конспект урока по обществознанию "Избирательное право"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока для 11 класса «Проблема выбора»
Автор: Анташкевич Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
Цели урока:
Образовательная:
- повторить основные моменты, связанные с историей возникновения выборов;
- познакомить учащихся с основными функциями выборов и принципами избирательного права в демократическом государстве
Развивающая:
- способствовать формированию умения осуществлять поиск необходимой информации из разных источников
- способствовать формированию умения формулировать понятие «выборы»
- способствовать закреплению умения применять и оперировать понятиями активное и пассивное избирательное право, принципами избирательного права в демократическом обществе (на материале конкретных примеров), абсентеизм
- способствовать развитию диалогового общения учащихся в процессе обсуждения проблемных заданий
Воспитательная:
- вызвать интерес к проблеме выбора в современном мире
- способствовать формированию отношения к выборам как основной ценности правового государства
Слайд 1.
Учитель:
Каждый день мы встаем перед выбором. Так или иначе, почти вся человеческая жизнь состоит из выбора – мы выбираем друзей, профессию, одежду…
Почему же так сложно сделать выбор? Почему для многих это проблема?
Ответы учеников:…
Учитель:
Психологи утверждают, что проблема – это некое затруднение на пути к не совсем ясной цели.
В связи с этим, они определяют основные причины Сложности выбора:
1. Выбор – это всегда не только приобретение, но и потеря.
2. Проблема свободы выбора – обычно на человека оказывают давления установки семьи общества, культуры.
3. Выбор – это ответственность, но в каждом человеке живёт страх ответственности, и как следствие, неосознанная попытка избежать ее
Как вы видите, даже в повседневной жизни, сделать выбор бывает очень трудно. Ещё более сложный выбор - выбор судьбы целого государства
Слайд 2.
Учитель:
Посмотрите внимательно на плакаты, как Вы думаете, о каком выборе пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики: о выборах власти/депутатов…
Учитель: Совершенно верно.
Вы видите перед собой плакаты, которые ставят перед зрителем основные проблемы политического выбора. Какие проблемы вы можете на них увидеть?
Ученики:
1. Кого выбирать? Какой кандидат является достойным?
2. Для чего выбирать (ради чего идти на выборы)
3. Кто и для чего идёт голосовать
4. Почему выборы – это гарантия свободы твоей страны.
Учитель:
Сегодня мы поговорим о демократических выборах, однако далеко не сразу они стали такими. Давайте вспомним историю возникновения и зарождения выборов.
Ученики представляют результаты выполнения опережающего задания:
Ученик 1 Слайд 3.
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Например, голосование - Основные вопросы народное собрание решало путем голосования - белый камешек означал положительное решение, черный – отрицательное. Также можно вспомнить остракизм, когда в ходе голосования решалась судьба чиновников и отдельных граждан. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса.
Или предвыборная кампания – в Древнем Риме она начиналась задолго до дня голосования – должностные лица проверяли кандидата на соответствие требованиям закона и только потом вносили его имя в списки кандидатов. С этого момента он носил белоснежную тогу и мог обращаться к избирателям, прося их поддержки. Двери дома кандидата были открыты для всех – здесь можно было утолить голод и жажду. В день голосования избиратель получал маленькую табличку – бюллетень – на котором писал имя кандидата.
Слайд 4.
Огромное значение для развития демократии уже в наше время имела Великая Французская революция. Она способствовала появлению таких понятий, как активное избирательное право (с 21 года), списки избирателей, права гражданина.
Слайд 5
Современная система тайного голосования была разработана и применена впервые во второй половине 19 века в Австрии.
Ученик 2 Слайд 6
Первые выборы на Руси произошли в IX веке, когда новгородцы призвали на княжение варягов во главе с Рюриком в качестве князя. В период существования боярских республик в Новгороде и Пскове главные должностные лица избирались на общем собрании горожан - вече. Это решение принималось путём открытого голосования.
С образованием централизованного государства необходимость в существовании вече отпала. Централизованной монархии нужен был другой представительный орган, который бы поддерживал политику власти. Таким институтом стал Земский собор. Голосование на соборе проводилось устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия».
Слайд 7
Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных институтов. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое учреждение парламентского типа появилось лишь в 1906 году. Оно получило название «Государственная Дума». В Российской империи созывалась 4 раза. Выборы в Думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Право голоса не получили: женщины, военнослужащие, кочевые народы.
В России в 1917 году проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию парламентаризма в России.
Советская демократия была своеобразным политическим явлением. В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации. До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем – прямыми.
В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года состоялись впервые прямые выборы Президента России.
Учитель:
Итак, сегодня, мы будем говорить о демократических выборах.
Попробуйте из слов и словосочетаний на слайде составить самостоятельно определение выборов
Слайд 8
Ученики составляют определение выборов: Выборы – это форма свободного волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица
Проверка задания на слайде 9
Учитель: Какие функции выборов вы можете назвать?
Ученики: Формулируют функции выборов.
Проверка ответов – слайд 10
Функции выборов:
- Являются средством систематического обновления властных структур
- Придают власти легитимный характер
- Выявляют реальные интересы и потребности народа
- Способствуют приобщению граждан к политике
ВАЖНО отметить, что сам факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества.
Важна система проведения выборов, принципы избирательного права!
Слайд 11
Учитель: Давайте рассмотрим понятие «Избирательное право»
- это комплекс правовых норм о порядке выборов (часть конституционного права).
В узком смысле слова - это право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти.
В широком смысле слова – это избирательные законы и иные акты.
