конспект урока "Одноклассники,сверстники, друзья"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 5 классе в условиях реализации ФГОС по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассник; способствовать формированию представления о роли дружбы в жизни подростка.
Планируемые результаты:
-предметные:
научиться характеризовать дружбу между подростками, различать понятия друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни; руководствоваться этими нормами в повседневной жизни
-метапредметные:
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать и аргументировать свое мнение; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-личностные:
формировать доброжелательное и осознанное отношение друг к другу; достигать ценностных ориентиров и ответственного поведения.
Образовательные ресурсы:
- мультимедийная презентация, поурочная разработка
Оборудование:
-проектор, электронная доска, учебник, рабочие листы с заданиями по группам
Тип урока:
- изучение нового материала.
Термины и понятия: дружба, сверстники, одноклассники
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация
Доброе утро!
У меня отличное настроение! А у вас? А если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его окружающим? Конечно улыбкой! У нас на уроке гости, улыбнитесь, пожалуйста, им, улыбнемся друг другу, и соседу по парте. Я желаю, что бы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока!
2. Актуализация:
Прошу внимание на экран.(видео-ералаш)
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
- Где происходят событие ролика?
- Кто эти дети друг другу?
- Что объединяет этих детей?
- Сколько им лет?
Данные вопросы я вам задала не зря. Подумайте, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как обозначим нашу тему?
Прекрасно!!! Итак, тема нашего урока «Одноклассники, сверстники, друзья»( Презентация)
Определение цели и задач урока. Постановка учебной задачи.
Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?
- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;
- какие мы одноклассники?
- важна ли дружба в жизни?
- какой ты друг?
На доску вывешиваются лист с задачами.(Приложение №1)
Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших степях есть одно волшебное место. Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо долго, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя. Говорят, не все доходили до того места, но мы дойдем, правда? И когда дойдем, узнаем, как переводится это таинственное название.
В поход за истиной возьмем с собой рабочий лист для ответов (Приложение №2), все что вы видите на парте, и конечно «карту пути». На ней обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!
Для начала нужна подготовка. Определяем значения слов: одноклассники, сверстники, дружба.
ОДНОКЛАССНИКИ –ребята, которые учатся в одном классе.
СВЕРСТНИКИ- это ребята, которым столько же лет, сколько и вам.
ДРУЖБА- Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Открытие детьми новых знаний
Учитель: Итак, мы вооружились определениями основных понятий -начинаем путь.
Первая остановка- «Полянка одноклассников».
Задание 1. Давайте составим образ одноклассников. («Кластер»)
Очень разные образы у нас вырисовываются
Учитель: В каждом классе бывает всякое: вы ссоритесь и миритесь, обижаете других и обижаетесь сами, но такое бывает от того, что люди не всегда хорошо знают друг друга. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете своих одноклассников.
Задание 2. Заполните пропуски, продолжите текст: В нашем классе ________ человек. Девочек _____, мальчиков _______. Среди них сверстников ______. Голубоглазых ______, кареглазых ______.
Обладателей талантов _____, Лучшие математики класса ____________________.
Лучшие спортсмены ____________________________. Лучше всех рисуют _____________________________. Самые весёлые _________________________________. Всегда готовы прийти на помощь _______________.
Задание 3. Чтобы жить в согласии с окружающими, люди придумали правила общения. Я предлагаю вам в группах составить ваши правила общения в вашем классе. А за основу взять текст учебника и ваш жизненный опыт, ведь вы уже вместе 5 год.
О том какие вы одноклассники поговорили, движемся дальше.
Вторая остановка: ПРИВАЛ: Какой? Посмотрите и определите.
Мультик про дружбу.
Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок.
Задание 4. «Наведите порядок»: У вас есть пословицы и поговорки. Каждый берет по одной, собирает и объясняет ее смысл.
Друзья познаются в беде.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – ищи, нашел – береги.
Спасибо, вы молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием
Ребята, а всегда ли надо говорить правду в глаза? Ведь правдой можно и обидеть, не зря ведь говорят: «Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово». Нет ли тут противоречия? Какую правду можно сказать другу?
(уч-ся делают вывод, что нельзя говорить о физических недостатках, которые человек не в силах исправить. Это может обидеть. А о поступках, которые совершает сам человек – можно, для того, чтобы сделать друга лучше)
Хорошо! Интересно было на привале? Так важна ли дружба в жизни?
Учитель: Ребята запомните: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека.
А сейчас мы отдохнем и разминку проведем.
Физминутка:
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
Движемся дальше. Пока идем, давайте поразмышляем. Сегодня мы очень часто повторим слово «дружба». Если есть дружба, значит есть - друг. А зачем человеку друг?
Наверное, вы уже задаете себе очень важный вопрос : А какой друг Я?
3 остановка. Ребята, мы подошли к одной из походных стоянок, на которой попытаемся ответить на этот вопрос. Но что я вижу! Одинокое дерево без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево?
Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей).
Задание 5. Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево!
