Рабочая программа обществознание 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов обществознания с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор самостоятельных и контрольных работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию;
примерной программы по обществознанию для основной школы;
авторской программы по обществознанию к учебнику «Обществознание, 6—9 классы», авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев.
Учебники:
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Городецкой Н.И., Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации.
Программа рассчитана на 35 учебных часа при недельной нагрузке в один час.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 —15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
•воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Изучение курса обществознания в 8 классе связано с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу обществознания, изучавшегося в 7 классе.
Открывается курс темой «Личность и общество», в которой рассматриваются понятия личности и общества, а также их взаимодействие. Программа последовательно вводит ученика в курс посредством понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» в тематику обществознания. Тема «Сфера духовной жизни человека» включает необходимые азы знаний о морали, религии, образовании и науке. Тема «Экономика» детализирует знания об экономической сфере жизнедеятельности общества. Наконец, раздел «Социальная сфера» открывает перед учащимися проблематику межнациональных отношений.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» в 8 классе являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ параграфа учебника | Тема | Количество часов |
Глава I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (6 ч.) | ||
1 | Что делает человека человеком? | 1 |
2 | Человек, общество, природа | 1 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
4 | Развитие общества | 1 |
5 | Как стать личностью? | 1 |
6 | Практикум по главе «Личность и общество» | 1 |
Глава II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (8 ч.) | ||
7 | Сфера духовной жизни | 1 |
8 | Мораль | 1 |
9 | Долг и совесть | 1 |
10 | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
11 | Образование | 1 |
12 | Наука в современном обществе | 1 |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
14 | Практикум по главе"Сфера духовной культуры" | 1 |
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч.) | ||
15 | Социальная структура общества | 1 |
16 | Социальные статусы и роли | 1 |
17 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
18 | Отклоняющееся поведение | 1 |
19 | Практикум по главе "Социальная сфера" | 1 |
Глава IV. ЭКОНОМИКА (14 ч.) | ||
20 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
21 | Главные вопросы экономики | 1 |
22 | Собственность | 1 |
23-24 | Рыночная экономика | 2 |
25 | Производство – основа экономики | 1 |
26 | Предпринимательская деятельность | 1 |
27 | Роль государства в экономике | 1 |
28 | Распределение доходов | 1 |
29 | Потребление | 1 |
30 | Инфляция и семейная экономика | 1 |
31 | Безработица, ее причины и последствия | 1 |
32 | Мировое хозяйство международная торговля | 1 |
33 | Практикум по главе "Экономика" | 1 |
КОНТРОЛЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 ч.) | ||
34 | Контрольно-обобщающий урок «Обществознание» | 1 |
35 | РЕЗЕРВ | 1 |
Итого | 35 |
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать суждения об обществе и человеке;
- объяснять взаимодействия личности и общества;
- приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
- оценивать поведение людей;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для себя социальных ролей;
- нравственности конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 8 класс». – М.: Просвещение, 2013г.
- Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс / под редакцией Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013г.
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс / сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА
Количество часов в год - 35
Количество часов в неделю - 1
Кол-во контрольных работ в год - 4
Кол-во самостоятельных работ в год - 10
УМК
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Городецкой Н.И., Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015
- Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику .- М.: Просвещение; 2015
- Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс, пособие для учителей/под редакцией Л. Ф. Ивановой 2015
Программа
1.Авторская : авторы - Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2011 год
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Сроки выполнения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
Глава I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (6 ч.) | ||||||||||||||||
1 | Что делает человека человеком? | Урок-исследование | Понятия человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация, социализация. Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Дополнительно: агенты социализации | Знать: основные понятия по теме урока; признаки индивидуальности, индивида и личности; типы мировоззрения; этапы социализации личности. Уметь: высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, таблицей | Текущий контроль | §1, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему «Индивидуальность – набор красок для шедевра по названию «Личность» (В. Гаврилов) | 05.09. | |||||||||
