План-конспект урока по теме "Социальная сфера"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Тема: Практикум по теме «Социальная сфера»
Тип урока: урок-рефлексия
Вид урока: интеллектуальная игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_tema_sotsialnaya_sfera.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема: Практикум по теме «Социальная сфера»
Урок № 20
Тип урока: урок-рефлексия
Вид урока: интеллектуальная игра
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Социальная сфера»
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление к изучению наук для понимания окружающей действительности и себя, закрепить уверенность в знаниях, повысить мотивацию учащихся к обучению
Развивающая: развивать умения работать с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.
Задачи урока:
1. Закрепить с учениками основные понятия по теме: «Социальная сфера».
2. Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по теме «Социальная сфера».
3. Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов.
4. Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между основными понятиями по теме социальная сфера: социальные группы, социальные роли, социальные статусы, девиантное поведение и межнациональные конфликты.
5. Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе в группах и межличностном взаимодействии.
6. Создать условия для воспитания уважения к другим культурам и обычаям через включение ребят в обсуждение видеоматериала «Кем бы ты ни был, всегда оставайся человеком».
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, доска, плакат с правилами, плакат «Мудрая сова», маркеры, таблицы, схемы, видеоролик.
Образовательные ресурсы: Обществознание, 8 класс, Л.Н. Боголюбов, презентация, карточки-задания.
План-конспект
Этап 1. Мотивация.
Учитель: Добрый день! Я рада вас приветствовать на игре «Умники и умницы», темы игры «Социальная сфера».
Меня зовут Элла Олеговна. Игру сегодня будет оценивать уважаемое жюри! Помогает мне Маргарита, ученица МБОУ СОШ №21, призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2018-2019 году.
Для нашей с вами совместной комфортной работы прошу вас написать маркером на бейджах ваше имя и прикрепить его к кофте.
Вы наверняка знаете, что у любой игры есть правила. У нас они тоже есть. С правилами выполнения заданий на этапах игры я буду вас знакомить в процессе, а вот общие правила, мы с вами обсудим прямо сейчас.
Правила игры:
1. Выключить сотовые телефоны.
2. Отвечать по поднятой руке после того, когда вам предоставят слово.
3. Уважать чужое мнение.
4. Соблюдать тишину.
У вас есть еще какие-либо дополнения к правилам? Ответы ребят
Тогда прошу вас взять свои маркеры, выйти и поставить подпись под ними. Подписи учащихся.
Все вы знаете, что правила и законы нужно соблюдать, но иногда мы их все-таки нарушаем и тогда наступает …. Ответы учащихся
Правильно – наказание. Давайте выберем наказание за нарушение правил. Это может быть танец, песня или стихотворение. Ответы учащихся
Таким образом, за нарушение любого из правил наказанием будет ________________, а за соблюдением правил будут следить члены жюри, я и моя помощница.
Все вы знаете, что самой мудрой птицей на планете считается сова. Но она пока еще не обладает достаточным количеством знаний, чтобы быть мудрой. Но в наших с вами силах ей помочь. Главное правило отвечать на вопросы.
II этап. Актуализация и фиксация затруднений.
Мы с вами переходим к первому этапу игры – разминка.
Правила просты – я задаю вопрос, вы поднимаете руку и после того, как вам дадут право ответа, отвечаете. За правильный ответ вы можете получить орден (1 балл) или медаль (0,5 балла). Правила понятны. Ответы учеников
Тогда начнем. Проговаривать орден или медаль за ответ
Разминка
1. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы:
l) социальная структура
2) социальная мобильность
3) социальный лифт
4) социальная стратификация
2. Место человека в социальной структуре общества называется
1) социальной стратой
2) социальной сферой
3) социальной группой
4) социальным статусом
3. Лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство, называются __________.
Ответ: семья
4. Назовите минимум 3 социальные группы:
Ответ: семья, класс, сверстники, производственный коллектив, религиозная общность, педагогический коллектив, любители музыки и т.д.
5. Вставьте пропущенное понятие: «Конфликт между государствами, происходящий в форме боевых действий между их вооружёнными силами, называется __________».
Ответ: война
6. Предписанным статусом не является
1) пол
2) расовая принадлежность
3) образование
4) возраст
7. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.
1) работник
2) друг
3) семьянин
4) гражданин
5) шахматист-любитель
8. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус.
1) социальная роль
2) социальный статус
3) социальное предписание
4) социальное обязательство
9. Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого?
1) пользователь мобильной связи
2) избиратель
3) работник завода
4) ученик школы
10. Когда родители контролируют выполнение детьми домашнего задания, то они выполняют:
1) социальное предписание
2) социальное обязательство
3) социальную роль
4) социальный заказ
11. Продолжите предложение.
