Интеллектуальная игра, посвященная Дню Конституции для 5-7 классов
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Ооржак Аистина Арагачыевна

 Данная игра предназначена для формирования познавательных, личностных универсальных действий  с использованием игровых техноологий, а также развивает интерес к своему государству и Основному закону, воспитывает патриотизм и гражданственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка интеллектуальной викторины, посвященной Дню Конституции среди 5-7 классов

Цель мероприятия: воспитание патриотизма; ознакомление с основным законом страны – Конституцией; развитие познавательного интереса к  государственному устройству России посредством интеллектуальной игры между классами,  создание условий для формирования конкурентноспособной  личности через гуманитарно-правовое воспитание.

Этапы мероприятия:

1.Организационный этап. Сформировать команды классов по 6 участников в каждой.

2. Конкурсная программа. Разминка.

3.Конкурс на знание основ конституционного строя России.

4.Конкурс на знание государственной символики. Выбывает одна команда.

5.Конкурс на знание прав и свобод, обязанностей граждан России.

Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашей творческой игре, посвященной Дню Конституции. России. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции является государственным праздником. У каждой страны, кроме Конституции, есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн. Поэтому сегодня мы посвятим нашу игру полностью нашей стране, ее устройству, символике и законах.

  Для начала разминка для команд.

1.Этому предмету всего 100 лет, хотя мы привыкли думать, что он намного старше. Это деревянная игрушка и ее воспринимают как символ России. Традиционно эта игрушка изображает деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается еще на несколько фигурок, вложенных одна в другую.

2. Что такое символ? (условный знак, обозначение)

3.Что такое герб? (эмблема государства).

4. Где можно увидеть герб? ( на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

5. Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов).

6.Где можно увидеть флаги? (на кораблях, правительственных зданиях, и т. д.).

7. А что такое гимн? (торжественная песня).

8. Где ее можно услышать? (на международных соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

2 конкурс. Основы конституционного строя РФ.

1.Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?

2. Кто является гарантом Конституции?

3.Чем по национально-государственному устройству является Россия?

4. Что такое федерация?

5. Из каких субъектов состоит Россия как федеративное государство?

6. Кто является носителем и единственным источником власти в России?

7. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?

8.Кто сегодня занимает пост Председателя Правительства РФ?

9. Как называется парламент РФ?

10. Есть ли различия между правами человека и правами гражданина?

3 конкурс. Государственная символика РФ.

  • Что символизируют собой цвета, использующиеся  в изображении герба РФ?(красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество, золотой – символ вечности и постоянства).
  • Каким символом наполнено изображение двуглавого орла? (мудрость, власть, сила единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ).
  • Как можно истолковать изображение трех корон? (три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная).
  • Что несет в себе изображение скипетра и державы? (скипетр – защита государства, держава – единство государства).
  • Как  можно истолковать изображение всадника на гербе? (символ борьбы добра со злом, света и тьмы).
  • Когда появились флаги? (в глубокой древности).
  • Когда можно увидеть флаги? (в праздничные дни).
  • В 1896 году накануне коронации Николая  II окончательно утверждается национальный флаг? Что представлял из себя это флаг, что означали его цвета? (бело-сине-красный, белый – цвет свободы, синий (лазоревый) – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, красный - державность).
  • Кто является автором слов и музыки современного гимна России? (слова – Сергея Михалкова, музыка- Александра Александрова).
  • Как слушают гимн на церемониях? (все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь).
  • Когда можно услышать гимн? (наша страна встречает и провожает день мелодией гимна).
  • В том случае, если исполнение гимна сопровождается поднятием Государственного флага, что надо сделать по принятому правилу?

4 конкурс. Права и обязанности граждан РФ.