2 | Человек, общество, природа | Понятия природа, экологический кризис, Природное единство мира, Возможности разума человека, прогресс развития природы, неразумность отношения человека к природе | Знать: основные понятия по теме урока; признаки индивидуальности, индивида и личности; типы мировоззрения; этапы социализации личности. Уметь: высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, таблицей | Текущий контроль | §2, вопросы и задания к параграфу, таблица «Человек-венец природы» | 12.09. | ||||||||||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Урок-характеристики | Понятия общество, общественные отношения, социальные нормы. Что мы называем обществом. Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальные нормы и их роль в жизни общества. Ступени развития общества. Дополнительно: общество в широком и узком смысле слова; взаимоотношения общества и природы. | Знать: основные понятия по теме уроков; основные сферы жизни общества; виды социальных норм; ступени развития общества. Уметь: объяснять значение понятия общество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества; работать со схемами, таблицей, над созданием рабочего проекта | Устный опрос | §3, вопросы и задания к параграфу | 19.09. | |||||||||
4 | Развитие общества | Урок лабораторного типа | Понятия эволюционное развитие, социальная революция, реформа, глобализация, информационная революция, глобальные проблемы. Эволюционное развитие человечества. Марксизм. Закономерности общественных изменений. Реформы и реформаторы. Противоречия и перспективы в развитии человечества в 21 веке. Глобальные проблемы. Дополнительно: оценка процесса ускорения общественного развития человечества. | Знать: основные понятия по теме урока; различные теории развития общества; важнейшие черты развития современного общества; глобальные проблемы современности. Уметь: объяснять суть эволюционного развития общества; роль социальных революций; называть глобальные проблемы и предлагать пути их решения; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | §4, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении» (Н. Винер) | 26.09. | |||||||||
5 | Как стать личностью? | Урок-исследование | Понятия человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация, социализация. Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Дополнительно: агенты социализации | Знать: основные понятия по теме урока; признаки индивидуальности, индивида и личности; типы мировоззрения; этапы социализации личности. Уметь: высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, таблицей | Текущий контроль | §5, вопросы и задания к параграфу. Подготовка к практикумуму | 03.10 | |||||||||
6 | Практикум по главе «Личность и общество» | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов изучения темы «Личность и общество». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов. | Знать: основные понятия по теме Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Круглый стол | Вопросы для повторения (с. 43-44) | 10.10. | |||||||||
Глава II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (8 ч.) | ||||||||||||||||
7 | Сфера духовной жизни | Урок-практикум | Понятия сфера жизни общества, культура, культура личности. Культура как достижение человека в преобразовании мира. Черты, отличающие духовную сферу от других сфер общества. Духовные ценности. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Дополнительно: какой мир мы "творим по мере наших сил" и от чего зависит, каким будет этот мир. | Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты духовной сферы общества; особенности культурной жизни современной России. Уметь: объяснять, что включают в себя понятия духовная жизнь и культура, как связаны между собой культура человека и общества; высказывать суждения о том, какими качествами должен обладать культурный человек; характеризовать духовную жизнь современной России; отвечать на проблемные вопросы; анализировать статистические данные | Тест | §6, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему "Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может" (Ж. Дюамель) | 17.10. | |||||||||
8 | Мораль | Проблемные уроки с элементами дискуссии | Понятия мораль, нравственность, моральные нормы, моральный идеал, гуманизм, гражданственность, патриотизм. Что такое мораль и зачем она нужна людям. Главный признак морали. основные ценности и нормы морали. Гуманизм - высшая моральная ценность. Добро и зло. Дополнительно: роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности; многоликое зло. | Знать: основные понятия по теме уроков; главные моральные нормы. Уметь: высказывать суждения о том, что такое мораль и зачем она нужна; приводить примеры моральных норм; объяснить, почему гуманизм является высшей моральной ценностью; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения морали; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. | Устный опрос | §7, вопросы и задания к параграфу | 24.10. | |||||||||
9 | Долг и совесть | Урок-исследование | Понятия долг, объективные обязанности, ответственность ,общественный долг, совесть. Что такое долг. Научный подход к сущности понятия "долг". Общественный и моральный долг. Внешний и внутренний контроль за исполнением долга. Совесть и ее роль в жизни человека. Дополнительно: формальное и реальное понимание сущности долга; в вопросах совести закон большинства не действует | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: объяснять роль долга и совести в жизни человека; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | Устный опрос | §8, вопросы и задания рубрики "В классе и дома" | 07.11. | |||||||||
10 | Моральный выбор - это ответственность | Урок-дискуссия | Понятия моральный выбор, моральная ответственность. Способность человека выбирать индивидуальное поведение. Свобода выбора. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм. Критический анализ собственных мыслей и поступков. Проблема оценки и самооценки. Дополнительно: опасность безответственного поведения | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие выбор человеком индивидуального поведения. Уметь: объяснять понятие "свобода выбора", взаимосвязь свободы и ответственности; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать ответственным; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать над созданием учебного проекта | Решение проблемных задач | §9, учебный проект "Быть или казаться" | 14.11. | |||||||||