А какие чувства сейчас вызывает у вас это дерево? Если сделать рамку это будет картина сильного прекрасного дерева. Пусть это будет символом вашей дружбы.
Задание 6. Следующее задание «Синквейн»
- Друзья
- Отзывчивые, надежные
- Помогут, поддержат, поймут
- Никогда не подведут
- Опора
И вот выполнив все задания, в разговорах, размышлениях мы дошли до этого таинственного места.
Я поздравляю вас с успешным окончанием похода!
Д.З. Написать мини-сочинение «Мой лучший друг». Вы должны дать словесный портрет друга или подруги. Рассказать об увлечениях и достижениях своего друга.
Рефлексия
А сейчас продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал...
-Было интересно…
- Было трудно …
- Я научился …
Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Самооценка, оценка учителя.
Завершение урока. Сейчас, ребята, я попрошу вас подняться со своих мест. Я предлагаю вам взяться за руки, встать поближе друг к другу, чтобы почувствовать плечо своих одноклассников. Я думаю, что такое объединение можно рассматривать положительно, потому что среди вас нет таких, которые остались бы в одиночестве. Это замечательно. Ребята, вы должны помнить о том, что вы коллектив и у вас есть общие цели, задачи, интересы.
Я от души желаю вам беречь и хранить дружбу.
Рабочий лист ответов.
1 группа
Число:__________
Тема: ____________________________________
Одноклассники ____________________________________________________
________________________________________________________________Сверстники _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Дружба_____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Кластер: «Образ одноклассников и одноклассниц»
Задание 2. Заполните пропуски, продолжите текст: В нашем классе ________ человек. Девочек _____, мальчиков _______. Среди них сверстников ______. Голубоглазых ______, кареглазых ______. Обладателей талантов _____,
3. Правила общения в вашем классе:
- __________________________
- __________________________
- __________________________
Задание 3. Правила общения в вашем классе:
- __________________________
- __________________________
- __________________________
Задание 6.
- Друзья
А сейчас продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал...
-Было интересно…
- Было трудно …
- Я научился …
Рабочий лист ответов.
2 группа
Число:__________
Тема: ____________________________________
Одноклассники ____________________________________________________
________________________________________________________________Сверстники _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Дружба_____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Кластер: «Образ одноклассников и одноклассниц»
Задание 2. Заполните пропуски, продолжите текст: Лучшие математики класса ____________________. Лучшие спортсмены ____________________________. Лучше всех рисуют _____________________________. Самые весёлые _________________________________. Всегда готовы прийти на помощь _______________.
Задание 3. Правила общения в вашем классе:
- __________________________
- __________________________
- __________________________
Задание 6.
- Друзья
А сейчас продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал...
-Было интересно…
- Было трудно …
- Я научился …
УМНЫЙ
ГЛУПЫЙ
ЗЛОЙ
ЧУТКИЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СМЕЛЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
ВРУН
ОТЗЫВЧИВЫЙ
ЖАДНЫЙ
ГРУБЫЙ
ДОБРЫЙ
ЯБЕДА
НАСМЕШНИК
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ТЕРПЕЛИВЫЙ
НАДЁЖНЫЙ
ВЕРНЫЙ
РЕШИТЕЛЬНЫЙ
беде познаются Друзья в.
твой кто друг и мне скажу кто Скажи я друг ты.
друг Старый новых двух лучше.
нашел друга береги Нет ищи,
Инструкция по составлению синквейна
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Существует несколько видов синквейна.
- Первая строка — заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают характеристику выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими дейсвтия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно предложение, характеризующее суть предмета или объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по дополнительному образованию "Мы - друзья птиц!"
Цель данного занятия научить детей делать кормушки из бросового материала - 5-и литровых пластиковых бытылок. При совместной работе детей и взрослого получаются прекрасные кормушки, прочные и дол...
конспект урока "Мои друзья. Повторение знаний, умений и навыков основных видов РД"
Урок проведен на заключительном этапе изучения темы "Мои друзья" во 2 классе по программе "Английский с удовольствием!". Урок является интегрированным, т.к. знакомит детей со странами изучаемого языка...
Конспект занятия "Мы друзья природы"
Конспект занятия для начальных классов. Содержание: обобщение знаний детей о природе, формирование интереса к проблемам охраны природы....
План-конспект урока"Школьные друзья навсегда"
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий. Цели урока: Активизация лексических единиц темы в речи.Создание условий для совершенствования монологической и...
Конспект урока "Мои друзья-животные" в 6 классе по французскому языку
Урок рассчитан на аудиторию учащихся, изучающих французский язык как второй иностранный по УМК "Синяя птица"...
Конспект внеурочного занятия «Друзья в Интернете»
В данной разработке обсуждаются риски, связанные с общением с незнакомцами в Интернете, правила поведения. Выделяются признаки, на которые следует обращать внимание при знакомстве с другими людьми. Та...
конспект занятия "Неразлучные друзья - взрослые и дети""
1 июня. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению мира на земле. Этот день олицетворяет дружбу и взаимопонимание между взрослыми и детьми. И по традиции, неразлучные друзья, взро...