  • Когда отмечается во всем мире День прав человека? (10 декабря).
  • Золушка работала в доме своей матери, не покладая рук. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер? Какое конституционное право нарушено в данном случае мачехой Золушки?
  • Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. А папа Карло был беден, и чтоб отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку? Какие права имеют Буратино и папа Карло по нашей Конституции?
  • Какое конституционное право нарушил Волк в сказке про «трех поросят»?
  • Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, у моих обвинителей нет доказательств. Я сам жертва поклепов и наговоров». Иван Царевич задумался, отложил иглу в сундучок, вспомнив о статье Конституции. О какой статье Конституции вспомнил Иван Царевич?
  • Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали и посадили под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Какое конституционное право  нарушили жители Солнечного города?
  • Барон Мюнхаузен был знаменит своими выдумками, причем во все свои небылицы верил и доказывал всем свою правоту очень убежденно. Но в один прекрасный день бургомистру города, в  котором жил Мюнхаузен, надоели эти разговоры, волнения среди народа, и он решил заточить барона в темницу. Однако друзья Мюхаузена напомнили бургомистру, что как человек, стоящий на страже закона он не сможет нарушать право человека на.. что?
  • «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек,  и мне как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка. Какую статью Конституции хотел нарушить Волк?
  • Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Ванечку и Танечку, которых злой разбойник Бармалей связал и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду. О какой статье Конституции забыл Бармалей?
  • Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конституции он нарушает?

    Подвести итоги, наградить победителей, поблагодарить за участие.



Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия». 10-11 классы.

       В каждом человеке солнце, только дайте ему светить

                                                                                       Сократ

   Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно

надо написать красками…Скоро вы заметите, что люди

оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда

вы смотрели на них бегло и торопливо.

                                                                                   К.Г. Паустовский

   Введи в жизнь серьезные интересы, прочное занятие и

наблюдай за собой, как натуралист и как медик, и старайся

разумом исправить то, что было запущено.

                                                                                  А. И. Герцен

  Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков и преодоление черт интолерантности посредством практических методик;

Ход мероприятия

1.Вступление

  В переводе с латинского толерантность означает терпение. Толерантность  - это:

- сотрудничество, дух партнерства.

- отказ от доминирования, причинение вреда кому-либо.

- терпимость к чужим мнениям.

-признание своего равенства с другими и т. п.

 Основные черты толерантной личности:

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям(национальным, религиозным и т.п.);

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- любознательность;

- способность к сопереживанию;

 Отличия толерантной личности от интолерантной:

  • Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

У толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

  • Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - верное условие формирования толерантной личности.
  • Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
  • Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
  • Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем принадлежности к внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
  • Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
  • Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
  • Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантная личность устраивает жизнь в авторитарном  обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

           Таким образом, есть 2 пути развития личности: интолерантный и толерантный.

 1 путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением наивысшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.

2 - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

  2. Практическая часть. Упражнения.

Упражнение 1. "Черты толерантной личности".

 Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности;

Инструкция: сначала поставьте знак "+" напротив трех черт (они написаны на доске), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены.Знак "-" - напротив тех трех черт, которые наименее выражены, и знак "+", которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

 Затем учитель проводит работу с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого попросить поднять руки тех, кто отметил знаком "+" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

     Участники группы получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение 2. "Волшебная лавка".

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать подлинно толерантными людьми.

Процедура выполнения: Учитель просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность.. и т. д.(их перечень записан на доске).

  Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет.(это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены как цифра "0" у него в опроснике, т. е. слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Анализ эпиграфов

Учитель обращает внимание учащихся на презентацию.

- Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с подобными мнениями?

- В чем смысл каждого высказывания в отдельности?

- Есть ли среди высказываний то, с которым не вы не согласны? Почему?

Работа в группе.

 - Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим: дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Анализ ситуаций

 Двум-трем ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция...

1). С возмущением посмотрю на обидчика.

2). Сухо, без эмоций сделаю замечание.

3). Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция..

1). Не приму участия.

2). Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.

3). Активно вмешаюсь в спор и "вызову огонь на себя".

 Учащимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

Работа с репродукциями.

  - Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние человека. Однако это не значит, что нужно предугадывать, каких поступков и слов от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. "Это стремление, - писал Сухомлинский, - может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счете, - подлеца".

 Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание: проанализировать состояние людей на репродукциях картин, помещенных на доске (по выбору учителя).

Вопросы:

  - Нравится ли вам человек, изображенный на кртине? Чем?

  - Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?

  - Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень.

Подведение итогов.

 - Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаютс на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

 

        



Предварительный просмотр:

  Шляпный бал-внеклассное мероприятие для старших классов

Цели проведения:

1.Привитие эстетического вкуса, восприятия прекрасного, ознакомление учащихся с подзабытым элементом туалета - шляпой.

2.Воспитание сценической культуры и выразительной речи;

3.Развитие креативного подхода и творческого начала среди учащихся старших классов;

   Предварительная подготовка:

1. Изготовление костюмов ведущих ( платья из подарочной упаковки и головного убора, вроде того, что носили средневековые монахини -высокой шляпы с накидкой и длинного плаща и большой шляпы, как у волшебников- одноклассников Гарри Поттера;

  2.Выполнение домашнего задания для классов-участников - изготовление головных уборов  - самодельных, оригинальных шляп из подручных, всевозможных материалов и разного рода аксессуаров. Участники придумывают название шляпы, готовят защиту  своих шляп в виде художественных номеров - стихотворения, рассказа или песни. Количество участников от класса не ограничено при одном условии, что шляпа должна быть сделанной своими руками.

Ход мероприятия:

1.Основная часть:

     Мероприятие "Шляпный бал" проводится по инициативе одного из старших классов, который отвечает за оформление зала, проведение бала и награждение победителя и призеров. На вечер запланированы: 1. Конкурс самопрезентации участниц; 2.Викторина "Знатоки шляпных дел"; 3.Игры и розыгрыши; 4.Танцы;

    1.Ведущая: Добрый вечер, дорогие зрители и участники сегодняшнего бала! Начинаем наш шляпный бал! Он будет немного необычным. Ведь издавна считается, что шляпа - завершающий штрих в туалете любой женщины. Вы познакомитесь с головными уборами, которые предложат вашему вниманию новоиспеченные дизайнеры и подивитесь полету их дизайнерской фантазии. Они не только представят свои творения, но и блеснут своими познаниями в области головных уборов, и их действия будет оценивать уважаемое жюри( члены жюри сформированы из представителей мужской половины от каждого класса). Та участница, которая наберет больше очков, получит наш главный приз от спонсора данного мероприятия, 10 "а" класса,  - шедевр шляпного искусства - дизайнерскую шляпку и корзинку с символическим набором подарков ( грамотой, плиткой шоколада и общими тетрадями).

 2. Ведущий: Итак, просим членов жюри занять свои места, а уважаемых участников подняться на сцену. Объявляем первый конкурс - самый ответственный - конкурс шляпных дел мастеров, которые расскажут нам о достоинствах, форме, отделке своих творений. ( представление домашнего задания).

2. Викторина "Знатоки головных уборов".

Ведущая: Итак, а теперь - викторина. Вопросы каждой участнице будут задаваться по очереди.

1.Кто написал сказку "Красная шапочка"? (Шарль Перро).

2.Какого животного по традиции вынимает фокусник из своей шляпы? (кролика).

3.Чем защищались от шляпы герои рассказа Николая Носова "Живая шляпа"? (клюшкой и лыжной палкой).

4.Герой армянской сказки "Заказчик и мастер" хотел из овечьей шкуры получить одну, потом две, а в конце концов - восемь шапок. Мастер через неделю выполнил заказ. Почему заказчик остался недоволен? (шапки оказались слишком маленькими).

5.Как называется первая шляпка новорожденного, искусно сшитый аналог которой еще два века назад носили светские дамы, ровесницы Пушкина и Лермонтова? (чепчик).

6. Где хранится знаменитая шапка Мономаха?(в Оружейной палате Московского Кремля).

