Социальные взаимодействия.
план-конспект урока по обществознанию
Тема урока: Социальные взаимодействия.
Цели:
образовательная – знакомство учащихся с социальными отношениями, с социальным конфликтом;
развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование политической культуры у детей.
Задачи:
- Сформировать у учащихся общее представление о социальных связях, отношениях и взаимодействии.
- Познакомить с классификацией конфликтов.
- Определить причины конфликтов.
Тип урока: комбинированный
Основные вопросы урока:
1. Социальные отношения и взаимодействия.
2. Социальный конфликт.
Основные понятия:социальные действия, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sotsial_nye_vzaimodejstviya.docx | 132.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Социальные взаимодействия.
Цели:
образовательная – знакомство учащихся с социальными отношениями, с социальным конфликтом;
развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование политической культуры у детей.
Задачи:
- Сформировать у учащихся общее представление о социальных связях, отношениях и взаимодействии.
- Познакомить с классификацией конфликтов.
- Определить причины конфликтов.
Тип урока: комбинированный
Основные вопросы урока:
1. Социальные отношения и взаимодействия.
2. Социальный конфликт.
Основные понятия:социальные действия, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт.
Социальные действия – осознанные действия человека или групп, вызываемые их потребностями, связанные с действиями других людей.
Социальные взаимодействия – осознанные действия человека или групп, вызываемые их потребностями, связанные с действиями других людей.
Социальные отношения – вид общественных связей, одна из форм социального взаимодействия, отличающийся длительностью, устойчивостью и характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей.
Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения.
Литература:
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 10. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 10 . – М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
- Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение,2007.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, обществоведческий словарь.
Ход урока:
- Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
- Проверка домашнего задания:
Тест
- Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?
- Налогообложение;
- перепродажа ценных бумаг;
- оформление лицензий;
- изменение ставки банковских резервов. (4)
- Рынок характеризуется:
- стабильными ценами;
- слабым интересом к фундаментальным научным исследованиям;
- побуждением производителя к вложению капитала в долгосрочные проекты;
- бережным отношением к использованию невосполнимых природных богатств. (2)
- Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:
- национализации;
- инфляции;
- приватизации;
- разгосударствления. (1)
- Продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физических и юридических лиц называется
____________________________________________________________.
- Верны ли следующие суждения?
А. На рынке товаров представлены: ценные бумаги, рабочая сила, средства производства.
Б. При всем многообразии видов рынков их объединяют единые механизмы функционирования.
- Верно только А;
- верно только Б;
- верно и А и Б;
- оба суждения неверны. (2)
- Признаком рыночной экономики является:
- преобладание государственной собственности;
- директивное планирование производства;
- централизованное ценообразование;
- конкуренция товаропроизводителей. (4)
- Государственный бюджет – это:
- финансовый отчет правительства;
- перечень планируемых доходов и расходов;
- сумма расходов правительства за предшествующий год;
- расчет прибылей и убытков государства. (2)
- Конкуренция производителей в рыночной экономике:
- способствует росту монополий;
- приводит к снижению потребления;
- уравновешивает спрос и предложение;
- увеличивает объемы производства. (3)
- Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:
- низкого уровня безработицы;
- высокого потребительского спроса;
- разделения труда;
- частной собственности на средства производства. (4)
10. Безработица возникает в результате:
- экономического спада;
- социального расслоения;
- расширения производства;
- специализации производства. (1)
Перечислите характерные признаки командно-административной экономической системы (желательно указать не менее трех).
(Контроль за производством и распределением со стороны государства; преобладание государственной собственности на средства производства; централизованное ценообразование.)
- Сообщение новой темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности:
Тема урока «Социальные взаимодействия». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как социальные действия, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт.Узнаем,о социальном конфликте как особом взаимодействии индивидов, групп и объединений.
- Изучение нового материала
- Социальные отношения и взаимодействия.
Действия социальные – осознанные действия человека или групп, вызываемые их потребностями, связанные с действиями других людей.
Не всякое человеческое действие является социальным. Вне совместной связи и взаимоотношений действия людей носят не социальный, а личный характер.
Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию на его поведение со стороны других участников взаимодействия М. Вебер определял с помощью понятия «ожидание».
