План конспект урока-викторины по избирательному праву
план-конспект по обществознанию
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Урок-викторина
по
избирательному праву.
Разработала и провела учитель обществознания:
Астайкина Л.Д.
Цели и задачи:
- Распространение знаний в области избирательных прав граждан в ученической среде.
- Формирование у учащихся активной жизненной позиции.
- Повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей.
Оборудование:
Лозунг "Как жить дальше – выбираем сами", плакаты.
Учитель:
Добрый день, уважаемые гости, учащиеся и учителя!
Сегодня мы с вами проведем урок-викторину по избирательному праву. Этот урок призван подчеркнуть ту особую роль, которую играет избиратель в судьбе своей страны, своей Отчизны. Пройдёт несколько лет, и вы будете иметь право участвовать в выборах. Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».
Что такое выборы, в современном обществе знает каждый взрослый человек. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос и другие, интересующие нас:
Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право? Участие в выборах – право или обязанность?
И так я хочу спросить у вас: А что такое выборы?
Ученик:
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая.
Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям оказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.
Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.
Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу Республики, Глав Администраций районов, Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.
Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).
Учитель:
Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной.
И мы с вами ознакомимся с основными этапами избирательного процесса.
Ученик:
- 1этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей.
- 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц.
- 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования.
- 4 этап - голосование и подведение итогов.
Учитель: Я знаю, что вы готовились к сегодняшнему уроку-викторине. Мы заранее разделились на две команды, и вы получали домашнее задание. Это придумать название команды, нарисовать плакаты, приуроченные к избирательному праву и иметь при себе по три высказывания о избирательном праве.
Ребята, вашу работу будет оценивать жюри.
А сейчас я предлагаю вам провести выборы и решить, кто станут капитанами ваших команд.
(каждый участник вписывает в бюллетень фамилию понравившегося ему кандидата)
Пока производится подсчет голосов, я бы хотела вам задать еще один вопрос: участие в выборах – это право или обязанность?
Ученик: Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга, поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например, в Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.
Учитель: Итак, капитаны команд выбраны. И сейчас мы проводим наш первый конкурс «Визитная карточка». Вы должны озвучить названия своих команд и ознакомить нас со своими девизами.
Спасибо командам. А теперь я приглашаю вас принять участие в викторине на тему «Избирательное право. Выборы».
(командам раздаются карточки с вопросами викторины)
Вопросы викторины:
- Законодательный орган страны?
- Есть ли в нашей стране имущественный ценз для избирателей?
- Может ли избиратель быть внесен в списки избирателей сразу на нескольких избирательных участках?
- Срок полномочий избирательных комиссий РФ.
- Как часто проводятся выборы президента, парламента?
- Где вы должны заполнить свой избирательный бюллетень, в соответствии с законом?
- Что делать, если вы испортили бюллетень для голосования ?
- С какого возраста можно баллотироваться в Президенты?
- С какого возраста начинается гражданская зрелость?
- Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
- Можно ли голосовать досрочно в Федеральные органы власти?
- Можно ли голосовать за больного родственника по его просьбе?
- Когда начинается агитационный период?
- Когда прекращается агитационный период?
- Можно ли проводить в день выборов социологические опросы?
(за каждый правильный полный ответ – 2 балла, неполный правильный ответ – 1 балл)
Учитель: Пока члены жюри подводят итоги, давайте ответим на вопрос: что такое избирательное право?
Ученик:
Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в , референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или Главой государства.
Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако, для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба. К началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.
Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы.
Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
Ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.
Имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.
В РФ:
- избирать имеют право лица, достигшие 18- летнего возраста.
- с 18 – летнего возраста можно избираться депутатом местного совета
- с 21 года – депутатом Государственной Думы
- с 35 – Президентом страны
Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:
- Лица, признанные судом недееспособными
- Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Учитель: А у нас третий тур, и он называется «Проблемные ситуации»
Обе команды получают карточки с одинаковыми ситуациями. (Максимальная оценка - 4 балла).
Ситуация 1.
На избирательный участок пришел совершеннолетний гражданин и заявил, что он хочет быть наблюдателем во время выборов. Избирательная комиссия ему отказала. Правомерно ли было это решение?
Ответ: Решение правомерно, т.к. наблюдатели назначаются заранее.
Ситуация 2.
Во время предвыборной компании в дверь пенсионерки Клавдии Илларионовны Налютовой позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они подробно рассказали Клавдии Илларионовне, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионерке два килограмма сахара, несколько банок тушенки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации?
Ответ: Да, нарушены. Законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным способом подкупать избирателей.
( карточки с ответами передаются членам жюри, которые подсчитывают итоги)
Учитель: А у нас впереди конкурс капитанов. (раздаются конверты с карточками, на которых в беспорядке перечислены основные стадии избирательного процесса. Надо правильно их соотнести. (Максимальная оценка – 5 баллов)
Ответ: 1. Назначение выборов.
2. Образование избирательных округов и избирательных участков, регистрация избирателей и составление списков избирателей.
3. Выдвижение кандидатов и их регистрация.
4. Предвыборная агитация.
5.Организация голосования, подсчет голосов, определение итогов голосования, установление результатов выборов и их официальное опубликование.
Учитель: Пока наши капитаны выполняют задания, у членов команд есть шанс пополнить копилку баллами своей команды. (На доске располагается кроссворд, учитель читает вопрос, ученики тянут руки и произносят правильные ответы, за каждый правильный ответ по 1 баллу)
1 | с | п | и | с | о | К | ||||||||||
2 | п | а | с | п | О | р | т | |||||||||
3 | г | о | л | о | с | о | в | а | Н | и | е | |||||
4 | к | о | м | и | С | с | и | я | ||||||||
5 | и | з | б | и | р | а | Т | е | л | и | ||||||
6 | т | е | л | е | в | И | д | е | н | и | е | |||||
7 | к | а | н | д | и | д | а | Т | ы | |||||||
8 | р | е | з | У | л | ь | т | а | т | ы | ||||||
9 | а | г | и | т | а | Ц | и | я | ||||||||
10 | к | а | б | И | н | а | ||||||||||
к | о | н | с | т | и | т | у | ц | и | Я |
По горизонтали:
1. Его составляют для учета избирателей. (Список)
2. Его необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня. (Паспорт)
3. Участие жителей государства в выборах путем заполнения избирательных бюллетеней. (Голосование)
4. Она организует проведение выборов и референдумов. (Комиссия)
5. Участники выборов. (Избиратели)
6. Одно из средств массовой информации. (Телевидение)
7. Те, кто заявили о своем праве быть избранным в органы власти. (Кандидаты)
8. Итоги выборов. (Результаты)
9. Призывы к жителям страны во время выборов проголосовать за или против кандидатов. (Агитация)
10. Место, где в соответствии с законом, избиратели заполняют бюллетень. (Кабина)
Ключевое слово: Конституция.
Учитель: На этом наши конкурсы закончены. Попросим членов жюри подвести итоги, команде - победительнице вручается диплом, а активным участникам оценки «отлично» в журнал. Ребята, не забывайте, что будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Будьте настоящими гражданами своей страны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
План конспект урока- викторины «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе
План конспект урока- викторины...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”
Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов
План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...
конспект урока по обществознанию "Избирательное право"
Урок по обществознанию 11 класс...
Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.
Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...
План-конспект урока-викторины для учащихся 2 класса
Конспект урока-викторины для 2 классовВопросы для викторины 6 класс...