7.Назовите приморский город, символом которого является белая шляпа? (Анапа).

8.Эта шляпа, защищающая от жары, изготавливается в стране Эквадор. Но название она получила от имени другой страны, расположенной на Американском континенте. Что это за летняя шляпа? (Панама).

9.Этот вычурный головной убор на Востоке носили как мужчины, так и женщины? (чалма).

10.Боевой головной убор русских воинов. (шлем).

11.При изготовлении какого головного убора для военных за основу был взят шлем, который носили русские богатыри? (буденновка).

12.В какой шляпе сом плавает? (сомбреро).

13.Какие "геометрические" фигуры предпочитают математики?(цилиндр, треуголку).

14.Перед кем все люди снимают шляпы? (перед парикмахером).

15.Кого бьют по шляпке? (гвоздь).

16.Как обычно называют растяп - неловких, невнимательных людей, делающих все плохо? (шляпа).

17.Какой головной убор предпочитал носить А. С. Пушкин? (цилиндр).

18.Какой головной убор выбрал себе Кот в сапогах? (шляпа с пером).

19.Головной убор кандидатки в жены.. (фата).

20.Деталь шляпы, которая способна охранить лицо дамы от мороза, но и несколько испортить зрение своей владелицы. (вуаль).

21.Какого отечественного актера трудно представить без его неизменной черной шляпы? (Михаила Боярского).

22.Головной убор пролетариев прошлого века ( этому виду головного убора отдавал предпочтение сам вождь мирового пролетариата В. И. Ленин). (Картуз).

23.Зимой сибиряк носит валенки и ..(ушанку).

24.Ислам запрещает девушке не ходить без .. (хиджаба).

25.Головной убор военных. ( фуражка).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги викторины, давайте поиграем.

Игры и розыгрыши.

    Ведущая: Приглашаем от каждого класса по одному мальчику и одной девочке для участия в  игре по названию "Одень даму". Каждая дама держит в правой руке скрученную в клубок ленту. Кавалер берет губами кончик ленты , обматывает лентой даму.

   Выигрывает тот, у кого получится удачнее или тот, кто быстрее справится с заданием.

  Ведущий: Объявляется игра "Хохолки"для наших мальчиков.

  Каждая участница выбирает себе партнера и создает из него самого "нахохлившегося" попугая с помощью заколок для волос. Выигрывает та, которая сделает наибольшее количество хохолков.

   Ведущая: А теперь -  игра "Волшебные заколки" специально для девочек.

  Мальчики выступают в роли парикмахеров, а девочки - модели. Мальчики с помощью заколок, резинок создают прически и придумывают им названия.

   Победителей ждут шуточные призы в виде чепчиков для новорожденных, детских панамок и косынок, банданы для мальчиков.

 4.Заключительная часть.

Ведущий: Жюри подвело итоги. А я хочу от своего имени пожелать, чтоб в жизни каждой из вас, прелестниц и модниц, было много разнообразных шляпок и шляпочек.

Ведущая: Завершим наш шляпный бал модными советами. Шляпа- прелестный атрибут женского гардероба, и она должна соответствовать возрасту и характеру хозяйки. В идеале, конечно, для каждого костюма или пальто надо иметь отдельную шляпку, так же, как и пару перчаток.

Ведущий: А сейчас послушаем, что нам скажет уважаемое жюри. Кто же все-таки стал обладателем сегодняшнего шляпочного приза?

   Жюри объявляет общие итоги состязания. Идет награждение победителей.

   

   



Предварительный просмотр:

План урока по обществознанию в 9 классе

Тема урока

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ЗА И ПРОТИВ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассмотреть смертную казнь как вид возмездия

План урока

1.История смертных казней

2.Типология казней

3.Распространенные в современном мире виды казней

4.За что казнят в наше время?