Действие, не содержащее такого ожидания, носящее подражательный характер, а также импульсивное действие, совершенное в состоянии аффекта, не является социальным действием.
Но провести четкую грань между социальными и несоциальными действиями трудно, поэтому понятие «социальное действие» можно рассматривать как «идеальный тип».
В основу теории социального действия М. Вебер положил понятие рациональности. Он выделил четыре «идеальных» типа социального поведения человека:
- Целерациональное поведение характеризуется целесообразными действиями, направленными на достижение определенной цели (накопление денег, карьера…).
- Ценностно-рациональное поведение, ориентированное на систему принятых человеком ценностей.
- Аффективное поведение определяется душевным складом человека, часто носит неадекватный характер.
- Традиционное поведение характерно для людей консервативного склада, приверженных обычаям, ритуалам.
Взаимодействия социальные – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием действий другого субъекта.
Элементы социального взаимодействия (по Парсонсу):
- Мотивационная ориентация.
- Удовлетворение и неудовлетворение потребностей.
- Ролевые ожидания.
- Установки.
- Оценки.
Классификация социальных взаимодействий
1. По количеству субъектов взаимодействий:
а) взаимодействие двух людей друг с другом;
б) взаимодействие одного и многих;
в) взаимодействие многих и многих;
2. По характеру взаимоотношений:
а) односторонние и двусторонние;
б) солидарные (согласные) и антагонистические (враждебные).
3. По длительности:
а) кратковременные;
б) долговременные.
4. По наличию или отсутствию организованности:
а) организованные;
б) неорганизованные.
5. По сознательности взаимодействия:
а) сознательные;
б) бессознательные.
6. По «материи» обмена:
а) интеллектуальные (идейные);
б) чувственные (эмоциональные);
в) волевые.
Два самых больших типа взаимодействий, имеющих полярный характер:
а) сотрудничество – предполагает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;
б) соперничество – попытки опережения, отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Если одни и те же типы взаимодействий в обществе постоянно повторяются, имеют упорядоченный и устойчивый характер, то они становятся социальными отношениями.
Отношения социальные – вид общественных связей, одна из форм социального взаимодействия, отличающийся длительностью, устойчивостью и характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей.
Социальные контакты – кратковременные, поверхностные связи людей, не оказывающих существенного влияния на их жизнедеятельность (контакты пассажиров в транспорте, зрителей на спектакле).
Различают множество видов межгрупповых и межличностных отношений:
– межклассовые;
– межнациональные;
– отношения между работодателями и работниками;
– отношения в трудовых коллективах;
– отношения между поколениями;
– отношения в семье и т. д.
По своему характеру и содержанию социальные отношения разнообразны:
– равенство и неравенство;
– партнерство и конфликты;
– господство и подчинение;
– насилие;
– уважение;
– благотворительность;
– любовь;
– наставничество;
– террор;
– обмен знаниями.
– Каковы причины такого многообразия?
Такое разнообразие определяется наличием большого количества ценностей, которые неравным образом распределены в обществе по социальным группам и внутри групп.
Социальные отношения складываются на основе обмена ценностями.
– Покажите на примерах, как ценности являются условием для любого рода взаимодействий.
- Социальный конфликт.
Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения.
Вопрос классу:Каковы причины возникновения конфликтных отношений?
(Возникновение конфликтных отношений связано с потребностями личности, социальной группы.)
Пять основных типов потребностей по А. Маслоу:
- физические потребности;
- потребности в безопасности;
- социальные потребности;
- потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
- внешние потребности в самовыражении, самоутверждении.
Три варианта поведения:
1. Можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребностей.
2. Поискать обходной путь удовлетворения потребностей.
3. Путем агрессии добиться желаемого.
Социальное противоречие – взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей.
Причины социальных противоречий:
- отсутствие средств и условий.
- препятствие на пути к цели.
- несогласованность целей между субъектами.
Противоречия могут привести к социальному конфликту.
Конфликтом принято называть наивысшую стадию противоречия, его острую форму, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга.
Конфликт – временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.
