_obshchestvoznanie_10_kl_baza.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы

Принято

протокол №10   от 30.08.2018

Утверждаю:

Приказ №_____ от  ____________

Директор МБОУ СОШ №65/23

____________Э. Г. Маткова

             «___» ____________

Программа

по учебному предмету

«Обществознание»

 (10 класс, базовый уровень)

(68 ч, 2 ч в неделю)

ФГОС СОО

Рассмотрена на заседании МО

учителей историко - обществоведческого цикла

протокол №1        от  30.08.2018

председатель МО ____________ Рыжова Л.Н.

Составитель: Варлапова О.В..

Пенза, 2018


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение предмета «Обществознание» в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Личностные результаты:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

Обучающийся на базовом уровне научится:

Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуациисвободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  • выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Содержание

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Человек. Человек в системе общественных отношений

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.  Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Тематическое планирование 10АБ

Тема

Кол-во часов

Общество как сложная динамическая система

15

Человек. Человек в системе общественных отношений

20

Правовое регулирование общественных отношений

33


Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

по учебному предмету

«Обществознание»  10АБ класс (68ч.)

дата

Коррек. даты

тема

Домашнее задание

Раздел 1. Общество как сложная динамическая система (15 часов)

1\1

Многообразие значений понятия «общество»

Изучение демонстрационного варианта КИМ

2\2

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

§1, вопросы после §

3\3

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

§2, составление схемы

4\4

Основные институты общества.

§5выполн. зад. типа 25

5\5

Многовариантность общественного развития.

Зап. в тетради, выполн. зад. типа 26

6\6

Проблема критериев общественного прогресса

§6, п.1,2, работа с текстом, зад. типа 21-24

7\7

Эволюция и революция как формы социального изменения.

Записи в тетради, заполнение таблицы

8\8

Основные направления общественного развития: прогресс, регресс.

§ 3, п. 1-3

9\9

Формы социального прогресса: реформа, революция.

§4, вопросы № 2-4

10\10

Противоречивость общественного прогресса

Задание №2 после §4 (тип 27)

11\11

Процессы глобализации.

Составление мультмедийной презентации

12\12

Основные направления глобализации.

Повторение по теме

13\13

Последствия глобализации.

§7, вопросы № 2-4

14\14

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Задание №2 после §7 (тип 27)

15\15

Глобальная угроза международного терроризма

§8, вопросы после §

Раздел 2. Человек. Человек в системе общественных отношений (20 часов)

16\1

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Задание №4 после §9 (Тип 28)

17\2

Социализация индивида, агенты (институты) социализации.

§9, подготовить доклады

18\3

Мышление, формы и методы мышления.

§9, вопросы, выполн. зад. типа 25

19\4

Мышление и деятельность.

§10, вопросы, зад.типа 27

20\5

Мотивация деятельности, потребности и интересы.

Домашнее сочинение

21\6

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

§10, подготовиться к практикуму

22\7

Познание мира. Формы познания. Истина.

работа с текстом, зад. типа 21-24

23\8

Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.

§11, вопросы выполн. зад. типа 25

24\9

Особенности научного познания. Особенности социального познания.

Домашнее сочинение

25\10

Уровни научного познания. Способы и методы научного познания.

§12, задание №3, подготовиться к ПОУ

26\11

Духовная жизнь и духовный мир человека. Понятие культуры.

Повторение по теме

27\12

Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры.

§13, задание №3 (тип 28)

28\13

Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура.

работа с текстом, зад. типа 21-24

29\14

Искусство, его основные функции.

выполн. зад. типа С5

30\15

Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.

§14, подготовиться к ПОУ

31\16

Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.

Вопросы и зад. к гл. 2

32\17

Самосознание индивида и социальное поведение.

§14, вопросы 2,4.

33\18

Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.

§14, задания 1-3 (тип 25-27)

34\19

Основные направления развития образования. Функции образования.

Оформить выводы по работе

35\20

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

§15, вопросы

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (33 часа)

36\1

Право в системе социальных норм.

Работа с текстом, зад. типа 21-24

37\2

Система российского права: элементы системы права.

Домашнее сочинение

38\3

Источники права.

§16, задание №4 (Тип 28)

39\4

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

§17, подг. к защите

40\5

Гражданство Российской Федерации.  

§17, вопросы №1,3

41\6

Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Выполнение зад. к тексту

42\7

Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

§18, вопросы 1-3

43\8

Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения.

Домашнее сочинение

44\9

Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.

§19, зад. типа 25, 27

45\10

Экологическое право. Экологические правонарушения.

Повторение по теме

46\11

Гражданское право. Субъекты гражданского права.

Вопросы и задания к гл.3

47\12

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности.

§20, вопрос 1-3

48\13

Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.

§20, задание1-2

49\14

Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

§21, подготовиться к семинару

50\15

Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

§21, задание 2

51\16

Организационно-правовые формы предприятий.

§22, вопросы 1-3

52\17

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

§22, задание 2, подг. к ПОУ

53\18

Правовое регулирование отношений супругов.

Повторение по теме

54\19

Права и обязанности родителей и детей.

Вопросы и задания к гл. 4

55\20

Порядок приема в профессиональные образовательные организации. Порядок оказания платных образовательных услуг.

§23, вопросы 1-2.

56\21

Занятость и трудоустройство.

§23, задание 3

57\22

Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

§24, задание 4

58\23

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Выполнение зад. к тексту

59\24

Гражданские споры, порядок их рассмотрения.

Домашнее сочинение

60\25

Основные правила и принципы гражданского процесса.

§25, доклады

61\26

Особенности административной юрисдикции.

§25, задание 4

62\27

Особенности уголовного процесса.

§26, вопросы

63\28

Стадии уголовного процесса.

§26, составить план

64\29

Конституционное судопроизводство.

§27, подготов. к защите

65\30

Понятие и предмет международного права.

§28, подг к практикуму

66\31

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

§29

67\32

Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Подготовка ученических проектов

68\33

Основные проблемы современного российского общества

Всего-68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта  среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего общего...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (профильный уровень)

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...