Программа электронного учебного курса « ПРАВОВЕДЕНИЕ"
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Авакян Светлана Гарегиновна

Учебный курс «Правоведение» –  элективный курс для учащихся 8 - 11 классов, входит в образовательную область «Обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovedenie.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Министерство образования   Российской Федерации

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Краснодарского края

Краснодарский краевой институт  дополнительного

профессионального педагогического образования

Центр дистанционного образования

                                                                                              Принято на заседании  Учёного совета  ГБОУ  Краснодарского          

                           края  ИРО         ______протокол№_____

Ректор ГБОУ  ИРО Краснодарского края

                                                                               ___________ И.А. Никитина

                                                                                             

                                                                                                       

 Программа  электронного учебного курса

« ПРАВОВЕДЕНИЕ «

Составитель:

                                                             Педагог дополнительного образования

                                                                   Авакян Светлана Гарегиновна                                                   

Краснодар

2016

  1. Пояснительная  записка

                 Общая характеристика электронного учебного курса.

    Учебный курс «Правоведение» –  элективный курс для учащихся 8 - 11 классов, входит в образовательную область «Обществознание». Курс может быть использован для профильной подготовки учащихся в классах экономико-правового и социально-гуманитарного профилей.

    Предметом изучения является один из важных разделов образовательной области  «Обществознание» - «Право», который способствует формированию важнейших для современного человека качеств  личности, основных знаний и компетенций, а также обучает практическому применению полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, при выполнении  школьных  предметных проектов ,  презентаций  и курсовых работ.

                              Место учебного курса в учебном плане

    Рабочая программа курса разработана  на  68  часов, рассчитанных на 2 учебных года (по 34 часа) для изучения в 8-9 и/или 10-11 классах и предполагает дополнительную практическую работу (по возможности) – самостоятельно или под руководством учителя.

                                          Содержание программы

    Материалы курса излагаются в доступной и наглядной форме с привлечением практически-познавательной информации. Они призваны расширить общий кругозор учащихся,  укрепить их мотивацию и познавательную активность. Программа курса предусматривает индивидуальные и групповые работы,  способствует развитию навыков общения и социализации учащихся, повышению  их общей культуры, правовой культуры и правовой грамотности.

                            Основные идеи программы курса:

                                                  1

-  овладение  учащимися правовыми знаниями;

-  выполнение творческих заданий по предложенным темам;

-  участие в предметных олимпиадах и конкурсах;

-  овладение учащимися правовыми компетенциями.

                                              Цели курса: 

-   помочь детям с ограниченными возможностями здоровья сформироваться в свободную и ответственную личность с высоким достоинством и неотъемлемыми правами, что поможет их социализации, научит уважать закон и бороться за свои права;  

- последовательная выработка у детей знаний, умений и ценностных установок, помогающих не только осознать свободной личностью самого себя, но и увидеть ценность другого человека;

 - повышение правовой грамотности, развитие творческих и        исследовательских способностей школьников;

 -    развитие коллективных навыков общения,

 -   помощь в выборе будущей профессии, освоение новых информационных технологий,

 -  создание условий для развития личности учащегося,

 - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности.

                                                    Задачи курса: 

-   ознакомление учащихся с важными  вехами истории государства и права России;
-  расширение знаний о действующем законодательстве, о правилах и нормах, которые помогают человеку грамотно и осознанно использовать свои права и защищать их в случае необходимости;
-  формирование у ребят правовой культуры и активной  жизненной

                                                2

позиции, современного  взгляда на мир,  представления о единстве и многообразии  человеческого сообщества;

- выработка умений самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию, проектировать объекты и процессы, ответственно реализовывать свои планы;
- развитие коммуникативных умений и навыков, связанных с использованием современных информационных технологий.

Базовые понятия курса:

право, закон, норма, социальные нормы, правовые нормы, гражданин, ответственность, юридическая ответственность, обязанность, свобода, отрасль права, институт права, норма права, Конституция РФ, государство, правовое государство, гражданское общество и другие…

    Связь программы с имеющимися разработками в данном          направлении, со смежными дисциплинами (в т.ч. с базовыми), с другими        курсами в школе.

Особенности курса:

- Курс «Правоведение» - в основе своей – теоретический, но имеет выраженную практическую направленность, которая отражается в построении учебных занятий. Основной формой обучения является школьная лекция. В конце каждого раздела предусмотрен практикум, то есть обучение происходит в активной деятельности.

