рабочая программа обществознание 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
рабочая программа по обществознанию 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_5_klass.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического совета школы на заседании приказом директора
протокол заседания педагогического совета МБОУ Донская СОШ
от 24.08.2018г.№1 протокол заседания от 28.08.2018г. №1 _______А.В.Естремский
от 30.08.2018г. № 135
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 5 класса
на 2018-2019 учебный год
уровень общего образования
Учитель: Сойма Елена Александровна
х.Гундоровский
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена и утверждена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с основной образовательной программой основного общего ФГОС на 2018-2019 учебный год, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2011 года и «Программы по обществознанию для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014, рассчитанной на 35 часов.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении учебного плана на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года №136, годовым календарным графиком МБОУ Донской СОШ на 2018/19 учебный год, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении годового календарного графика на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года № 133 и расписанием уроков, утвержденным приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении расписания уроков 1-11 классов на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года №134.
Программа будет реализована за счет объединения уроков : «Человек – биологическое существо» и «Отличие человека от животных» на 1 час.
Цели и задачи курса:
Цели и задачи курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебник «Обществознание. 5 класс», Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др., М.: Просвещение, 2015 г., входящий в Федеральный перечень учебников на 2018/19 учебный год.
Контрольно-измерительные материалы взяты из пособия «Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс. ФГОС», Е.Н. Калачева – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Методическое пособие: «Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс», Е.Н. Сорокина, М.:ВАКО, 2015
При реализации данной программы будут использованы технологии
обучения:
- технология работы с текстом;
- - игровые технологии;
- ИКТ-технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология обучение в сотрудничестве;
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности.
формы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок – лекция;
- -урок – беседа;
- урок с использованием учебного кинофильма;
- урок практических работ;
- комбинированный урок;
- урок-экскурсия;
- урок контроля знаний.
Согласно уставу МБОУ Донской СОШ и Положению «Об организации и проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности, переводе учащихся, повторном обучении, выставлении четвертных(полугодовых), годовых оценок и переводе учащихся №4-4» выбраны виды и формы контроля текущего, промежуточного, итогового контроля:
- устные (пересказ материала учебника; изложение фактического материала по составленному плану, задания на сравнение и сопоставление, вопросы на проверку усвоения основных понятий);
- письменные (контрольные работы, тесты);
- практические (работа с документами, составление таблиц, планов);
- индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников);
- фронтальные (работа над понятиями, датами, фактическим материалом);
- групповые (работа над творческими заданиями, решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами);
- нетрадиционные (составление и отгадывание кроссвордов, составление тестов, подготовка презентаций);
- с применением ИКТ (с применением электронных учебных заданий).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) Использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч.)
Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Человек (5 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками и с младшими по возрасту партнерами.
Семья(4 ч.)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный Кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности полростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Школа (5 ч.)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Труд (7 ч.)
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина(12 ч.)
Россия – федеративное государство. Структура России ка федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Анализ результатов работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата план. | Дата факт. | Основные виды учебной деятельности | Примечания |
Ведение в изучение курса (1 ч.) | ||||||
1 | 1 | Задачи и структура курса «Обществознание» | 3.09 | Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и выполнении домашних заданий. | ||
Тема 1. Человек (5 ч.) | ||||||
2 3 | 1 2 | Загадка человека Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. | 10.09 17.09 | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных. | ||
4 5 | 3 4 | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста | 24.09 1.10 | Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показатель взрослости. | ||
6 | 5 | Практикум по теме «Человек» | 8.10 | Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общение, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. | ||
Тема 2. Семья (4 ч.) | ||||||
7 | 1 | Семья и семейные отношения | 15.10 | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. | ||
8 | 2 | Семейное хозяйство | 22.10 | Характеризовать совместный труд семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства. | ||
9 | 3 | Свободное время | 12.11 | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками своего свободного времени. Описывать и оценивать свои собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. | ||
10 | 4 | Практикум по теме «Семья» | 19.11 | Обобщить и систематизировать знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи. Расширять опыт решения познавательных задач по изучаемой теме. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе. | ||
Тема 3. Школа (5 ч.) | ||||||
11 12 | 1 2 | Образование в жизни человека Ступени образования | 26.11 3.12 | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Описывать систему общего школьного образования в нашей стране. Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. | ||
13 | 3 | Образование и самообразование | 10.12 | Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных в школе знаний. | ||
14 | 4 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 17.12 | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | ||
15 | 5 | Контрольная работа №1 за первое полугодие | 24.12 | Систематизировать полученную в результате изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учебу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике при анализе социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками. | ||
Тема 4. Труд (7 ч.) | ||||||
16 17 | 1 2 | Труд - основа жизни. Труд – условие благополучия человека | 14.01 21.01 | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | ||
18 19 | 2 4 | Трудовая деятельность человека Творческий труд. | 28.01 4.02 | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. | ||
20 21 22 | 5 6 7 | Практикум по теме «Труд» Практикум по теме «Труд и творчество» Повторительно - обобщающий урок по теме «Труд» | 11.02 18.02 25.02 | Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи. | ||
Тема 5.Родина. (12ч.) | ||||||
23 24 | 1 2 | Наша Родина – Россия. Что значит быть патриотом | 4.03 11.03 | Объяснять смысл понятия «субъект РФ», знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Раскрывать функции русского языка как государственного. | ||
25 26 | 3 4 | Государственные символы России История Государственных символов | 18.03 1.04 | Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященным государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. | ||
27 28 | 5 6 | Гражданин России Права и обязанности граждан РФ | 8.04 15.04 | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права и обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. | ||
29 | 7 | Мы – многонациональный народ. Межнациональные отношения | 22.04 | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия, показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | ||
30 | 8 | Практикум по теме «Родина» | 29.04 | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», систематизировать знания о федеральном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России, ее государственному языку. | ||
31 | 9 | Контрольная работа №2 за второе полугодие | 6.05 | Обобщить и закрепить полученные знания и умения | ||
32 | 10 | Повторение по курсу «Обществознание 5 класс» | 13.05 | |||
33 | 11 | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 5 класс» | 20.05 | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. | ||
34 | 12 | Итоговый урок. | 27.05 | Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...