Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс
календарно-тематическое планирование (обществознание , 8 класс) по теме
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_8.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРОГРАММА
Раздел 1. Человек. Природа. Общество.
Введение
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек т гуманное общество.
Тема 1. Что такое человек.
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность.
Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Человек и природа.
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек – звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человека. Особенности современного экологического кризиса.
Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса.
Природа – источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема 3. Человек среди людей.
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы и эгоизма, себялюбием и своекорыстием.
Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к любви и дружбе.
Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.
Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения.
Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 4. Человек в обществе.
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство – особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально-государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 час в неделю – 34 часа в год
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 час |
2. | Тема 1. Что такое человек? | 7 часов |
3. | Повторительно-обобщающий урок по теме 1 | 1 час |
4. | Тема 2. Человек и природа | 3 часа |
5. | Повторительно-обобщающий урок по теме 2 | 1 час |
6. | Тема 3. Человек среди людей. | 6 часов |
7. | Повторительно-обобщающий урок по теме 3 | 1 час |
8. | Тема 4. Человек в обществе | 12 часов |
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме 4. | 1 час |
10. | Итоговый урок | 1 час |
Итого | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
8 КЛАСС
34 ЧАСА
Учебник: Л.Н. Боголюбов. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Просвещение». М., 2009 год.
№ урока | тема раздела, урока | кол-во часов | Материалы и оборудование | основные термины и понятия | Требования к уровню подготовки | Дом Задание |
1 | Введение | 1 | учебник, схемы | гуманизм, мировоззрение, принцип | с.6-7 | |
2 | Что делает человека человеком? | 1 | учебник, схемы | мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое | Уметь объяснять смысл понятий; характеризовать качества человека; проследить способность человека к творческой деятельности. | § 1 |
3 | Что человеку нужно? | 1 | учебник, схемы | потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное | Уметь объяснять смысл основных понятий; характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия; показывать связь между трудом и удовлетворением различных потребностей; определять роль ценностных ориентиров. | §2 |
4 | Ваши способности — в вашей власти | 1 | учебник схемы | талант, гениальность, характер, воля, | Уметь объяснять смысл основных понятий; характеризовать факторы, влияющие на формирование характера человека; обобщать, делать выводы по теме. | §3 |
5 | Человек и человечность | 1 | Учебник схемы | мораль, нормы морали, нравы, человечность | Уметь объяснять основные понятия; высказывать собственную точку зрения; анализировать высказывания; обосновывать свое мнение. | §4 |
6 | Человек и культура | 1 | учебник, схемы, | культура, ценности культуры | Уметь определять, что включает в себя понятие «культура»; объяснять основные понятия; высказывать свою точку зрения; анализировать высказывания. | §5 |
7 | Человек познает мир | 1 | учебник, схемы | ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я» | Уметь объяснять: какую роль в познании играют ощущения; смысл основных понятий; из чего слагается «образ Я». Высказывать свою точку зрения; анализировать тексты и высказывания; характеризовать особенности основных видов познания. | §6 |
8 | Вечные вопросы | 1 | учебник, схемы | индивид, индивидуальность, личность, смысл жизни | Уметь объяснять смысл основных понятий; определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и личность; комментировать высказывания. | §1-7 |
9 | Обобщение по теме «Что такое человек»» | 1 | Мультимедиа, схемы | См. выше | Закрепление и обобщение знаний | Тест |
10 | Природа, общество, человек. | 1 | учебник, схемы | ноосфера, биосфера | Уметь раскрывать основные значения понятий; определять роль природы в жизни человека и общества; аргументировать свои ответы; определять значение моральных норм и запретов в жизни общества. | §8 |
11 | У роковой черты | 1 | учебник, схемы | экологическое равновесие, деградация биосферы | Уметь объяснять основные причины ухудшения экологической обстановки в современную эпоху; характеризовать проявления экологического кризиса; намечать пути преодоления экологического кризиса. | §9 |
12 | Природа под охраной закона | 1 | учебник, схемы | экологическая экспертиза, экологическое право | Уметь характеризовать основные конституционные права и обязанности; перечислять природные объекты; показывать на примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; приводить примеры экологических правонарушений; определять деятельность общественных организаций в защите природы. | §8-10 |
13 | Обобщение по теме «Человек и природа». | 1 | Мультимедиа, схемы | Закрепление и обобщение знаний | Тест | |
14 | Межличностные отношения. | 1 | учебник, схемы | симпатия, антипатия, приятельство, товарищество | Уметь объяснять основные понятия; характеризовать особенности межличностных отношений; доказывать отличия деловых и личных отношений; называть уровни в развитии межличностных отношений. | §11 |
15 | Радости и сложности общения | 1 | учебник, схемы | конфликтная ситуация, стратегия поведения | Уметь объяснять смысл основных понятий; доказывать, почему общение необходимо человеку; показать причины конфликтов в межличностном общении. | §12 |