-  Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения.

 -    Курс способствует развитию познавательного интереса учащихся

при создании проектов и их профессиональному самовыражению, побуждает к поиску необходимой для проектов информации, в том числе и в сети Интернет.                                        3

                             

-   Активное обсуждение проблемных вопросов в форумах.

-  Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут применить в повседневной жизни, участвуя в правовых олимпиадах и конкурсах и др.

Методы и формы обучения:

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в основу курса заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-  активную учебно-познавательную деятельность  обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    Для организации образовательного процесса используются такие формы дистанционного обучения, как лекции, тесты, семинары, зачетные работы, практические работы, проекты.

    В учебном процессе ученики используют преимущественно следующие виды деятельности: аналитическую, поисковую, практическую.

    Курс  нацелен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.            

Повышению интереса учащихся к предмету способствует высокий уровень доступности изложения материала в лекции, логически связанное размещение отдельных условно самостоятельных фрагментов в темах и включение в текст иллюстраций, видео-  и аудиозаписей, тестов

    Управление ходом познавательной деятельности ученика осуществляется посредством перекрестных гиперссылок.

                                                        4

    Взаимодействие осуществляется через программу Skype. Контроль деятельности ученика в он-лайн режиме осуществляется с помощью общего доступа через Skype. Показ и контроль осуществляется через веб-камеры.           Каждое занятие включает в себя иллюстрированное изложение нового материала с примером и практическим заданием. После каждого теоретического занятия ученику предлагается выполнить практическое задание, которое потом проверяется и рецензируется учителем. Выполненные задания ученики выкладывают в ресурс «задание», законченные творческие работы в тематический форум-выставку. Материалы теоретической и практической части разработаны в текстовом и частично в видео формате.

                                      Методические особенности:

Теоретические занятия предполагают варианты:

  • лекционная форма,
  • уроки-беседы,
  • демонстрационная форма
  • и другие.

Практические занятия предполагают:

                          . самостоятельную работу обучающихся (основа практических занятий);

  • совместную работу группы объединяет общая цель

работы, ее тема, содержание и сроки сдачи материала преподавателю;

  • работа с материалом лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым проблемам;
  • анализ собственных работ;
  • групповое и индивидуальное консультирование;

          .  подготовка и защита индивидуальных проектов.  

                            5

                                 

                              Структура курса и критерии оценивания

    Курс «Правоведение» размещен в электронной оболочке Moodle. Состоит из 68 модулей, материал каждого должен быть пройден в течение одной учебной недели. Группы модулей объединяются в темы курса. В нулевом блоке подкурса расположены форумы, дополнительные сетевые материалы для учащихся, методические материалы для учителя.

    В каждом модуле, рассчитанном на один урок, предлагаются:

  • Материалы к уроку,
  • Задания к уроку.

    В каждом уроке для освоения и закрепления пройденного материала предлагается выполнить практическое задание по теме урока. При оценивании текущих работ учитель определяет степень самостоятельности выполнения заданий учеником и выставляет оценку в электронном журнале.

    После прохождения каждой темы курса для оценки уровня усвоения материала по теме предлагаются результирующие тесты или задания для самостоятельного выполнения. После завершения каждой темы курса необходимо и завершить зачетную проектную творческую работу, отдельные части которой выполнялись на предыдущих занятиях и выполнить тест.

     В этом случае оценка 5 может быть выставлена только при полной

самостоятельной работе ученика и зафиксированном результате теста. Оценка за полугодие выставляется по текущим оценкам.

Критерии оценивания обучающихся по курсу:

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
  2. Основными формами проверки знаний, умений и навыков учащихся являются завершенные практические работы, тестирование,

                                        6

самостоятельная работа, устный опрос.

  1. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также за практическую работу, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
  2. При оценке практических работ и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения и степень самостоятельности выполнения задания. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

     Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

    К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными.

    Недочетами также считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения.

  1. Задания для устного и письменного опроса учащихся  состоят из теоретических вопросов.

    Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись содержательно грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.  

                                               7

       

    Самостоятельная работа считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы работы.

