Деловая игра для старшеклассников «Ты сам отвечаешь за все!»
методическая разработка по обществознанию (7, 8, 9, 10, 11 класс)

 Молодость - это время дерзаний, время интенсивной учёбы и труда. Пройдёт несколько лет, и старшеклассники будут участвовать в выборах. Это потребует от них политических знаний и правовой культуры. Многое из того, что пригодится во взрослой жизни, они постигают, участвуя в разнообразных проектах, конкурсах, интеллектуальных играх.  Человек не может жить один, вне коллектива. Все время он выбирает с кем дружить, с  кем сидеть за одной партой?  Кого выбрать?  За что выбрать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_sam_otvechaesh_za_vsyo_delovaya_igra.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

Джон Адамс

Деловая игра для старшеклассников 

«Ты сам отвечаешь за все!»

Знатоки избирательного права»

Цель: формирование правовой и политической культуры будущих избирателей, поддержка активной гражданской позиции учащихся.

Задачи:

  • Способствовать приобретению учащимися первичных знаний основ избирательного права в условиях проблемно-групповой работы;
  • Способствовать развитию навыка групповой, проблемной работы, активизации познавательного интереса к политическим процессам в  городе, государстве;
  • Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах;
  • Воспитывать уважительное отношение к законодательству Российской Федерации, к ее политическим процессам.

Ход игры: Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята.

 Молодость - это время дерзаний, время интенсивной учёбы и труда. Пройдёт несколько лет, и старшеклассники будут участвовать в выборах. Это потребует от них политических знаний и правовой культуры. Многое из того, что пригодится во взрослой жизни, они постигают, участвуя в разнообразных проектах, конкурсах, интеллектуальных играх.  Человек не может жить один, вне коллектива. Все время он выбирает с кем дружить, с  кем сидеть за одной партой?  Кого выбрать?  За что выбрать? То есть человеку сопутствуют постоянные выборы. А, что мы называем выборами? Что такое избирательное право? Каковы принципы избирательного права? Всё это должны знать будущие избиратели, т.е. вы. Именно эти вопросы мы затронем на нашем мероприятии сегодня. Наша деловая игра посвящёна избирательному праву граждан и тема её звучит так « Ты сам отвечаешь за все!»

В ней примут участие  три команды – 7-8-9 класса, которые покажут свои знания.

А  болельщики могут команде принести дополнительные баллы правильным ответом.

 Приветствие  команд   , девиз    Название   «Новое поколение»

                 Мальцева таня

  Нам  в  двадцать  первом  веке  жить

                    И  всё  о  чем  мечтаем,

                    С  тобою  можем  совершить-

                    Мы  это  точно  знаем.
Катя


                    У  нас  с  тобой  все  впереди:

                    И  песня  новая  в  груди,

                    И  молодость, и  сила,

                    И  родина- Россия!

1 конкурс  команд. «Знаю термины»

УчительМы должны с вами почувствовать себя причастными  к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин? У каждого гражданина есть свои права.. Каждая команда получает Приложение №1 , в котором  за1 минуту  дать  определение понятий и  вписать  их на листок. Жюри будет оценивать правильность выполнения заданий. 

Приложение №1

………………………….--------форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциям, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

………………………………………………………………………….-------право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

………………………………………………………………………--------- право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. право быть зарегистрированным  в качестве  кандидата, проводить наравне с другими кандидатами  предвыборную пропаганду  и агитацию, пользоваться всеми другими правами  кандидата, предусмотренными законом.

…………………………………….-   гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в  ……………………………………..

1.Выборы      2. Референдум        3. Избиратель    

 4. Активное избирательное право

5. Пассивное избирательное право

Конкурс болельщиков.

А пока команды работают над заданием болельщики могут заработать дополнительные баллы своей команде ответив на следующие вопросы:

1.- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? – (Конституцией)

2.- Какие права человека Вы знаете? На жизнь. На жилище, на имя,

- Правильно. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органов власти.

- Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!

3.- Как называется тот, кто участвует в выборах или имеет на это право? (избиратель).

4.- В чём заключается право избирателя? (свободное волеизъявление граждан на выборах). 