5.Смертная казнь: за и против

Личностно значимая проблема

Возможно ли  восстановление смертной казни в современной России. Проблемное задание. Составление таблицы «Смертная казнь: за и против»

Методы и формы обучения 

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Меморандум, принцип талиона

Этапы урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. Время- 2 мин.
  2. Актуализация знаний. Время – 7 мин.
  3. Изучение нового материала. Время – 17 мин.
  4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Время – 7 мин.
  5. Итоги урока. Рефлексия. Время – 5 мин.

Домашнее задание. Время – 2 мин.

 

  1. Тема нашего занятия «Смертная казнь: за и против».

     Вы, наверно, удивлены, почему именно смертная казнь, когда она не применяется в России. В том-то и дело, что в этом году наша страна отмечает скромный юбилей – 23 года с момента приостановления применения смертной казни в Российской Федерации. В 1996 году после долгих проволочек, которые были вызваны проблемой применения смертной казни в России, она была принята в Совет Европы.

    Вопрос классу: Что эта за организация?

 Таким образом, автоматически Россия присоединилась к странам, подписавшим Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод. Это – региональный документ, воплощающий на европейском уровне идеи Всеобщей Декларации прав человека. В России смертная казнь не отменена, а приостановлена, т. е. введен меморандум на применение смертной казни. В Уголовном Кодексе РФ смертная казнь существует как вид уголовного наказания.

2.Проблемные ситуации для групповой работы.

  1. Почему смертная казнь в прошлые века носила публичный характер? Предположите, какую цель преследователи правители прошлого, применяя изощренные виды смертной казни.
  2. Изучая историю смертной казни, определите, почему публичный характер смертной казни сменился закрытостью?

 Обратимся к истории смертной казни. Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный (в юридическом смысле) вид наказания смертная казнь появилась с зарождением института власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными правовыми отношениями.

 С возникновением государственно-правовых отношений появляется так называемый «принцип талиона», провозглашавший, что наказание должно быть равно преступлению. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого Завета: «Око за око».

3. В средневековой России смертная казнь по Соборному Уложению 1649 года подразделялась на простую (обыкновенную) и квалифицированную. К простой относились повешение, обезглавливание и утопление, к квалифицированной – сожжение, залитие расплавленного металла в горло, четвертование, колесование, посажение на кол, закапывание живьем в землю. Остановимся на типологии казней более подробно.

   При повешении путь к смерти осужденных в прошлые века был долгим и мучительным. Среди множества примеров можно назвать казнь пятерых декабристов в Российской империи в 1826 году. Рылеев, Пестель, Каховский сорвались вниз, так как помост, на котором они стояли на скамейках, упал с нажатием пружины в эшафоте. Когда в 1944 году в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал такую подробность: после того как осужденного сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут. В наше время через повешение был казнен Саддам Хусейн – диктатор Ирака.

   В средневековой России до XVIII века обезглавливание осуществлялось топором на плахе или на простом бревне. Петр I, придя к власти, в числе других реформ, произвел замену топора мечом.

    Когда Великая французская революция пришла к идеям массового террора, стали сказываться хроническая нехватка палачей и необходимость постоянно затачивать тупящиеся мечи. Тогда на эшафоте истории появился доктор Жозеф Гильотен, который изобрел машину для казни, названную его именем. Гилотьинирование началось во Франции в 1792 году и применялось до 9 октября 1981 года, т. е. до отмены в стране смертной казни.

  Сожжение активно использовалось в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо. Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий подавать сигнальные огни для неких летательных аппаратов.

   Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.

 Вопрос классу: Вспомните имена европейских знаменитостей, погибших на костре?  (Жанна Д Арк, Джордано Бруно, Ян Гус).

   В средневековой России до 1672 года залитием горла расплавленным металлом казнили фальшивомонетчиков. Поскольку они подменяли в своих изделиях благородный металл суррогатами, то им в горло тоже лили не золото или серебро, а горячий свинец.

  Четвертование применялось ко всякого рода мятежникам и бунтовщикам. В России таким способом был казнен предводитель большого антиправительственного восстания Степан Разин в XVII веке.

