Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Кавляева Наталья Сергеевна

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок - брейн-ринг  по теме

«Избирательное право. Избирательный процесс»

 Кавляева Н. С., учитель истории и обществознания   МКОУ « Кетченеровская   многопрофильная гимназия  имени Х. Косиева »

Урок- брейн-ринг по теме: «Избирательное право. Избирательный процесс»

Цель: отследить уровень знаний учащихся по теме, воспитание правовой грамотности учащихся в области избирательного права, воспитание активной гражданской позиции, уважения к законам и заинтересованности к участию в избирательном процессе.

Оборудование: часы, гонг, черный ящик,  красные карточки. Презентация к уроку.

Ход игры.

  1. Оргмомент  
  2. Вступительное слово учителя:

 Дорогие ребята! Россия находится в преддверии  «больших  выборов» - выборов Президента РФ, а совсем недавно прошли выборы  депутатов  Государственной  Думы  Федерального Собрания  Российской Федерации.  Ежегодно  каждое  третье  воскресенье  февраля  согласно  постановлению   ЦИК  РФ  от  28 декабря 2007 г .№ 83/666-5  в субъектах РФ проводится день молодого избирателя.

Современный человек должен хорошо знать право, иметь активную гражданскую позицию, быть неравнодушным к будущему своей страны, а значит – должен быть хорошим, грамотным избирателем. Думаю, сегодняшний ринг позволит вам не только блеснуть своими знаниями в области избирательного права, но и узнать много нового и полезного. Итак, представляю команды ( звучит музыка « Что наша жизнь – игра!») :

В игре участвует 3 команды: 1.________________________________капитан_____________

                                                  2.________________________________капитан_____________

                                                  3.________________________________капитан_____________

Время, предоставляемое участникам ринга для ответов на вопросы, будет ограничено. Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на    _____________________

(выбрать ученика, который будет  с секундомером следить за временем обсуждения вопросов командами)

II . Правила брейн-ринга:

  • начинать обсуждение можно только после сигнала гонга. Если команда нарушает это правило, или если капитан раньше сигнала гонга поднимает красную карточку, это означает фальстарт, т.е. команда снимается с обсуждения по данному вопросу.
  • капитан команды определяет, кто из членов его команды будет давать ответ. Отвечающий приносит очки не только своей команде, но и в свой личный зачет (за правильный ответ каждый игрок получает фишки, по окончании урока в результате их подсчета мы сможем определить лучшего знатока и поставить оценки за урок.)
  • если команда, отвечающая первой, допускает ошибку, то другие команды могут после этого еще продолжить обсуждение в оставшееся время и дать ответ.

Итак, церемония представления команд брейн-ринга, объяснения правил игры окончена. Я объявляю начало ринга!

1-ый тур «Разминка»

( каждой команде по очереди –отдельный вопрос)

Правильный, полный ответ оценивается в 2 балла; неполный, но правильный ответ – 1 балл.

  1. Основной закон государства?                                                                           (Конституция)
  2. Что означает слово «конституция» в переводе с латинского?                          (Устройство)
  3. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба – это . ….                                                                                                    (референдум).
  4. Сколько статей в Конституции РФ?                                                                               (137)
  5. Это право бывает активным и пассивным.                                        (Избирательное право)
  6. Каких русских царей выбирали путем голосования?    

      (Борис Годунов -1598, Василий Шуйский – 1606, Михаил Романов – 1613)

  1. Первый и единственный Президент СССР.                                                   (М.С. Горбачев)
  2. С какого возраста приобретается активное избирательное право?                       ( С 18 лет)
  3.    Сколько депутатов в Государственной Думе?                                                                  (450)
  4. Сколько депутатов в Народном Хурале (Парламенте) РК?                                              (27)
  5. Назовите авторов государственного гимна Калмыкии.            

                                           (Музыка Аркадия Манджиева, слова Веры Шуграевой)

  1. Первый Президент РФ.                                                                                         (Б.Н. Ельцин)
  2. Форма государства России.

    (Демократическая республика, федерация, правовое государство)

  1. Каких представителей власти мы выбираем?

(Депутаты Государственной Думы, Президент РФ, депутаты законодательных органов власти субъектов, депутаты органов местного самоуправления, главы органов местного самоуправления РМО, СМО).

16.Что такое демократия? Где она зародилась?                                                                                                                                                     (Власть народа, Древняя Греция)

17. Когда была принята Конституция РФ?                                            (12 декабря 1993)

18. Когда была принято Степное Уложение (Конституция) РК?        (5 апреля 1994)

     2-ой тур «Теоретический»

Правильный, полный ответ оценивается в 2 балла; неполный, но правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 1 минута.

1. Государственную Думу РФ впервые собравшуюся в соответствии с    Конституцией 1993 г. называли V Государственной Думой. Почему?                                    

  Ответ:  (Предыдущие 4 Государственные Думы работали до 1917 года.                   I – 27 апреля-8 июля 1906 г.;  II – 20 февраля-2 июня 1907 г.; III – 1907-1912 г.; IV – 1912-1917 г.)

2.Как известно, калмыки в составе России 409 лет. Когда открылась I и II Государственные Думы среди депутатов были и представители Калмыцкой степи. Назовите их.    

