Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Жамсаранова Надежда Васильевна

Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ" разработана для учащихся 5 класса к учебнику обществознания под ред.Л.Н. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_mnogonatsionalnyy_narod_tehn._karta.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Школа с.Белоярск

Технологическая карта урока обществознания

Учитель истории и обществознания Жамсаранова Надежда Васильевна

(Урок «открытия» нового знания )    

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -обществознание

Класс  -5

учитель-Жамсаранова Н.В.

Тема урока - Мы – многонациональный народ.

 Цель урока –  продолжить формирование у учащихся гражданской ответственности, понимания единства российского народа, способствовать воспитанию толерантности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате  урока учащиеся смогут :

- дать определение понятиям «народ», «нация», «национальность», «толерантность»;

 -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

- показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

В результате  урока учащиеся смогут :

Регулятивные: 

-продолжить формирования умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- продолжить формирование способности самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-овладевать  нормами общения.

В результате  урока учащиеся смогут :

-сформулировать собственное мнение о  ценностных ориентирах, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на

–высказать  своё отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

 -на признании равноправия народов;

 -на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.

Словарь урока: народ, нация, национальность, толерантность

Ресурсы урока:

 - компьютер, мультимедийный проектор;

 - учебник «Обществознание», 5 кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова,   Л.Н.Ивановой);

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

- самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап.

Мотивация(создание проблемной ситуации)

- Здравствуйте, ребята. Мне хотелось бы вам рассказать одну легенду. Давным-давно люди на нашей планете говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что с годами им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди, решили оставить память о себе на все времена- построить башню до самого неба.

        Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. 35 млн. кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город- Вавилон.

        Башня была уже почти готова, но вдруг к людям сошел сам Бог. Не понравилось ему их желание добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня.

        И наслал Бог на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли говорить, и все жители Вавилона перестали понимать друг друга. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она стала постепенно рушиться.

        Все побросали работу, ходят, как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять? Стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться рядом. И вместо одного народа получилось множество. Разошли люди в разные стороны, в разные концы земли. Каждый народ в свою сторону- строить города.

        Поговариваю, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей  от Вавилонской башни, потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

        Легенду о недостроенной Вавилонской башне рассказывают на всех языках мира по сей день.

Вопросы:

В чем смысл этой легенды?

Как вы думаете, почему до сих пор на всех языках мира люди рассказывают легенду о Вавилонской башне?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на вопросы: почему говорят, что нет больших и малых народов?

-Какие народы проживают на территории Российской Федерации?

- Что общего и что различного у всех народов России?

- Как вы думаете, легко ли народам с разной культурой, зыком, религией уживаться на общей территории?

- Как всем народам нужно относиться к друг другу , чтобы жить как одна семья?

-Как вы думаете ,какой проблеме будет посвящён наш урок?

-Сколько народов проживают на территории РФ?

- Каким является наше государство, если в нём проживает много народов?

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую проблему

Как нужно относиться к людям другой национальности?

- формулируют предполагаемую тему урока:

3 этап. Актуализация знаний

-Как называется государство, в котором мы живём?

-Что означает понятие «субъект РФ»?

- Кого мы можем назвать патриотом?

- вспоминают нужную информацию, делают обобщения;

- вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос?)

В результате урока вы сможете:

- дать определение понятиям «народ», «нация», «национальность», «толерантность»;

 -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

- показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

План:

1.Что говорит закон

2.Мы дети разных народов, мы - один народ.

3.Многонациональная культура России.

4.Что такое национальность.

 Вопрос 1.Что говорит закон

-На партах у вас лежит главный закон нашего государства - Конституция РФ.

-Прочитайте, какими словами начинается наш Основной закон?

«Мы – многонациональный народ РФ…»

-Почему эта фраза стоит первой в Конституции РФ?

- Как вы понимаете её смысл?

- Что означают понятия «народ», «нация».

Вопрос 2.Мы дети разных народов, мы- один народ.

-Составьте  кластер «Русский язык - межнациональный язык» (раздаточный материал)

(Приложение № 1)

Вопрос3. Многонациональная культура России.

- показать многообразие быта, культуры, условий жизни разных народов России.

 «Физкультминутка»

Двигайтесь под каждую музыку так,как вы чувствуете, под своё настроение

Вопрос 4.Что такое национальность.

- Найдите в тексте учебника определение понятия «национальность».

-Является ли национальность заслугой или недостатком человека?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)

Работают с Конституцией, как с источником информации;

-выписывают в словарики определения понятий.

Работают в парах, над решением учебной задачи, находят информацию в учебнике готовые кластеры зачитывают;

Работа в  группах.

Делают выводы о том  ,что все народы  разные, в этом богатство нашей страны.

Работают с информацией учебника,

 отвечают на вопросы учителя

- анализ текста;

- поиск информации в тексте.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

-как нужно относиться к людям других национальностей?

Это называется толерантность-терпимое отношение к разным народам, их традициям, культуре, религии.

- делают вывод

- записывают понятие в словарик.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

-Предлагаю вам составить  «Правила межнационального общения» (можно в виде памятки)

- работают в малых группах

--  проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы;

-делают вывод ,что для  решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Лист самооценки.

Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 6 баллов – «4»

от 7 и более баллов – «5»

Выставляю и комментирую оценки.

-Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- заполняют оценочные таблицы

8 этап. Домашнее задание

  1. П.14 стр. 112-117,задания в тетради на печатной основе к п. 14, выучить понятия в словарике
  2. Подготовить сообщение об одном из представителей национальных культур из картинного ряда учебника (стр. 114-115)

(Какой вклад внёс в развитие российской культуры?)

  1. Составить  кроссворд по п.14

 (использовать термины и понятия данного урока, фамилии представителей национальных культур)

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

2

оформлял записи в рабочей тетради

3

формулировал аргументы

4

выступал публично

5

участвовал в работе группы

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

2

оформлял записи в рабочей тетради

3

формулировал аргументы

4

выступал публично

5

участвовал в работе группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока " Народы,языки,религии мира" 7 класс

Технологическая  карта урок ФГОС " Народы,языки,религии мира" 7 класс...

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе по теме "Английский – язык международного общения». Употребление артикля с названиями народов и национальностей"

Предлагаемая Вашему вниманию технологическая карта урока английского языка в 8 классе разработана по учебно-методическому комплексу О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой "Новый курс английского языка д...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...

Технологическая карта урока географии "Путешествие морских народов"

Технологическая карта урока географии "Путешествие морских народов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок успешно был проведен в рамках региональной «Недели географии&raq...