11 | Образование | Урок-практикум | Понятия образование, информационное общество, конкурентоспособность, самообразование. Приоритетность образования в России. Возрастание значимости образования в информационном обществе. Взаимосвязь конкурентоспособности страны и образования. основные элементы образовательной системы РФ. Дополнительно: основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; непрерывное образование - ключевая задача общества | Знать: основные понятия по теме урока; роль образования в современном обществе; элементы образовательной системы РФ. Уметь: объяснять причины приоритетности образования, его значение в современном обществе, взаимосвязь конкурентоспособности страны и образования; характеризовать систему образования РФ; работать со схемами, таблицей | Устный опрос | §10, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему "Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству" (А.С. Грибоедов) | 21.11. | |||||||||
12 | Наука в современном обществе | Урок-анализ | Понятия наука, естествознание, технознание, обществознание, человековедение. Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания. Роль науки в современном обществе. Дополнительно: нравственные принципы труда ученого | Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты науки; элементы современного научного знания. Уметь: характеризовать науку как особую систему знаний и особую сферу деятельности; объяснять возрастающую роль науки в современном мире; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы | Тест | §11, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему "Ключом ко всякой науке является вопросительный знак" (О. де Бальзак) | 28.11. | |||||||||
13 | Религия как одна из форм культуры | Урок-исследование | Понятия религия, вера, религиозная вера, обряды, молитва, догматы, секта, свобода совести, атеизм. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести. Свобода вероисповедания. Дополнительно: реализация принципа свободы совести в современно России | Знать: основные понятия по теме урока; сущность религиозных представлений о мире и обществе; характерные черты религиозной веры; основные религиозные организации и объединения. Уметь: объяснять роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свободы совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Устный опрос | §12, вопросы и задания к параграфу, повторить §6-12 | 05.12. | |||||||||
14 | Практикум по главе"Сфера духовной культуры" | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов изучения темы "Сфера духовной культуры". Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия по теме Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Семинар | Повторить выводы к главе II | 12.12. | |||||||||
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5ч.) | ||||||||||||||||
15 | Социальная структура общества | Урок-лекция | Понятия социальная структура, социальная группа, социальная мобильность. Социальная структура общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп. Признаки социальной группы, ее значение и влияние на поведение человека. Социальные конфликты и пути их разрешения. Дополнительно: проблемы формирования социальной идентичности; квазигруппы | Знать: основные понятия по теме урока; элементы социальной сферы; критерии разделения общества на страты; признаки социальной группы; виды социальных групп; причины и виды социальных конфликтов. Уметь: объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Текущий контроль | §13, вопросы и задания рубрики "В классе и дома", эссе на тему "Не неравенство тягостно, а зависимость" (Вольтер) | 19.12. | |||||||||
16 | Социальные статусы и роли | Урок-исследование | Понятия социальный статус, социальная роль, гендер. Социальная позиция человека в общества. Социальный статус: приписанный и достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальные роли, выполняемые человеком, и требования, которые они налагают. Гендерные роли. Дополнительно: проблема взаимосвязи статуса и роли; статусные символы и знаки отличия | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие социальный статус человека; основные социальные роли. Уметь: характеризовать особенности социального статуса подростков; объяснять, что такое гендерные роли и как они закрепляются за человеком; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой и таблицей | Письменный опрос | §14, вопросы и задания рубрики "В классе и дома" | 26.12. | |||||||||
17 | Нации и межнациональные отношения | Урок-исследование | Понятия этническая группа, нация, народность, этнос, национальная гордость. Соотношение понятий "нация" и "этнос". Отношения между нациями. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения. Дополнительно: межнациональные отношения в современном обществе | Знать: основные понятия по теме урока; причины межнациональных конфликтов и их последствия. Уметь: объяснять сущность межнациональных отношений, роль национальных традиций в жизни народа; называть причины и последствия национальных конфликтов и предлагать пути их разрешения; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; проводить сравнительный анализ; работать с документами; работать в группах | Устный опрос | §15, вопросы и задания рубрики "В классе и дома" | 16.01. | |||||||||