Конкурс №2      Блиц опрос на тему избирательного права. Участникам задаются вопросы, на которые они должны сразу ответить,( количество баллов, заработанных  соответствует количеству правильных ответов  (для точности ответов можно предложить команде выбрать одного из участников, который будет отвечать на вопросы) (приложение 2).

Приложение 2

Задания «Блиц опрос»

  1. На какой день недели может быть назначено голосование на выборах? Только на воскресенье  
  2. Вправе ли избиратель получить второй избирательный бюллетень? Да, если бюллетень выдается взамен испорченного
  3. Допускается ли в кабине для тайного голосования присутствие других лиц, кроме голосующего избирателя? Да, если избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень
  4. Как называется коллегиальный орган, организующий подготовку и проведение выборов? Избирательная комиссия
  5. Должны ли члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации иметь высшее профессиональное образование? Да
  6. Входит ли избирательная комиссия муниципального образования в структуру органов местного самоуправления? Нет
  7. В какие дни законом запрещается проведение предвыборной агитации? В день голосования и предшествующий ему день
  8. Является ли предвыборной агитацией распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью? Да
  9. Допускается ли изготовление агитационных материалов за пределами Российской Федерации? Нет
  10.  Какой избирательный документ получает избиратель в день голосования для участия  в голосовании? Избирательный бюллетень
  11.  Вправе ли представители средств массовой информации  осуществлять фото- и видеосъемку при подсчете голосов избирателей? Да
  12.  Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации? 12 декабря 1993 года
  13.  Гражданам, какого возраста в Российской Федерации принадлежит право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления? Гражданам Российской Федерации, достигшим на день голосования возраста 18 лет и старше
  14.  Как называется гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом?        Избиратель
  15.  Как называют лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность? Кандидат
  16.  Назовите первого президента Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин
  17.  На какой срок избирается   Президент РФ,  -  шесть лет.
  18. На какой срок избирается   Государственная Дума Российской Федерации и какое количество депутатов входит в ее состав? Государственная Дума Российской Федерации избирается сроком на семь лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов
  19.  Как называется представительный орган законодательной власти Алтайского края? Алтайское краевое Законодательное собрание (АКЗС)
  20. Основной закон государства (Конституция РФ).
  21. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
  22. Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
  23. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
  24. Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК) ).
  25. Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
  26. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет).
  27. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет). 

Конкурс 3.   Все на выборы.  “Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании.

Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат, призывающий принять участие в выборах. ( 3 минуты)

Склеить политический плакат на листе А4, для этого даются различные вырезки из журналов и газет,

 Юный агитатор, выступит  с речью

 участникам на время предлагается придумать политический лозунг или призыв на выборы с  использованием уже заданных слов (итоги баллов по количеству использованных слов и логичности построения призыва)

Родина,

гражданин,

патриот,

депутат,

кандидат,

выборы,

избирательный участок,

активное избирательное право,

политика,

парламент.

За каждое использованное слово 2 балла

Приложение

Конкурс4

Теоретики избирательного права,

 решить правовую задачу с нарушениями избирательного права и процедуры избирательного процесса

1.В день голосования на выборы пришла бабушка и попросила, т.к. у неё больная правая рука, расписаться  за неё  в получении бюллетеня и в бюллетене проставить галочку за того кандидата, на которого она указала. Член участковой избирательной комиссии помог старушке. Были ли нарушены избирательные нормы? (да, в той части где член участковой избирательной комиссии расписался в получении бюллетеня)

  1. 10 декабря 2010 г. житель города H. гражданин Б. был приговорен народным судом города Н. к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 28 декабря 2010 г., находясь в следственном изоляторе, он потребовал допустить его к участию в выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. 
    Вправе ли Б. участвовать в выборах ? (нет, потому как на момент проведения выборов, решение суда вступило в юридическую силу, а согласно законодательству принимать участие в выборах не могут граждане, которые признаны судом недееспособными, и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда)
  2. Гражданке Ю. местной администрацией Тогульского  района  Алтайского края был снижен брачный возраст до 16 лет и 1 ноября 2012 г. она зарегистрировала брак, который через месяц по ряду обстоятельств был признан судом недействительным. Незадолго до выборов Президента РФ Ю. ознакомилась со списком избирателей и, не обнаружив своей фамилии, обратилась в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении ее в список избирателей, считая, что она имеет право голосовать, так как со времени вступления в брак приобрела полную дееспособность. Участковая избирательная комиссия, рассмотрев вопрос, не приняла положительного решения об удовлетворении данного обращения. 
    Правомерны ли действия избирательной комиссии? (да, правомерны, потому что избирательное право появляется у гражданина с 18 лет, не смотря на приобретение дееспособности ранее установленного возраста)