Статус ученика школы предполагает…
Ответ: учиться
12. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется
1) расой
2) народом
3) племенем
4) гражданством
13. Надэтническая общность граждан одного государства, то есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определённых черт социальной психологии (национального характера, интересов, самосознания и др.), проявляющаяся в особенностях её культуры и быта, называется
1) расой
2) племенем
3) народом
4) нацией
14. Отклоняющееся поведение характеризуется:
1) несоответствием социальным нормам
2) причинением вреда обществу
3) причинением вреда личности
4) нарушением правовых норм
15. Что является примером отклоняющегося поведения:
1) участие в политической жизни страны
2) занятие танцами
3) увлечение панк – культурой
4) токсикомания
16. Подросток сообщил в полицию ложную информацию о том, что в школе заложена бомба. Действия подростка являются преступлением против:
1) личности
2) общественного порядка
3) мира и безопасности
4)военной службы
17. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется
1) деструктивным
2) дезинтеграционным
3) девиантным
4) демонстративным
18. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется
1) религиозной нормой
2) моральной нормой
3) обычаем
4) правовой нормой
19. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется
1) преступлением
2) деликвенцией
3) проступком
4) девиацией
20. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется
1) самоконтролем
2) санкцией
3) самооценкой
4) совестью
21. Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) правом
2) моралью
3) обычаем
4) порядком
Спасибо за ответы.
III этап. Локализация индивидуальных затруднений.
Ребята, давайте мы с вами повторим основные понятия и найдем в чём их взаимосвязь и отличия.
Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
В зависимости от положенного в основу различия группы бывают нескольких видов.
Признак различия | Виды | Основные характеристики | Примеры |
В зависимости от количественного состава | Большие | Многочисленная Создается для определенной цели Взаимодействие носит необходимый характер | Трудовые коллективы, предприятия, социально-классовые, профессиональные, политические организации и т.д. |
Малые | Немногочисленная группа, объединенная для совместной деятельности | Класс Кружок и т.д. | |
В зависимости от характера взаимодействия | Формальная группа | Имеет юридический статус Регулируется системой норм, правил, законов Имеется иерархия | Организация Предприятие и т.д. |
Неформальная группа | Возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий | Дружеские компании, объединения неформалов, любители рок-музыки | |
В зависимости от характера взаимодействия | Первичные | Взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер, высокий уровень эмоциональности | Семья Школьный класс Группа сверстников |
Вторичные | Многочислена Взаимодействие подчинено достижению цели Носит формальный безличный характер | Производственные Политические Религиозные группы |
Социальный статус – это положение, занимаемое индивидуумом в иерархической социальной системе, в которую он включен (группа, признанная или альтернативная общественная подсистема). Например, территориальное, пол, власть, уровень доходов, образование.
Социальный статус | |
Предписанный | Достигаемый |
не зависит от личности, он дан от рождения | зависит от личности, о того, кем человек становиться |
пол, расовая принадлежность, возраст | образование, профессия |
обеспечивает семья | приобретается |
Ребята, расскажите, пожалуйста, куда бы вы отнесли один из критериев социального статуса – уровень доходов.
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. (Поведение, вытекающее из социального статуса человека и ожидаемое окружающими).
Социальная роль | |
Основная | Ситуационная |
Гражданин, член семьи, работник, труженик, потребитель | Пассажир, пешеход, покупатель, зритель |
Давайте с вами распределим следующие социальные роли: водитель, мама, студент, друг, клиент банка, спортсмен, сосед, читатель, учащийся.
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Далее переходим с вами ко второму этапу игры – конкурс Красноречия
Сейчас вам предстоит посмотреть социальный ролик. После его просмотра ответить на вопросы, представленные на доске. Если вам необходимо зафиксируете основные моменты: социальные группы, социальные роли, социальные статусы; проблема.
1. Какие социальные группы представлены?
2. Какие социальные роли представлены?
3. Какие социальные статусы представлены?
4. Какая проблема поднимается в сюжете?
V. Реализация построенного проекта.
Смотрим ролик. Просмотр видеоролика.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
На выполнение задания у вас 1 минута. Если необходимо можно посмотреть еще раз.
Прошу вас поменяться листочками и проверить правильность выполнения задания, ваша товарища, но ничего не выполнять.
Ответ:
Социальные группы: первичная (семья), неформальная (болельщики), малая (семья) и большая (болельщики).
Социальные роли: мама, сын, болельщик.
Социальные статусы: мама – женский, средний, горожанин; болельщик – мужской, низкий, мужчина, беженец.
Проблема: межнациональных отношений, конфликты малых социальных групп, отношение по внешнему виду.
Поднимите руку те, у кого есть правильные ответы. Ответы учащихся.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Вы обратили внимание, что в завершении ролика появилась фраза «Кем бы ты не был, всегда оставайся человеком». Расскажите нам, почему для вас важно оставаться человеком? Помогает ли вам это в жизни? Какие качества отличают человека с большой буквы «Ч»?
Уважаемые члены жюри, прошу вас внимательно слушать ответы учащихся, т.к. после этого вам нужно будет вынести решение, кто из ребят получает медаль, а кто орден.
Объединитесь, пожалуйста, в 4. Одна минута на подготовку ответа, а также на определение, того, кто будет из вашей четверки отвечать. Обратите внимание, что все отвечающие получат орден или медаль.
Время на подготовку.
Ребята, вопросы повторять не обязательно. Можете сразу излагать свои аргументы.