Учитель: Теперь давайте проверим ваши знания об избирательном праве:
Слайд 12 – интересные факты о выборах – как примеры функционирования активного избирательного права
Слайд 13 (слайд 14 – проверка задания)
Учитель: Перед вами на слайде вопросы, ответы на которые можно найти в Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ»
У Вас есть 5 минут, чтобы найти эти ответы, а затем мы их проверим.
- С какого возраста граждане России приобретают право избирать? – с 18 лет
- С какого возраста можно стать депутатом Государственной Думы? (с 21 года), Губернатором? (с 30 лет)
- Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы можно было баллотироваться в Президенты РФ? (35 лет при условии проживания в стране не менее 10 лет)
Учитель: Обсудим: «Цель любых выборов …прежде всего в том, чтобы обрести правителей – людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности»
Джеймс Медисон
(американский политический деятель, 4й президент США, один из основных авторов Конституции и Билля о правах)
Слайд 15:
Учитель: посмотрите на доску – перед вами Принципы избирательного права в демократическом обществе – подтвердите их выдержками из документов:
- 1. Всеобщее избирательное право (ст. 32 п. 2,3 Конституции РФ)
- 2. Равное избирательное право (ст. 5 п. 1 ФЗ)
- 3. Прямое избирательное право (ст. 6 ФЗ)
- 4. Тайное голосование (ст. 7 ФЗ)
- 5 Альтернативность
Учитель: Рассмотрим ситуации и определим, какие принципы избирательного права были нарушены (ученикам выдаются отдельные карточки с ситуациями)
1. Молодой человек-избиратель в помещении для голосования получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц (нарушен принцип тайного голосования)
2. На избирательном участке гражданину отказались выдать избирательный бюллетень на том основании, что ему более 70-ти лет (принцип всеобщности)
3. Во время голосования рядом с голосующим стоит представитель какой-либо политической партии и советует избирателю за кого отдать голос (принцип тайного голосования)
4. В избирательном законе Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивался к 4 голосам буржуазии, 250-и голосам крестьян и 543-м голосам рабочих» (равное избирательное право)
5. В бюллетене для голосования проставлена только 1 фамилия. (альтернативность)
Слайд 16
Учитель: в некоторых странах, как мы уже увидели сегодня, участие в выборах является обязательным для граждан. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. У нас в стране отменен порог явки на выборы в 2006 году.
В России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане пользуются своим правом - избирать. Почему так происходит?
В избирательном праве есть такое понятие « абсентеизм».
Абсентеизм (в избирательном праве, лат.Absentia - отсутствие) - неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.
- Причины:
- Недоверие к политическим лидерам
- Неверие в способность повлиять на власть
- Удовлетворение своим стабильным и благополучным положением
Это недопустимо!
Слайд 17 – цитата Д. Нейтона «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (американский литературный и театральный критик) – обсуждение
Были в истории случаи, когда 1 голос решал судьбу выборов! – слайды 18-19
- В 36-м Избирательном округе Нью-Йорка в 1910 году прошли выборы в конгресс. Кандидат от демократической партии Чарльз Беннетт Смит, редактор газеты и защитник Сухого закона, столкнулся на выборах с республиканским кандидатом и действующим членом палаты представителей Д. С. Александром. После начального подсчета эти два кандидата получили равное количество голосов (20 684). Однако избирательная комиссия заметила ошибку в учетной ведомости одного из районов. Когда ошибка была исправлена, Смит получил дополнительный голос, который помог ему попасть в Конгресс. Смит стал председателем Комитета Палаты по Иностранным делам и был избран в Конгресс еще три раза.
- Сит Плезант, Мэриленд: выборы мэра в 2000 году - Судьба этих выборов решилась одним голосом, который не был отдан. Вечером в день выборов в избирательный пункт явилась дама, имени которой не нашлось в ведомости, а все потому, что она изменила свой адрес. Чиновники не позволили ей проголосовать за кандидата ее выбора, Турмана Д. Джоунса младшего, и Джонс потерпел поражение в пользу действующего мэра, Юджина Ф. Кеннеди. Кеннеди получил на один голос больше.
Слайд 20
Учитель: подведём итоги – почему нужно участвовать в выборах? (Рефлексия)
Ученики: Избиратель выражает свою волю
Человек может влиять на политическую ситуацию в стране
Человек реально участвует в политической жизни
Это возможность контролировать власть
Выборы – это праздник
Выборы – это способ заставить власти отчитаться перед народом за проделанную работу
- Участие в выборах - это показатель гражданской зрелости, самостоятельной политической позиции, важный вклад в формирование будущего России. Каждый из нас сможет с 18 лет прийти на избирательный участок и принять участие в выборах.
- Если избирать - мое право, а не обязанность, то я могу не ходить на выборы? Если право есть, я думаю, им нужно воспользоваться.
- Если мы голосуем, значит, участвуем в управлении своей страной.
- Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах.
Свои ответы ученики формулируют на листах бумаги, которые прикрепляются на доску в форме цветка
Учитель: Неучастие в политике не освободит нас от её результатов. Отто фон Бисмарк
Выборы в правовом государстве – одна из базовых ценностей современной российской государственности.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами
Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....
Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Правила дорожного движения в России" в 6 классе по УМК Spotlight
Урок из модуля 3 УМК Spotlight 6 имеет цель научить учащихся формулировать правила дорожного движения в родной стране и иллюстрировать их, используя ИКТ - создание проекта в программе Power Point....
Конспект урока по теме "Права ребенка"
Урок обществознания по теме "Права ребенка"...
План-конспект урока на тему "Правила приема и приглашения гостей.
Правила приема и приглашения гостей....
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
План-конспект урока "Строгание древесины. Правила безопасной работы."
Ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами. План-конспект урока предназначен для учителей работающих в 5-х классах....
Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"
Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.Вы никогда не за...