Приложение

  Конкурс 5    Анаграммы избирательного права, участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за  3 минуты отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм за каждую по 2 балла

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Политика – и п о к а л и т

Право – В О Р А П

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Человек – Л О В Ч Е К Е

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Конституция – О Н У К С Т Т И Ц И Я

Выборы – Ы В Р О Ы Б

Приложение

Конкурс 6        «Государственные праздники Российской Федерации», участникам даются карточки с названием праздников и датами, задача соотнести,  наклеить ,

количество баллов соответствует правильно составленным парам, за каждый верный ответ 2 балла

  1. День воинской славы – День Защитника Отечества – 23 февраля
  2. День Российского парламентаризма – 27 апреля
  3. Праздник весны и труда – 1 мая
  4. День воинской славы России – День победы – 9 мая
  5. Международный день защиты детей – 1 июня        
  6. День России – 12 июня
  7. День молодежи России – 27 июня
  8. День государственного флага Российской Федерации – 22 августа
  9. День Конституции Российской Федерации – 12 декабря
  10. День воинской славы – день народного единства России –4 ноября

7 конкурс. «Продолжи ситуацию».

Каждая команда получает ситуацию, которую она должна разыграть через 1 минуту, а вторая команда должна додумать продолжение этой ситуации и обосновать его.

Сценка 1  пример зачитывать

На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:

- Девочка, ты зачем сюда пришла?

- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!

- А зачем ты будешь голосовать за своего папу?

- А он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.

- Сколько тебе лет?

- 14.

Продолжение… (- А папа не говорил тебе, со скольких лет можно голосовать?

- Нет.

- Мала ты ещё для голосования. Подрасти немного тогда и приходи. Поняла?

- Поняла… вздыхает девочка и уходит.)

Учитель: Какие группы населения лишены активного избирательного права?

Сценка 2.

На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:

- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!

- А почему он сам не пришёл голосовать?

-  Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено…

Продолжение…

(Председатель:

- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.

- Это самоуправство! Я буду жаловаться!

- Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.

- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.)

Учитель: Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?

Учитель: Теперь я зачитаю по ситуации для каждой команды, а вы должны ответить на вопросы, которые будут заданы после прочтения.

Сценка 3.

Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:

- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?

- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит.

- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.

- Как называется это явление в избирательном праве и каковы его причины?

Слайд.      - Подведём итог: каковы же принципы избирательного права?

 - всеобщее, равное прямое избирательное   право

-  гласность, открытость

- добровольность реализации избирательного права на основе личного и тайного голосовании

- Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Почему граждане не всегда участвуют в выборах? Какие могут быть последствия этого явления для личности, общества и государства?

6. Дискуссия на тему «Когда ты не голосуешь, на самом деле ты всё-таки голосуешь».

Учитель: Каждая команда должна аргументировано представить свою точку зрения по поводу данного высказывания.  По очереди по одному аргументу, если мнения команд совпадают.

 Выигрывает тот, кто предъявил последний аргумент. (Критерии оценки дискуссии). 

ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:

1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.

2. Возможность формировать государственную политику.

3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

Согласны ли Вы с этим ? Обоснуйте свой ответ.

Высказывания школьников.

(Просмотр видеоролика на песню Газманова «Вся правда про Россию»). Обсуждение. 

Название нашего следующего конкурса “Риторика”.

Командам предлагалось в качестве  домашнего задания   сочинение

тема, которую вы должны раскрыть и убедить нас, слушателей в своей правоте.

  1. “Страна, в которой мне бы хотелось жить”.
  2. “Если бы я был Президентом”.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак.  Итак, наша игра окончена.

Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство не что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно побольше узнать о том, о чём взрослые могут говорить часами – о политике?

В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет.

Ты сам отвечаешь за все!

