Поурочный план по обществознанию в 10 классе на тему: «Безработица»
материал по обществознанию
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Эйлиг-Хем
Поурочный план по обществознанию
в 10 классе на тему:
« Безработица»
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Эйлиг-Хем
Хемер-оол Хорагай Борисовна
-2018-
Тема: Безработица
Цели урока:
- Формирование представления учащихся о безработице.
2. Развивать экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и навыки.
3. Воспитывать ответственность при выборе будущей профессии.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Беседа по изученной теме «Рынок труда»
- Что представляет собой рынок труда?
- В чем особенности рынка труда?
- От чего зависит спрос и предложение на рынке труда? А что еще зависит от величины спроса на те или иные товары и услуги? ( заработная плата на рынке труда)
2. Обсуждение 1 вопроса
III. Изучение новой темы. Формирование знаний, умений , навыков.
Слово учителя: Мы уяснили, сто спрос на рынке труда зависит от спроса на товары и услуги. Решим ситуацию.
Сейчас зима. На какие товары и услуги наибольший спрос? Какие профессии пользуются наибольшим спросом? Посмотрим это на графике. Как измениться график спроса, весной и летом? Что станет с рабочими предприятий по изготовлению валенок весной и летом? (они останутся без работы и будут вынуждены искать другую работу)
Объявляется тема урока.
План.
- Понятие безработицы. Признаки безработного.
- Причины и виды безработицы
- Последствия безработицы.
- Государственная политика борьбы с безработицей
- Востребованные профессии на современном рынке труда
Актуальность темы:
Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.
1. Беседа и объяснение учителя
Безработица – ситуация в экономике, при которой люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест.
БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.
Определим, кого следует относить к категории безработных. Все население страны можно разделить на две группы: включаемые в состав рабочей силы (экономически активное население) и в состав рабочей силы не включаемые.
ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:
- Трудоспособный возраст
- лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно ТК не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет
- лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).
- Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.
- Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости )
Вопрос: Можно ли считать безработными домохозяйку, бродягу.
- Обсуждение проблемы. Работа с текстом учебника
- Каковы причины безработицы? (ответы учащихся)
Причины безработицы.
1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.
2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.
3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.
4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.
- Исходя из причин можно определить какие виды безработицы существуют.
3. Выполнения задания .
1. Лифтер, потерявший работу из-за повсеместного внедрения современных лифтов, управляемых автоматически.(с)
2. Администратор гостиницы, уволившийся по собственному желанию.(ф)
3. Секретарь-машинистка, уволенная начальником, недовольным качеством ее работы.(ф)
4. Рабочий речного порта, не работающий в связи с окончанием навигации.(ф)
5. Служащий, уволенный из-за банкротства фирмы в условиях экономического спада.(ц)
6..Молодой человек, окончивший учебное заведение и обнаруживший отсутствие спроса на профессию, которую он приобрел.(с)
- Обсуждение проблемы
- Безработица имеет множество последствий экономического и неэкономического характера для отдельных людей и общества в целом.
- Каковы отрицательные последствия безработицы: для отдельного человека, для общества? (человек лишается источника дохода, если поиски работы затягиваются, то работник теряет квалификацию, что уменьшает его шансы найти высокооплачиваемую, престижную работу и в будущем. Это обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на асоциальное поведение – кражу, грабеж. Невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство неуверенности, собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию. В стране растет уровень заболеваемости, уровень преступности. Безработные или люди, которым реально угрожает безработица, обычно проявляют большую политическую активность, устраивают демонстрации и митинги, социальная напряженность в обществе растет и может привести к политическим переворотам.)
- Каковы положительные последствия? ( побуждает учиться, качественно и производительно трудиться и т .д).
5. Обсуждение проблемы.
- Как было сказано в начале, безработица это макроэкономическая проблема и она должна решаться на уровне государства. Она присуща всем странам, и каждая решает её своими методами.
- Как же решается проблема безработицы у нас в России и в том числе и РТ? (ответы учащихся, сообщения по материалам СМИ).
В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:
- выплачивают пособия по безработице
- помогают безработным найти работу
- ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
- В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
6. Сообщение учеников о профессиях востребованных на рынке труда.
IV. Выводы урока
- Объясните смысл высказывания “Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”.
- Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.
V.Домашнее задание .
Приложение 1
Дифференцированные тесты
Тест на “5” ( ответы “да” и “нет”)
- К категориям не включаемых в численность рабочей силы будет относиться металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать.
- Человеке, который надеется вскоре снова получить работу относится к разряду занятых.
- Сдвиг кривой спроса на труд может быть вызван разными причинами, за исключением цены труда.
- Если на рынке труда государство установит минимальный уровень заработной платы выше равновесного, то это приведет к избытку рабочей силы.
- Если человек болен и временно не может работать, то он относится к категории безработных.
- Человек, который работает неполный рабочий день и активно ищет другую работу, но не может ее найти, относится к категории безработных.
- Наличие профсоюзов на рынке труда может привести к инфляции.
Тест на “4” (ответы “да” и “нет”)
- Мобильность рабочей силы бывает двух видов: профессиональная и территориальная.
- Рынок труда - это рынок не первичного спроса , а производного.
- На предложение труда влияет только заработная плата.
- На рынке труда есть предел падения цен - это прожиточный минимум.
- Минимальная заработная плата должна быть больше прожиточного минимума.
- Соглашение о содержании и условиях труда называется трудовым контрактом.
- Профсоюзы – это организации , созданные дл того, чтобы представлять интересы работников.
Приложение 2
ЗАДАЧА
В стране А. в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. занятых.
- Определите численность рабочей силы в стране А. уровень безработицы и уровень занятости.
- В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0.5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.
- В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали , потому что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы , количество безработных и уровень безработицы в стране А. в сентябре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс...
Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко
Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко...
Поурочный план по обществознанию в 10 классе на тему "Безработица"
Ознакомление учащихся с востребованными профессиями на современном рынке труда...
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»...
Поурочный план по географии 7 класс. Тема: Природные зоны
Разработка урока для 7 класса. Тема: природные зоны....
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...
Презентация урок обществознания 10 класс "Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости"
Создать условия для формирования представления о важной проблеме в экономической политике государства – безработице, ее следствиях и мерах государственного регулирования...