16 | Малая группа | 1 | учебник, схемы | конформизм, групповой эгоизм, групповые санкции, групповые нормы | Уметь называть признаки, которые могут лежать в основе деления малых групп; объяснять основные понятия; характеризовать роль лидера в малой группе. | §13 |
17 | Бесценный дружеский союз. | 1 | учебник, схемы | групповая солидарность, дружба | Уметь определять особенности отличия дружбы от других видов межличностных отношений; аргументировать свои ответы; объяснять основные понятия. | §14 |
18 | «Самое утреннее из чувств». | 1 | учебник, схемы | Уметь доказывать свою точку зрения, комментировать высказывания. | §15 | |
19 | Психологический климат в семье | 1 | учебник, схемы | семейный долг, психологический климат | Уметь доказывать роль семьи в обществе; определять функции семьи. | §11-16 |
20 | Обобщение по теме «Человек среди людей» | 1 | Мультимедиа, схемы | Закрепление и обобщение знаний | Тест | |
21 | Человек и общество | 1 | учебник, схемы | общественные отношения, сферы жизни общества, социальные нормы | Уметь характеризовать основные сферы жизнедеятельности людей; объяснять смысл основных понятий; объяснять отличие друг от друга социальных норм в форме дозволения, предписаний, запретов. Доказывать, что жизнь людей меняется при переходе от одной ступени развития к другой. | §17 |
22 | От хозяйства Робинзона к экономике | 1 | учебник, схемы | экономика, техника, технология, НТР, НТП, «ноу-хау» | Уметь объяснять свою точку зрения; характеризовать технологии будущего; объяснять суть НТР и НТП. | §18 |
23 | Человек в мире экономических отношений | 1 | учебник, схемы | конкуренция, рынок, спрос, предложение, ресурсы, деньги, экономическая система | Уметь объяснять смысл основных понятий; показывать характерные черты рыночной экономики. Определять, что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики. | §19 |
24 | Государство и экономика | 1 | учебник, схемы | налог, облигация, госбюджет | Уметь приводить примеры общественных благ; аргументировать свои ответы; объяснять смысл основных понятий. | §20 |
25 | Социальная сфера жизни общества | 1 | учебник, схемы | социальные статус и роль, социальный конфликт | Уметь объяснять, в чем выражается социальное неравенство. Называть различные точки зрения на причины появления социального неравенства. Объяснять причины социальных конфликтов. Характеризовать социальную структуру современного российского общества. | §21 |
26 | Нации и межнациональные отношения | 1 | учебник, схемы | племя, народность, этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений | Уметь объяснять смысл основных понятий; называть различные понятия о национальной гордости. Определять значение национальных традиций. Находить пути предотвращения национальных конфликтов. | §22 |
27 | Связь поколений | 1 | учебник, схемы | конвенция, поколение, возрастная когорта | Уметь объяснять основные понятия; характеризовать причины проблемы «отцов и детей»; называть важнейшие права ребенка. | §23 |
28 | Политика и политическая жизнь | 1 | учебник, схемы | оппозиция, многопартийность, политика, политическая власть | Уметь объяснять понятия; определять, что входит в сферу политики; называть признаки любой власти; объяснять причины возникновения политических организаций. | §24 |
29 | Гражданин и государство | 1 | учебник, схемы | государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство | Уметь называть различные точки зрения на причины появления государства; объяснять основные понятия; характеризовать основные отличия конституционной монархии от абсолютной; определять, как связаны права и обязанности гражданина. | §25 |
30 | Культура. Наука. Искусство | 1 | учебник, схемы | культура, наука, искусство, художественный образ | Уметь определять общее и различное в материальной и духовной культуре. Раскрывать сущность научного познания. Объяснять основные понятия. Показывать связь искусства с общественной обстановкой. | §26 |
31 | Человек и выбор жизненного пути | 1 | учебник, схемы | адаптация, индивидуализация, интеграция, выбор жизненного пути | Уметь высказывать собственное отношение к выбору профессии; определять основные типы профессий. Объяснять суть процесса становления личности. | §27 |
32 | Современный мир | 1 | учебник, схемы | глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа | Уметь объяснять проявление глобальных проблем. Называть глобальные проблемы. Определять пути развития международного сотрудничества, направленные на разрешение глобальных проблем. | §17-28 |
33 | Обобщение по теме «Человек в обществе» | 1 | Мультимедиа, схемы | См. выше | Закрепление и обобщение знаний | Тест |
34 | Обобщение по курсу «Введение в обществознание» | 1 | учебник, схемы | См. выше | Проверить знания. умения и навыки, полученные учащимися за курс «Обществознание» 8 класс. | §1-28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе
Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс...
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...
Поурочное планирование по обществознанию в 6 классе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 11-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию в 7 классе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 10-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию в 5 классе по учебнику Боголюбова. ФГОС. Технологические карты по разделу "Труд"
В работе представлены технологические карты по обществознанию, составленные на основе ФГОС основного общего образования, по разделу "Труд". Ориентированы на работу с учебником Боголюбова "Обществознан...
Тематическое поурочное планирование для 8 класса. углублённое изучение.
В поурочном тематическом планировании подробно описано содержание каждого урока.УМК English VIII О.В. Афанасьева, И.В.Михеева для школ с углублённым изучением английского я...