Классификация конфликтов
I. По сферам жизни:
а) конфликт в сфере экономики;
б) конфликт в области национальных отношений;
в) конфликт в социальной сфере
II. В зависимости от субъектов и зон разногласий:
а) рациональные (охватывает сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении на руководящую должность…);
б) эмоциональные конфликты (агрессия участников конфликта переносится с причины конфликта на конкретные личности участников). Опасен межнациональный конфликт.
III. А. Г. Здравомыслов приводит следующую типологию конфликта:
1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповые конфликты.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри- и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями.
7. Конфликт между культурами и типами культур.
IV. По «объекту» конфликтного взаимодействия:
а) экономические;
б) политические;
в) ценностные конфликты;
г) статусные конфликты.
Четыре основных типа конфликтов
I | II | III | IV |
Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению основных целей трудовой деятельности | Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению вторичных целей трудовой деятельности | Конфликты, возникающие из противоречия действий человека принятым в коллективе нормам | Личные конфликты |
Горизонтальные конфликты, возникают при непосредственной технологической взаимосвязи работников в процессе производства, когда успешность деятельности одного определяется успешностью другго. Горизонтальные конфликты организационного характера, когда проблемы, решение которых должно идти по вертикали, переносятся на горизонтальный уровень (конфликт из-за нехватки оборудования, инструментов). Вертикальные конфликты, когда руководство не обеспечивает условий успешной деятельности подчиненного. Вертикальные конфликты, когда подчиненный создает препятствие для успешного достижения руководителем целей его деятельности | Горизонтальные конфликты, когда достижение цели одного зависит и от других людей (премия). Горизонтальные конфликты организационного типа, возникают из-за сменности труда и других причин, являющихся следствием ряда нерешенных проблем по вертикали по причине слабости руководства. Вертикальный конфликт, когда руководитель не обеспечивает подчиненному удовлетворительных возможностей достижения личных целей. Вертикальныйконфликт, когда достижение личных целей руководителей в процессе деятельности зависит от подчиненных, условий | Горизонтальные конфликты, возникающие в группе с развитой моралью и имеющие характер требований, предъявляемых человеку со стороны группы. Вертикальные конфликты имеющие характер острого противоречия между стилем работы руководите-ля и ожиданиями его подчиненных. Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации неудовлетворения требований, предъявляемых руководителем и качеством подчиненного как носителя определенной социальной роли, | Горизонтальные конфликты, возникающие как проявление той или иной личной несовместимости. Вертикальные конфликты возникают между лидерами и ведомыми, авторитетными и неавторитетными, предпочитаемыми и непредпочитаемыми членами коллектива из-за несовместимости культурных основ и уровней личных притязаний |
Условия для конфликта
1. Объективно складывающаяся конфликтная ситуация.
2. Субъекты конфликтов.
3. Повод для конфликта.
Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е. Выработать условия успешного разрешения конфликта:
V. В целом классификация конфликтов может быть следующая:
Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
Межличностныйконфликт – разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп.
Межгрупповойконфликт – конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.
Конфликтпринадлежности – например, индивид, входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт свнешнейсредой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
VI. Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими или социальными интересами.
Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации.
Конкуренция – особый тип конфликтов, цель – получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам.
VII. Схватка – противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу.
Дебаты – возможны спор, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс.
Игра – обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, которые никогда не завершатся разрушением отношений.
Стадии конфликта
1. Предконфликтная ситуация.
2. Начальная стадия.
3. Разрешение конфликта
- Закрепление материала
Задание 1. Заполнить т а б л и ц у:
«Плюсы» и «минусы» конфликта
«Плюсы» | «Минусы» |
Задание 2.Обыграть ситуацию, распределив роли субъектов конфликта и степень разрешения конфликта (полная, частичная).
Задание 3. Выработать условия успешного разрешения конфликта:
Задание 4. Привести примеры или обыграть каждый тип конфликта (групповая работа).
- Выставление оценок учащимся.
- Домашнее задание: § 15.
Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Социальное взаимодействие"
Материал урока рассчитан на 2 часа. На первом уроке учащиеся работают с текстом параграфа, на втором- выполняют практическую работу, закрепляя материал...
Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.
Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) развивать умения осущ...
Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия
Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...
Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.
Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Социальные интересы и формы социального взаимодействия.
Тест к уроку обществознания в 11 классе....