Конспект интеллект-шоу по избирательному праву«Все в твоих руках…»
план-конспект по обществознанию

Астайкина Людмила Дмитриевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_intellekt_-shou.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района.

Интеллект-шоу по избирательному праву:

«Все в твоих руках…»

Разработала и провела учитель обществознания

Людмила Дмитриевна Астайкина

Цели:

Обучающая: закрепление и повторение полученных знаний  по теме «Избирательное право»; формирование у учащихся понимания необходимости сознательного участия в выборах.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, повысить интерес к предмету; развивать их познавательную активность и творческое мышление, совершенствовать навыки групповой работы.

Воспитательная: воспитание гражданской ответственности, активной жизненной  позиции будущих избирателей, чувства патриотизма; воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив.

Задачи:

-  активизировать учащихся;

- способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.

- сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;

- привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам).

Оформление зала:

Лозунги: " Мы молодые – нам выбирать", "Как жить дальше – выбираем сами", выставка «Ты – будущий избиратель».

Оборудование:

презентация, раздаточный материал.

Домашнее задание:

подготовить название команды, девиз, эмблему и плакат.

Слово учителя: Добрый день, уважаемые гости, учащиеся, учителя и родители. Сегодня в рамках проведения «Дня молодого избирателя» мы проводим интеллект-шоу «Все в твоих руках…». И я бы хотела обратиться  к нашим старшеклассникам. Наступит день, когда вы,  достигнув 18-летнего возраста, станете избирателями. Будете ли вы к этому готовы. Пойдете ли голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения. Это во многом будет зависеть от того, какой  правовой, избирательной культурой вы владеете.

     Сегодня мы с вами вспомним содержание избирательного права. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь - необходимо формировать гражданское самосознание в области избирательного права. Эта тема важна еще и тем, что сегодня мы будем говорить не только об избирательном  праве человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор.

      Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы, будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны. Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем.

    Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.

     Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах, но   сегодня вам предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права.

      В игре участвуют 2 команды. (Каждая команда сидит за отдельным столом). Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов. Набранные баллы заменяются лотами. Оценивать работу команд будут: зам.директора по ВР Манина Н.К., глава Шугуровского сельского поселения Николаева Анна Владимировна, Дудникова Татьяна Васильевна учитель начальных классов - депутат Шугуровского сельского поселения.

А в начале, предлагаю вам прослушать преамбулу из истории выборов.

 

Ведущий 1:

5 слайд.

Выборы - древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.

 В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб, "За" – означал белый боб, "Против" – черный.

   В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, на сколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом.

     Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

6 слайд.

    Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью.

    Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века.

7 слайд.

Ведущий 2: Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

    Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента) и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

   Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

8 слайд.

Ведущий 1: Слово предоставляется главе Шугуровского сельского поселения  Николаевой Анне Владимировне.

 (Она  рассказал учащимся о структуре органов власти сельского поселения и порядке его формирования. О значимости участия населения в избирательной кампании. О деятельности Совета и Администрации сельского поселения).

Ведущий 2:

Каждый выбирает для себя            

женщину, религию, дорогу.                                                                                                                          Дьяволу служить или пророку -      

каждый выбирает для себя.      

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя...

Выбираю тоже, как умею,

ни к кому претензий не имею -

каждый выбирает для себя. 

Ведущий 1: “ Мир может спасти только один человек и этот человек – ТЫ.”  Итак мы начинаем основную часть конкурсной программы.

9 слайд.

Конкурс 1. Представление команд. Название, эмблема, девиз.

Команда «Избиратели». 
Девиз:

 Избиратель, избиратель! Ты своей судьбы создатель,

Кандидатов изучай,  По заслугам выбирай!

Команда: «Депутаты».
Девиз:

Дорогой наш избиратель! Мне осталось пожелать

Десять раз подумать надо, а потом голосовать.

Спасибо командам. Жюри попрошу огласить свои оценки

Конкурс 2 - разминка.  

Дать определение понятиям «выборы» и «избирательно право».