      6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

                                Планируемые результаты обучения

    В результате освоения курса учащиеся получат знания:

  • об основных международных правовых документах о правах человека, о своих правах и свободах,  способах их защиты;
  • об Основном законе нашего государства  -  Конституции РФ, конституционных основах  РФ и органах государственной власти  РФ;
  • об основных отраслях права;
  • работать с текстом, решать тесты;

                         Личностные результаты:

-  формирование ответственного отношения к учению,

готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню общества;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в различных сферах деятельности.

                     Метапредметные результаты:

                                8

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  смысловое чтение;

-  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

                                         Предметные результаты:

  • знание базовых понятий курса «Правоведеие»;
  • знание Основного Закона нашего государства –

Конституции  РФ;

  • умение применять в повседневной жизни усвоенные знания об основных отраслях российского права,
  • умение работать с текстом.

                                          Формы подведения итогов

Текущий и итоговый контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке и по полугодиям.

                                                       9

                 

                Основное содержание курса «Правоведение»  (68 часов).

   История государства и права.  Право Древней Руси.  «Русская Правда» - основной правовой документ  Древнерусского государства.  Право Русского централизованного государства.  Право Российской империи.  Советское право.  Современное понятие права.  Правовая культура.

   Государство и право сегодня.  Конституция -  Основной закон государства.  Основы конституционного строя.  Как принимаются законы.  Органы государственной власти.  Органы местного самоуправления.  Государственные символы.  Правоохранительные органы.  Суд.  Прокуратура  Российской Федерации.  Органы внутренних дел.  Адвокатура.  Нотариат.  Гражданин и государство.  Гражданское общество и правовое государство.  Права человека.  Основы правового статуса гражданина Российской Федерации.

   Права несовершеннолетних.  Международное право о правах ребёнка.  Гражданские права детей.  Право детей на заботу государства.  Семейный кодекс  РФ  о правах и обязанностях детей.  Трудовой кодекс  РФ  о правах, обязанностях и льготах несовершеннолетних.  Как закон защищает тайны.  Вовлечение детей в преступную деятельность.  Преступления и наркотики.  Преступить закон.  Если вы попали в милицию.  Готовы ли вы защищать свои права.  Ваш выбор:  право или бесправие.

   Право и справедливость.  Обычное право.  От обычая к праву.  Право и мораль.  Права человека.  Право на жизнь.   На пути к пониманию всеобщности прав.  Свобода и закон.  Юридическое равенство.

   Объективное право.  Что такое право?  Формы (источники) права.  Система законодательства.  Элементы содержания нормативно-правовых актов.  Правовая норма.   Как найти нужный закон?

   Правоотношения.  Как возникают правовые отношения?  Субъекты права.  Правоспособность.  Дееспособность.   Виды правоотношений.   Правонарушения: понятие, виды.  Юридическая ответственность.  Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность.

   Гражданин и государство.  Право избирать и быть избранным.  Налоги.   Налоговая система.  Права и обязанности налогоплательщиков.  Воинская обязанность.  

                                                10

Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления.  Административная ответственность.  Дисциплинарная ответственность.  Уголовная ответственность.   Уголовная ответственность несовершеннолетних.   Назначение наказания.   Гражданин и государство.

   Семья. Родители. Дети.   Брак. Условия его заключения.  Права и обязанности супругов.  Расторжение брака.   Права и обязанности родителей и детей.  Семейное право  -  практикум

                           Тематическое           планирование
                                     (первый год обучения)

