Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ" разработана для учащихся 5 класса к учебнику обществознания под ред.Л.Н. Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_mnogonatsionalnyy_narod_tehn._karta.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Школа с.Белоярск
Технологическая карта урока обществознания
Учитель истории и обществознания Жамсаранова Надежда Васильевна
(Урок «открытия» нового знания )
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||||
Предмет -обществознание | Класс -5 | учитель-Жамсаранова Н.В. | |||||
Тема урока - Мы – многонациональный народ. | |||||||
Цель урока – продолжить формирование у учащихся гражданской ответственности, понимания единства российского народа, способствовать воспитанию толерантности. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
В результате урока учащиеся смогут : - дать определение понятиям «народ», «нация», «национальность», «толерантность»; -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. - показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | В результате урока учащиеся смогут : Регулятивные: -продолжить формирования умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - продолжить формирование способности самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); -овладевать нормами общения. | В результате урока учащиеся смогут : -сформулировать собственное мнение о ценностных ориентирах, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на –высказать своё отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; -на признании равноправия народов; -на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны. | |||||
Словарь урока: народ, нация, национальность, толерантность | |||||||
Ресурсы урока: - компьютер, мультимедийный проектор; - учебник «Обществознание», 5 кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Н.Ивановой); | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1 этап. Орг. момент | - самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности) | ||||||
2 этап. Мотивация(создание проблемной ситуации) | - Здравствуйте, ребята. Мне хотелось бы вам рассказать одну легенду. Давным-давно люди на нашей планете говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что с годами им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди, решили оставить память о себе на все времена- построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. 35 млн. кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город- Вавилон. Башня была уже почти готова, но вдруг к людям сошел сам Бог. Не понравилось ему их желание добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал Бог на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли говорить, и все жители Вавилона перестали понимать друг друга. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она стала постепенно рушиться. Все побросали работу, ходят, как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять? Стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться рядом. И вместо одного народа получилось множество. Разошли люди в разные стороны, в разные концы земли. Каждый народ в свою сторону- строить города. Поговариваю, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни, потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга. Легенду о недостроенной Вавилонской башне рассказывают на всех языках мира по сей день. Вопросы: В чем смысл этой легенды? Как вы думаете, почему до сих пор на всех языках мира люди рассказывают легенду о Вавилонской башне? Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока? Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на вопросы: почему говорят, что нет больших и малых народов? -Какие народы проживают на территории Российской Федерации? - Что общего и что различного у всех народов России? - Как вы думаете, легко ли народам с разной культурой, зыком, религией уживаться на общей территории? - Как всем народам нужно относиться к друг другу , чтобы жить как одна семья? -Как вы думаете ,какой проблеме будет посвящён наш урок? -Сколько народов проживают на территории РФ? - Каким является наше государство, если в нём проживает много народов? - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую проблему Как нужно относиться к людям другой национальности? - формулируют предполагаемую тему урока: | |||||
3 этап. Актуализация знаний | -Как называется государство, в котором мы живём? -Что означает понятие «субъект РФ»? - Кого мы можем назвать патриотом? | - вспоминают нужную информацию, делают обобщения; - вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | |||||
4 этап. Целеполагание и планирование | Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос?) В результате урока вы сможете: - дать определение понятиям «народ», «нация», «национальность», «толерантность»; -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. - показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. План: 1.Что говорит закон 2.Мы дети разных народов, мы - один народ. 3.Многонациональная культура России. 4.Что такое национальность. Вопрос 1.Что говорит закон -На партах у вас лежит главный закон нашего государства - Конституция РФ. -Прочитайте, какими словами начинается наш Основной закон? «Мы – многонациональный народ РФ…» -Почему эта фраза стоит первой в Конституции РФ? - Как вы понимаете её смысл? - Что означают понятия «народ», «нация». Вопрос 2.Мы дети разных народов, мы- один народ. -Составьте кластер «Русский язык - межнациональный язык» (раздаточный материал) (Приложение № 1) Вопрос3. Многонациональная культура России. - показать многообразие быта, культуры, условий жизни разных народов России. «Физкультминутка» Двигайтесь под каждую музыку так,как вы чувствуете, под своё настроение Вопрос 4.Что такое национальность. - Найдите в тексте учебника определение понятия «национальность». -Является ли национальность заслугой или недостатком человека? | Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии) Работают с Конституцией, как с источником информации; -выписывают в словарики определения понятий. Работают в парах, над решением учебной задачи, находят информацию в учебнике готовые кластеры зачитывают; Работа в группах. Делают выводы о том ,что все народы разные, в этом богатство нашей страны. Работают с информацией учебника, отвечают на вопросы учителя - анализ текста; - поиск информации в тексте. | |||||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | |||||||
-как нужно относиться к людям других национальностей? | |||||||
Это называется толерантность-терпимое отношение к разным народам, их традициям, культуре, религии. | - делают вывод - записывают понятие в словарик. | ||||||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | -Предлагаю вам составить «Правила межнационального общения» (можно в виде памятки) | - работают в малых группах -- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы; -делают вывод ,что для решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их. | |||||
7 этап. Рефлексия и оценивание | Лист самооценки. Шкала оценки: от 0 - 3 баллов – «3»; от 4 до 6 баллов – «4» от 7 и более баллов – «5» Выставляю и комментирую оценки. | -Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - заполняют оценочные таблицы | |||||
8 этап. Домашнее задание |
(Какой вклад внёс в развитие российской культуры?)
(использовать термины и понятия данного урока, фамилии представителей национальных культур) |
№ | критерии оценки | выполнение |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | |
2 | оформлял записи в рабочей тетради | |
3 | формулировал аргументы | |
4 | выступал публично | |
5 | участвовал в работе группы |
№ | критерии оценки | выполнение |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | |
2 | оформлял записи в рабочей тетради | |
3 | формулировал аргументы | |
4 | выступал публично | |
5 | участвовал в работе группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока " Народы,языки,религии мира" 7 класс
Технологическая карта урок ФГОС " Народы,языки,религии мира" 7 класс...
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе по теме "Английский – язык международного общения». Употребление артикля с названиями народов и национальностей"
Предлагаемая Вашему вниманию технологическая карта урока английского языка в 8 классе разработана по учебно-методическому комплексу О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой "Новый курс английского языка д...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Технологическая карта урока "Великое переселение народов и образование варварских королевств" для 6 класс
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...
Технологическая карта урока географии "Путешествие морских народов"
Технологическая карта урока географии "Путешествие морских народов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок успешно был проведен в рамках региональной «Недели географии&raq...