 1. Выборы – способ формирования высших органов государственной власти, при котором избиратели путем голосования уполномочивают своих представителей решать дела государства. В демократическом государстве выборы являются основным способом формирования высших государственных органов.

2. Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования: органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица»

1. Избирательное право – это правовой институт, регулирующий отношения, возникающие по поводу выборов;

2. Избирательное право – это возможность избирать и быть избранным.

Конкурс 3 для капитанов. «На приеме у юриста».

Приглашаются по 2 человека от команды, которые выполняют роль работников юридической консультации. Их задача – дать юридически обоснованный письменный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла. Предлагаемые ситуации:

1)Гражданин Петров по пути на избирательный участок споткнулся и сломал ногу. После этого ему наложили гипс в травматологической поликлинике и доставили домой. Было уже 19 часов. Желая не оставаться в стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах президента, Петров отправил жену в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, однако в просьбе Петрову отказали. Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

Избирательная комиссия права, так как согласно ст.67 ФЗ «О выборах Президента РФ» заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее, чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. В данном случае срок пропущен и отказ обоснован.

2)В ходе предвыборной агитации при проведении выборов в Государственную Думу РФ епископ Московский во время воскресной проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. Петрова, являющегося их единоверцем. У членов избирательной комиссии возник вопрос, является ли подобного рода агитационное заявление законным. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу.

Ответ:

Ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» прямо предусматривает, что запрещается проведение предвыборной агитации благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний (п.7).

3)Во время голосования рядом с избирателем стоит человек в черном костюме и следит, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести? (Принцип тайного голосования)

4)В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом  такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов? (В данном случае нарушен принцип альтернартивности. Такая система выборов использовалась  в СССР).

Конкурс 4.  Продолжи фразу “ Я буду голосовать на выборах, потому что …”

    ( Команды по очереди произносят свою фразу: «Я буду голосовать на выборах, потому что … )

Имею на это право.

Отношусь к этому с большой ответственностью.

Мой голос может стать решающим.

Мне предоставлено право выбора.

Считаю это своей обязанностью.

Мне не безразлично будущее своей страны.

Подаю пример другим.

Если не я, то кто же?

Конкурс 5. Проверка домашнего задания. Вам было предложено домашнее задание: подготовить плакат, призывавший граждан прийти на выборы. Проведите презентацию своего плаката.

Конкурс 6. Прочти высказывание.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание.

17

16

12

1

8

10

20

6

14

15

6

                               

3

1

26

21

14

16

13

16

5

7

8

30

,

10

                       

33

                       

19

12

1

8

21

3

1

26

6

2

21

5

21

27

6

6

Насир Аль – Фараби сказал когда-то: “Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее”.  

Конкурс 7. «Проголосуй».

На столе стоит избирательная урна. У одной команды на столе бюллетени в виде листьев рябины, а у другой – листьев березы.                                                                                    Задание: напишите на каждом листочке термины по теме «Избирательное право» и проголосуйте ими.
За каждое слово по 1 баллу.

     Все проголосовали. Сейчас избирательная комиссия вскроет урну, подсчитает ваши голоса и передаст  данные членам жюри.

Подведение итогов.

 10 слайд.

 Учитель:  Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах,  я надеюсь, что это мероприятие не прошло даром. Вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других. Это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона, потому что только так можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную, когда придет время совершеннолетия, сделать осознанный правовой выбор.

Слово жюри.

Награждение победителей.

Учитель:  И наше сегодняшнее мероприятие мы закончим прослушиванием  притчи. (Рассказ ученика).

11 слайд.

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

    И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

    Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

12 слайд.

      Учитель: И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее. Вы – будущие молодые избиратели!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по избирательному праву "Твой выбор"

конкурсно-игровая программа по избирательному праву для обучающихся 10 классов, изучающих элективный курс Избирательное право и избирательный процесс...

Интерактивная игра по избирательному праву "Всё в твоих руках!"

Интерактивная игра по избирательному праву...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Твой выбор нужен нашей стране"

Внеклассное мероприятие на тему «Твой выбор нужен нашей стране» разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача, учителей ОО, адаптировать данную категорию детей ...