Ответ: (I Дума – нойон Д. Тундутов, кадет; II Дума – С-Д.Б.Тюмень, кадет)

3.  Так назывались белоснежные тоги. Их носили римские претенденты на государственные или общественные должности. Белый цвет означал чистоту помыслов, честность намерений.

    Ответ: (Кандида. Кандидат – тот, кто носил кандиду)

4.  Что такое возрастной ценз? Приведите примеры ограничений в   избирательном праве по данному признаку.

    Ответ: (Ограничение по возрасту в получении избирательных прав (активного и пассивного избирательного права). 18 лет – право избирать; 21 год – право быть избранным депутатом Государственной Думы; 35 лет – право быть избранным Президентом РФ)

5 . Внимание! Черный ящик!  Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

    В черном ящике находится один из элементов калмыцкого шюльде (гербе), который является символом единой нации (калмыков). Что находится в черном ящике?  

Ответ:  (Улан зала – красная кисточка)

6. Назовите основные принципы избирательного права в РФ.  

Ответ: (Всеобщность, добровольность, прямые выборы, тайность, равенство, открытость, свобода выборов)

7. Назовите стадии избирательного процесса в правильной последовательности.

 Ответ: (Составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов и установление результатов выборов)

8. Внимание! Черный ящик! Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

     В черном ящике находится тот предмет, появление которого в 1932 г. установило окончательно в СССР особый режим. Внимание вопрос. Назовите этот предмет и наименование режима, который был установлен с его появлением.

     (Паспорт, паспортный режим)

     3-ий тур «Ситуационные задачи»

Требуют  знания  конкретных  нормативных  актов.  Максимально  – 5     баллов.

  1. На избирательный участок обратился избиратель с просьбой выдать ему избирательный бюллетень для голосования, предъявив при этом военный билет. Как должна поступить участковая избирательная комиссия?

Ответ: (Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» – ст.2 п.16. Военный билет – документ, являющийся заменой паспорта гражданина, для лиц, проходящих военную службу).

  1.  На избирательный участок в день голосования в 17 часов 30 минут поступила заявка на проведение голосования вне помещения для голосования от ветерана войны. Как должна поступить участковая избирательная комиссия?

Ответ: (п.5 ст.66 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Заявление (устные обращения) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за 4 часа до окончания времени голосования, т.е - не позднее 16-00ч.)

  1. На избирательный участок по выборам Президента РФ, депутатов Народного Хурала (Парламента) РК, Главы Кетченеровского РМО 2 марта 2008 г. в п. Кетченеры обратился избиратель, прибывший в командировку из г. Элиста с просьбой дать возможность ему проголосовать, предъявив открепительное удостоверение. В каком случае участковая избирательная комиссия может предоставить ему такую возможность?

Ответ:(п. 5 ст. 70 Закон РК «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) РК…» На основании открепительного удостоверения по месту пребывания избиратель в п. Кетченеры может проголосовать только по вопросам выборов Президента РФ, депутатов Народного Хурала (Парламента) РК.)

4-ый тур . Творческий  «Покажи свои ценности».

Время подготовки -5 минут. Максимальное количество – 5 баллов.

 

Учитель:  Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального  и экономического развития страны, превращению общества в гражданское. От позиции современной  российской молодёжи, каждого избирателя  во многом зависит будущее нашей страны.

Задание:  С помощью маркеров, фломастеров на ватмане в форме футболки изобразите то, что лучшим образом характеризует современную молодежь. С помощью символов изобразите интересы и личные ценности членов вашей команды, т.е. то, что вам особенно дорого.

Защита  работ командами.

5-ый тур.  Ораторский. « Я б на выборы пошёл…»

конкурс капитанов.  5 баллов.

За 3 минуты подготовить, а затем изложить свою точку зрения на проблему «Зачем надо идти на выборы »

III. Подведение итогов. Определение команд –победителей и призеров.

IV. Награждение лучшего знатока избирательного права. Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Дисперсия света" в 11 классе

Представлен конспект урока формирования знаний по теме "Дисперсия света" .Цель урока: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света....

Материалы к уроку на тему: "«Золотое правило» механики." (7 класс)

Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта «Золотое правило» механики для учащихся 7 класса. Конспект является продолжением опорного конспекта «Простые механизмы». Раскрывает применение закон...

Конспект урока по обществознанию "Защита прав потребителя" 9 класс

Форма урока: урок – интеллектуальный турнирТема: Защита прав потребителей.Цели: формировать у школьников рациональное потребительское поведение;развивать представления о необходимости активного исполь...

Конспект урока по теме: Семейное право

Конспект урока по обществознанию по теме Семейное право дает краткое описание урока...

конспект урока по теме " Учи правила дорожного движения " 6 класс

Конспект урока по английскому языку в 6 классе по теме «Правила дорожного движения»ТемаTraffic rules/Правила дорожного движенияКласс6й класс (11-12 лет)Тип урокаУрок обобщения и систематиз...

Конспект урока на тему: Административное право 11 класс

Урок обществознания в 9 классе по теме «Административное право» Цель урока: создать условия для формирования  знаний у учащихся об административном  правеЗадачи:Образователь...

Конспект урока по теме семейное право 11 класс

конспкт урока по теме семейное право рассматриваеться в курсе изучения права в 11 классе...