Поурочный план по обществознанию в 10 классе на тему "Безработица"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Газимзянов Табрис Габдулхакович

Ознакомление учащихся  с востребованными профессиями на современном рынке труда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnyy_plan_po_obshchestvoznaniyu_v_10_klasse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МБОУ Кугунурская СОШ Балтасинского района Республики Татарстан

Поурочный план по обществознанию

в 10 классе на тему:

« Безработица»

Кугунурская СОШ

учитель истории и

                                                                                            обществознания

                                                                                             Газимзянов Т. Г.

                                                                   -2013-

Тема:    Безработица

Цели урока: 

  1. Формирование представления учащихся  о  безработице.  

 2. Развивать экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и навыки.  

 3. Воспитывать ответственность  при выборе будущей профессии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Беседа по изученной теме «Рынок труда»

-  Что представляет собой рынок труда?

-  В чем особенности рынка труда?

-  От чего зависит спрос и предложение на рынке труда? А что еще зависит от величины спроса на те или иные товары и услуги? ( заработная плата на рынке труда)

2. Обсуждение 1 вопроса  на стр. 129.

III. Изучение новой темы. Формирование знаний, умений , навыков.

Слово учителя: Мы уяснили, сто спрос на рынке труда зависит от спроса на товары и услуги. Решим ситуацию.

Сейчас зима. На какие товары и услуги наибольший спрос?   Какие профессии пользуются наибольшим спросом? Посмотрим это на графике. Как измениться график спроса, весной и летом?  Что станет с рабочими предприятий по изготовлению валенок весной и летом? (они останутся без работы и будут  вынуждены искать другую работу)

Объявляется тема урока.

План.

  1. Понятие безработицы. Признаки безработного.
  2. Причины и виды безработицы
  3. Последствия безработицы.
  4. Государственная политика борьбы с безработицей
  5. Востребованные профессии на современном рынке труда  

 Актуальность темы:

 Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

1. Беседа и объяснение учителя

Безработица – ситуация в экономике, при которой люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест.

БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Определим, кого следует относить к категории безработных. Все население страны можно разделить на две группы: включаемые в состав рабочей силы (экономически активное население) и в состав рабочей силы не включаемые.            

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

- Трудоспособный возраст

  1. лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно ТК не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет
  2. лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

- Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

- Стремление человека найти работу ( обращение в центр занятости )

Вопрос: Можно ли считать безработными домохозяйку, бродягу.

  1. Обсуждение проблемы. Работа с текстом учебника

- Каковы причины безработицы? (ответы учащихся)  

Причины безработицы.

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.

- Исходя из причин можно определить какие виды безработицы существуют.

Прочитайте  § 18 , выпишите в тетрадь и объясните сущность каждого вида.

3. Выполнения задания .

1. Лифтер, потерявший работу из-за повсеместного внедрения современных лифтов, управляемых автоматически.(с)

2. Администратор гостиницы, уволившийся по собственному желанию.(ф)

3. Секретарь-машинистка, уволенная начальником, недовольным качеством ее работы.(ф)

4. Рабочий речного порта, не работающий в связи с окончанием навигации.(ф)

5. Служащий, уволенный из-за банкротства фирмы в условиях экономического спада.(ц)

6..Молодой человек, окончивший учебное заведение и обнаруживший отсутствие спроса на профессию, которую он приобрел.(с)

  1. Обсуждение проблемы

- Безработица имеет множество  последствий экономического и неэкономического характера для отдельных людей и общества в целом.

- Каковы отрицательные последствия безработицы: для отдельного человека, для общества? (человек лишается источника  дохода, если поиски работы затягиваются, то работник теряет квалификацию, что уменьшает его шансы найти высокооплачиваемую, престижную работу и в будущем. Это обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на асоциальное поведение – кражу, грабеж. Невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство неуверенности, собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию. В стране растет уровень заболеваемости, уровень преступности. Безработные или люди, которым реально угрожает безработица, обычно проявляют большую политическую активность, устраивают демонстрации и митинги, социальная напряженность в обществе растет и может привести к политическим переворотам.)

- Каковы положительные последствия? ( побуждает учиться, качественно и производительно трудиться и т .д).

5. Обсуждение проблемы.

- Как было сказано в начале, безработица это макроэкономическая проблема и она должна решаться на уровне государства. Она присуща всем странам, и каждая решает её своими методами.

- Как же решается проблема безработицы у нас в России и в том числе и РТ? (ответы учащихся, сообщения по материалам СМИ).

В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:

  1. выплачивают пособия по безработице
  2. помогают безработным найти работу
  3. ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
  4. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

6. Сообщение учеников о профессиях востребованных на рынке труда.

IV.  Выводы урока

 -  Объясните смысл высказывания “Человек лишь  там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”.

-  Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

V.Домашнее задание . § 18-19  стр.141.вопр.1-2

                                                            Приложение 1

Дифференцированные тесты

Тест на “5” ( ответы “да” и “нет”)

  1. К категориям не включаемых в численность рабочей силы будет относиться металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать.
  2. Человеке, который надеется вскоре снова получить работу относится к разряду занятых.
  3. Сдвиг кривой спроса на труд может быть вызван разными причинами, за исключением цены труда.
  4. Если на рынке труда государство установит минимальный уровень заработной платы выше равновесного, то это приведет к избытку рабочей силы.
  5. Если человек болен и временно не может работать, то он относится к категории безработных.
  6. Человек, который работает неполный рабочий день и активно ищет другую работу, но не может ее найти, относится к категории безработных.
  7. Наличие профсоюзов на рынке труда может привести к инфляции.

 Тест на “4” (ответы “да” и “нет”)

  1. Мобильность рабочей силы бывает двух видов: профессиональная и территориальная.
  2. Рынок труда - это рынок не первичного спроса , а производного.
  3. На предложение труда влияет только заработная плата.
  4. На рынке труда есть предел падения цен - это прожиточный минимум.
  5. Минимальная заработная плата должна быть больше прожиточного минимума.
  6. Соглашение о содержании и условиях труда называется трудовым контрактом.
  7. Профсоюзы – это организации , созданные дл того, чтобы представлять интересы работников.

Приложение 2

ЗАДАЧА

В стране А. в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. занятых.

  1. Определите численность рабочей силы в стране А. уровень безработицы и уровень занятости.
  2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0.5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.
  3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали , потому что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы , количество безработных и уровень безработицы в стране А. в сентябре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...

Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....

Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко

Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко...

Поурочный план по алгебре 7 класс

План составлен по программе общего образования.На урок алгебры отведено з часа в неделю....