18 | Отклоняющееся поведение | Урок-лекция | Понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение. Разновидности отклоняющегося поведения. Позитивное и негативное поведение. Причины распространения алкоголизма и наркомании и величина ущерба обществу | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие социальный статус человека; основные социальные роли. Уметь: характеризовать особенности социального статуса подростков; объяснять, что такое гендерные роли и как они закрепляются за человеком; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой и таблицей | §16, вопросы и задания рубрики "В классе и дома", подготовка к практикумуму | 23.01. | ||||||||||
19 | Практикум по главе "Социальная сфера" | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов изучения темы "Социальная сфера". Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия по теме Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Семинар | Повторить выводы к главе III | 30.01. | |||||||||
ГЛАВА IV. ЭКОНОМИКА (14 ч.) | ||||||||||||||||
20 | Экономика и ее роль в жизни общества | Урок-лекция | Понятия потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, предметы потребления, средства производства, альтернативный выбор, альтернативная стоимость. Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные экономические блага. Проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость. Дополнительно: влияние экономики на поведение людей: роль информационных ресурсов в наши дни | Знать: основные понятия по теме урока; сущность экономики как науки. Уметь: объяснять взаимосвязь потребностей людей и экономики, проблемы ограниченности ресурсов, экономического выбора; приводить примеры свободных и экономических благ; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Текущий контроль | §17, эссе на тему "Богатство - вещь, без которого можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья" (Н.Г. Чернышевский) | 06.02. | |||||||||
21 | Главные вопросы экономики | Урок-лекция | Понятия экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика. Главные вопросы экономики: что производить, для кого производить, как производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Дополнительно: соотношение экономической роли государства и рынка в управлении экономикой | Знать: основные понятия по теме урока; основные вопросы экономики; типы экономических систем. Уметь: раскрывать суть основных вопросов экономики; характеризовать основные типы экономических систем; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемами | Устный опрос | §18, вопросы и задания к параграфу | 13.02. | |||||||||
22 | Собственность | Урок-практикум | Понятия имущественные отношения, собственность, владение, использование, распоряжение, физические и юридические лица, частная, общественная, коллективная собственность. Имущественные отношения. Собственность как экономическая и юридическая категория. Формы собственности. Защита права собственности. Дополнительно: сравнительный анализ рыночной и плановой экономики. | Знать: основные понятия по теме урока; формы собственности; способы защиты права собственности. Уметь: объяснять сущность имущественных отношений в обществе; участвовать в дискуссии; работать со схемами | Тест | §19, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему "Гражданин без собственности не имеет отечества" (Пифагор) | 20.02. | |||||||||
23-24 | Рыночная экономика | Уроки-практикумы с элементами деловой игры | Понятия рынок, конкуренция, спрос, предложение, диктатура цен, рыночное равновесие, равновесная цена. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип "невидимой руки" рынка. Основные функции цен. Дополнительно: взаимосвязь обмена и рынка; формы и виды рынков; экономическая сущность конкуренции | Знать: основные понятия по теме уроков; условия успешного функционирования рыночной экономики; факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке; главный принцип рынка; функции рынка в экономике. Уметь: объяснять значение конкуренции для рыночной экономики, механизм установления рыночного равновесия; принцип "невидимой руки" рынка; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Тест | §20, вопросы и задания к параграфу, кластер | 27.02. 06.03. | |||||||||
25 | Производство - основа экономики | Урок - деловая игра | Понятия продукт, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, услуга, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация. Роль производства в экономике. Товары и услуги. Факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал, предпринимательские способности. Распределение труда и специализация. Дополнительно: современные отрасли экономики | Знать: основные понятия по теме урока; роль производства в экономике; основные характеристики производства; факторы производства. Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар; называть отрасли экономики, получившие наиболее широкое развитие в современном мире, и объяснять причины этого; объяснять суть разделения труда и его роль в развитии производства; проводить сравнительный анализ; работать в группах; отвечать на проблемные вопросы, работать с таблицей | Устный опрос | §21, вопросы и задания к параграфу | 13.03. | |||||||||
26 | Предпринимательская деятельность | Урок-исследование | Понятия предпринимательство, экономическая свобода, фирма, индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество, малое предприятие. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Дополнительно: отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя; проблемы российских челноков | Знать: основные понятия по теме урока; сущность и функции предпринимательской деятельности; основные организационно-правовые формы предпринимательства. Уметь: раскрывать особенности предпринимательской деятельности; объяснять роль предпринимательства в обществе; характеризовать основные формы коммерческих организаций; высказывать суждения о том, от чего зависит успех предпринимательской деятельности; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | §22, вопросы и задания к параграфу, эссе на тему "Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни" (Г. Форд) | 20.03. | |||||||||