Номер урока

Содержание

Сроки

1

История государства и права
Право Древней Руси

Сентябрь

2

Русская Правда – основной правовой документ Древнерусского государства

Сентябрь

3

Право Русского централизованного государства

Сентябрь

4

Право Российской империи

Сентябрь

5

Советское право

Октябрь

6

Современное понятие права

Октябрь

7

Правовая культура

Октябрь

8

Государство и право сегодня
Конституция – основной закон государства

Октябрь

9

Основы конституционного строя

Ноябрь

10

Как принимаются законы

Ноябрь

11

Органы государственной власти

Ноябрь

12

Органы местного самоуправления

Ноябрь

13

Государственные символы

Декабрь

14

Правоохранительные органы. Суд

Декабрь

15

Прокуратура Российской Федерации

Декабрь

16

Органы внутренних дел

Декабрь

17

Адвокатура

Январь

18

Нотариат

Январь

19

Гражданин и государство

Январь

20

Гражданское общество и правовое государство

Январь

21

Права человека

Февраль

22

Основы правового статуса гражданина Российской Федерации

Февраль

23

Права несовершеннолетних
Международное право о правах ребенка

Февраль

24

Гражданские права детей

Февраль

25

Право детей на заботу государства

Март

26

Семейный кодекс РФ о правах и обязанностях детей

Март

27

Трудовой кодекс РФ о правах, обязанностях и льготах несовершеннолетних

Март

28

Как закон защищает тайны

Март

29

Вовлечение детей в преступную деятельность

Апрель

30

Преступления и наркотики

Апрель

31

Преступить закон

Апрель

32

Если вы попали в милицию

Апрель

33

Готовы ли вы защищать свои права

Май

34

Ваш выбор: право или бесправие

Май

 

Тематическое планирование
(второй год обучения)

Номер урока

Содержание

Сроки

1

Право и справедливость
Обычное право

Сентябрь

2

От обычая к праву

Сентябрь

3

Право и мораль

Сентябрь

4

Права человека

Сентябрь

5

Право на жизнь

Октябрь

6

На пути к пониманию всеобщности прав.

Октябрь

7

Свобода и закон

Октябрь

8

Юридическое равенство

Октябрь

9

Объективное  право
Что такое право

Ноябрь

10

Формы (источники) права. Система законодательства

Ноябрь

11

Элементы содержания нормативно-правовых актов. Правовая норма

Ноябрь

12

Как найти нужный закон?

Ноябрь

13

Правоотношения
Как возникают правовые отношения

Декабрь

14

Субъекты права. Правоспособность. Дееспособность

Декабрь

15

Виды правоотношений

Декабрь

16

Правонарушения: понятие, виды

Декабрь

17

Юридическая ответственность

Январь

18

Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность. Практикум

Январь

19

Гражданин и государство
Право избирать и быть избранным

Январь

20

Налоги. Налоговая система

Январь

21

Права и обязанности налогоплательщиков

Февраль

22

Воинская обязанность

Февраль

23

Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления

Февраль

24

Административная ответственность

Февраль

25

Дисциплинарная ответственность

Март

26

Уголовная ответственность

Март

27

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Март

28

Назначение наказания

Март

29

Гражданин и государство. Обобщающий урок

Апрель

30

Семья. Родители. Дети
Брак. Условия его заключения

Апрель

31

Права и обязанности супругов

Апрель

32

Расторжение брака

Апрель

33

Права и обязанности родителей и детей

Май

34

Семейное право. Практикум

Май

 

13

Рекомендуемая литература:

1. Основы государства и права. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2013

2.А.Ф.Никитин  «Основы государства и права «Учебник 10-11 класс М.,

«Дрофа»  2013г.

3. Н. Г. Суворова, Е. С. Королькова  "Граждановедение", 7 класс, М., Издательский дом «Новый учебник», 2013 г.
4. Василенкова О. А. "Основы правовых знаний", 7 класс: учебное пособие для школ гуманитарного профиля; М., Издательский дом "Новый учебник", 2014 г.
5. Володина С. И., Полиевктова А. М. и др. "Основы правовых знаний", учебник для 8-9 классов в 2-х книгах, М., Вита-Пресс, 2014 г.
6. «Начальный курс обучения правам человека», учебное пособие, М.,  2014
7. Конституция РФ.
8. Всеобщая Декларация прав человека.
9. Конвенция о правах ребенка.
10. Трудовой кодекс РФ.
11. Семейный кодекс РФ.

12.Кодекс административных правонарушений РФ.

13. Налоговый кодекс  РФ.

14.Уголовный кодекс  РФ.

Материально-техническое оснащение курса:

Интернет-ресурсы:

www.serdobsky.ru  

www.barnaul126.ru

generalshino.umi.ru/novosti/shkol_nikam_o_prave1/

 nsportal.ru    

www.libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/12679   и  другие…

                               14

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Элективный курс «ПРАВОВЕДЕНИЕ» для 11 класса непрофильного обучения

Будущие выпускники часто стоят перед выбором: как реализовать себя, в каких сферах общественной жизни стать профессионалом.  Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для т...

Рабочая учебная программа учебного курса "Литература" в 6 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской...

программа элективного курса Правоведение

программа элективного курса Правоведение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Правоведение» для обучающихся 11 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Правоведение» для обучающихся 11 классов...