Стихи читают  дети

Я не имею право на безделье,

На равнодушие, обман.

Я не имею право на молчание –

Законом целый комплекс прав мне дан.

          Имею право на свободу,

На жизнь, на выбор, труд, семью.

Имею право на заботу,

Защиту от войны, зарю.

        Имею право говорить

И на вопросы получать ответы.

На честь, здоровье… и хочу

От взрослых получать советы.

           Имею право получать

Я высшее образование

И все законы изучив,

Из прав построить жизни знанье.

          Имею право много дел

Полезных совершить,

Чтобы России

Настоящим гражданином быть

Выступление жюри

  Обьявление      команд – победителей

награждение 

Игра  с болельщиками

Приложение 7

Сказка - право, участникам читается описание известной сказки, но через терминологию избирательного права, участники должны отгадать о какой сказке идет речь, и какие права героев нарушены в этой сказке

(за каждую верно названную сказку 1 балл)

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все? Сказка о рыбаке и рыбке
  2. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Три поросёнка
  3. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Золушка
  4.  В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Приключения Буратино
  5. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Лягушка-путешественница
  6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Право на свободу передвижения
  7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? право на неприкосновенность жилища
  8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? право на жизнь
  9. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? правом на образование
  10. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. Красная шапочка

Приложение 8

«Да» и «Нет», участникам приводятся утверждения

по избирательному праву и избирательному процессу,

на каждое утверждение они должны отвечать да или нет

 (количество баллов соответствует количеству верных ответов по 1 баллу за каждый верный ответ)

  1. Россия ,РФ  – наша страна?

– Да!

  1.  Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

  1.  Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

  1.  Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

  1.  Защищён ли человек законом?

– Да!

  1.  Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

  1.  Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

  1.  Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

  1.  Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

  1.  Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

  1.  Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

  1.  Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

13.  Есть ли у Вас избирательное право?

- Нет!

14.  Граждане Российской Федерации получают избирательно право с 18 лет?

- Да!

15.  Референдум – всенародное голосование?

-Да!

16.  Документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации – паспорт?

- Да!

17.  Единый день голосования – второе воскресенье ноября?

- Нет!

18.  Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1991 года?

- Нет!

19. День народного единства – 23 Февраля?

- Нет!

20. Активное избирательное право  – право избирать?

- Да!

№ п/п

Название станции

Команда    № 1

Команда    № 2

Команда    

№ 3

болельщики

Баллы за

Выполнен

ное задание

Приветствие команд

1.

«Знаю термины»

Блиц опрос

1

Все на выборы

Политический плакат

2

 «Юный агитатор»

3

Теоретики избирательного права

4

Анаграммы избирательного права

5

«Да» и «Нет»

6

«Государственные праздники Российской Федерации»

7

«Сказка – право»

8

Риторика

9

Знатоки избирательного права


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для старшеклассников "Своё дело"

Игра называется «Своё дело». Это значит, что каждая команда имеет шанс начать своё дело. Но для этого нужен первоначальный капитал. Цель участников заработать этот начальный капитал на четырёх игровых...

Деловая игра для старшеклассников "Своё дело"

Игра называется «Своё дело». Это значит, что каждая команда имеет шанс начать своё дело. Но для этого нужен первоначальный капитал. Цель участников заработать этот начальный капитал на четырёх игровых...

Деловая игра для старшеклассников "Азимут"

Деловая игра «Азимут» является одним из вариантов организации творческой деятельности старшеклассников по выбору направлений работы актива (школьного органа самоуправления, школьного или районного дет...

Деловая игра для старшеклассников « Я - гражданин»

Деловая игра для старшеклассников  « Я - гражданин»...

Деловая игра для старшеклассников "Имею право!"

Командная деловая игра для учащихся 9-11 классов. Основная тема - Конституция РФ и права человека. Предполагает участие 5-6 команд. Оптимальное количество участников команды - 6 человек. Может проводи...

деловая игра для старшеклассников

систематизировать знания старшеклассников  по вопросам оздоровления и формирования навыков здорового образа жизни, развивать творческую активность, согласованность действий, взаимопомощь и коллек...

Деловая игра для старшеклассников.

Деловая игра для старшеклассников (8-11 классы) с элементами дискуссии "Я - гражданин: мои права и обязанности"....