   Русская княгиня Ольга расправилась с посланниками древлян, убивших ее мужа, князя Игоря, каким способом смертной казни?

 В средневековой России закапыванием живьем в землю подлежала жена, убившая своего мужа.

4. В современном мире наиболее распространены расстрел и повешение; намного реже встречаются казнь на электрическом стуле и смертельная инъекция; еще реже отравление газом и обезглавливание. В некоторых мусульманских странах (Иран) существуют и экзотические виды казней – вроде забрасывания камнями или сбрасывания осужденных в пропасть.

  Понятно, что любое государство стремится защитить свою целостность и безопасность, а также жизнь своих граждан, и потому установление смертной казни за шпионаж, преступление против безопасности государства, убийство, терроризм и т.д. воспринимается мировой общественностью во всяком случае с некоторой оговоркой, с пониманием.

 Но в ряде  стран смертью караются также следующие поступки:

 - супружеская неверность со стороны женщины (Иран, ОАЭ, Мавритания, Саудовская Аравия, Судан);

- подделка официальных документов (Ирак);

- недостойная жизнь на земле (Иран);

- неоднократное употребление спиртных напитков (Иран);

- осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан);

 - похищение и продажа женщин и детей (Китай);

- колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда);

   В 1991 году в России назначение смертной казни было возможно по 18 составам преступлений. В новом УК от 1997 года высшая мера наказания предусматривается лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и за измену Родине.

    Сделаем выводы из темы -  аргументы за смертную казнь и против смертной казни, выскажите свои точки зрения.

Смертная казнь: за и против

за

против

1.Кант считал смертную казнь не просто справедливым, но в ряде случаев «наилучшим» наказанием, особенно к применении к убийцам и к лицам, виновным в преступлениях против государства.

1.Вольтер выступал за отказ от смертной казни, «кроме одного случая, когда нет иного способа спасти жизнь большего числа людей, когда убивают и бешеную собаку»

2.Гегель считал, что наказание должно быть равно преступлению.

2.Андрей Сахаров, русский ученый и правозащитник: «Может ли быть наказанием насильственная смерть? Я выступаю против смертной казни еще и потому что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни».

3.Главная вина лежит на толпе. Именно она во все века требовала и требует убить и еще раз убить любого, кто будет обвинен (справедливо или несправедливо, это неважно). Толпа признает только одно слово: МЕСТЬ. У отдельного человека есть совесть, у толпы совести нет, вместо нее –инстинкт. Инстинкт, подсказывающий: это чужак, он посягнул на наше племя, убить его.

3.Коретта Скотт Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга, борца за права черных в США: «Как человек, чей муж и свекровь стали жертвами убийства, я твердо и безоговорочно выступаю против казни тех, кто совершил преступления, наказуемые смертью. Зла не исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость никогда не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным законом убийством».

     Таким образом, смертная казнь – это большое зло, нарушение естественного права человека на жизнь.

 6. Домашнее задание:

1. Написать эссе по проблеме смертной казни, взяв пример из литературы или истории.

2. Прочесть взгляды Л.Н. Толстого по этической проблеме смертной казни.

3. Из УК РФ выписать статьи, за которые следует смертная казнь как вид наказания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тамчы-шоу"интеллектуальная игра, посвященная со дня рождения М.Джалиля.

Интеллектуальная игра, посвященная к 105-летию со дня рождения М.Джалиля....

игра, посвященная Дню конституции

разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню конституции...

Интеллектуальная станционная игра, посвященная Дню Конституции

Условия игры:- Игра проходит в течение учебного дня, все задания должны выполнятся командами на переменах;- Команды – участники должны пройти по всем станциям согласно маршрутному листу и выполнить пр...

Методическая разработка деловой ученической игры, посвященной Дню Конституции Российской Федерации.

Цели деловой игры: ·        формирование гражданской позиции обучающихся как активных граждан российского общества;·        развив...

Станционная игра посвященная Дню конституции

Станционная игра посвященная Дню конституции...

Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...