27 | Роль государства в экономике | Урок-деловая игра | Понятия налог, прямые налоги, государственный бюджет, статьи дохода, статьи расхода, государственный долг, дефицит бюджета, облигация. Экономическая роль государства. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Дополнительно: анализ способов воздействия государства на экономику; проблема платежей налогов в пользу государства | Знать: основные понятия по теме урока; функции государства в экономической жизни общества; способы влияния на экономику. Уметь: объяснять роль государства в экономической жизни страны; описывать систему налогообложения; отвечать на проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ; работать в группах; работать со схемами | Устный опрос | §23, вопросы и задания к параграфу | 03.04. | |||||||||
28 | Распределение доходов | Урок-деловая игра | Понятия прожиточный минимум, потребительская корзина, поляризация доходов, минимальный размер оплаты труда. Доходы граждан и прожиточный минимум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Дополнительно: государственное регулирование занятости и помощь безработным | Знать: основные понятия по теме урока; основные принципы распределения доходов в обществе; экономические меры социальной поддержки населения. Уметь: объяснять причины неравенства доходов людей, механизм государственного регулирования неравенства доходов; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с таблицей | Тест | §24, составить модель бюджета своей будущей семьи | 10.04. | |||||||||
29 | Потребление | Урок-исследование | Понятия потребление, производственное и непроизводственное потребление, социальное страхование, потребитель. Факторы, влияющие на объем и структуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России. Дополнительно: прямая связь между доходом и потреблением | Знать: основные понятия по теме урока; структуру расходов потребителей; факторы, влияющие на специфику расходов; виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Уметь: объяснять взаимосвязь между доходом и потреблением; приводить примеры расходов, связанных с различными потребностями людей; характеризовать систему защиты прав потребителей в России; проводить сравнительный анализ; решать познавательные и практические задачи; работать с документами; работать в группах | Текущий контроль | §25, вопросы и задания к параграфу | 17.04. | |||||||||
30 | Инфляция и семейная экономика | Урок изучения нового материала с элементами деловой игры | Понятия инфляция, номинальный доход, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит. Влияние инфляции на доходы населения. Реальные и номинальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения. Дополнительно: государство и сбережения граждан | Знать: основные понятия по теме урока; причины роста цен и его влияние на уровень жизни населения; формы сбережения граждан; виды банковских услуг, предоставляемых гражданам. Уметь: объяснять сущность процесса инфляции и его влияние на жизнь общества; характеризовать различные способы поддержания уровня доходов семьи в условиях инфляции; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | §26, вопросы и задания рубрики "В классе и дома" | 24.04. | |||||||||
31 | Безработица, ее причины и последствия | Урок-практикум | Понятия безработица, занятость, сезонная безработица. Безработица - спутник рыночной экономики. причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Дополнительно: безработица - за и против; конкурентоспособность в условиях рынка | Знать: основные понятия по теме урока; причины и последствия безработицы; меры, принимаемые государством по обеспечению занятости. Уметь: объяснять причины безработицы, ее экономические и социальные последствия; характеризовать деятельность государства в направлении снижения уровня безработицы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с документами | Тест | §27, вопросы и задания рубрики "В классе и дома", эссе на тему "В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту" (Дж. Гэлбрейт) | 08.05. | |||||||||
32 | Мировое хозяйство и международная торговля | Урок лабораторного типа с элементами дискуссии | Понятия мировое хозяйство, внешняя торговля, внешнеторговый оборот, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, валютный курс. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика и ее разновидности. Обменные курсы валют. Условия, влияющие на обменный курс валюты. Дополнительно: особенности политики протекционизма и свободной торговли | Знать: основные понятия по теме урока; основы мирового хозяйства и международной торговли; разновидности международной торговли; условия, влияющие на обменный курс валюты. Уметь: объяснять, как осуществляется экономическое развитие стран в условиях мирового хозяйства; характеризовать особенности политики протекционизма и свободной торговли; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать с документами | Устный опрос | §28, вопросы и задания рубрики "В классе и дома" | 15.05. | |||||||||
33 | Повторение и обобщение изученного по теме "Экономика" | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов изучения темы "Экономика". Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия по теме Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | Повторить §17-28 | 22.05. | |||||||||
34 | Контрольно-обобщающий урок «Обществознание» | Контрольный | Подведение итогов изучения курса в 8 классе | Знать: основные понятия по теме Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Проблемные задания, тесты, эссе – на выбор | 19.05. | ||||||||||
35 | РЕЗЕРВ | Экскурсии на предприятия | Наметить перспективы изучение предмета в 9 классе | 26.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...