рабочая программа по обществознанию в 11 классе
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_11.docx | 41.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения обществознания в 11 классе
Обучающийся 11 класса по результатам изучения обществознания овладеет видами деятельности (на уровне учебных действий) метапредметными, личностными, предметными.
В результате изучения обществознания выпускник должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нем (познавательные действия)
Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.
Систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.). Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей (личностно-оценочные и коммуникативные действия)
Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). Действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (личностно-оценочные действия)
В моделях экономических ситуаций (бизнес, трудовые отношения, сделки и т.д.).
В моделях гражданско-семейных ситуаций (судебные разбирательства и т.п.)
В моделях политических ситуаций (конституционное, административное право).
В соответствии с нормами уголовного права.
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 класс
Базовый уровень. (68 ч).
Экономика (23 час)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Проблемы социально-политического развития. (15 час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Правовое регулирование общественных отношений (23час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Резерв учебного времени 3 часа.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; написание творческих работ по социальным дисциплинам.
№ | тема | часы |
1 | Введение | 1 |
2 | Экономика | 23 |
3 | Проблемы социально-политического развития. | 15 |
4 | Правовое регулирование общественных отношений | 23 |
5 | Заключительные уроки | 6 |
Тематическое планирование
11 общество | ||||||||
№ урока | Тема урока | примечание | Дата | |||||
Введение 1ч. | ||||||||
1/1 | Общество как сложная динамическая система | 5.09 | ||||||
Экономика (23 час) | ||||||||
2/1 | Экономика как наука | 7.09 | ||||||
3/2 | Экономика как хозяйство | 12.09 | ||||||
4/3 | Экономический рост | 14.09 | ||||||
5/4 | Экономическое развитие | 19.09 | ||||||
6/5 | Рыночные отношения в экономике. Вводная аттестация. | 21.09 | ||||||
7/6 | Конкуренция и монополия | 26.09 | ||||||
8/7 | Фирмы в экономике | 28.09 | ||||||
9/8 | Факторы производства | 3.10 | ||||||
10/9 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 5.10 | ||||||
11/10 | Организационно-правовые основы предпринимательства | 10.10 | ||||||
12/11 | Слагаемые успеха в бизнесе | 12.10 | ||||||
13/12 | Основы менеджмента и маркетинга | 17.10 | ||||||
14/13 | Экономика и государство | 19.10 | ||||||
15/14 | Экономические функции государства | 24.10 | ||||||
16/15 | Финансы в экономике | 26.10 | ||||||
17/16 | Инфляция: виды, причины, следствия | 31.10 | ||||||
18/17 | Занятость и безработица | 2.11 | ||||||
19/18 | Государственная политика в области занятости | 14.11 | ||||||
20/19 | Мировая экономика | 16.11 | ||||||
21/20 | Глобальные проблемы экономики | 21.11 | ||||||
22/21 | Человек в системе экономических отношений | 23.11 | ||||||
23/22 | Производительность труда | 28.11 | ||||||
24/23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | 30.11 | ||||||
Проблемы социально-политического развития. (15 час) | ||||||||
25/1 | Свобода в деятельности человека | 5.12 | ||||||
26/2 | Свобода и ответственность | 7.12 | ||||||
27/3 | Общественное сознание | 12.12 | ||||||
28/4 | Общественная психология и идеология | 14.12 | ||||||
29/5 | Политическое сознание | 19.12 | ||||||
30/6 | Средства массовой информации и политическое сознание | 21.12 | ||||||
31/7 | Политическое поведение. Аттестация за 1 полугодие. | 26.12 | ||||||
32/8 | Политический терроризм | 11.01 | ||||||
33/9 | Политическая элита | 16.01 | ||||||
34/10 | Политическое лидерство | 18.01 | ||||||
35/11 | Демографическая ситуация в современной России | 23.01 | ||||||
36/12 | Проблема неполной семьи | 25.03 | ||||||
37/13 | Религиозные объединения и организации | 29.01 | ||||||
38/14 | Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1.02 | ||||||
39/15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 6.02 | ||||||
Правовое регулирование общественных отношений (23час) | 18.01 | |||||||
40/1 | Современные подходы к пониманию права | 8.02 | ||||||
41/2 | Законотворческий процесс в РФ | 13.02 | ||||||
42/3 | Гражданин Российской Федерации Великий гражданин России (А.Д. Сахаров) | 15.02 | ||||||
43/4 | Права и обязанности граждан РФ | 20.02 | ||||||
44/5 | Экологическое право | 22.02 | ||||||
45/6 | Способы защиты экологических прав | 27.02 | ||||||
46/7 | Гражданское право | 1.03 | ||||||
47/8 | Защита гражданских прав | 6.03 | ||||||
48/9 | Семейное право | 13.03 | ||||||
49/10 | Права и обязанности членов семьи | 15.03 | ||||||
50/11 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 20.03 | ||||||
51/12 | Социальная защита населения | 22.03 | ||||||
52/13 | Процессуальное право: гражданский процесс | 3.04 | ||||||
53/14 | Процессуальное право: арбитражный процесс | 5.04 | ||||||
54/15 | Процессуальное право: уголовный процесс | 10.04 | ||||||
55/16 | Судебное производство | 12.04 | ||||||
56/17 | Процессуальное право: административная юрисдикция | 17.04 | ||||||
57/18 | Конституционное судопроизводство | 19.04 | ||||||
58/19 | Международная защита прав человека | 24.04 | ||||||
59/20 | Проблемы отмена смертной казни | 26.04 | ||||||
60/21 | Взгляд в будущее | 2.05 | ||||||
61/22 | Россия в современном мире | 6.05 | ||||||
62/23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» | 8.05 | ||||||
Заключительные уроки 6ч. | ||||||||
63/1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество». Контрольное тестирование | 11.05 | ||||||
64/2 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура». | 13.05 | ||||||
65/3 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика». Контрольное тестирование | 15.05 | ||||||
66/4 | Промежуточная аттестация | 17.05 | ||||||
67/5 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера». Контрольное тестирование | 22.05 | ||||||
68/1 | Россия в прошлом, настоящем и будущем | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих
Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....
Рабочая программа по немецкому языку 11класс, учебник И.Л. Бим
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 11 классе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05....
Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)
Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс(базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ...
Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс (204часа) по УМК Боголюбова
Рабочая программа расчитано на выпускников выбирающих предмет обществознание как профильный экзамен....
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс
Здесь вы найдете: Планируемые результаты,Содержание,Тематическое планирование,КТП...