Ответы учащихся. 4-5 человек по 30 секунд.
Возможно, кто-то из ребят, хочет еще высказать. Есть желающие?
Ответы учащихся. Если «да», то высказать, если «нет», то переходить дальше.
Уважаемое жюри, у вас есть время на обдумывание. Существует точка зрения, что возрастание социальной мобильности смягчает общественное неравенство. Ребята, записываем домашнее задание: написать эссе на тему «Социальная мобильность и общественное неравенство». Во время написания вам нужно будет привести 3 аргумента подтверждающие или опровергающие данное утверждение. Задание понятно?
Уважаемое жюри, вам слово, кто из ребят получает медаль, а кто достоин ордена.
Слово жюри.
Ребята посчитайте общее количество баллов, которые вам удалось собрать. Напоминаю орден – 1 балл, медаль – 0,5 балла.
3 участников, у которых больше всего баллов, я прошу выйти ко мне.
Ученики считают баллы и выходят.
Право выбора дорожки достается _______. Второй(ым) выбирает _________. Завершает ___________.
Напоминаю, что на красной дорожке вы можете давать только правильные ответы и у вас есть право пойти ва-банк.
На желтой дорожке вы можете один раз допустить ошибку.
На зеленой дорожке допустить ошибку и перейти в следующий тур вы можете 2 раза.
Выбор дорожек.
Ребята, вас я призываю внимательно слушать вопрос, т.к. если на него не отвечает участник на дорожке, то у вас появляется возможность получить дополнительный балл.
Вопросы для этапов на дорожках.
I этап. Тема: Социальная структура общества
1. Относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, нормы поведения, ценности, которые формируются в процессе исторического развития, называются __________ __________.
Ответ: Социальные группы
2. Это механизм повышения (или понижения) социального статуса. Они повышают (или понижают) четыре основных социальных признака: уровень власти, доходов, престижа и образования.
Ответ: Социальный лифт
3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.
Б. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.
Ответ: верно только А
II этап. Тема: Социальные роли и статусы
1. Гражданка К. , 28 лет, замужем, имеет сына, работает учителем биологии. Укажите её ролевой набор и опишите предписываемое этими ролями поведение.
Ответ: Жена, мама, учитель
2. Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса? _____________ _____________
Ответ: социальная роль
3. Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют:
Ответ: достигаемый
III этап. Тема: Отклоняющееся поведение
1. Я вам зачитаю перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение». Вам нужно найти и указать термин, относящийся к другому понятию.
Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
2. По общему правилу уголовная ответственность наступает с
1) восемнадцати лет
2) семнадцати лет
3) шестнадцати лет
4) тринадцати лет
IV этап. Тема: «Нации и межнациональные отношения»
1. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется
1) ксенофобией
2) толерантностью
3) ассимиляцией
4) этногенезом
Вопрос для игры «Ва-банк» на красной дорожке и дополнительные вопросы в случае спорного результата.
1. Некоторые социологи считают, сто образование сегодня можно купить, оно – производное от дохода и поэтому не может входить в число основных критериев социального расслоения. А как считаете вы? Поясните свой ответ.
2. Попробуйте выстроить и схематически отобразить цепь причинно-следственных связей, ведущих к конфликту между родителями и детьми.
3. В одной американской детской книге автор пишет: «Нет ничего, что мы не могли бы попробовать. Ты можешь сделать все те вещи, что ты видишь, независимо от того, кто ты – мальчик или девочка». Разделяешь ли ты такой взгляд на гендерные роли? Поясни свой ответ.
4. Предположите, каких правил нужно придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.
5. В XIX и XX веках благодаря успехам химии и фармокологии были созданы многие получившие вскоре распространение наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинить науку в распространении в обществе наркомании? Обоснуйте свой ответ.
Ребята, в процессе игры нам с вами удалось вспомнить и повторить основные термины и понятия, мы смогли ответить на разные вопросы. Наш совенок точно расширил свой кругозор, а теперь я прошу тех, у кого есть медали и ордены взять их и приклеить на нашего совенка, чтобы он стал по-настоящему мудрым. Надеюсь, что вы поняли, что мудрость – она не приходит сразу, она накапливается благодаря нашим новым знаниям.
У нас определились победитель и призёры игры. Но прежде, чем мы перейдем к награждению я прошу жюри и вас ребята выбрать по одному участнику, которые также достойны стать сегодня призёрами.
Выбор жюри
Выбор учеников
Приз зрительских симпатий сегодня получает _______________
В номинации «Выбор жюри» побеждает ________________
За 3 место награждается _____________________
За 2 место награждается _____________________
Победителем нашей игры становиться __________________
Аплодисменты наши победителям.
Аплодисменты нашему уважаемому жюри.
Аплодисменты друг другу и нашей помощнице.
Аплодисменты тем, кому запомнился этот урок.
Аплодирует тот, кто продолжить расширять свой кругозор.
Уважаемое жюри, ребята, от себя я выражаю вам огромную благодарность за участие в игре «Умники и умницы». Мне очень приятно было с вами работать, вы показали глубокие обществоведческие знания. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...