Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования "Подготовка к прохождению ГИА" по обществознанию для 9-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._gia._kratkosrochnaya_dopolnitelnaya_programma.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования «Подготовка к прохождению ГИА» по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательно стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 № 609), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.
- Научность
Обществознание - учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.
- Системность
Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям, от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих.
- Практическая направленность
Содержание программы направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять их в повседневной социальной практике.
- Обеспечение мотивации
1) развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке
2) прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе
- Реалистичность
С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы – возможно освоение за 15 часов, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся, так как они сами
выбрали данный предмет для сдачи в форме ГИА.
- Данная программа одновременно и ориентационная
Она расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к общественным проблемам, осуществляет теоретически- практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих проблем общества и конкретной личности.
Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
1. Помочь в формировании у учащихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
2. Обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
3. Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
4. Способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
5. Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
6. Развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач
7. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
Срок реализации: февраль – май 2019 г.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат
к окончанию обучения обучающиеся должны:
Знать/понимать:
1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь:
2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия
2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов С
В результате прохождения программы «Подготовка к прохождению ГИА» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные: соотносить объекты познания со своим жизненным опытом; определять основания и способы своих и чужих действий; определять способы видения мира другими людьми;
Логические: сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному; оперировать с абстракциями различной степени сложности; выдвигать гипотезы;
Текстовые: уметь освещать материал логически, последовательно; при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные: вести дискуссию; проявлять толерантность.
Основные виды деятельности учащихся:
• индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
• индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:
- решение тестовых заданий;
- решение заданий на анализ признаков событий или явлений;
- решение заданий на классификацию событий, явлений;
- решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- составление простого плана
• парная работа
• групповая работа
• творческая работа (составление кроссвордов по терминам и др.)
• прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором)
• онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.
Формы контроля и подведение итогов реализации:
• Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
• Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)
• Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся
• Компьютерное тестирование по освоенной теме
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА. | 1 |
2 | Человек и общество | 2 |
3 | Сфера духовной культуры | 2 |
4 | Экономика | 3 |
5 | Социальная сфера | 2 |
6 | Сфера политики и социального управления | 2 |
7 | Право | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА.
Раздел I. Человек и общество
Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество.
Раздел 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Сфера духовной культуры.
Раздел 3. Экономика
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Раздел 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления.
Раздел 6. Право
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
3. Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.
4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
5. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
6. Конституция Российской Федерации.
7. Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 6.
8. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2018.
9. ГИА-2018. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2018.
10. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2018/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2018
Электронные ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Краткосрочная учебная программа дополнительного образования "Управление дроном"
Краткосрочная учебная программа дополнительного образования "Управление дроном"...